Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение индекса групповой сплоченности Сишора





Групповую сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое — можно определить не только путем расчета соответствующих индексов (см. ниже). Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них[24]. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам предоставилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее бы перешел, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).



6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве групп (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве групп (2).

3. Хуже, чем в большинстве групп (1).

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями (руководителями группы)?

1. Лучше, чем в большинстве классов (групп) (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве групп (2).

3. Хуже, чем в большинстве групп (1).

4. Не знаю (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашей группе?

1. Лучше, чем в большинстве групп (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве групп (2).

3. Хуже, чем в большинстве групп (1).

4. Не знаю (1).

Измерение нормативных предпочтений в группе

Данный тест О.И. Комиссаровой[25] предназначен для исследования предпочтения индивидом различных типов норм, регулирующих процесс межличностного восприятия в группах со сложившейся системой межличностных отношений. Тест позволяет выделить два типа нормативных предпочтений: коммуникативный и деловой. На основе выделенных нормативных предпочтений у индивидов в группе складываются два типа нормативных предпочтений, которые предъявляются субъекту восприятия: коммуникативное и функциональное. Знание нормативных ожиданий помогает исследователю в объяснении ошибок, возникающих при восприятии другого, и позволяет более адекватно описывать процесс социальной регуляции поведения в группе.



Данный тест можно рассматривать и как один из инструментов, позволяющих прогнозировать поведение индивидов в группе, применяя дополнительно другие методики, можно ответить на вопросы: как строится процесс межличностного восприятия на основе нормативных ожиданий? почему это происходит и что можно изменить в поведении индивидов?

К процедуре исследования предъявляется ряд требований.

1. Исследование проводится в группе со сложившейся системой отношений, срок существования группы — не меньше 1 года.

2. Группа должна иметь известный опыт совместной деятельности.

3. Опросные листы заполняются каждым испытуемым индивидуально.

Методика состоит из опросного листа, содержащего 51 вопрос, и ключа. Исследователь раздает испытуемым опросные листы и зачитывает инструкцию:

Перед Вами опросный лист, содержащий ряд высказываний. Если Вы согласны с высказываниями, то поставьте знак «+»; если нет, то «–». В отдельных случаях допускается знак «минус-плюс», если Вы не уверены в ответе.

Опросный лист

1. Самое большое удовлетворение люди получают от высокой оценки своей работы.

2. Счастливы лишь те люди, которые приобрели в жизни настоящих друзей.

3. Все спортсмены стремятся к известности.



4. Рациональные люди часто страдают от дефицита общения.

5. Я не считаю себя человеком бескорыстным.

6. Лучшими преподавателями я считаю тех, кто хорошо знает свой предмет.

7. Каждый должен вести себя так, чтобы не вызывать недовольство окружающих.

8. Успехи студента зависят от его добросовестного отношения к своим обязанностям.

9. Любое дело никогда не заменит радости человеческого общения.

10. Иногда мне доставляет удовольствие посплетничать.

11. Чтобы нравиться другим, надо хорошо делать свое дело.

12. На работе между коллегами должны быть только деловые отношения.

13. Самое страшное для человека — чувство одиночества.

14. Когда я был ребенком, я любил, чтобы меня хвалили.

15. Большинство людей использует работу в группе как возможность проявить себя, получить оценку со стороны.

16. Лучшими друзьями человек считает тех, кто его понимает.

17. Основная роль школы должна заключаться в подготовке учеников к правильному выбору профессии.

18. Человек испытывает необычайный прилив сил, когда работает с симпатичными ему людьми.

19. Я помогаю только тем людям, к которым хорошо отношусь.

20. Я предпочитаю вести по телефону только деловые разговоры.

21. Мне не нравятся учреждения, где в интересах дела забывают об интересах сотрудников.

22. Критика моей работы окружающими отрицательно влияет на результаты.

23. Свободное время необходимо проводить в общении с друзьями.

24. Я стараюсь спланировать свой будущий день.

25. Хороший руководитель — прежде всего специалист в своей области.

26. Для большинства работа в группе — еще одна возможность пообщаться с новыми людьми.

27. Я предпочитаю книги о жизни известных людей.

28. Коллеги на работе должны быть в товарищеских отношениях.

29. Мне тяжело работать с людьми, которые не умеют сдерживать свои чувства.

30. Школа прежде всего должна воспитывать в учениках лучшие человеческие качества.

31. Мои лучшие друзья должны много знать и уметь.

32. Я часто говорю с другими о вещах, никак не связанных с моими деловыми интересами.

33. Человек способен на большие дела лишь тогда, когда его усилия достаточно вознаграждаются.

34. Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно сказывается на деятельности сотрудников.

35. Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями сотрудников.

36. В незнакомой компании меня привлекают общительные люди.

37. Хороший руководитель, прежде всего, создает на работе атмосферу взаимопонимания.

38. Свободное время необходимо использовать для самообразования и любимых дел.

39. Успехи студента в значительной степени зависят от отношений с людьми, окружающими его в вузе.

40. Я считаю прямых и откровенных людей бестактными.

41. При условии одинакового финансового успеха я предпочел бы принять участие в конкурсе, чем организовывать его.

42. Самое большое удовольствие человек получает от сознания того, что находится в кругу близких друзей.

43. Люди слишком много времени тратят на выяснение отношений.

44. Я часто сужу о людях по первому впечатлению.

45. В жизни человек должен надеяться только на себя.

46. Главная задача учителя — построить хорошие взаимоотношения между учащимися.

47. Мне бывает трудно признать свои ошибки.

48. Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхищения.

49. Для человека большое удовольствие — быть душой компании.

50. Мне всегда тяжело разочаровываться в людях.

Обработка результатов

Для удобства обработки результатов необходимо выделить номера вопросов, положительные ответы на которые позволяют предполагать наличие у индивида определенного типа нормативного предпочтения.

Вопросы 1, 3, 6, 8, 11, 13, 16, 18, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 39, 42, 44, 46, 49 связаны со сферой деловых предпочтений. Положительные ответы на эти вопросы позволили бы со 100 %-ной вероятностью отнести нормативные предпочтения индивида к деловой сфере.

Вопросы 2, 4, 7, 9, 12, 14, 17, 19, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 43, 47, 50, 51 связаны со сферой коммуникативных предпочтений. Кроме того, опросный лист имеет так называемую «шкалу искренности», которая включает в себя вопросы 5, 10, 15, 20, 45, 48. Пять и более отрицательных ответов по этой шкале позволяют судить о неискренности испытуемого.

Подсчитав количество положительных ответов по каждому типу нормативного предпочтения, результаты, полученные по каждому индивидуальному опросному листу, заносятся в таблицу, которая позволяет судить о соотношении различных типов нормативных предпочтений в группе.

Занятие 15. Социально-психологический климат
в группе

Цель: знакомство с методиками изучения психологического климата (психологической атмосферы) в группе, степени удовлетворенности членами группы различными сторонами жизни группы.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в группе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет «психологической атмосферы» — также группового эмоционального состояния, которое, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которое в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями группы.

В практике исследования психологического климата коллектива обычно используются методы поперечных срезов, т.е. проведение одноразового анкетирования по разным методикам, анализ результатов деятельности.

Для общей оценки некоторых проявлений психологического климата группы можно воспользоваться картой-схемой А.Н. Лутошкина.

Изучение психологического климата в группе[26]

Уважаемый товарищ! Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине.

Оценки:

3 — свойство проявляется в группе всегда;

2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

1 — свойство проявляется нередко;

0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

 

№ п/п Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата В
Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии   Конфликтность в отношениях, антипатии
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание   Группировки конфликтуют между собой
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности   Члены группы проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы   Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными членов группы или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению других   Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные   Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного»   В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство   К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
Группа активна, полна энергии   Группа инертна, пассивна
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе   Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту   Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно   Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

 

Обработка результатов

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 — сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах — сумма В; найти разницу С = А – В.

Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то мы имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25 — климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

, где N — число членов группы.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

n (С¡–)/ N х 100%,

где n (С¡–) — количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный,

N — число членов группы.

 

Возможна и более простая оценка — через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А.Н.Лутошкиным методики цветописи, в которой членам группы предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данной группе, ситуативное настроение и т.п. При этом используются следующие цвета: красный — восторженное настроение; оранжевый — радостное; желтый — светлое, приятное; зеленый — спокойное, уравновешенное; фиолетовый — тревожное, напряженное; черный — уныние, полное разочарование, упадок сил.

Методика А.Ф. Фидлера для оценки
психологической атмосферы в группе

Методика используется для оценки психологической атмосферы в группе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10-ти пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак +, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в группе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Пример бланка методики:

Уважаемый товарищ!

В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак +, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.

 

   
1. Дружелюбие                 Враждебность
2. Согласие                 Несогласие
3. Удовлетворенность                 Неудовлетворенность
4. Продуктивность                 Непродуктивность
5. Теплота                 Холодность
6. Сотрудничество                 Несогласованность
7. Взаимоподдержка                 Недоброжелательность
8. Увлеченность                 Равнодушие
9. Занимательность                 Скука
10. Успешность                 Безуспешность

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.