Сделай Сам Свою Работу на 5

Дидактика Я.А. Коменского





Педагогическая система Я.А. Коменского, изложенная в произведениях «Материнская школа», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственных вещей в картинках» и т.д., универсальна во всем! Истоки формирования мировоззрения великого ученого — философия древнего мира, Богословие, идеи мыслителей эпохи Возрождения, естественные науки, они определили взгляды великого педагога на ребенка и процесс обучения.

1. Универсальна ЦЕЛЬ образования, которая исходит из понимания того, что человек — это микрокосм, а значит, «самое высшее, самое совершенное и превосходящее творение», «поистине есть сам в себе не что иное, как гармония». По мнению Я.А. Коменского поддерживать и развивать гармонию возможно посредством обучения, строящегося на основе природы самого человека. «Под словом "природа" мы понимаем также всеобщее Божие провидение, или непрестанное воздействие Божественной благости, чтобы во всем свершить все, а именно во всяком творении то, для чего оно предназначено» (Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. Пед. соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 271). Таким образом, цель



образования видится в совершенствовании природы человека как разумного существа, достижении гармонии Божественного и естественного в человеке. Из чего следуют основные задачи воспитания и обучения: нравственного — 4 добродетели (мудрость, умеренность, мужество, справедливость); умственного — познание себя и окружающего мира; религиозного — стремление к Богу.

2. Универсальна пансофическая ИДЕЯ образования, где раскрываются представления педагога о необходимости овладения человеком общими сведениями из различных областей деятельности, с одной стороны, познавая отдельные части целого, а с другой — создавая «универсальную школу для воспитания всех».

3. Универсальна ШКОЛА образования, которая не ограничивается временными и территориальными рамками, а представлена как целый мир. «Весь мир есть школа», и человек на протяжении всей жизни должен учиться в соответствии с возрастом. Составной частью трактата великого мыслителя-гуманиста «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» является «Пампе-дия» — книга о «всеобщем воспитании умов», о реализации пан-софии — «всеобщей мудрости». «Весь срок человеческой жизни (данный ей для совершенствования тела, духа и души) делится на семь частей. Первая из них — зачатие и формирование в лоне матери; вторая — рождение и следующее за ним младенчество; третья — детство; четвертая — отрочество; пятая — молодость; шестая — зрелость; седьмая — старость, сменяющаяся смертью. Так что всего уместнее будет установить семь школ постепенного совершенствования человека» (Коменский Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 2. — С. 405). Для реализации пансофической идеи каждая «школа жизни» имеет свое содержание.



4. Универсальна СИСТЕМА школьного образования, раскрывающая ее основные универсальные компоненты: возрастную периодизацию, ступени образования, содержание, принципы, формы и методы (табл. 4).

Чтобы рационализировать свои предложения, Я. А. Коменский выделяет основные принципы построения образовательного процесса, такие как последовательность, научность, доступность, полезность знаний, гуманизм, демократизм, компенсационное обучение и т.д. Особое место в системе Я.А. Коменского занимают принципы природосообразности и наглядности. Рассмотрим их подробнее.

Природосообразность. Этот принцип трактуется великим ученым очень широко. Прежде всего, это соотнесение ребенка с частью космоса, частью природы, что влияет на процесс его формирования, который должен происходить в соответствии с законами природы, Поэтому «точный порядок школы следует заимствовать от природы».



Таблица 4

 

Годы жизни Возрастной Ступень Задачи и содержание
период образования образования
От 0 до 6 Детство Материнская Дошкольное семейное
(весна)   школа воспитание, осново-
      полагающим моментом
      которого является физи-
      ческое развитие ребенка,
      а также развитие внешних
      чувств и представлений
      об окружающем
От 6 до 12 Отрочество Школа Развитие речи детей,
(лето)   родного умения читать, писать,
    языка считать, измерять,
      знание катехизиса, пение
От 12 до Юность Школа Ознакомление с «семью
16 (осень)   латинского свободными искусства-
    языка ми», физикой, историей,
    (гимназия) географией, этикой и
      латинским, греческим,
      родным и новыми
      языками, с ремеслами
От 16 до Возмужалость Академия Обучение в университете
18 (зима)      

 

Естественное, природное в ребенке определяет степень его самостоятельности, активности. Поэтому основные стадии обучения также основаны на единстве законов развития природы и процесса образования: 1 — автопсия (самостоятельные созерцания, наблюдения на основе развитых органов чувств); 2 — авто-праксия (практическая деятельность); 3 — автохресия (применение, использование полученных знаний в новой обстановке, обстоятельствах); 4 — автолексия (умение приобретать и передать собственные знания).

Также в основу этого принципа легло требование учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В VII главе «Великой Дидактики» Я. А. Коменский пишет: «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку». Из контекста высказывания Я. А. Ко-менского утверждается принцип своевременности, который также трактуется в ракурсе природосообразности: «Природа ничего не вызывает наружу, кроме того, что, созрев внутри, само стремится выйти».

 

Наглядность. Самым емким пояснением этого принципа является золотое правило дидактики Я.А. Коменского: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» {Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр.пед.соч.: В 2 т. - М., 1982. — Т. 1. — С. 384).

Большое значение педагог придавал методам школьного обучения, рассматривая их многоаспектно, отдавая приоритет активным методам, в основе которых лежит моторно-двигательная деятельность (пересказ, показ, рисование, письмо и т.д.). Под методами Я.А.Коменский понимал и способы обучения отдельным наукам — метод нравов, метод искусств, наглядный метод и т.д. В понятие «метод» также включались организационные формы: учебный год, день, урок, игра, состязание, решение кроссвордов, просмотр нравоучительных пьес, диалог, беседы и др.

5. Универсален УЧИТЕЛЬ, который «не слывет таковым, а им является». Великий педагог считал необходимым для учителя осознание важности своей профессии, так как она является «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Именно учитель, подобно садовнику, «взращивает молодые деревца, которые впоследствии дадут плоды». Как пишет Я.А. Коменский, «универсальный учитель должен поставить перед своим учительством троякую цель: 1. Универсальность: обучать всех всему. 2. Простота: учить надежными средствами. 3. Добровольность: учить всех, всему, всесторонне» {Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих// Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 2. - С. 423).

Таким образом, педагогическая система Я.А. Коменского явилась предвестником системы всеобщего образования, раскрывающей преобразующие для общества потенции образования. По своей сути педагогическое наследие великого педагога-гуманиста явилось уникальнейшим итогом развития педагогической теории и практики предшествующих веков, поскольку вобрало в себя идеи эпохи Античности и Возрождения, определив цели и задачи образования для Нового времени. Также можно смело говорить о современности и жизнестойкости педагогических идеалов Я. А. Коменского.

Литература

1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. / Сост. В. Г. Безрогов, О.И. Варьяш. — М., 1994.

2. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. — М., 2001.

3. Красноречие Древней Руси (XI—XVII вв.) / Сост. Т. В. Чарторицкая. — М., 1987.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.