Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы взаимосвязи семьи и специального дошкольного учреждения





Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы:

-лекционно-просветительскую;

- консультативно-рекомендательную;

-обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком;

- проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.


Содержание консультационно-педагогической помощи родителям, воспитывающим ребенка с интеллектуальной недостаточностью

 

Наиболее тяжело родителями воспринимается диагноз «умственная отсталость». Реакция родителей на диагноз зависит от ряда факторов: от кого и как они узнали о неполноценности ребенка, социально-экономического, культурного уровня семьи, личностных особенностей, амбиций родителей.



Основной формой работы специалистов ПМПК с семьей является консультирование: в ходе и по итогам обследования, при выборе оптимального образовательного маршрута, по вопросам обучения и воспитания детей. Дефектологи, психологи, логопеды проводят индивидуальные консультации по проблемам, организуются лектории, «круглые столы» для замещающих семей, выступают на родительских собраниях.

Правильная организация консультации, понимание специалистами нужд семьи, ее поддержка, учет интересов ребенка могут эффективно смягчить переживания родителей.

Для того чтобы помочь семье, воспитывающей умственно отсталого ребенка, прежде всего, необходимо дать родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указать его специфические положительные и отрицательные особенности, сильные и слабые стороны, возможности и перспективы его развития и обучения.

Достоверная диагностика отклонений в развитии ребенка поможет раскрыть структуру дефекта, определить индивидуальные особенности аномального ребенка, квалифицировать специальные образовательные потребности.



Обследование и консультирование правильнее проводить в присутствии обоих родителей, чтобы избежать разногласий между супругами по вопросам воспитания и обучения особого ребенка и возможных из-за этого конфликтов. Близкие должны осознавать тот вред, который они могут нанести психическому и физическому здоровью, предъявляя завышенные требования к умственно отсталому ребенку в отношении познавательного развития и результатов его обучения.

Наблюдение за развитием ребенка, оценка правильности выбранного образовательного маршрута, применяемых методов работы с ним должно проводиться в динамике. Родители обязательно должны присутствовать на, динамическом контроле. Это поможет им убедиться в правильности выбранного пути, увидеть позитивные изменения в его развитии.

Необходимо привлекать родителей к разрешению проблем своего ребенка. Ценностное отношение к ребенку, активная позиция в отношении его воспитания - важное условие компенсации недостатков в развитии и их социальной адаптации.

 


Нетрадиционные подходы к организации консультационной помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями

Нетрадиционные формы работы с родителями:

 

- Брошюры.

Разработка брошюр является универсальным средством донесения информации до родителей, которые зачастую слишком заняты, чтобы часто присутствовать



. - Пособия.

В пособиях может содержаться информация о деятельности специального дошкольного учреждения, а также об особенностях развития умственно отсталых дошкольников, их деятельности. В некоторых пособиях содержатся методические рекомендации для родителей.

- Бюллетень.

Данная форма взаимодействия с родителями выпускается несколько раз в месяц. В бюллетене родители могут найти информацию о родительских собраниях, запланированных мероприятиях (представления. праздники, экскурсии и т.д.).

- Еженедельные записки.

Данные записки составляются воспитателем в конце недели на каждого ребенка.

- Неформальные записки.

В таких записках чаще всего воспитатель отражает достижения ребенка либо просит оказать определенную помощь ДУ.

- Личные блокноты.

Такой блокнот заводится на ребенка в начале года. В нем могут писать как воспитатели, так и родителя. В основном блокнот предназначен для обмена информацией о ребенке между семьей и ДУ.

- Доска объявлений.

Доска объявлений представляет собой информационный стенд, на котором помимо информации психолого-педагогического содержания содержатся объявления об определенных событиях. К примеру, о переносе дня проведения родительского собрания либо об отмене экскурсии.

- Ящик для предложений

Ящик для предложений представляет собой коробку, в которую родители могут класть свои замечания и предложения в письменном виде. Основное правило – соблюдение анонимности. На основании полученных писем воспитатель может эффективно корректировать свою деятельность.

- Отчеты.

Письменные отчеты о ребенке могут составляться по месяцам. кварталам либо полугодиям. Фактически письменный отчет содержит структурированную информацию о деятельности ребенка в течение длительного временного периода.


Условия. Обеспечивающие всестороннюю подготовку ребенка с интеллектуальной недостаточностью к школе. Особенности процесса адаптации к школьному обучению ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению осуществляется в основном в специальных дошкольных учреждениях. Основные требования к физическому, умственному и нравственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта определены в «Программе воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста». Там же определены и основные требования к усвоению детьми определенных знаний, умений, навыков.

Школьное обучение требует, прежде всего, достаточного уровня физического развития, позволяющего ребенку выдержать увеличившуюся нагрузку. Ребенок должен перейти к новому режиму работы, сна и адаптироваться к новым социальным условиям.

Поскольку значительное количество детей с нарушениями интеллекта поступает из специальных (коррекционных) дошкольных учреждений в специальные (коррекционные) школы, особое значение для адаптации ребенка приобретают навыки самообслуживания. Между тем педагоги специальных школ зачастую отмечают, что дети, поступившие в I класс, не умеют достаточно быстро и правильно одеваться, раздеваться, аккуратно есть, причесываться, следить за своим внешним видом и т.д. В то же время известно, что при постоянном внимании к воспитанию навыков самообслуживания к старшему дошкольному возрасту у детей формируются все необходимые умения и навыки: одевания, раздевания, еды, пользования туалетом, содержания личных вещей.

 

Другой необходимой предпосылкой к усвоению школьной программы является наличие у ребенка с нарушениями интеллекта элементарных познавательных интересов и познавательной активности. Формирование познавательных интересов не сводится к тому, чтобы дать детям определенные знания, умения и навыки. Речь, прежде всего, должна идти о том, чтобы воспитать у них потребность в знаниях и по возможности сформировать способы их приобретения.

Изобразительная и конструктивная деятельность — первые виды продуктивной деятельности.

Особо важную роль в подготовке ребенка к школе и в активизации его познавательных возможностей играют элементы учебной деятельности, которые формируются и развиваются с самого начала пребывания ребенка в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении в процессе всех занятий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.