Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинарско-практическое занятие

Тема: современные проблемы содержания школьного образования.

Цели: сформировать научное представление о понятии «содержание образования», о подходах к содержанию образования, обеспечить углубленное ознакомление и понимание государственных документов об образовании, способствовать формированию умения работать с учебными программами и учебниками для начальных классов, продолжать развитие профессиональной мотивации и учебной деятельности студентов.

 

План занятия

 

1. Общее понятие о содержании образования. Его исторический характер. Современная трактовка сущности и целей образования.

2. Проблемы формирования содержания образования. Деятельностный подход к содержанию образования.

3. Характеристика государственных документов, в которых раскрывается содержание образования (учебный план, учебная программа, учебники). Государственный образовательный стандарт: начальное образование.

4. Анализ фрагмента учебника математики (или учебной программы по трудовому обучению) с целью выявления основных элементов знания и умений, формируемых на уроке.

Производственная практика. Ознакомление с работой по отбору и конструированию конкретного содержания образования для уроков, формирование и развитие соответствующих умений с помощью следующих примерных заданий.

1. Создайте наглядное пособие для урока (по выбору).

2. Составьте задания для учащихся начальных классов с целью развития у них логического мышления, в частности приемов умственных действий (анализа, сравнения, классификации, обобщения), использовав предметные картинки, геометрические фигуры и т.п. Расположите их от простого к сложному.

3. Подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы к вопросам и пр.).

4. Составьте варианты тестов.

5. Составьте варианты контрольных текстов.

6. Составьте задания для учащихся с разным уровнем знаний и умений по предмету для работы над темой.

7. Составьте домашние задания по одной теме на основе индивидуально-дифференцированного подхода.



8. Составьте групповые задания по одной теме.

9. Составьте задания для разных этапов одного урока.

10. Составьте задания для работы с отстающими школьниками.

11. Составьте задания для работы с учащимися, имеющими повышенную обучаемость и интерес к предмету.

12. Составьте индивидуальные или дифференцированные карточки с заданиями, упражнениями, примерами и пр. для разных этапов урока.

13. Разработайте проблемную задачу или проблемное задание.

14. Разработайте на материале конкретной темы кроссворд, лото, домино или другую дидактическую игру данного типа.

15. Сформулируйте вопросы к тексту учебника.

Учебно-исследовательская работа - написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем.

1. Проблемы содержания начального образования.

2. Сравнительный анализ учебной документации о содержании начального образования в отечественных и зарубежных школах.

3. Особенности отбора и конструирования содержания образования в современной начальной школе.

 

Контрольный блок

1. Ответьте на вопросы:

- почему содержание образования постоянно обновляется?

- каково современное представление о сущности содержания образования?

- что означает деятельностный аспект содержания образования?

- как вы понимаете аксиологический аспект содержания образования?

- каковы современные особенности разработки учебных документов, отражающих содержание образования?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

- «требования к знаниям и умениям учащихся изложены во всех учебных документах, раскрывающих содержание образования»;

- «важная особенность содержания начального образования - доступность»;

- «приоритетная цель обучения - обеспечение знаний и умений по предмету».

 

МОДУЛЬ «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ»

Требования к усвоению понятий «метод обучения» и «прием обучения»:

- давать четкое определение понятий;

- раскрывать сущность каждого понятия и связи между ними;

- называть и объяснять функции методов и приемов обучения;

- знать классификации методов и приемов обучения;

- называть факторы выбора методов и приемов обучения;

- анализировать урок и выявлять применяемые методы и приемы обучения.

Дидактический аспект. Метод и прием обучения - компоненты процесса обучения, взаимосвязаны с другими его компонентами; множество методов и приемов классифицируется на основе разных подходов; их выбор зависит от целей, содержания образования, уровня учебных возможностей и других факторов; выполняют обучающую, воспитывающую, развивающую, коммуникативную функции.

Психологический аспект. Методы и приемы - способы деятельности, действия, подчиняются целям и направлены на достижение целей; придают определенный характер деятельности; активизируют психические процессы и состояния.

Методический аспект. Применение методов и приемов обучения вариативно, осуществляется в сочетаниях друг с другом, в логической последовательности, определяемой методикой преподавания предмета.

Виды учебной работы студента

Над понятиями «метод обучения» и «прием обучения»

Лекции по темам «Методы обучения» (теория обучения), «Педагоги­ческая деятельность», «Учебная деятельность», «Профес­сиональные, психологические и личностные качества учителя» (педагоги­ческая психология) и др.

Рекомендуемая литература

 

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985.

2. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград, 1996. - С.51 -60.

3. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - С.385 -414.

4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.218-237.

5. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С319-363.

Семинар

Тема: Теоретические основы методов обучения.

Цели: сложить углубленное представление о сущности методов обучения, сформировать осознанный, научно обоснованный подход к выбору методов обучения для урока.

Основные вопросы:

1. Общее понятие метода обучения (сущность, функции, структура).

2. Различные подходы к классификации методов обучения.

3. Характеристика методов обучения.

4. Факторы выбора методов обучения.

5. Особенности применения методов обучения в начальной школе.

6. Дидактическая игра в обучении младших школьников.

Лабораторная работа

Тема: Методы и приемы обучения.

Задания:

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подроб­ный протокол.

2. Проанализировать каждый урок с точки зрения использованных учи­тельницей и учащимися методов и приемов обучения:

- назвать использованные учительницей методы обучения, опре­делить, какие из них на каком уроке были ведущими;

- назвать приемы обучения, определить, какие из них выполняли в основном воспитывающую функцию, какие - развивающую;

- определить, какой метод обучения особенно удался с точки зре­ния эффективности учебной деятельности и почему.

Ответы на поставленные выше вопросы можно представить в виде таблицы. В выводах отметить особенности применения методов и приемов обучения в начальной школе.

Производственная практика - ознакомление с применением методов и приемов обучения в реальной школьной практике, формирование и совершенствование умений выбирать и применять методы и приемы обучения с учетом конкретных условий.

Учебно-исследовательская работа студента по написанию реферата, курсовой и дипломной работы. Возможные темы:

1. Метод обучения в педагогической теории.

2. Особенности применения методов обучения в начальной школе.

3. Дидактическая игра как средство обучения.

4. Методы проблемного обучения.

5. Педагогические условия эффективного применения методов проблемного обучения в начальной школе.

 

Контрольный блок

1. Ответьте на вопросы:

- какова сущность метода обучения ?

- что можно сказать при сравнении методов обучения о функциях, которыми они обладают ?

- каково соотношение между методами и приемами обучения ?

- какова связь методов обучения с другими компонентами процесса обучения ?

- какая классификация методов обучения представляется вам более совершенной, приемлемой и почему ?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

- «учительница удачно использовала на своем уроке методы стимулирования и наглядные методы обучения....»;

- «учитель с помощью вопроса всегда добивается внимания ученика, а ученик своим вопросом всегда хочет «проверить» учителя»;

- «учительница назвала номер упражнения и велела его выполнять...».

 

МОДУЛЬ «УРОК - ОСНОВНАЯ



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.