Семинарско-практическое занятие
Тема: современные проблемы содержания школьного образования.
Цели: сформировать научное представление о понятии «содержание образования», о подходах к содержанию образования, обеспечить углубленное ознакомление и понимание государственных документов об образовании, способствовать формированию умения работать с учебными программами и учебниками для начальных классов, продолжать развитие профессиональной мотивации и учебной деятельности студентов.
План занятия
1. Общее понятие о содержании образования. Его исторический характер. Современная трактовка сущности и целей образования.
2. Проблемы формирования содержания образования. Деятельностный подход к содержанию образования.
3. Характеристика государственных документов, в которых раскрывается содержание образования (учебный план, учебная программа, учебники). Государственный образовательный стандарт: начальное образование.
4. Анализ фрагмента учебника математики (или учебной программы по трудовому обучению) с целью выявления основных элементов знания и умений, формируемых на уроке.
Производственная практика. Ознакомление с работой по отбору и конструированию конкретного содержания образования для уроков, формирование и развитие соответствующих умений с помощью следующих примерных заданий.
1. Создайте наглядное пособие для урока (по выбору).
2. Составьте задания для учащихся начальных классов с целью развития у них логического мышления, в частности приемов умственных действий (анализа, сравнения, классификации, обобщения), использовав предметные картинки, геометрические фигуры и т.п. Расположите их от простого к сложному.
3. Подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы к вопросам и пр.).
4. Составьте варианты тестов.
5. Составьте варианты контрольных текстов.
6. Составьте задания для учащихся с разным уровнем знаний и умений по предмету для работы над темой.
7. Составьте домашние задания по одной теме на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
8. Составьте групповые задания по одной теме.
9. Составьте задания для разных этапов одного урока.
10. Составьте задания для работы с отстающими школьниками.
11. Составьте задания для работы с учащимися, имеющими повышенную обучаемость и интерес к предмету.
12. Составьте индивидуальные или дифференцированные карточки с заданиями, упражнениями, примерами и пр. для разных этапов урока.
13. Разработайте проблемную задачу или проблемное задание.
14. Разработайте на материале конкретной темы кроссворд, лото, домино или другую дидактическую игру данного типа.
15. Сформулируйте вопросы к тексту учебника.
Учебно-исследовательская работа - написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем.
1. Проблемы содержания начального образования.
2. Сравнительный анализ учебной документации о содержании начального образования в отечественных и зарубежных школах.
3. Особенности отбора и конструирования содержания образования в современной начальной школе.
Контрольный блок
1. Ответьте на вопросы:
- почему содержание образования постоянно обновляется?
- каково современное представление о сущности содержания образования?
- что означает деятельностный аспект содержания образования?
- как вы понимаете аксиологический аспект содержания образования?
- каковы современные особенности разработки учебных документов, отражающих содержание образования?
2. Найдите педагогические ошибки и неточности:
- «требования к знаниям и умениям учащихся изложены во всех учебных документах, раскрывающих содержание образования»;
- «важная особенность содержания начального образования - доступность»;
- «приоритетная цель обучения - обеспечение знаний и умений по предмету».
МОДУЛЬ «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ»
Требования к усвоению понятий «метод обучения» и «прием обучения»:
- давать четкое определение понятий;
- раскрывать сущность каждого понятия и связи между ними;
- называть и объяснять функции методов и приемов обучения;
- знать классификации методов и приемов обучения;
- называть факторы выбора методов и приемов обучения;
- анализировать урок и выявлять применяемые методы и приемы обучения.
Дидактический аспект. Метод и прием обучения - компоненты процесса обучения, взаимосвязаны с другими его компонентами; множество методов и приемов классифицируется на основе разных подходов; их выбор зависит от целей, содержания образования, уровня учебных возможностей и других факторов; выполняют обучающую, воспитывающую, развивающую, коммуникативную функции.
Психологический аспект. Методы и приемы - способы деятельности, действия, подчиняются целям и направлены на достижение целей; придают определенный характер деятельности; активизируют психические процессы и состояния.
Методический аспект. Применение методов и приемов обучения вариативно, осуществляется в сочетаниях друг с другом, в логической последовательности, определяемой методикой преподавания предмета.
Виды учебной работы студента
Над понятиями «метод обучения» и «прием обучения»
Лекции по темам «Методы обучения» (теория обучения), «Педагогическая деятельность», «Учебная деятельность», «Профессиональные, психологические и личностные качества учителя» (педагогическая психология) и др.
Рекомендуемая литература
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985.
2. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград, 1996. - С.51 -60.
3. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - С.385 -414.
4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.218-237.
5. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С319-363.
Семинар
Тема: Теоретические основы методов обучения.
Цели: сложить углубленное представление о сущности методов обучения, сформировать осознанный, научно обоснованный подход к выбору методов обучения для урока.
Основные вопросы:
1. Общее понятие метода обучения (сущность, функции, структура).
2. Различные подходы к классификации методов обучения.
3. Характеристика методов обучения.
4. Факторы выбора методов обучения.
5. Особенности применения методов обучения в начальной школе.
6. Дидактическая игра в обучении младших школьников.
Лабораторная работа
Тема: Методы и приемы обучения.
Задания:
1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.
2. Проанализировать каждый урок с точки зрения использованных учительницей и учащимися методов и приемов обучения:
- назвать использованные учительницей методы обучения, определить, какие из них на каком уроке были ведущими;
- назвать приемы обучения, определить, какие из них выполняли в основном воспитывающую функцию, какие - развивающую;
- определить, какой метод обучения особенно удался с точки зрения эффективности учебной деятельности и почему.
Ответы на поставленные выше вопросы можно представить в виде таблицы. В выводах отметить особенности применения методов и приемов обучения в начальной школе.
Производственная практика - ознакомление с применением методов и приемов обучения в реальной школьной практике, формирование и совершенствование умений выбирать и применять методы и приемы обучения с учетом конкретных условий.
Учебно-исследовательская работа студента по написанию реферата, курсовой и дипломной работы. Возможные темы:
1. Метод обучения в педагогической теории.
2. Особенности применения методов обучения в начальной школе.
3. Дидактическая игра как средство обучения.
4. Методы проблемного обучения.
5. Педагогические условия эффективного применения методов проблемного обучения в начальной школе.
Контрольный блок
1. Ответьте на вопросы:
- какова сущность метода обучения ?
- что можно сказать при сравнении методов обучения о функциях, которыми они обладают ?
- каково соотношение между методами и приемами обучения ?
- какова связь методов обучения с другими компонентами процесса обучения ?
- какая классификация методов обучения представляется вам более совершенной, приемлемой и почему ?
2. Найдите педагогические ошибки и неточности:
- «учительница удачно использовала на своем уроке методы стимулирования и наглядные методы обучения....»;
- «учитель с помощью вопроса всегда добивается внимания ученика, а ученик своим вопросом всегда хочет «проверить» учителя»;
- «учительница назвала номер упражнения и велела его выполнять...».
МОДУЛЬ «УРОК - ОСНОВНАЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|