|
Формирование первичных представлений о мире
Многие исследователи отмечают в развитии ребенка-дошкольника наступление так называемого периода вопросов. Детей периода вопросов называют почемучками (некоторые писатели, исходя из этой особенности дошкольников, пытались составить «детские энциклопедии»). Вопросы, которые задают дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают все области знаний о мире, природе, обществе, человеке.
А. И. Сорокина (1947), анализируя большое количество вопросов, заданных детьми (более 4 тыс.), пришла к заключению, что за этими вопросами стоят разные мотивы. Она выделила три группы вопросов, мотив которых: 1 ) стремление ребенка приобщить взрослого к соучастию в своей деятельности; 2) стремление к эмоциональному сопереживанию; 3) стремление к познанию окружающего мира.
А. И. Сорокина пришла к выводу, что основным и определяющим мотивом детских вопросов выступает стремление ребенка к общению. Дошкольный возраст связан с интенсивным развитием самостоятельной деятельности детей. Взрослые требуют от детей самостоятельности, и дети сами стремятся к ней. Однако это отнюдь не означает, что дети меньше стремятся к общению со взрослыми, меньше нуждаются в нем. В дошкольном возрасте возникают многогранные формы общения, носящие главным образом речевой характер, и в их контактах большая роль принадлежит вопросам, посредством которых ребенок привлекает внимание взрослого к своей деятельности, ищет выхода из создавшихся трудностей, просит указаний о способе действий. Сотрудничество со взрослыми приобретает новую форму, условно его можно было бы назвать интеллектуальным сотрудничеством, сменяющим непосредственно практическую форму совместной деятельности со взрослыми.
Несколько иными причинами вызваны вопросы 2-й группы. Возникновение этих вопросов, по-видимому, также связано с некоторым «отдалением» взрослых от ребенка. Появление переживаний стыда, вины, сомнений, ожиданий на фоне некоторого отдаления взрослых от ребенка приводит к повышенной тенденции интимного общения. А. И. Сорокина отмечает, что такая тенденция особенно часта у детей, живущих вне семьи.
Возникновение двух первых групп вопросов тесно связано со всем развитием личности и деятельности ребенка дошкольного возраста, а не исключительно с его интеллектуальным развитием.
Особую категорию составляют вопросы, мотив которых — стремление к знанию. Они, по данным А. И. Сорокиной, разбиваются на 2 подгруппы. К 1-й относятся вопросы, связанные с овладением пра-
вилами и нормами поведения; ко 2-й — познавательные в собственном смысле этого слова. Как уже указывалось, в этом возрасте происходит интенсивное овладение моральными нормами, и, следовательно, 1-я подгруппа вопросов определена теми новыми взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, которые формируются в дошкольном возрасте. Ребенок стремится уяснить, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, как надо поступать в том или ином случае. Подобные вопросы связаны с формированием у ребенка первичного морального мировоззрения, которое в качестве исходного момента включает дифференциацию добра и зла, хорошего и плохого.
Следует отметить, что эта первичная дифференциация включает в себя и первичную ориентировку в широких общественных явлениях: буржуи и рабочие, белые и красные, фашисты и наши — прежде всего разделяются по этическому принципу «плохих» и «хороших». Таким образом, вопросы, касающиеся этических норм и правил, свидетельствуют об интенсивной работе, производимой ребенком по обобщению и дифференциации отношений людей к предметам и друг к другу.
Обратимся к вопросам 2-й подгруппы. Они свидетельствуют о постоянном столкновении уже освоенного с новым и о все более глубоком проникновении ребенка в познание окружающего. Вопросы являются показателем того, правильно ли развивается этот сложный процесс, не односторонни ли интересы ребенка.
Познавательные вопросы, т. е. вопросы, требующие ответа, содержащего какие-либо сведения, возникают при определенных условиях: 1) когда ребенок сталкивается с чем-то незнакомым, что привлекает его внимание, вызывает удивление; 2) когда сложившееся представление нарушается из-за того, что новое представление по одним признакам с ним совпадает, а по другим — нет; 3) когда ребенок хочет утвердиться в том выводе, который он самостоятельно сделал на основе сопоставления и обобщения явлений.
