НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ
Целенаправленная подготовка подрастающего поколения к активному участию в общественной жизни осуществляется в рамках соответствующей образовательной системы, развитие которой регламентируется, прежде всего, приоритетными направлениями стратегии государственной политики, определяющими ее структуру, принципы функционирования и перспективы совершенствования. Государственные требования в области образования нашли свое отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», 1996), в соответствии с которым выделены следующие принципиальные положения о том, что система образования должна:
1) носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности;
3) создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится);
5) поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий — в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускаются);
6) носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.
Образование как система представляет собой сложный социокультурный и полифункциональный феномен, который рассматривается в трех измерениях:
как пространственная категория, т. е. развивающаяся сеть учреждений различных типов и уровней, в определенном социальном масштабе (всего мира, определенной страны, отдельного региона, города или района). В данном случае речь идет о федераль-
ном, региональном, муниципальном и районном уровнях системы образования;
структурная категория, состоящая из нескольких уровней или ступеней (в основе выделения которых лежит возрастной критерий) образовательной макросистемы, имеющей государственный статус, в качестве уровней выступают подсистемы дошкольного, школьного (с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу), высшего и дополнительного образования;
институционализированная категория, включающая в себя различные типы государственных, муниципальных и частных воспитательно-образовательных учреждений определенной образовательной направленности (светской или клерикальной), а именно: ясли, детские сады, специализированные детские центры, основные, полные средние, художественные и музыкальные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, лицеи, гимназии, специализированные школы, институты, университеты, академии, высшие школы, обучение в аспирантуре, докторантуре, ординатуре, адъюнктуре, на курсах переквалификации и т.д.
Рассматривая систему образования как социальный институт, следует более подробно остановиться на существующей сегодня типологии образовательных (учебно-воспитательных) учреждений, под которыми понимаются заведения, осуществляющие целенаправленный воспитательно-образовательный процесс и реализующие различные учебные программы на основе использования традиционных и новационных обучающих технологий. Деятельность этих учреждений должна отвечать возрастающим запросам социального прогресса и развития человека с позиции личност-но-ориентированной парадигмы.
Любое учебное заведение представляет собой социальную систему, отличающуюся собственной культурой (эмоциональным климатом, интеллектуальной и нравственной атмосферой, взаимодействием с внешней средой и т.д.). Проведенный И.Д.Чечель анализ концептуальных подходов к построению различных видов инновационных учебных заведений показал, что дифференциация образования в значительной мере основывается на принципах и ценностных ориентациях, обусловленных различными взглядами на роль школы в обществе и альтернативными концепциями образования.
Современные исследователи признают, что все инновационные учебные заведения типа «школа» отличаются лишь глубиной и широтой изучения отдельных предметов или направлениями специализации.
Школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной Подготовки, обучение проходит по государственным учебным
планам и программам обязательных (75—80 %) и дополнительных предметов, является обязательным учебным заведением.
Школа с дифференцированным подходом — учебное заведение, в котором функционируют несколько специализированных классов, их деятельность не затрагивает основной части школьников.
Школа с углубленным изучением предмета — одна из дисциплин изучается углубленно либо во всех классах, либо на одной из ступеней.
Школа с углубленным изучением цикла учебных предметов — выделяются пять циклов: гуманитарный, эстетический, естественно-научный, физико-математический, военно-спортивный.
Школа с углубленным изучением всех предметов — крайний случай школы с углубленным циклом предметов, например школа для одаренных детей.
Школа с профильной направленностью — выделяют следующие профили: обществоведческий, механико-технологический, биолого-экологический, эстетический, военно-спортивный, которые соответствуют видам взаимодействия человека с окружающим миром. Профильная направленность определяется ориентации на группу смежных профессий, что служит основой изменения учебного процесса.
Наряду с традиционными, общеизвестными типами учебных заведений период проведения образовательных реформ в России (конец 80-х годов — по настоящее время) характеризуется реконструкцией как собственно отечественного, так и мирового педагогического опыта, что отразилось на создании следующих образовательных учреждений.
Гимназия — вид общеобразовательного учебного заведения, ориентированного на формирование широко образованной, интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Функционирует в составе V—XI классов. Обучение в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков и продолжением образования в университетах.
