Коррекционно-развивающая программа развития межличностных отношений детей с ОНР старшего дошкольного возраста (Л.И. Зайцева)
Цель: развитие коммуникативных навыков как фактора успешной социализации ребенка в обществе.
Задачи:
§ Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
§ Обучение детей речевым средствам общения.
§ Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой),
средствами человеческого общения.
§ Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
§ Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
§ Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в виде общения, формирование доверия к собеседнику.
§ Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
§ Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
§ Закрепление у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
§ Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Основные формы обучения детей:
- развивающие игры, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры и др.),
- упражнения подражательно - исполнительного и творческого характера),
- этюды,
- импровизации,
- наблюдения, прогулки, экскурсии,
- рассматривание рисунков, фотографий,
- моделирование и анализ заданных ситуаций,
- свободное и тематическое рисование,
- лепка,
- чтение художественных произведений,
- рассказ психолога и рассказы детей,
- сочинение историй,
- беседы,
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Структура программы обучения детей
Программа включает в себя несколько направлений:
Планирование занятий по программе
Направление
| Тема
| Количество занятий
| Формирование языков общения (мимики, пантомимических средств
| 1. Наши умные помощники
|
| 2. Язык жестов и движений
|
| 3.Азбука настроений
|
| Формирование представления о самом себе
| 1. Кто такой Я?
|
| 2. Я сам
|
| 3. Я хочу
|
| Формирование потребности в общении с природой
| 1. Времена года
|
| 2. Мой любимый зверь
|
| 3. Наши зеленые друзья
|
| Формирование потребности в общении со взрослыми
| 1. Мой самый родной человек – мама.
|
| 2. Дружная семья
|
| 3. Уважай старших
|
| 4. Послушай взрослых!
|
| Формирование потребности в общении со сверстниками
| 1. Я и другой: мы разные
|
| 2. Что такое хорошо и что такое плохо
|
| 3. Давай никогда не ссориться
|
| 4. Внешность
|
| | 5. Дружба мальчиков и девочек
|
| Формирование умения владеть собой
| 1. Умей расслабиться
|
| 2. Как поступить?
|
| Формирование культуры общения
| 1. Учись вежливо говорить
|
| 2. Волшебные слова
|
| 3. Как вести себя за столом
|
|
Всего: 24 занятия.
Занятия проводятся по подгруппам по 6 – 7 человек. Возраст детей от 4 до 7 лет.Занятие №3:
Тема: «Азбука настроений».
Цели:Дать детям представления об их собственных эмоциях и эмоциях
других людей, научить различать разные эмоциональные состояния по
графическому изображению, научить передавать эмоции разными средствами.
Материал:графические изображения эмоций для наглядности и для каждого ребенка, макеты гномиков с разными эмоциональными состояниями.
Ход занятия:
1. Вступление. Приветствие.
Давайте поздороваемся друг с другом. Не так, как мы обычно здороваемся, а по-особенному, а для этого ручки развернули ладошками ко мне. Я буду к каждому подходить, дотрагиваться до ваших ладоней своими и говорить: «Здравствуй, Петя...» А вы должны сказать «Здравствуйте, Лариса Игоревна».
2. Основная часть
Психолог рассказывает о том, что у каждого человека бывает разное настроение. Психолог спрашивает детей, какие они знают настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не отпускает тебя на прогулку; папа подарил тебе большую красивую игрушку; мальчик из твоей группы отобрал у тебя машинку; врач пришла делать вам укол, и т.д.
Затем психолог показывает детям карточки с графическим изображением различных эмоциональных состояний, просит их угадать, что это за настроение, помогает проанализировать каковы особенности лица при веселом настроении, грустном и т.д. (анализируется особенности расположения бровей, рта, глаз).
Далее психолог предлагает детям рассказать, когда каждый из них испытал чувство грусти, радости, злости, испуга, удивления.
Психолог читает детям стихотворение:
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения,
на всех нас настроение.
Кто веселиться?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет без сомнения
Азбука настроения.
Затем психолог предлагает детям поиграть в игру с карточками. Каждому ребенку дается конверт с изображением эмоции. Психолог говорит о том, что к нам в гости сегодня пришли 5 гномиков. У них у всех разное настроение. |Психолог показывает гномиков по одному и здоровается за них с соответствующей эмоции интонацией (радостный гном здоровается с радостной интонацией, грустный с грустной и т.д.) Далее психолог просит детей найти у себя на карточках заданное эмоциональное состояние и показать его.
3. Заключение.
О чем мы с вами говорили на занятии? Делаются выводы. Подводится итог занятия.
Занятие № 14:
Тема: «Внешность»
Цели:
1. Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и поведению.
2. Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
3. Развивать фантазию, воображение.
Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением мальчиков и девочек, одна большая картинка с изображением мальчиков и девочек, фланелеграф, фигурка мальчика и девочки, предметы одежды из бумаги, набор одежды для девочки и мальчика.
Ход занятия:
Приветствие
Давайте с вами поздороваемся, но не так как мы обычно здороваемся, а по особенному. Ручки развернули ладошками ко мне, я буду дотрагиваться до ваших ладошек своими и говорить: «Здравствуй, Миша!», а вы должны будете сказать: «Здравствуйте, Лариса Игоревна!»
Основная часть.
Дидактическая игра «Мальчики или девочки».
Психолог показывает по очереди картинки с изображением мальчика или девочки.
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, пожалуйста, кто изображен на картинке мальчик или девочка?
- Что делает мальчик или девочка?
- Как вы догадались, что это мальчик (девочка)?
Психолог вызывает детей по желанию и предлагает мальчику или девочке выйти перед группой и показать те действия или движения, которые совершают дети на той или иной картинке. Остальные ребята оценивают правильность выполнения задания.
После того, как все картинки с одиночными изображениями детей закончились, психолог предлагает найти на общей картинке всех мальчиков и отметить их карандашом знаком «+» и всех девочек знаком «*».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|