Задачи и функции специальных дошкольных учреждений
Предмет, задачи курса «Дошкольная олигофренопедагогика»
Предметом курса дошкольной олигофренопедагогики являются теоретические основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).
Основными задачами данного курса являются:
§ раскрытие значения дошкольного воспитания в коррекци-онном развитии ребенка с нарушениями интеллекта;
§ вооружение студентов знаниями об особенностях физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта;
§ знакомство студентов с содержанием и методами обучения детей с нарушениями интеллекта, с организацией их жизни в специальных дошкольных учреждениях.
При изложении данного курса основное внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с диагнозом «олигофрения в степени дебильности», так как именно эти дети составляют основной контингент специальных (коррекционных) дошкольных учреждений (детских садов, детских домов, специальных санаториев) для детей с нарушениямиинтеллекта.
Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка
Приоритетное внимание дошкольному возрасту уделяется в связи с тем, что именно первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного физического, эмоционального интеллектуального, личностного его развития.
Специалистами показано, что период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного первоначального формирования качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также усвоения различных видов деятельности. Формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее, и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Каждый определенный возраст вносит свой вклад в развитие и создает особо благоприятные условия для возникновения психологических новообразований в познавательной и мотивационных сферах, имеющих непреходящее значение в развитии будущей личности ребенка.
Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся, и то, что будет «недобрано» в этот сензитивный период, наверстать в дальнейшем трудно или вовсе невозможно.
К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные проявления ребенка носят затяжной (латентный) характер. К концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Более того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем и дошкольном возрасте, то впоследствии преодоление отклонений оказывается делом трудным, а подчас невозможным.
Обучение и воспитание дошкольника с интеллектуальной недостаточностью
Воспитательно-образовательный процесс опирается на научно обоснованные программы, учитывающие основные психофизические закономерности и индивидуальные особенности развития детей. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
Отечественная система воспитания и обучения умственно отсталых детей опирается на следующие положения Л.С.Выготского: о сложной структуре дефекта, возникающей в результате первичного и вторичного характера нарушений; об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка; о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития. Коррекция и компенсация аномального развития не могут происходить стихийно. Ребенок с нарушениями интеллекта в значительно большей степени, чем нормально развивающийся, нуждается в своевременном и всестороннем систематичном педагогическом воздействии.
Прежде всего обучение должно учитывать общие тенденции развития нормального и аномального ребенка, т.е. ребенок с нарушениями интеллекта должен пройти все стадии онтогенетического развития. Однако, темпы развития умственно отсталого иные чем у нормально развивающегося. Кроме того, у ребенка с нарушениями интеллекта формирование определенных возможностей достигается другими средствами, чем у их сверстников в норме. Конечные результаты естественно не совпадают у детей в норме и с нарушениями интеллекта. Однако, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития ребенка с нарушениями интеллекта был максимально приближен к норме.
Следующим важным принципом коррекционной работы является развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как особенности возраста, так и особенности структуры нарушения.
Обучение оказывается развивающим только тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребенка. Что же такое зона ближайшего развития и как она может быть использована в обучении и воспитании? Зона ближайшего развития представляет собой тот резерв потенциальных возможностей ребенка, который он не может реализовать самостоятельно, а только с помощью взрослого. Учить можно и нужно тому, что пока не воспринимается самостоятельно, но усваивается под руководством взрослого.
Задачи и функции специальных дошкольных учреждений
Специальное дошкольное учреждение создается с целью получения специального образования воспитанниками с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования, разностороннего развития и социализации воспитанников с особенностями психофизического развития раннего и дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Основными задачами специального дошкольного учреждения являются:
- обеспечение получения специального образования лицам с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений;
- социальная реабилитация воспитанников с особенностями психофизического развития, обеспечивающая создание им равных возможностей для участия в жизни общества, формирование жизнеспособной личности, включение в активное социальное взаимодействие;
- подготовка воспитанников с особенностями психофизического развития к получению образования на уровне общего среднего образования, включению их в среду сверстников, не имеющих особенностей психофизического развития, обеспечение их максимально возможной социальной адаптации и интеграции в обществе;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития воспитанников, воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям.
Для достижения своих задач специальное дошкольное учреждение выполняет следующие функции:
ü организует обучение и воспитание воспитанников с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования;
ü реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, может реализовывать образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи;
ü создает специальные условия для получения образования и коррекции имеющихся физических и (или) психических нарушений воспитанников с особенностями психофизического развития;
ü обеспечивает охрану, защиту и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни;
ü обеспечивает воспитанников с особенностями психофизического развития своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощью;
ü формирует позитивное общественное мнение в отношении лиц с особенностями психофизического развития, улучшение морально-психологического положения детей с особенностями психофизического развития в семье, коллективе, обществе;
ü проводит работу по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников;
ü организует оказание медицинской помощи воспитанникам;
ü развивает компенсаторные способности, исправляет и (или) проводит работу по ослаблению нарушений в психофизическом развитии воспитанников;
ü проводит консультативную работу с законными представителями по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с особенностями психофизического развития.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|