Лицей — среднее образовательное заведение, которое открывается только на базе профильного высшего учебного заведения, образуя с ним учебный комплекс. Обучение в нем ориентировано на учеников старших (начиная с VIII) классов, связано со специализированной подготовкой и ранней профилизацией, а также способствует освоению навыков самостоятельной и научно-исследовательской деятельности.
Наряду с инновационными типами учебных учреждений в настоящее время существует тенденция использования разнообразных способов (форм) получения образования, среди которых особо выделяются следующие:
экстернатура как индивидуальное домашнее обучение по общегосударственным учебным планам и программам под руководством педагога (репетитора) или самостоятельно (для инвалидов и детей с проблемами в развитии, одаренных детей, учащихся из «горячих точек» страны и т.д.). Контроль осуществляется посредством сдачи экзамена государственной комиссии при учебных заведениях различного уровня;
дистантное обучение — обучение «на расстоянии» с использованием различных технических образовательных средств (компьютер, видео- и аудиосредства);
заочное обучение — на основе организации «кратковременного погружения» в образовательный процесс (сессии), а также получения консультаций у преподавателей, выполнения заданий в письменной форме и самостоятельной работы по предлагаемой учебной программе.
Существование в российском образовательном пространстве разнообразных форм предоставления учебного материала в различных типах образовательных учреждений определенного уровня требует четкого контроля со стороны государства и системы управления образованием за реализацией нормативно закрепленных требований к учебному процессу. Это связано с тем, что современное общество, развиваясь в условиях демократизации, децентрализации, деидеологизации, регионализации, гуманизации, экстраполирует данные принципы и на социокультурную сферу, включающую в себя и систему образования.
Возникновение подобных позитивных тенденций в образовании детерминирует:
• возрастание степени академической свободы педагогических коллективов, получивших возможность реализации индивидуально-творческих возможностей участников образовательного процесса;
• плюрализацию, многообразие и автономность отдельных образовательных учреждений, заключающиеся в вариативности отбора направлений научного поиска в решении насущных проблем реформирования общества в соответствии с изменяющимся социальным заказом;
• создание возможностей для использования в работе различных типов образовательных учреждений новых комплексных и парциальных программ, внедрения вариативных инновационных технологий в учебный процесс.
В то же время прослеживаются негативные аспекты происходящего процесса, а именно:
• угроза распада единого федерального образовательного пространства;
• обострение социальных проблем, связанных с ускоренной стратификацией образования и выдвижением новых требований к педагогическим услугам со стороны различных групп населения;
• введение в учебные заведения системы оказания дополнительных платных услуг;
• ранняя профессионализация учеников, не позволяющая раскрыть их сущностные характеристики и способствующая односторонности развития личности;
• значительные психологические и интеллектуальные перегрузки учащихся, в результате которых снижается интерес и мотивация к учению;
• снижение качественного уровня образованности граждан, что связано с отсутствием единых параметров контроля за результативностью и эффективностью учебного процесса;
• низкий социальный статус учителя, определяющий отношение к данной профессии как со стороны общества, так и со стороны самих педагогов.
Нормативными документами современного отечественного образования, отражающими данные тенденции и выполняющими функцию их балансирования, являются Федеральный закон «Об образовании», принятый в 1992 г., а также изменения и дополнения в него, внесенные в 1996 г., в которых выдвинуты требования о необходимости введения Государственных образовательных стандартов как средства регулирования образовательной сферы.
Трактовка понятия «стандарт» (от англ. standard) связана с его обозначением как образца, эталона, модели, принимаемых за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов, регулирующих различные сферы деятельности и определяющих свойства и качества продукции, удовлетворяющей потребностям общества и человека.
В статье 7 закона «Об образовании» указывается: «Стандарт определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников».
В законе «Об образовании» выделены основные компоненты стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического процесса России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии и искусства, трудовой подготовки и др.).
Также стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения, закрепленные в соответствии с его Уставом в разработанных педагогами основных образовательных программах.
В европейских государствах и Америке проблема стандартизации в образовании возникла раньше, чем в России, и была связана с разработкой национальных документов, регламентирующих правила и нормы образовательной деятельности — учебных планов и программ, предписаний и рекомендаций к проведению итоговой аттестации учащихся. Аналитическое описание зарубежного опыта разработки стандартов опубликовано в материалах международных конференций «Стандарты образования: проблемы и перспективы» (1995, 1997), где указано, что причины введения стандартов за рубежом и в России связаны с децентрализацией управления образованием, ослаблением государственного влияния и автономией учебных заведений. Стандарты во всех государствах носят название содержательных, но зоны регулирования стандартами в разных странах имеют различную направленность.
