Сделай Сам Свою Работу на 5

МОДУЛЬ «ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ»





ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа студента на современном этапе образования характеризуется не только эффективностью усвоения знаний и умений по изучаемому курсу, но и развитием личностных и индивидуальных свойств будущего специалиста. Обеспечить данные направления возможно с помощью модульной технологии обучения. Сущность модульного обучения в том, что учебно-воспитательный процесс строится с помощью модулей, которые представляют собой учебный элемент в форме стандартизированного буклета. Обычно буклет включает учебные цели; список необходимого оборудования, материалов и инструментов; список смежных учебных элементов; собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями; практические занятия для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу; контрольную (проверочную) работу, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе.

В методических рекомендациях предлагаются собственные варианты модулей, учитывающие особенности профессиональной педагогической подготовки будущих учителей. Каждый студент вечернего или заочного отделения может не только на аудиторных занятиях овладевать теорией обучения, но и самостоятельно в любое удобное для него время работать с предлагаемыми модулями: изучать учебный материал по рекомендуемой литературе, ориентируясь на требования к его усвоению, и контролировать себя.



Основная часть методических рекомендаций включает модули по следующим темам курса «Дидактика»: процесс обучения, закономерности и принципы процесса обучения, цели урока, содержание образования, методы и приемы обучения, урок - основная организационная форма обучения, контроль и оценка результатов обучения.

 

МОДУЛЬ «ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ»

Требования к усвоению понятия «процесс обучения»:

- давать четкое определение понятия, его современную научную трактовку;

- давать характеристику процесса обучения как стороны целостного педагогического процесса;

-давать характеристику психологического аспекта процесса обучения;

- уметь объяснять связи между компонентами процесса обучения;



- уметь анализировать процесс обучения с разных точек зрения.

Дидактический аспект: процесс обучения представляет собой одну из сторон целостного педагогического процесса; имеет бинарный характер благодаря взаимодействию его участников; это единство познания и общения; он многофункционален; это есть система, включающая в качестве основных компонентов исходное состояние, цели, педагогические средства и результат; обладает свойствами целостности, процесс обучения есть смена учебных ситуаций и состояний обученности, воспитанности и развитости учащихся; основная движущая сила - противоречия; процесс обучения направлен на достижение целей образования.

Психологический аспект: процесс обучения осуществляется благодаря психическим функциям человека (ощущение, восприятие, воображение и др.), а также закономерностям психической деятельности (потребностный характер деятельности, развивающий характер обучения, единство сознания и деятельности и др.).

Методический аспект: процесс обучения осуществляется с помощью технологии (одной или нескольких); вариативен (обусловлен разнообразным сочетанием педагогических средств и условий).

 

Виды учебной работы студента над понятием «процесс обучения»

Лекции по темам «Сущность процесса обучения» (дидактика), «Процесс обучения как сторона целостного педагогического процесса» (целостный учебно-воспитательный процесс) и «Психология обучения» (педагогическая психология) - ознакомление с современными научными подходами к понятию «процесс обучения».



Рекомендуемая литература

 

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград, 1996. - С. 18-21.

2. Гребенюк Т.Б. Дидактика и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. пед. ф-та. - Калининград, 1996. - С. 5-16.

3. Дидактика средней школы /Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. - М., 1997. - С.129-181.

4. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - С.339-362.

5. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.115-137.

6. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С.119-224.

Семинарские занятия по дидактике, целостному учебно-воспита­тель­ному процессу и педагогической психологии - обсуждение научных проблем, связанных с процессом обучения и изложенных в трудах педагогов и психологов.

Тема семинара: «Сущность процесса обучения»

Цели: Углубить знания о процессе обучения, научиться характеризовать понятие «процесс обучения» с современных научных позиций, сформировать правильное понимание места и значения сущности процесса обучения для профессионального совершенствования.

Вопросы для подготовки сообщений и их обсуждения:

- процесс обучения как педагогическая система;

- процесс обучения как сторона целостного педагогического процесса;

- функции процесса обучения: теория и практика.

Лабораторно - практические занятияпо дидактике - на них изучаются отдельные компоненты процесса обучения (с помощью аспектных анализов уроков и других заданий).

 

Задания

 

1. Составьте набор противоречий, которые могут возникнуть у младшего школьника в процессе обучения на уроке при изучении нового материала, при выполнении домашней работы, при выполнении контрольной работы.

