Сделай Сам Свою Работу на 5

Обработка полученных данных.

Курсовой руководитель

педагогический практики _____________________________________________

Ф. И. О. преподавателя

 

Успеха Вам!!!
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Производственная педагогическая практика проводится в 5-9 классах в различных образовательных учреждениях (средние школы, лицеи, гимназии).

Первая неделя педпрактики отводится на ознакомление с учреждением образования, его структурой, порядком функционирования, администрацией. Для ведения учебной и внеучебной воспитательной работы студент прикрепляется к одному классу. К концу первой недели студент совместно с учителем своего предмета и классным руководителем составляет свой индивидуальный план.

Задание № 1. Первичное знакомство со структурой управления общеобразовательным учреждением. Беседа с администрацией общеобразовательного учреждения

До того как начать практическую деятельность в конкретном классе, ознакомьтесь с образовательным учреждением. Прежде всего, Вы должны встретиться с администрацией школы. Целью этой встречи является сбор, систематизация и осмысление информации об учебном заведении, где Вы будете проходить практику. В результате беседы с администрацией заполните информационную страницу, ответьте на указанные ниже вопросы.

Учреждение образования (база практики) ______________________________________________________________

Адрес ________________________________________________ Телефоны ____________________________________

Директор ____________________________________________________________________________________________

(Ф. И. О., полностью)

Заместители директора: ________________ _______________________________________________________________

(Ф. И. О, полностью, по какой работе)

_______________________________________________________________________________

(Ф. И. О, полностью, по какой работе)

Учитель по __________________________________________________________________________________________

(предмет) (Ф. И. О., полностью)

Классный руководитель ______________________________________________________________________________

(класс) (Ф. И. О., полностью)

Из беседы с администрацией общеобразовательного учреждения и классным руководителем, выясните:

1. Является ли учреждение гимназией, лицеем или обычной средней общеобразовательной школой? _______________



____________________________________________________________________________________________________

2. Каков контингент школы (сколько учащихся, сколько классов, какова наполняемость классов)? _________________

____________________________________________________________________________________________________

3. Какие образовательные программы реализуются в школе? _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

4. Охарактеризуйте специфику перехода общеобразовательного учреждения на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО). Какие классы уже обучаются по ФГОС ОО? Охарактеризуйте основные инновации в деятельности учителя, связанные с переходом на ФГОС ОО.

____________________________________________________________________________________________________

5. Ознакомьтесь с перспективным и годовым планом работы учреждения образования. Выпишите названия разделов плана. _____________________________________________________________________________________________

6. Какие функции выполняют заместители директора в общеобразовательном учреждении? Как распределены обязанности между ними? __________________________________________________________________________________

7. Ознакомьтесь с составом Совета учреждения образования и тематикой его заседаний. Какие проблемы он решает? Приведите примеры обсуждаемых вопросов. ____________________________________________________________

8. Ознакомьтесь с классным журналом. Какие сведения об учениках и их родителях отражены в журнале?

___________________________________________________________________________________________________

9. Охарактеризуйте систему дополнительного образования в общеобразовательном учреждении. Какие кружки, секции, клубы действуют в школе? _______________________________________________________________________

10. Перечислите профильные классы, существующие в данной школе. Существуют ли критерии отбора в профильные классы?____________________________________________________________________________________________

11. Как осуществляется подготовка школьников к ГИА и ЕГЭ? (Какие формы подготовки используются, учитываются ли индивидуальные особенности учащихся?) ____________________________________________________________

12. В каком режиме работает учебное заведение (пяти- или шестидневная рабочая неделя, одна или две смены
занятий?

Расписание звонков

1 смена 2 смена
Урок Начало Конец Урок Начало Конец
       
       
       
       
       
       

 

13. Ознакомьтесь с дневниками учащихся. Как посредством этого документа осуществляется связь школы с родителями учащихся. ____________________________________________________________________________________

14. Побеседуйте с классным руководителем и выясните основные функции его деятельности.

__________________________________________________________________________________________________

 

 

15. Ознакомьтесь с режимом работы класса, в котором Вы будете работать. Перепишите расписание уроков.

