Сделай Сам Свою Работу на 5

Бланк теста Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейна





Инструкция: Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого качества, стороны личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя — наивысшее. Ниже нарисованы семь таких линий (рис. 4). Они обозначают: 1) здоровье, 2) ум, способности, 3) характер, 4) авторитет у сверстников, 5) умение много делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе. На каждой линии черточкой (–) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств Вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

 

 

         
Здоровье Ум, способности Характер Авторитет у сверстников Умелые руки Внешность Уверенность

Рис. 4. Уровни развития качеств личности

Измерение локуса контроля

Одной из важных интегральных характеристик самопознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживания «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля.



Согласно Д. Роттеру, одним из элементов знания о себе является гипотеза людей об источнике их достижений и неудач, успехов и поражений, положительных и отрицательных результатов. В зависимости от содержания этой гипотезы Д.Роттер предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями, или иначе: различать людей с внутренней и внешней стратегиями. Существуют два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный.

В первом случае человек считает, что его достижения прежде всего зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность или уровень интеллектуальных способностей. Для него успехи и неудачи определяют не случайности или внешние условия, а собственные рациональные действия.

Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом действия внешних сил — везения, случайностей, давления окружения, других людей и т.д., на которые он не может оказывать влияние.



Существует континуум, крайними точками которого являются индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями. Большинство людей занимают промежуточные положения (позиции) между этими крайностями.

В соответствии с тем, какую позицию занимает на континууме индивид, ему приписывается определенное значение локуса контроля.

Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к ситуационным воздействиям, и тех, чье поведение в основном определяется личными диспозициями. Принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения.

Для измерения локуса контроля воспользуемся тестом Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкиной, А.М.Эткинда.

Инструкция испытуемому: Вам будут предложены лист опросника и бланк ответов. Опросник содержит 32 пункта. Каждый состоит из двух утверждений: а) и б).

Внимательно прочитав утверждения пункта, выберите то, с которым Вы больше согласны, и зачеркните в бланке ответов букву, соответствующую данному утверждению. После этого переходите к следующему пункту. Отвечайте по возможности быстро, не стоит слишком задумываться и советоваться с другими.

Нельзя зачеркивать сразу две буквы в пункте или не зачеркивать совсем. Вы должны отметить только одну букву в пункте и в случае, если оба утверждения не совсем Вам подходят, и в случае, если Вы согласны с каждым из них. Если Вы не можете сделать выбор, то зачеркивайте любую букву, но только одну.



Опросник

1. а) Дети становятся неблагополучными, потому что родители наказывают слишком строго.

б) В наше время неблагополучие детей зависит от того, что родители недостаточно строги к ним.

2. а) Многие несчастья в жизни людей объясняются невезением.

б) Людское невезение — результат их собственных ошибок.

3. а) Большинство недостатков в работе сферы обслуживания связано с тем, что мы плохо боремся с ними.

б) В ближайшее время улучшить работу сферы обслуживания невозможно.

4. а) К людям относятся так, как они этого заслуживают.

б) К несчастью, достоинства человека остаются непризнанными, как бы он ни старался.

5. а) Спокойная жизнь студента на факультете зависит от его отношений с деканатом.

б) У добросовестного студента не бывает конфликтов с учебной частью.

6. а) Идея о том, что преподаватели несправедливы к студентам, бессмысленна.

б) Большинство студентов не сознают, что их оценки в основном зависят от случайности.

7. а) Без везения никто не может преуспеть в жизни.

б) Если способный человек немногого добился в жизни, значит, он не использовал свои возможности.

8. а) Как бы Вы ни старались, некоторым людям Вы все равно не понравитесь.

б) Люди, которые не могут понравиться другим, просто не умеют ладить с окружающими.

9. а) Настойчивость играет главную роль в определении личности.

б) Человека определяет его жизненный опыт.

10. а) Из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это обязательно произойдет.

б) Я убедился, что принять решение о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на случай.

11. а) В жизни студента, который всегда тщательно готовится к занятиям, редко бывает несправедливая оценка.

