Сделай Сам Свою Работу на 5

Показания к применению массажа в логопедической практике





ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Допущено

Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования

в качестве учебно-методического пособия для студентов педагогических вузов,

обучающихся по специальности 031800 «Логопедия»

Москва

ACADEMA 2003


УДК 616.899 (075.8) ББК74.3я73 Д931

Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология» для педагогических вузов и колледжей

Руководитель программы — доктор педагогических наук Н. М. Назарова

Научный консультант — доктор медицинских наук, профессор Л.И.Белякова

Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Г. В. Бабина;

кандидат педагогических наук О. Г. Приходъко; врач-невролог 1-й категории, мануальный терапевт А. А. Королев

Дьякова Б. А.

Д931 Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 96 с, 8 л. ил.: ил. ISBN 5-7695-0543-5

В учебном пособии представлено физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике, изложены научные представления о строении и анато-мо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, систематизированы приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. Книга дает представление о различных приемах логопедического массажа. Подробно излагается методика его проведения, даются четкие методические рекомендации о различных приемах, используемых в логопедическом массаже, а также представлены диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа.



Пособие может быть полезно дефектологам, медицинским работникам (невропатологам, массажистам и инструкторам ЛФК, работающим в отделениях для детей с речевой патологией), а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.

УДК 616.899(075.8) ББК 74.3я73

Учебное издание*

Дьякова Елена Александровна

Логопедический массаж

Учебное пособие

Редактор У. Г. Макухина; Ответственный редактор С. А. Шаренкова;

Технический редактор О.С.Александрова; Компьютерная верстка: Г.А.Берковский;



Корректоры В.И.Рейбекель, Л.В.Мельникова

Изд. № А-427. Подписано в печать 31.03.2003. Формат 70x100/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 7,8 + цв. вкл. 0,5 л. Тираж 20 000 экз. (1-й завод 1 - 8 000 экз.). Заказ 2821.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

© Дьякова Е. А., 2003
ISBN 5-7695-0543-5, © Издательский центр «Академия», 2003


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................................................3

Глава 1. Метод массажа в коррекции речевых нарушений.........................................5

Показания к применению массажа в логопедической практике........................................5

Место массажа в комплексной системе коррекционно-

педагогического воздействия................................................................................................5

Физиологическое действие массажа....................................................................................6

Глава 2. Краткие анатомо-физиологические сведения................................................8

2.1. Голова и шея....................................................................................................................8

2.2. Полость рта....................................................................................................................12

2.3. Шея.................................................................................................................................14

2.4. Кровоснабжение лица и шеи.......................................................................................15

2.5. Нервы головы и шеи....................................................................................................17

Глава 3. Предварительная диагностика.......................................................................19



Глава 4. Рекомендации к проведению логопедического массажа...........................25

4.1. Методические указания к проведению массажа.......................................................25

Виды массажа, используемые в логопедической практике............................................25

Противопоказания к назначению массажа.......................................................................25

Общие рекомендации к проведению массажа.................................................................25

Подготовка к массажу........................................................................................................26

Положения тела при массаже ...........................................................................................26

4.2. Основные приемы массажа........................................................................................27

4.3. Гимнастика...................................................................................................................29

Глава 5. Методика проведения логопедического массажа. Комплексы

массажных движений......................................................................................................31

Методические указания к проведению расслабляющего массажа...............................31

Методические указания к проведению активизирующего массажа …………………31

5.1. Массаж плечевого пояса и шеи.................................................................................32

5.2. Массаж в области гортани.........................................................................................37

5.3. Массаж лицевой мускулатуры..................................................................................37

Массаж в области лба.......................................................................................................37

Массаж в области глаз......................................................................................................40

Массаж в области щек и подбородка..............................................................................40

Массаж мышц губ.............................................................................................................50

Массаж мышц языка.........................................................................................................58

Массаж мягкого нёба........................................................................................................69

Массаж уздечки языка......................................................................................................72

Массаж слизистой оболочки десен и твердого нёба.....................................................73

Инструментальные методы воздействия в логопедическом массаже ... …………....73

Глава 6. Методика точечного массажа (массаж биологически активных точек).... 75

Техника точечного массажа.............................................................................................75

Приемы точечного массажа.............................................................................................75

Методические указания к проведению точечного массажа.........................................76

6.1. Биологически активные точки, используемые в логопедическом массаже..............................................................................................................................76

6.2. Точечный массаж в сочетании с фонационной гимнастикой...............................82

6.3. Массаж ушных раковин............................................................................................82

Глава 7. Использование приемов самомассажа в логопедической практике....84

Самомассаж мышц головы и шеи...................................................................................85

Самомассаж мышц лица..................................................................................................85

Самомассаж мышц языка.................................................................................................90

Самомассаж ушных раковин...........................................................................................91

Программа курса «Логопедический массаж» (дисциплина по выбору).............92

Литература


ПРЕДИСЛОВИЕ

Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б.Эйдиновой, О.В.Правдиной, К.А.Семеновой, С.А.Бортфельд и др. Тем не менее приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования приемов массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ри-нолалия, заикание.

Несмотря на то что существуют отдельные публикации, в которых описываются различные приемы массажа при речевых нарушениях, до настоящего времени не было учебного пособия, представляющего логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии.

Цель данного учебного пособия — описание методики и техники логопедического массажа, в пособии также приведены показания к его применению при различных речевых нарушениях. Мы стремились наиболее полно представить и систематизировать приемы логопедического массажа, как уже известные по публикациям (И.И.Панченко, 1979; Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова, 1985; Е.Е.Шевцова, 1993; Е.П.Недорезова, 1995; И.В.Блысина, В.А.Ковшиков, 1995; О.Г.Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; и др.), так и являющиеся результатом практического опыта автора данной книги, а также дать физиологическое обоснование целесообразности использования этих приемов в логопедической практике.

Известно, что многие логопеды, работающие как в медицинских, так и в педагогических учреждениях, используют приемы логопедического массажа в своей работе и стремятся получить квалифицированные знания в этой области. Однако до последнего времени обучение специализированному массажу не носило целенаправленного, систематизированного характера, с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. В настоящее время курс «Логопедический массаж» включен в систему подготовки логопедов в Московском городском педагогическом университете и проводится в виде специального семинара, в соответствии с разработанной учебной программой.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических институтов, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, дефектологам, медицинским работникам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.

Автор будет благодарен всем, кто пришлет свои отзывы, замечания и предложения по улучшению содержания книги, которые будут учтены при ее переиздании. Адрес e-mail: diakova@yandex.ru.


Глава 1

МЕТОД МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Показания к применению массажа в логопедической практике

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.