2. Проанализируйте урок с точки зрения движущих сил процесса обучения (в каких ситуациях возникали противоречия, какие это были противоречия, разрешались ли противоречивые ситуации и насколько успешно, что для этого предпринимала учительница).

Производственная практика - формирование целостного представления о процессе обучения в рамках одного или нескольких уроков.

 

Задания

 

1. Проведите наблюдение урока и его комплексный анализ, ориентируясь на следующие вопросы:

- какие цели стремилась достичь учительница?

- соответствовали ли этим целям педагогические средства, использованные на уроке?

- выполнялись ли на уроке обучающая, развивающая и воспитывающая функции обучения в единстве?

- являлся ли процесс обучения на уроке целостным?

2. При наблюдении во время урока определите ситуации, в которых особенно ярко проявлялось взаимодействие учителя и учащихся - по каким признакам вы судили об этом?

Учебно-исследовательская работа- написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем.

1. Процесс обучения как сторона целостного педагогического процесса.

2. Влияние противоречивых учебных ситуаций на результаты обучения.

3. Дидактические условия реализации функций обучения в начальной школе.

Контрольный блок

1. Ответьте на вопросы:

- какова структура процесса обучения?

- каковы основные компоненты процесса обучения?

- какими свойствами должен обладать целостный процесс обучения?

- как доказать, что процесс обучения есть педагогическая система?

- что является основной структурной единицей процесса обучения?

- что изменяется в процессе обучения?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

- «основная движущая сила процесса обучения - противоречия между учителем и учеником»;

- «в процессе обучения происходит передача знаний и умений»;

- «в процессе обучения учитель воздействует на учащихся»;

- «результатом процесса обучения является знание, усвоенное учеником».

 

МОДУЛЬ «ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ»

Требования к усвоению понятий «закономерность» и «принцип обучения»:

- давать четкое определение понятия «закономерность» и характеристику внешних и внутренних закономерностей процесса обучения;

- давать четкое определение понятия «принцип обучения»;

- давать научную характеристику принципа обучения;

- знать номенклатуру и содержание основных принципов обучения;

- уметь объяснить применение принципа обучения при разработке конспекта урока;

- уметь проводить аспектный анализ урока с точки зрения принципов обучения;

Дидактический аспект: закономерности процесса обучения - это объективно существующие связи между его компонентами. Принцип обучения - это часть теории, включающей знание закономерностей и их учета при построении процесса обучения; знание, выполняющее регулятивную функцию в деятельности учителя; предполагает согласованные действия учителя по организации и осуществлению педагогической деятельности; включает знание требований и правил.

Психологический аспект: принцип обучения отражает учет закономерностей развития в процессе обучения; выполнение принципа означает реализацию закономерностей развития ребенка; благодаря принципам обучения осуществляется управление познавательными процессами, развитием всех сфер школьника.

Методический аспект: разработка уроков проводится на основе принципов обучения (определение целей уроков, отбор содержания учебного материала, выбор методов и форм обучения, специальных средств и пр.).

 

Виды учебной работы студента над понятиями

«закономерность» и «принцип обучения»

Лекциипо темам «Закономерности и принципы обучения» (дидактика), «Принципы целостного педагогического процесса» (целостный учебно-воспитательный процесс) и «Деятельность учителя» (педагогическая психология) - ознакомление с определением, научной характеристикой принципа, номенклатурой и содержанием принципов обучения.

Рекомендуемая литература

 

1. Гребенюк О.С. Общая дидактика. - Калининград, 1996. - С.67-77.

2. Дидактика средней школы /Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. - М., 1975. - С.129-181.

3. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - С.339-362.

4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.115-137.

5. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С.119 - 224.

 

Лабораторно-практическое занятиепо теории обучения.

Цели: обеспечить достаточно глубокое теоретическое осмысление сущности принципов обучения; сформировать умение видеть реализацию принципов обучения на практике.

 

План занятия

 

1. Актуализация знаний о принципах обучения по следующим вопросам:

- определение понятия «принцип обучения»;

- общая характеристика этой категории (основные компоненты, связи между ними);

- основная функция, которую выполняет принцип обучения.

2. Выполнение практических заданий.

Задание 1. Составить содержание одного из принципов обучения (по своему выбору), т.е. дать письменное описание правил реализации выб­ранного принципа.

Задание 2. Просмотреть видеозапись урока и определить, какие прин­ципы обучения были реализованы (свои ответы подкрепить фактами).