Так, например, разделение содержания образования на общее (general) и свободное (liberal), осуществлявшееся в 50 —60-е годы XX столетия в США, построение содержания образования по принципу структуризации знаний, «релевантного» образования и попытка объединить теоретические подходы позволили выделить следующие типы проектов содержания образования: социоцент-рированные, предметно-центрированные и личностно-центриро-ванные. Различные типы школ, которые определяют собственные образовательные нормы, влекут за собой проблему перепроверки уровня подготовки учащихся при поступлении на работу или в высшие учебные заведения. В соответствии с данным положением в 1992 г. Национальный комитет по образовательным стандартам и тестированию США выдвинул предложение о разработке национальных стандартов, которые охватывают более широкую сферу образовательного процесса: содержание, учебный процесс и требования к подготовке учащихся.
Согласно этому положению, содержательную характеристику образования составляют обязательные (необходимые) для самоопределения сферы жизнедеятельности человека. Образовательный стандарт, фиксируя основные содержательные характеристики образования, ориентируется на общественный идеал, заданный социальным заказом. Поэтому в законе «О Государственном образовательном стандарте основного общего образования» данное понятие определяется как система нормативов, характеризующих качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по его достижению, устанавливается как государственная норма и фиксируется федеральным законом.
По мнению современных исследователей данной проблемы В. И. Байденко, В.П.Беспалько, В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, М. В. Рыжакова, В. А. Сластенина, А. И. Субетто, стандарты должны:
обеспечивать сохранение единства образовательного пространства страны;
содержать гарантии равных возможностей получения полноценного образования независимо от пола, религиозных убеждений, места жительства, материального обеспечения и выбранного образовательного учреждения;
обеспечивать реализацию государственной политики в области образования;
упорядочивать многообразие форм, типов и видов образования;
выстраиваться в логике структуры образовательного содержания;
определять процесс структурирования образования путем включения инвариантного и вариативного содержательных компонентов.
Таким образом, образовательный стандарт, выполняя функцию защиты от некачественных образовательных услуг, регламентирует в современных условиях все инновационные проекты, которые также базируются на основе объектов стандартизации. Основная цель современного образования в соответствии с реализацией принципа гуманизации заключается в создании условий для становления базовой культуры личности и ее профессионального самоопределения. В связи с этим необходим отбор наиболее адекватных путей и средств, способствующих последовательному развитию человека, соответствующих социальным, морально-этическим и правовым нормам общества. Каждый человек выбирает образовательную услугу, а государство, в свою очередь, предлагает ему соответствующие гарантии получения подобного образования, т. е. устанавливает всеобщие правила и принципы.
В исследовании М. В. Рыжакова «Теоретические основы разработки Государственного стандарта общего среднего образования» определены нормы разработки стандартов. К ним относятся:
• фиксация такого количества и качества содержания, которое придавало бы функциональную полноту и гарантировало полноценность общего и среднего образования;
• сохранение определенного единства содержания образования, но предоставление возможности разработки на его основе вариативных методических систем (планов, программ, учебников, пособий и т.д.);
• прямое действие документа, предоставляющее возможность избежать неправильных интерпретаций и интерпретаторов стандарта.
В соответствии с выявленными нормами границы применимости понятия «Государственный образовательный стандарт» можно определить следующим образом: нормативно-правовая сфера действия стандарта в системе образования; содержательная сфе-
pa, т.е. школа, предоставляет то содержание образования, которое обучающиеся должны усвоить как выпускники школы; общественная сфера, поскольку достижение требований стандарта может интерпретироваться как достижение установленного государством образовательного ценза.
Как указывается в «Общей концепции федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», составленной В.С.Ледневым, М.В.Рыжаковым, С.Е.Ши-шовым, введение Государственного стандарта не означает жесткую регламентацию учебного процесса, а, напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества. Раскрыв основные сущностные характеристики стандарта, авторы документа обозначили также требования, предъявляемые к нему.
1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия.
2. Стандарт должен быть ориентирован прежде всего на нормирование конечного результата обучения.
3. Должны соблюдаться согласованность и преемственность стандартов поступлениям и областям образования.
4. Содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени образования в соответствии с ее спецификой.