Расписание уроков в прикрепленном классе по вашему предмету

Урок День недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
           
           
           
           
           
           

 

 

Баллы за задание № 1

Оцениваются полнота описания по приведенной схеме, умение выявить инновационные направления в деятельности школы.

 

Методист по педагогике (максимальное количество баллов – 5). ______________________________________________

количество баллов подпись

 

Методист по предмету (максимальное количество баллов – 10). ______________________________________________

количество баллов подпись

 

 


Задание № 2. Психолого-педагогическая диагностика класса

А). Познакомьтесь с классом, в котором Вам предстоит работать.

1. Выявите отношение учащихся к учебной деятельности методом опроса.

Какие мотивы преобладают (подчеркните выбранный ответ, добавьте):

– социальные: «быть полезным обществу», «занять соответствующее место в обществе» и др.; ______________

– познавательные: «интересно учиться» и др.; ________________________________________________________

– моральные: «не огорчать», «не подводить» и др.; ____________________________________________________

– самовоспитания: «расширить кругозор», «развивать волю» и др._______________________________________

2. Посетите 2-3 урока в прикрепленном классе. Зафиксируйте темы посещенных уроков в таблице.

 

 

Предмет Тема урока Ф И О учителя проводившего урок Подпись учителя
       
       
       

 

 

Результаты наблюдения за работой учащихся на уроках отразите в таблице (значком "V").

 

 

Наблюдаемые характеристики работы класса на уроке Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
У1 У2 У3 У1 У2 У3 У1 У2 У3
Активность учащихся                  
Внимательность учащихся                  
Дисциплинированность учащихся                  
Учебно-информационные умения (слушать, работать с учебником, наблюдать)                  
Учебно-интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в знакомой и незнакомой ситуации)                  
Учебно-организационные умения (планировать деятельность и действовать по плану, оценивать результат)                  
Учебно-коммуникативные умения (работать в группе, дискутировать)                  
Уровень знаний и умений по предмету                  
Темп деятельности                  

 

3. Каков характер взаимоотношений в классе (взаимная поддержка, негативное отношение к одноклассникам, равнодушие)? ___________________________________________________________________________________________

 

 

4. Охарактеризуйте сформированность учебных умений учащихся (отметьте следующим обозначением: + – низкий уровень, ++ – средний, +++ – высокий):

– слушать

– работать с учебником

– применять знания в знакомой ситуации

– применять знания в незнакомой ситуации

– планировать деятельность

– оценивать результат.

 

5. Охарактеризуйте дифференцированность класса (по 3-балльной системе: 1 – слабодифференцированный, 2 – средне, 3 – значительно):

– по уровню обученности

– по уровню обучаемости

– по уровню мотивации

– по темпу деятельности.

 

6. Какие особенности класса, выявленные в ходе диагностического обследования, Вы будете учитывать при подготовке к урокам и организации учебной деятельности учащихся? _________________________________________________

Б) Социометрическое исследование прикрепленного класса

 

При содействии классного руководителя Вы предлагаете учащимся письменно ответить на следующий вопрос:

 

«Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем из своих одноклассников ты предпочел бы оказаться на этом острове?»

 

Обратите внимание учащихся, что при ответе на этот вопрос можно указать фамилии только троих
одноклассников. Обработайте результаты исследования, заполните социоматрицы и приложите их к Дневнику.

Выводы: _____________________________________________________________________________________________

Соотнесите результаты выполнения данного задания с результатами Ваших наблюдений за классом и информацией, полученной от классного руководителя.

______________________________________________________________________________________________________

Баллы за задание № 2

Оценивается количество посещенных уроков; умение во время наблюдения выявлять общие качества личности учащегося.

Часть А.Максимальное количество баллов – 5.

 

Методист по педагогике ________________________________________________________________________________

количество баллов подпись

 

Часть Б.Максимальное количество баллов – 6.

 

Методист по психологии ________________________________________________________________________________

количество баллов подпись


Задание № 3. Изучение индивидуальных особенностей учащегося

Одно из направлений Вашей работы в период практики – изучение индивидуальных особенностей одного из учеников. Выбирая кандидатуру, опирайтесь на свои впечатления от первых посещенных уроков, а также посоветуйтесь с классным руководителем.