б) Заниматься систематически необязательно, поскольку экзаменационные вопросы не связаны с курсом.

12. а) Успех приносит усердная работа, он не связан или мало связан с везением.

б) Чтобы получить хорошую работу, надо оказаться в нужном месте в нужное время.

13. а) Мнение студентов будет учтено, если оно объективно.

б) Студенты не могут оказывать влияние на решение деканата.

14. а) Что бы ни планировал, я почти всегда уверен, что мне удастся осуществить намеченное.

б) Планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от везения.

15. а) Есть категория людей, в которых нет ничего хорошero.

б) Что-то хорошее есть в каждом.

16. а) Если принять верное решение, то достижение того, что я хочу, мало связано или совсем не связано с везением.

б) Очень часто мы можем принять решение, гадая, бросив монету.

17. а) Кто станет руководителем, часто зависит от того, кому повезет оказаться в нужном месте.

б) Нужны специальные способности, чтобы заставить выполнить людей то, что необходимо. Везение при этом играет маленькую роль.

18. а) Мировые события зависят от сил, которыми мы не можем управлять.

б) Принимая активное участие в политике и общественных делах, люди могут контролировать мировые события.

19. а) Если в общежитии скучно, значит, студком никуда не годится.

б) Будет ли жизнь в общежитии веселой и интересной — зависит от самих студентов.

20. а) Большинство людей не осознают, до какой степени их жизнь определена случайностью.

б) Не существует реально такой вещи, как везение.

21. а) Человек иногда должен признавать свои ошибки,

б) Обычно лучше всего скрыть свои ошибки.

22. а) Трудно узнать, нравишься ли ты людям.

б) Количество друзей, которых ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.

23. а) Неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами.

б) Большинство несчастий — результат отсутствия способностей, невежества и лени.

24. а) Аспирант — это в прошлом способный, трудолюбивый студент.

б) Чтобы поступить в аспирантуру, нужны связи.

25. а) Иногда я не могу понять, на основе чего преподаватели ставят оценки.

б) Есть прямое соотношение между моим усердием и полученной оценкой.

26. а) Хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решает, что ему делать.

б) Хороший лидер в коллективе определяет, что каждому нужно делать.

27. а) Добросовестно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения.

б) Большинство важных научных открытий — результат везения.

28. а) Много раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются.

б) Я не могу поверить, что везение или удача играют важную роль в моей жизни.

29. а) Люди одиноки потому, что они не стараются быть дружелюбными.

б) Не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям; если ты им нравишься, то и так нравишься.

30. а) В высшей школе слишком много внимания уделяют спорту.

б) Заниматься спортом — лучшее средство воспитания характера.

31. а) То, что со мной случается, — это мои собственные действия и поступки.

б) Иногда я чувствую, что у меня нет достаточного контроля над направленностью моей жизни.

32. а) Рядовой студент не в силах понять, на основе чего деканат выносит свои решения.

б) Часто студенты сами виноваты, если деканат выносит строгое решение.

Ключ

Внутренние локусные альтернативы: 2б, 3а, 4а, 5б, 6а, 7б, 8б, 10б, 11а, 12а, 13а, 14а, 16а, 17б, 18б, 19б, 20б, 22б, 23б, 24а, 25б, 27а, 28б, 29а, 31а, 32б.

Внешние локусные альтернативы: 2а, 3б, 5а, 6б, 7а, 10а, 11б, 12б, 13б, 14б, 16б, 17а, 18а, 19а, 20а, 22а, 23а, 24б, 26а, 27б, 28а, 29б, 31б, 32а.

Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.

Порядок подсчета: Значение локуса контроля рассчитывается по следующей формуле:

Е0 — сумма ответов, характеризующих внешнюю стратегию.

где Е1 — сумма ответов, характеризующих внутреннюю стратегию.

Эта формула может быть упрощена до такой: ЛK = E1 – 13. Так как опросник содержит 26 пунктов, то значение локуса контроля укладываются в 27-балльную шкалу от –13 до 13, включая 0. Значение 13 соответствует максимальному внутреннему локусу контроля; –13 — максимальному внешнему.