С возрастом число вопросов последней группы все более увеличивается. Старший дошкольник стремится по-своему классифицировать предметы и явления, найти в них общие признаки и выявить различия. Систематизация представлений, отнесение их к определенным категориям, осмысление общности и различий представляют собой те новые интеллектуальные задачи, которые стремится решить ребенок. Дети порой строят свои собственные «теории» происхождения и связи явлений.
Детская мысль в этот период направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности (дифференциация живого и неживого, природных явлений и общественных, прошлого и современности, добра и зла и т. п.). Именно на основе такой дифференциации возникают начальные общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо мировоззрением (в том смысле, что в этих об-
щих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи).
Ж. Пиаже предпринял попытку раскрыть по содержанию представления ребенка о мире, о физической причинности (1926; 1927). На основании ответов детей о причинах разнообразных явлений природы Ж. Пиаже выделяет 17 типов связей, устанавливаемых детьми. Они могут быть разделены на 3 большие группы, соответствующие определенному периоду в детском развитии. В 1-м периоде все объяснения — психологические, феноменалистические, финалистические или магические (типы 1—5). Во 2-м к ним присоединяются артифициалистические, анимистические и динамические (типы 6—9). Магические объяснения начинают вытесняться. В 3-м периоде постепенно исчезают все предшествующие варианты объяснений и на смену им приходят рационалистические (типы 10—17). Только в 3-м периоде возникает настоящее причинное объяснение явлений. Пиаже считает временем его начала возраст 7—8 лет.
В отношении объяснения границ и признаков одушевленности в дошкольном возрасте, согласно Пиаже, господствует самая низкая стадия. Жизнь и сознание приписываются детьми всем предметам, которые обнаруживают какую-либо активность, или даже неподвижным, не подвергающимся каким-либо воздействиям извне, т. е. дошкольники находятся во власти самого грубого анимизма. Освобождение от такого анимизма, по Пиаже, происходит только в возрасте 11 —12 лет. Что касается происхождения существующего, дети до 6—7 лет находятся на стадии артифициализма. Предприимчивость, анимизм и артифициализм — таковы, по мнению Пиаже, основные черты представлений ребенка-дошкольника о мире, его мировоззрение.
Пиаже в своем исследовании ставил перед ребенком вопросы, для ответов на которые у последнего заведомо не было никаких знаний. Именно ответы на подобные вопросы он считал типичными для характеристики той работы, которую производит мысль ребенка над явлениями действительности. Однако исключение знаний, получаемых ребенком в процессе общения со взрослым, в принципе невозможно. Даже тогда, когда перед ребенком ставится вопрос, на который у него заведомо нет усвоенного ответа, и ребенок дает свой «оригинальный» ответ, его оригинальность лишь кажущаяся. В действительности ответ определен всей суммой имеющихся у ребенка представлений. Он просто переносит знания из одной сферы в другую, дает обобщение значительно более широкого характера, чем те, на которые уполномачивает фактическое содержание имеющегося у него знания.
Точно так же, как ребенок не выдумывает сам причинных и рационалистических объяснений, он не выдумывает и анимистических и артифициалистических. Последние — такой же продукт усвоения, как и первые. Это не значит, что взрослые дают ребенку заведомо ложные анимистические или артифициалистические представления.
Те представления, которые получает ребенок в общении со взрослыми и которые он усваивает, правильны в известных ограниченных пределах. Так, например, взрослый указывает ребенку, что птица живая, потому что она летает, или что мост и железную дорогу сделали люди. Это правильные представления. Однако, будучи перенесены ребенком на другие предметы, эти представления превращаются в анимистические и артифициалистические. Так, говоря, что самолет живой, потому что он летает, а реки и горы сделаны руками человека, ребенок обнаруживает черты анимизма и артифициализма. Можно предполагать, что если бы ребенок в качестве исходных получил другие по содержанию представления, то и характер переноса получился бы другой.
Очевидно, что те особенности представлений о мире, на которые указывает Пиаже,— результаты неправомерных обобщений, самостоятельно производимых ребенком. В их неправомерности, в недоучете специфических особенностей предметов и явлений — основная ошибка дошкольника. Но в то же время это и тенденция к обобщению, к установлению связей, ярко проявляющаяся у детей дошкольного возраста. Она составляет ту основу, на которой формируется абрис мировоззрения, первая попытка создать картину мира — природы и общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|