5. Описание единиц содержания образования в стандарте должно быть оптимизировано до уровня, позволяющего сохранить их целостность, системность и полноту с точки зрения целей образования.
6. Своей структурой и содержанием стандарт должен отразить баланс интересов и компетенции государства, региона и школы, которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов.
7. Стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников.
8. Форма представления стандарта должна учитывать разные категории пользователей.
9. Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки.
10. В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы.
Стандарты образования, отвечающие данным требованиям, в Принятой в настоящее время терминологии именуются «стандартами содержания», или «содержательными стандартами». Рассмотрение основных функций стандарта позволяет более детально раскрыть его сущностные характеристики.
Критериально-оценочная функция определяет содержание обучения, объем учебной нагрузки, оценки результатов, а также аттестацию учителей и образовательных учреждений.
Функция обеспечения права на полноценное образование предоставляет гарантированное Конституцией РФ образование, соответствующее полноценному развитию личности и возможности последующего профессионального образования.
Функция сохранения единства образовательного пространства страны выполняет стабилизирующую и регламентирующую роль в условиях многообразия образовательных систем и типов образовательных учреждений в единой образовательной системе страны.
Функция гуманизации образования предусматривает дифференциацию обучения, освобождающую ученика от учебных перегрузок и позволяющую реализовать субъектную позицию в обучении.
Функция управления связана с осуществлением контроля и оценивания качества результата обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартом.
Функция повышения качества образования фиксирует объем и уровень содержания образования и определяет минимальный уровень подготовки учащихся.
Таким образом, определив общие теоретические положения образовательного стандарта, мы видим, что он одновременно является:
— основным документом, направленным на охрану качества образования и реализацию государственной политики через посредство содержания образования;
— нормативной основой содержания основного общего образования при развивающихся процессах вариативности;
— обязательным минимумом содержания образовательного учреждения;
— основой для оценки реализуемых образовательных и учебных программ.
Необходимо отметить, что стандарт не нормирует учебно-воспитательный процесс, т.е. не определяет формы, методы, организацию работы с детьми, но на основе стандарта разрабатываются:
• примерный учебный план и образовательная программа;
• технологии оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся Государственным образовательным стандартам для аттестации образовательных учреждений;
• положение о рекламации на качество образования или несоответствие качества образования требованиям Государственного образовательного стандарта;
• учебники, учебные пособия и другие дидактические материалы;
• методика аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта;
• учебно-материальная база учебного заведения.
Под воздействием объективных факторов сложилась структура содержания стандарта, основными компонентами которой являются:
пояснительная записка, излагающая концептуальные основы стандарта, его структуру и содержание;
базисный учебный план, являющийся основным государственным нормативным документом системы образования;
стандарты базовых образовательных областей, представляющие обязательную часть содержания образования для всех учащихся и требования к уровню усвоения знаний.
Базисный учебный план является генеральным уровнем представления стандарта, содержащим комплекс основных нормативов и регулирующих:
— соотношение между федеральным, региональным и школьным компонентами, являющимися основой для разработки региональных базисных учебных планов, которые в свою очередь тоже несут нормативную нагрузку на уровне региона и во многом определяют особенности педагогического проектирования учебных планов конкретных образовательных учреждений при учете их специфики;
— соотношение инвариантной части учебного плана, которая обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам, и вариативной части, ориентированной на индивидуальный характер развития учащихся с учетом их личностных особенностей и интересов;
— соотношение основных видов занятий: обязательных, которые являются базовыми; обязательных занятий по выбору учащихся, предоставляемых образовательными услугами учебного заведения с целью углубления и расширения знаний учащихся в соответствии с их потребностями; факультативных занятий, которые носят групповой или индивидуальный характер обучения и не являются обязательными для всех учащихся;
— соотношение суммарного количества часов в соответствии с допустимой аудиторной нагрузкой учащихся;
— преемственность содержания образования на различных ступенях учебного заведения.
«Общая концепция федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» предоставляет базисные учебные планы для основных ступеней общеобразовательной школы.
Начальная школа. Базисный план на данной ступени заклады- j вает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает] их основными умениями, навыками общения и учебного труда/ приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.
Содержание начального образования ориентировано на формирование основных сторон личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры, определяющих структуру учебного плана. Например, для формирования познавательной культуры выделяются два самостоятельных курса — «Окружающий мир» и «Математика». Изучение языков направлено на формирование коммуникативной и эстетической культуры и т.д.