Цветовой тест отношений

Как известно одним из центральных компонентов социально психологической структуры личности является ее отношение к самой себе и к людям, составляющим ее непосредственное окружение. Согласно теории отношений В.Н. Мясищева, система отношений, развиваясь в течение всей жизни человека, оказывает решающее влияние на социальное функционирование личности.

Естественно поэтому, что среди методов социально-психологического исследования личности важное место принадлежит способам изучения ее отношений со значимыми людьми.

Цветовой тест отношений (ЦТО) предназначен для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений. Теоретической основой ЦТО являются теория отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, представления
А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие защитные механизмы вербальной системы сознания.

Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности (подробнее см.: Эткинд А.М. Тест Роршаха и структура психического образа // Вопросы психологии. — 1981. — №5. — С. 106—115). Эта связь, подтвержденная во многих экспериментально-психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов (тесты Роршаха, Люшера и др.). Во всех этих методах, однако, реакция человека на цветовые стимулы использовалась как индикатор аффективного состояния. ЦТО отличается от этих методов своеобразным способом извлечения реакций на цветовые стимулы (ассоциативные реакции в ЦТО — в отличие от измерения порогов или предпочтений в других тестах) и иной постановкой задачи тестового исследования (изучение конкретных отношений личности в ЦТО — в отличие от изучения ее общих свойств и состояний в других тестах).

При разработке ЦТО был использован набор цветовых стимулов из восьмицветового теста М.Люшера, который отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два смешанных тона (фиолетовый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к изменению его сенсорных характеристик. Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартным набором цветов.

Проведение ЦТО включает в себя следующие этапы:

1. Психолог в контакте с испытуемым составляет список лиц, представляющих его непосредственное окружение, а также понятий, имеющих для него существенное значение. Конкретная форма списка зависит от контекста, жизненного пути личности. К примеру, для детей, больных неврозами, список понятий таков: моя мать, отец, брат (сестра), дедушка, бабушка либо другие лица, с которыми живет или общается ребенок; моя учительница (воспитательница); мой друг; я сам; каким я хочу стать; мое настроение дома; мое настроение в школе (детском саду); мой врач и т.д. Нередко имеет смысл получить список значимых лиц от самого ребенка, попросив его назвать людей, сыгравших важную роль в его жизни.

2. Перед испытуемым раскладывается на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем исследователь просит испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов исследователь разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду.

ЦТО имеет два варианта проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от испытуемого требуется подобрать к каждому лицу или понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте испытуемый ранжирует все восемь цветов в порядке соответствия их понятию или лицу, от «самого похожего, подходящего» до «самого непохожего, неподходящего». Краткий вариант ЦТО предназначен для задач экспресс-диагностики, полный вариант — для исследовательских целей.

3. После завершения ассоциативной процедуры испытуемый ранжирует цвета в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого», приятного для глаза, и кончая самым «некрасивым», неприятным.

4. Интерпретация результатов теста основывается на двух этапах:

а) сопоставление цветов, ассоциируемых с определенным понятием, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию испытуемый относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен своим отношением к нему. И, наоборот, если с понятием или лицом ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, значит, испытуемый относится к нему негативно, эмоционально его отвергает. Формальным показателем этого в кратком варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в раскладке по предпочтению с данным понятием; эта цифра может меняться от 1 до 8. В полном варианте соответствующий показатель может быть рассчитан как коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ассоциативной раскладкой и раскладкой по предпочтению;

б) интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации, на основе чего может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения.

Таким образом, ЦТО основывается на двух исходных положениях:

Первое — каждый из испытуемых цветовых стимулов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением;

Второе — существует закономерность переноса эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются.

Применение данного теста прежде всего требует изучения эмоциональных значений используемых цветов. Каждый из цветов ЦТО обладает собственным, ясно определенным эмоционально-личностным значением.

«Личностные» характеристики цветов, входящих в ЦТО

1. Синий: честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный.

2. Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.

3. Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.

4. Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.

5. Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.

6. Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.

7. Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.

8. Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.