1. Из классного журнала выпишите общие сведения об учащемся:

Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________________________________

Состав семьи, социальное положение членов семьи ______________________________________________________

Успеваемость ______________________________________________________________________________________

 

2. Из беседы с классным руководителем выясните:

Условия семейного воспитания: кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние (положительное или отрицательное), взаимоотношения с членами семьи ____________________________________________________________

Учебные интересы (математика и т. п.) _______________________________________________________________

Внеучебные интересы (кружок, спортивная секция, музыкальная школа и т.п.) ______________________________

Выполняемое общественное поручение ________________________________________________________________

В дальнейшем, при посещении уроков, проводите наблюдения за этим учеником, за проявлением общих качеств его личности (отметьте знаком «+»):

 

Качества Качество выражено ярко Качество выражено Качество выражено слабо
Общительность      
Инициативность      
Активность      
Находчивость      
Наблюдательность      
Работоспособность      
Настойчивость      
Организованность      
Самостоятельность      
Самообладание      

 

Выводы:_____________________________________________________________________________________________

3. Индивидуальная беседа с изучаемым Вами учеником.

Вы продолжаете изучать индивидуальные особенности выбранного Вами ученика. Теперь Вы должны изучить его отношение к учению и к учебным предметам.

 

Предложите ученику в указанной ниже таблице подчеркнуть доводы, характеризующие его отношение к Вашему предмету. При желании он может дописать недостающие причины.

 

Люблю предмет, потому что: Не люблю предмет, потому что:
данный предмет интересен данный предмет неинтересен
нравится, как преподает учитель не нравится, как преподает учитель
его нужно знать всем его не нужно знать всем
он нужен для будущей работы он не нужен для будущей работы
он легко усваивается он трудно усваивается
он заставляет думать он не заставляет думать
он считается выгодным он считается невыгодным
он требует наблюдательности, сообразительности он не требует наблюдательности, сообразительности
он требует терпения он не требует терпения
он занимательный он не занимательный
одноклассники интересуются им одноклассники не интересуются им
интересны отдельные факты интересны только отдельные факты
родители считают его важным родители не считают его важным
у меня хорошие отношения с учителем у меня плохие отношения с учителем
учитель часто хвалит учитель редко хвалит
учитель интересно объясняет учитель неинтересно объясняет
получаю удовольствие при его изучении не получаю удовольствие при его изучении
знания по предмету необходимы для поступления в ВУЗ знания по предмету играют несущественную роль при поступлении в ВУЗ
он способствует развитию общей культуры он не способствует развитию общей культуры
он влияет на изменение знаний об окружающем мире он не влияет на изменение знаний об окружающем мире
просто интересно просто неинтересно

Выводы: _____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

 


4. Выявление индивидуальных особенностей характера учащихся.

Проведите исследования по выявлению черт характера путем анализа и обобщения характеристик, данных самим экспериментатором (студентом), классным руководителем и самим учащимся (самооценка черт характера). В таблице приводится перечень черт характера разной модальности и степеней их выраженности 1-ю колонку вносятся данные классного руководителя; во 2-ю – учащегося; в 3-ю – студента) (Знак «+» ставится в соответствующей колонке).

 

Черты характера Степень выраженности
часто иногда никогда
1. Моральные: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, доброта, честность. 2. Волевые: выдержка, самообладание, решительность, смелость, настойчивость, упорство, организованность, дисциплинированность. 3. Эмоциональные: вспыльчивость, тревожность, чувствительность (ранимость), уравновешенность, впечатлительность. 4. Интеллектуальные: сообразительность и находчивость, наблюдательность, вдумчивость, любознательность, эрудированность. 5. Черты, проявляющиеся в общении: общительность, тактичность, отзывчивость, непринужденность, доверчивость.                  

 

Обработка полученных данных.

На основе трех характеристик заполните итоговую таблицу. Число совпадений показателей самооценки и оценки качеств другими людьми будет говорить о наличии тех или иных особенностей характера. Для того чтобы сделать окончательный вывод о выраженности тех или иных черт характера ученика, полученные данные соотнесите с данными наблюдений за деятельностью и поведением ученика в различных ситуациях.