Задание 3. Спланировать урок (фрагмент урока) с учетом нес­кольких принципов (учебный предмет выбирайте по своему усмотрению), укажите, что конкретно соответствует учету того или иного принципа.

Производственная практика - учет принципов обучения при разработке конспектов уроков, научное объяснение планирования уроков, комплексный подход к реализации принципов обучения и комплексный анализ урока.

Задания:

- проведите наблюдение за уроком и определите, какие принципы были реализованы;

- разработайте урок с учетом принципа индивидуализации обучения (какие особенности деятельности учителя проявились при этом?);

- разработайте урок с учетом принципа проблемности (на реализацию каких закономерностей вы ориентировались при этом?).

Учебно-исследовательская работа - написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем.

1. Принцип обучения как дидактическая категория.

2. Принцип наглядности в теории и практике обучения.

3. Влияние педагогического мастерства учителя на реализацию им принципов обучения.

 

Контрольный блок

1. Ответьте на следующие вопросы:

- какую роль играют принципы обучения в процессе обучения?

- какова связь между закономерностями и принципами обучения?

- почему состав принципов расширяется - чем это объясняется?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

- «если учитель использует наглядное пособие, то это значит, что он реализует принцип наглядности»;

- «принцип обучения - это знание о том, как учитель должен действовать»;

- «недисциплинированность учащихся - это закономерное явление»;

- «если изменить содержание учебного материала, отобранного для урока, то закономерно изменятся цели урока».

 

МОДУЛЬ «ЦЕЛИ УРОКА»

Требования к усвоению понятия «цели урока»:

- давать четкое определение понятия, научную трактовку со ссылкой на ученых и их труды по этой проблеме;

- устанавливать связи между дидактическим, психологическим и методическим аспектами данного понятия;

- определять на основе учебных документов (учебная программа по школьному предмету, учебник и др.) цели конкретного урока;

- определять цели урока по любому предмету начальной ступени для конкретных условий (на основе знания исходного уровня обученности, воспитанности и развитости учащихся, материально-технической базы школы и пр.);

- объяснять связь между целями и педагогическими задачами урока.

Дидактический аспект: цели урока - частный случай целей образования, целей педагогического процесса; отражают направленность педагогического процесса на стороны, свойства и качества личности; представляют собой единство целей обучения, воспитания и развития. Приоритетными являются последние две цели.

Цели урока - компонент процесса обучения, обусловленный рядом факторов (исходное состояние обученности, воспитанности и развитости учащихся, педагогические средства и условия, в которых протекает процесс обучения). Цели урока - планируемый результат деятельности учителя, выражаемый в изменениях у учащихся состояний обученности, воспитанности и развитости. Цели урока достигаются посредством решения педагогических задач.

Психологический аспект: определение целей урока обусловлено прежде всего достигнутым уровнем учебных возможностей учащихся (уровнем обученности, воспитанности, развития всех сфер школьника), во-вторых, должно соотноситься с их зоной ближайшего развития. В процессе обучения стремление к достижению целей осуществляется путем анализа возникающих ситуаций, постановки и решения педагогических задач (примене­ния способов и приемов педагогической деятельности).

Методический аспект: определение целей урока осуществляется на основе анализа учебной документации и содержания учебного материала. Цели урока должны соответствовать требованиям, предъявляемым к усвоению знаний и умений по изучаемому предмету. Достижение целей - вариативный процесс, обусловлен применяемыми сочетаниями средств обучения.

 

Виды учебной работы студента над понятием «цели урока»

Лекциипо темам «Сущность процесса обучения» (теория обучения) и «Целеполагание в деятельности учителя» (педагогическая психология) - получение общей научной характеристики данного понятия.

Рекомендуемая литература

 

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.-С.50-64.

2. Батурина Г.И., Байер У. Цели и критерии эффективности обу­чения // Сов. педагогика. - 1975. - №4. - С. 41-50.

3. Гребенюк О.С. Какими должны быть цели урока // Среднее специальное образование. - 1982. - №12. С. 36-37.

4. Крейтсберг П.У. Цели обучения и изучение эффективности дея­тельности учителя. Учитель и его работа. - Таллин, 1977. - С. 98-111.

5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986. - С.76-89.

6. Макаров М.Г. Категория цели в марксистской философии. - Л.: Наука, 1977.

7. Махмутов М.И. Современный урок. - М.,1985.

8. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.

9. Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общео­бразовательной школе. - М., 1983.- С. 11-34.

