Примерный список вопросов, выносимых на экзамен (зачет)
1. Предмет и задачи детской логопсихологии
2. Научно-теоретические основы логопсихологии
3. Нейропсихологические основы логопсихологии.
4. Особенности межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи.
5. Психолингвистические основы логопсихологии
6. Исторический аспект развития логопсихологии
7. Понятие дизонтогенеза.
8. Этиология дизонтогенеза.
9. Патогенетические механизмы дизонтогенеза.
10. Психологические параметры дизонтогенеза
11. Классификация психического дизонтогенеза
12. Причины возникновения речевых нарушений
13. Принципы анализа речевых нарушений
14. Клиническая характеристика нарушений речи
15. Педагогическая характеристика групп детей с нарушениями речи
16. Особенности познавательной сферыдетей с ФФНР
17. Особенности эмоциональной сферы детей с ФФНР.
18. Особенности личности детей с ФФНР.
19. Особенности общения и межличностных отношений детей с ФФНР.
20. Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ФФНР.
21. Особенности познавательной сферы с ОНР
22. Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР.
23. Особенности личности детей с ОНР.
24. Особенности общения и межличностных отношений детей с ОНР.
25. Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ОНР
26. Особенности познавательной сферы детей с МИН и ТРН.
27. Особенности эмоциональной сферы детей с МИН и ТРН.
28. Особенности личности детей с МИН и ТРН.
29. Особенности общения и межличностных отношений детей с МИН и ТРН.
30. Особенности понимания и продуцирования речи детей с МИН и ТРН
31. Содержание готовности к школьному обучению
32. Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
33. Психологическое изучение детей с нарушениями речи
34. Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
35. Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
36. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы у детей с нарушениями речи
37. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений личности детей с нарушениями речи
38. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений межличностного общения детей с нарушениями речи.
Примерная тематика курсовых работ
1. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи.
2. Особенности слухового восприятия у детей с нарушениями речи.
3. Состояние динамических характеристик внимания у детей с нарушениями речи
4. Особенности модально-спецефической памяти у детей с нарушениями речи
5. Своеобразие опосредованного запоминания при системных у детей с нарушениями речи
6. Изучение наглядного мышления у детей старшего дошкольного возраста у детей с нарушениями речи
7. Возрастные особенности самооценки у детей с нарушениями речи
8. Изучение «Я-концепции» у детей с нарушениями речи
9. Интеллектуальная готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи.
10. Личностно-социальная готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
11. Эмоционально - волевая готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
12. Особенности проявлений тревожности у детей с нарушениями речи
13. Восприятие и понимание экспрессивных эмоциональных эталонов детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
14. Возрастные типы общения у детей с нарушениями речи.
15. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями речи.
Литература
1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987.
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.- М., 1999.
3. Виноградова М.А. Формирование общения у заикающихся дошкольников. – СПб, - 2002.
4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.,2004.
5. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией.// Дефектология – 1993-№1.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
7. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.М. Микадзе - СПб., 2001.
8. Грибова С.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией.// Дефектология – 1995 - №6.
9. Даниленкова О.Р. развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи // Дефектология –2000 -№6.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника./ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн., 1997.
11. Ермолаева М.В. Возрастная психология. - М., 2000.
12. Калягин В.А. , Степанова Г.М. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личных диагностических тестов //Дефектология – 1996 - № 3.
13. Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология – 1995 - №6.
14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991.
15. Лалаева Р.И. Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи // Дефектология – 2000 - №4.
16. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997.
17. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой. – М., 1989.
18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,2002.
19. Переслени Л.И, Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи // Дефектология -1993 - №5.
20. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
21. Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология -1992 - № 1.
22. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология – 1996 - №1.
23. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии. // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - № 2.
24. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., - 2001.
25. Терентьева В.И. Особенности поведения детей с заиканием в эмоционально насыщенной ситуации // Дефектология -1996 -№ 1.
26. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушением речи 6-7 лет // Дефектология – 2000 - № 4.
27. Федосеева Е.Г. Развитие возрастных форм общения у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Современные проблемы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии: Выпуск 4. / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой, Н.Н. Морозовой. Саранск, 2001.
28. Усанова О.Н. Специальная психология. - М.,1999 .
29. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология – 1994 - №2.
30. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 1987.
31. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
Список научных работ сотрудников кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, отражающих основное содержание учебного пособия:
1. Брагина В.Д., Воробьева Н.А., Моисеева Е.В. Развитие общения у дошкольников с проблемами в речевом развитии в образовательном процессе/ Сборник трудов участников Y межвузовской конференции молодых ученых. Ч.I// Отв. за выпуск В.В. Заболтина.— Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2004 – стр. 231-237
Брагина В.Д, Карышева И.А. Развитие Я-концепции у детей с ОНР старшего дошкольного возраста / Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии/ отв. ред. О.А. Денисова. - Череповец: ЧГУ, 2002.- С.97-100
3. Бучилова И.А., Яковлева Н.Ю. Диагностика и коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. ./ Тезисы докладов. // Сост. А.И. Виноградов, М.Ю. Адамов. – Череповец, 2000 – стр. 124 -126.
4. Бучилова И.А., Дудорова Е.В. Условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. /Сборник трудов участников IV межвузовской конференции молодых ученых.// Отв. за выпуск О.Л. Леханова.– Череповец, 2003 –С.141.
5. Виноградова С.В. , Леханова О.Л. Формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников с ОНР./ «Per aspera…»: Материалы межвузовской конференции молодых ученых / Сост. Е.Б. Карпушина, О.Л. Леханова. - Череповец, 2001 – стр. 26 -27
6. Денисова О.А., Пескишева Т.А. Комплексная оценка психофизического развития детей с ОНР в дошкольном учреждении компенсирующего вида/ Дети с проблемами в развитии-Спб., 2005, №1, С.4-6
7. Захарова Т.В., Поникарова В.Н. Дошкольная логопсихология (учебно-методическое пособие)// Материалы к курсу: «Психологтя детей с проблемами в развитии».-Череповец.-ч.2,2000.
8. Зайцева Л.И.
9. Иванова О.А., Калачева А.А., Парамонова В.А. Особенности формирования паралингвистических средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР /Тезисы докладов победителей открытого конкурса на лучшую студенческую работу «Череповец: XXI век» // Сост. А.И. Виноградов. - Череповец, 2000 – стр. 80 -81
10. Леханова О.Л. К вопросу о причинах отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления невербальных средств общения детьми с ОНР / Сборник трудов участников IV межвузовской конференции молодых ученых.// Отв. за выпуск О.Л. Леханова.– Череповец, 2003 –С.130 -133.
11. Леханова О.Л. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи./ Сборник трудов молодых ученых. // Отв. за выпуск В.В. Заболтина.— Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005 – стр. 55-58
12. Леханова О.Л. Развитие невербальных средств общения как необходимое условие формирования речевой деятельности детей с ОНР / Сборник трудов участников Y межвузовской конференции молодых ученых. Ч.I// Отв. за выпуск В.В. Заболтина.— Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2004 – стр. 216-223
13. Панова Е.В., Котляр Л.Я. Игро - и сказкотерапия эмоционального неблагополучия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи / Тезисы докладов победителей открытого конкурса на лучшую студенческую работу «Череповец: XXI век» //Сост. А.И. Виноградов.- Череповец, 2000 – стр. 81 -82
14. Парамонова В.А., Калачева А.А. Программа коррекционной работы по развитию воображения у дошкольников с нарушениями речи / Сборник трудов молодых ученых ЧГУ. //Сост. А.И. Виноградов, М.Ю. Адамов. – Череповец – 1999 – вып.3. –С.44-45
15. Поникарова В.Н., Проценко А.С. Особенности самооценки у 6-летних дошкольников с заиканием. / Сборник трудов молодых ученых ЧГУ. //Сост. А.И. Виноградов, М.Ю. Адамов.– Череповец – 1999 – вып.3. – стр. 47-49.
16. Поникарова В.Н., Гаврилова И.Н., Макарова С.Ю. К вопросу об изучении памяти у старших дошкольников с нарушениями речи / Сборник трудов участников III межвузовской конференции молодых ученых. // Отв. за выпуск О.Л. Леханова. – Череповец, 2002 – стр. 205
17. Поникарова В.Н., Жукова М.Л. Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ОНР./ Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. // Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 126-130
18. Поникарова В.Н., Чеплагина Е.А., Чубова М.П. К вопросу об особенностях коммуникативной активности детей дошкольного возраста с ОНР./ Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. // Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 138-142
19. Поникарова В.Н., Щербакова А.В. К проблеме формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с ОНР./ Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. // Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 144-148
18.Поникарова В.Н. Материалы к по дисциплине «Дошкольная логопсихология» / Материалы к курсу «Психология детей с нарушениями в развитии» // Под ред. Т.В. Захаровой. – Череповец, 2000. –С.3-21
19.Материалы к курсу «Логопсихология» / Сост. В.Н. Поникарова, О.Л. Леханова // Под ред.О.А. Денисовой. – Череповец, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|