|
Тема 4. Взаимосвязь законов, закономерностей, принципов и правил в процессе обучения.
Тема1: Современные теории отечественной дидактики.
Задание 1. на основании изучения основных концепций и подходов к обучению выделить отличительные признаки теорий обучения, заполните таблицу:
Название дидактической теории
| Основоположники дидактической теории
| Основные характеристики: целевой, содержательный, процессуальный аспекты; нерешаемые проблемы, трудности
| Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
| А.Н.Леонтьев
П.Я.Гальперин
Д.Б.Эльконин
Н.Ф.Талызина
| Теория поэтапного формирования умственных действий -(разработана П.Я.Гальпериным и его сотрудниками) - учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе - представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: 1) выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия; 2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план - как направление умственной деятельности, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме.
В ходе психического развития ребенка совершенствуются процессы интериоризацииэкстериоризации(вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте).
В Т.п.ф.у.д. различают четыре основные группы условий овладения новым умственным действием: наличие необходимой мотивации, правильное выполнение действия в его исходной внешней форме, планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.), полноценное воспроизведение действий в умственном плане.
Практическое значение применения Т.п.ф.у.д. заключается в том, что в процессе обучения формирования новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования приема проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.
| Программированное обучение
| Б.Ф.Скиннер
Н.А.Кроудер
| катя
| Проблемное
обучение
| М.И.Махмутов
И.Я.Лернер
В. Оконь
Ч.Куписевич
| Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемное обучение включает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
4) проверка правильности решения проблемы.
http://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html
| Развивающее
обучение
| В.В.Давыдов
Д.Б.Эльконин
| http://www.vita-press.ru/255.html
| Развивающее
Обучение
| Л.В.Занков
| Содержание строится с опорой на три кита: 1) цель – общее развитие каждого ребенка; 2) учет особенностей обучаемых; 3) образовательные стандарты.
http://www.zankov.ru/rest/parentslib/article=1262/
| Исследовательское обучение
| А.И.Савенков
М.В.Кларин
А.Н.Поддьяков
| http://www.specialschool.ru/experiment/?id=38
|
Тема2: Понятийно-категориальный аппарат дидактики как теории обучения.
Задание №1. Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования, выделяя в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются за ним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.
«Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями».
Дидактика сред шк.: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. Скаткина. – М., Просвещение, 1982. с.101.
| «Образование – это ыне только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «образ», т.е. формирование самого себя».
Ремезова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии образования. //Философия образования для 21 века, - М., Логос, 1992.-с.149.
| «Образование – процесс и результат усвоения систематических знаний, умений, навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду».
Крат пед. словарь пропагандиста. – М. 1984. – с. 157.
| «Образование есть не что иное, как культура индивида. Сколько культурных ценностей, столько и видов образования».
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс,1995. – с.35.
| «Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый».
Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманист, Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. – с.25.
| «Образование –это овладение системой знаний основ наук и соответствующих им Умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей. Основной путь получения образования – учение».
Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. – М.: Изд-во АПН,1957.
| «Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней».
Закон РФ «Об образовании» Сборник законов РФ. М.: Славянский дом книги, 1999. – с. 224.
| «Образование (от русск. – создание образа) – это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей».
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студентов средних и высших пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК – Ростов-на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. – с.36.
|
Задание №2. Аналогичным образом сконструируйте дефиницию дидактических категорий «обучение», «учение», «преподавание», «усвоение».
Литература
- Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 вв. – М.: Педагогика, 1990 – с.221.
- Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы. М.,1970. – 98 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. Ред. и сост. П.В.Алексеев. – М.: «школа-пресс», 1995. – 448 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996 – 544 с.
- Данилов М.А.. Б.П. Есипов Дидактика. – М., 1957.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Новая школа, 1996. – 432 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения: М.,1953.
- Краевский В.В. проблемы научного обоснования (методологический аспект). – М.,1977.
- Кукушин В.С. Дидактика: Учебное пособие. – М.:ИКЦ «Март», 2003 – 368 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
- Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика 1991. – 334 с.
- Кларин М.В. Инновационные подели обучения в зарубежных и педагогических поисках. – М., 1994.- 164 с.
- В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – 125 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманист, Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское проведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, клнфликт. – М., 2000. 214 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.
- СитаровВ.А. Дидактика: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Сластенина, - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. 2-е издание. – М., 1953.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – Спб: Питер 2001. – 544 с.
Тема 4. Взаимосвязь законов, закономерностей, принципов и правил в процессе обучения.
Задание 1. На основании предложенной схемы составить научный рассказ «Взаимодействие дидактических элементов»:
Дидактические -----Закономерности -------- Принципы --------- Правила
Законы обучения обучения обучения.
Задание 2. На основании соотношения основных компонентов учебного процесса с принципами обучения, выделенного Ю.К. Бабанским, определите принципы обучения и заполните таблицу:
Основные компоненты и условия обучения
| Принципы обучения
| Задачи обучения
|
| Содержание обучения
|
| Методы обучения и соответствующие им средства
|
| Формы организации обучения
|
| Результаты обучения
|
|
Задание №3. Вспомните фрагмент реального обучения, во время которого вы были бы в роли ученика, учителя, наблюдателя. Запишите тему, цели, план этого занятия. Попытайтесь выявить и записать все закономерности процесса обучения, которые проявились в данном фрагменте обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|