 

Семинарско-практическое занятие - самостоятельные упражнения в определении целей уроков на основе анализа учебных программ и учебников для начальной школы (теория обучения + методики преподавания учебных предметов).

Тема: Определение целей урока.

Цели: добиться четкого понимания сущности целей урока; сфор­мировать умение определять цели урока и правильно формулировать их.

План занятия

 

1. Повторение основных теоретических положений о процессе обу­чения и целях урока. Вопросы для самопроверки:

- структура процесса обучения, место целевого компонента в системе обу­чения, его связь с другими компонентами;

- виды целей урока, их основное содержание и номенклатура;

- факторы определения целей урока.

2. Выполнение практического задания:

- выбрав любую тему урока по программе трудового обучения (или другого школьного предмета), определите и сформулируйте цели урока, запи­шите формулировки на прозрачной пленке. Продумайте обоснование целей.

3. Обсуждение результатов работы:

- записи демонстрируются с помощью графопроектора на экране, присут­ствующие «нападают» на автора, т.е. задают вопросы, требую­щие обосно­ваний, объяснений и пр.

- автор защищается;

- после просмотра и обсуждения нескольких авторских вариантов подводятся итоги.

Лабораторное занятие (теория обучения) - определение целей урока на основе наблюдения и анализа уроков.

Задания:

- определите целевую направленность урока;

- определите ситуации на уроке, которые подчинялись решению конкретных педагогических задач.

Производственная практика - самостоятельное определение целей при разработке конспектов уроков и их научное обоснование (на 1-м этапе), анализ урока, проведенного коллегой, с точки зрения достижения единства целей (на 2-м этапе).

Учебно-исследовательская работа- написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из предлагаемых тем.

1. Сущность целей урока.

2. Педагогические условия определения целей урока в начальной школе.

3. Влияние целей урока на его эффективность.

Контрольный блок

 

1. Ответьте на следующие вопросы:

- какое значение имеет целевой компонент процесса обучения?

- как определяются цели урока?

- какие факторы влияют на определение целей урока?

- каковы особенности формулировок целей урока?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

- «цель обучения - изучить правило сложения....»;

- «цель развития - развить умения учиться......»;

- «цель воспитания - воспитать самостоятельность.....».

МОДУЛЬ «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Требования к усвоению понятия «содержание образования»:

- давать современное определение понятия «содержание образования»;

- давать характеристику сущности содержания образования;

- иметь представление о теориях образования;

- называть и раскрывать функции и стороны содержания образования;

- называть учебные документы об образовании и давать им характеристику;

- знать факторы и критерии отбора содержания образования;

- называть элементы содержания образования и приводить конкретные примеры;

- знать формы выражения содержания образования;

- анализировать учебные документы об образовании (учебные программы, учебники и др.).

Дидактический аспект. Содержание образования - дидактическая категория, один из основных компонентов процесса обучения, дидактическая система, включающая четыре элемента, отражающих социальный опыт (знания, опыт воспроизводящей и творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру); обладает функциями (информационная, социализации, развивающая, коммуникативная); имеет три стороны (аксиологическую, информативную, деятельностную). Содержание образования представлено такими элементами, как правила, теории, факты, понятия, способы деятельности и др., в форме текстов, вопросов, задач, примеров, упражнений и др., отражено в учебных документах (госстандарт, учебные планы, программы, учебники, пособия).

Психологический аспект. Содержание образования учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся, имеет доступный объем, форму представления, уровень сложности, обеспечивает развивающую и воспитывающую функцию процесса обучения.

Методический аспект. Содержание образования включает все необходимые элементы для усвоения изучаемой темы, последовательность предъявления подчиняется логике ее изучения, конкретное содержание вариативно.

Виды учебной работы студента

над понятием «содержание образования»

Лекциипо темам «Содержание образования» (теория обучения), «Пси­хологические основы процесса обучения» (педагогическая психология), «Содержание начального математического (и другого) образования» (методики преподавания школьных предметов).

Рекомендуемая литература

 

1. Баранов С.П. Педагогика. - М., 1981. - С.100-110.

2. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград, 1996. - С.27-34.

3. Гребенюк Т.Б. Дидактика и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. педагог. ф-та. - Калининград, 1996.

4. Дидактика средней школы /Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. - М., 1975. - С.40-129.

5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - С.366-385.

6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.185-214.

7. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С.224 - 240.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1997. - С.139-153.

9. Теоретические основы содержания общего среднего образова­ния/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.,1983.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.