Черты характера Степень выраженности
часто иногда никогда
1. Моральные: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, доброта, честность. 2. Волевые: выдержка, самообладание, решительность, смелость, настойчивость, упорство, организованность, дисциплинированность. 3. Эмоциональные: вспыльчивость, тревожность, чувствительность (ранимость), уравновешенность, впечатлительность. 4. Интеллектуальные: сообразительность и находчивость, наблюдательность, вдумчивость, любознательность, эрудированность. 5. Черты, проявляющиеся в общении: общительность, тактичность, отзывчивость, непринужденность, доверчивость.      

Выводы: ______________________________________________________________

 

 


5. Наблюдение за особенностями темперамента учащихся.

На основании наблюдения Вы должны сделать вывод об особенностях темперамента учащегося и его типе. (Знание темперамента ученика необходимо учителю для выбора оптимального темпа деятельности и для осуществления индивидуального подхода к ученику.)

Метод: наблюдение по плану (подчеркните нужный ответ):

1) Как ведет себя учащийся в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

а) легко включается в работу;

б) действует с азартом;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

 

2) Как реагирует учащийся на замечания учителя?

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается, что ему делают замечание;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

 

3) Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют?

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

 

4) Как ведет себя ученик в ситуациях, когда надо сдавать контрольную работу, а он еще не закончил, или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка?

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговора, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

 

5) Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу?

а) бросает, потом опять продолжает решать;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) ведет себя спокойно;

г) проявляет растерянность, неуверенность.

6) Как ведет себя ученик в ситуации, когда он спешит домой, а учитель или актив класса предлагает ему остаться в школе после уроков для выполнения определенного задания?

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говоря ни слова;

г) проявляет растерянность.

 

7) Как ведет себя в незнакомой обстановке?

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-либо направлении, из-за этого необходимых сведений не получает, но решение принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

 

Выводы:_________________________________________________________

Баллы за задание № 3

Максимальное количество баллов – 9. Оцениваются полнота описания по приведенной схеме, корректность использования предложенных методик, интерпретация результатов.

 

Методист по психологии ________________________________________________________________________________

количество баллов подпись


Задание № 4. Беседа с учителем по предмету Вашей специальности.

Планирование учебной работы по предмету

А)Вам необходимо побеседовать с учителем по Вашему предмету преподавания и получить нужную для себя информацию о программах, учебниках, по которым работает учитель, о применяемых им технологиях, методах. В беседе с учителем выясните:

 

1. По каким программам и учебным планам работает учитель данного класса, какие учебные комплексы он использует? ________________________________________________________________________________________________

2. Ознакомьтесь с календарно-тематическим планом работы учителя по предмету. Сколько часов в неделю в различных классах выделяется на изучение Вашего предмета? ___________________________________________________

3. Ознакомьтесь с программой по Вашему предмету. Выявите решаемые учителем задачи при изучении предмета. ___

4. На какие особенности содержания предмета учитель опирается при выборе методов обучения? __________________

5. На какие особенности класса и отдельных учеников учитель опирается при выборе форм и методов обучения? ____

6. Как учитель готовится к урокам? Составьте алгоритм действий учителя в процессе его подготовки к уроку. _______

7. Ознакомьтесь с планами уроков учителя. Какие цели ставит учитель? _______________________________________

8. Ознакомьтесь с системой контроля знаний и умений. Какие формы и методы контроля предпочитает учитель? Как осуществляется их оптимальный выбор? ________________________________________________________________

9. Ознакомьтесь с дидактическими материалами, используемыми учителем в процессе контроля (тестовые задания, тексты контрольных работ и т.п.). Приведите примеры. _________________________________________________

10. Проанализируйте полученные сведения. Что Вам необходимо учесть в своей работе в качестве практиканта? _____

 

Б)Вы ознакомились с календарно-тематическим планом работы учителя по предмету. На основе календарно-тематического плана работы и по согласованию с учителем, определите какие уроки (8 уроков) будете проводить Вы в период педагогической практики.

Заполняйте таблицу по мере проведения уроков.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.