Основная школа. На этой ступени обучения начинается ее дифференциация, что связано с предоставлением возможности выбора профессии и апробированием учащимися своих сил в различных научных областях и видах деятельности. Базисный план основной школы включает функционально полный минимизированный набор образовательных областей: язык (родной, русский, иностранный) и литературу, искусство, математику, физику и астрономию, химию, географию и экологию, кибернетику и информатику, биологию, общественные дисциплины, технологию, технику, труд, физическую культуру.
Полная средняя школа. Ее базисный план включает в себя набор образовательных областей основной школы, но строится по принципу профильной дифференциации.
Одновременно в структуре стандарта заложен компонент, определяющий образовательную (предметную) область, в каждой из которых выделяются четыре раздела:
1) общая характеристика образовательной области;
2) базовое содержание образовательной области;
3) требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся;
4) общие подходы к оценке выполнения требований стандарта.
Таким образом, стандартизация в образовательной сфере представляет собой непрерывный общемировой процесс, который имеет свои характерные культурные и национальные особенности.
В российской системе образования научный поиск новых оснований разработки соответствующих стандартов позволяет учитывать как существующие традиции, так и развивающиеся новаци-онные тенденции и строить процесс подготовки подрастающего поколения к активному участию в жизни общества с точки зрения самореализации каждого отдельного человека и учета общих социальных требований.
Литература
1. Байденко В. И. Образовательный стандарт: Опытсистемного исследования. — Новгород, 1999.
2. Байденко В. И. Стандарты в непрерывном образовании: Концептуальные, теоретические и методологические проблемы. — М., 1999.
3. Инновационные процессы в образовании: Сб. статей. — СПб., 1997.
4. Педагогика и психология / Под ред. А. А. Реан. — СПб., 2000.
5. Учебные стандарты школ России / Под ред. В. С.Леднева, Н. Д. Ни-кандрова, М.Н.Лазутовой. — М., 1998.
Вопросы и задания
1. На основе существующих подходов в современной педагогике обоснуйте понятие категории «дидактика».
2. Определите роль дидактики в процессе становления и развития педагогической теории и практики.
3. Выявите основные черты сходства и различия между терминами «образование» и «обучение».
4. Составьте схему взаимосвязи дидактики с социальными, культурологическими и собственно педагогическими науками.
5. В чем состоит значение процесса обучения в развитии человека как личности и как части социума?
6. Каковы функции образования в социально-экономическом и культурном развитии современного общества?
7. Какие методологические подходы к оценке сферы образования являются в современной дидактике определяющими?
8. В чем заключается сущность аксиологизации теории и практики обучения?
9. Выявите влияние гуманизации образования на формирование социально-ценностных ориентиров отдельного человека и человечества в целом.
10. Перечислите основные признаки информационного общества.
11. Раскройте этапы процесса переработки информации человеком.
12. Перечислите и обоснуйте требования к информации, оптимизирующей процесс обучения.
13. Определите составляющие компоненты информационного обеспечения современного образования.
14. Дайте характеристику традиционным и инновационным учебным заведениям одной из образовательных ступеней.
15. На основе анализа нормативных образовательных документов раскройте основные компоненты стандарта.
16. Раскройте сущность требований, предъявляемых к Государственному образовательному стандарту.
17. Охарактеризуйте специфику функций, выполняемых образовательным стандартом в современном обществе.
18. В чем заключается физиологическая трактовка научения?
19. Какие существуют уровни организации процессов высшей нервной Деятельности и в чем особенность их нейрологического строения?
20. Какова суть принципа функционального полиморфизма в организации центральной нервной системы?
21. Что означают ассоциативная трактовка научения и представление об условных рефлексах?
22. Что такое динамический стереотип и какова его роль в обучении?
23. Каковы особенности и характеристики ассоциативного обучения?
24. Какие физиологические классификации научения выделяются по критерию активности человека?
25. В чем суть и разновидности пассивного научения, что такое импри-тинг, особенности его возникновения и проявления?
26. В чем особенность и феноменология основных форм оперантного научения?
27. Каковы характеристики научения путем наблюдения и путем ин-сайта?
28. Какие физиологические образования лежат в основе типологических особенностей обучения, в чем особенность темперамента, понятий «генотип» и «фенотип»?
29. В чем состоит физиологическая и дидактическая специфика явления функциональной асимметрии мозга?
ГЛАВА 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|