Сделай Сам Свою Работу на 5

Шкалограммный анализ Гуттмана





Американский психолог Луи Гуттман в 1941 году предложил методику шкалограммного анализа. Цель Гуттмана заключалась в построении гомогенных (однородных) шкал посредством кумулятивных высказываний. Он критиковал все существующие шкалы за их «многомерность» и отмечал, что если мы имеем ряд каких-то показателей, то в нем наблюдается определенная последовательность. Шкалограммный анализ Гуттмана предполагал такой порядок расположения пунктов по шкале, чтобы в зависимости от ответов все опрошенные могли быть размещены на ней в один ряд — «по ранжиру». Это означает, что балл установки респондента однозначно отображается на шкальном континууме. Все отвечающие положительно на данный опрос размещаются в начале ряда, а отрицательно — в конце. Он выделил пять типов людей, склонных всегда на любые опросники отвечать следующим образом:

Человек Ответы

1 + + + +

2 + + + –

3 + + – –

4 + – – –

5 – – – –

В основе шкалирования по Гуттману лежит схема ответов, допускающая следующие операции:

1. Балл установки респондента равен сумме положительных реакций (числу знаков «+») на высказывания.

2. Балл установки позволяет воспроизвести реакции на отдельные суждения.



Годными для шкалирования признаются лишь те суждения, которые дают монотонную последовательность ответов.

Методика Гуттмана состоит из восьми этапов.

Первый этап. Подбор суждений. Исследователь априори выбирает суждения, относящиеся к установке людей на изучаемый объект или явление. В состоянии ли эти суждения образовать шкалу решается экспертной проверкой. Требования к суждениям следующие:

– наличие двух альтернативных ответов — только «да» или «нет»;

– нацеленность на изучение какой-то одной специфической области;

– расположение по кумулятивной (накопительной) шкале, т.е. если респондент дал положительный ответ на первое суждение, то существует большая вероятность того, что и на последующие он даст положительные ответы. Гуттман считает, что реакции на суждения образуют одномерный континуум.

Можно привести следующий пример анкеты, построенной согласно процедуре Гуттмана:

1. Новая общественная система, сложившаяся в России после 1991 года, несомненно, способствует повышению производительности труда.



Согласен Не согласен

2. Если брать в целом, эта система лучше той, что была раньше.

Согласен Не согласен

3. Некоторые стороны новой общественной системы плохо продуманы.

Согласен Не согласен

4. Как и любая другая система организации общественной жизни, новая система имеет немало минусов.

Согласен Не согласен

5. Новая система удачно сочетает материальное и моральное стимулирование работников.

Согласен Не согласен

6. Аргументы в пользу новой системы очень убедительны.

Согласен Не согласен

7. В прежней системе было немало хорошего, что утрачено в новой системе.

Согласен Не согласен

8. Преимущества новой системы организации жизни общества совершенно не ясны.

Согласен Не согласен

Согласие с суждениями 1, 2, 5, 6 и несогласие с суждениями 3, 4, 7, 8 означает благоприятное отношение к новой общественной системе. Идеальная шкалограмма предполагает, что ответ на один из вопросов должен повлечь за собой определенный ответ на следующий за ним по нисходящей ветви. Главная задача исследователя состоит в том, чтобы выяснить, действительно ли ответы на эти вопросы образуют одномерный континуум.

Второй этап. Подбор экспертов.

Третий этап. Экспертная оценка предложенных суждений.

Четвертый этап. Процедура обработки данных. Данные опроса экспертов заносятся в таблицу так, чтобы упорядочить опрошенных по схеме: от суждений, выражающих благожелательное отношение к объекту оценивания, до суждений, выражающих неблагоприятное отношение. Составляется первичная таблица плюсов и минусов. Каждый столбец представляет суждение, каждая строка — ответы экспертов. Из этой таблицы необходимо построить шкалограмму. Шкалограмма — это такая картина, когда люди и их ответы ранжированы. То есть расположены так, что первый человек отвечает положительно на все вопросы (первая строка состоит из одних плюсов), второй человек отвечает положительно на все вопросы, кроме последнего, третий — на все, кроме последних двух и т.д.



В шкалограмме нужно провести наклонную прямую, отсекающую плюсы от минусов. Но практически так никогда не получается. Представляя строки и столбцы, можно составить только приблизительную шкалограмму, где наклонная прямая не рассекает таблицу на часть с плюсами и часть с минусами, а представляет лестницу.

Например, мы опросили 12 экспертов и получили следующую шкалограмму.

 

Шкалограмма

№ эксперта Балл эксперта Суждения
+ + + + + + + +
+ + + + + + +
+ + + + + +
+ + + + + +
+ + + + +
+ + + +
+ + + +
+ + + +
+ + +
+ + +
+ +
+

 

Балл эксперта высчитывается по схеме: при ответе «согласен» на 1, 2, 5, 6 суждения нашего примера эксперту присваивается 1 балл, при ответе «не согласен» на 3, 4, 7, 8 суждения также 1 балл. На противоположные ответы на эти суждения присваивается 0 баллов. Таким образом, максимально эксперт может набрать 8 баллов.

Пятый этап. Проверка шкалы на воспроизводимость. По коэффициенту воспроизводимости определяют возможность воспроизведения ответов экспертов на выборке респондентов. Коэффициент воспроизводимости определяет возможное число отклонений от идеальной шкалы:

где V — коэффициент воспроизводимости;

n — число ошибочных ответов;

K — число пунктов шкалы, по которым следует дать ответ (в нашем примере 8);

N — число экспертов.

Для нашего примера:

Суждения считаются пригодными для шкалирования, если коэффициент воспроизводимости ³ 0,85. Он характеризует степень приближенности к идеальной шкалограмме, в которой коэффициент воспроизводимости равен 1,00.

Шестой этап. Отбор надежных суждений. Если коэффициент воспроизводимости меньше 0,85, тогда отбрасываются суждения, дающие много ошибочных ответов. Строится новая шкалограмма и высчитывается новый коэффициент воспроизводимости. Эта процедура повторяется до тех пор, пока не будут отобраны надежные и значимые суждения. Шкала с коэффициентом воспроизводимости не менее 0,85 готова.

Седьмой этап. Проведение опроса респондентов. При массовом опросе все суждения тасуются в беспорядке.

Восьмой этап. Математическая обработка полученных данных. Ранг каждого респондента определяется по сумме набранных им баллов. Затем высчитывается среднеарифметический ранг данной категории обследованных. Сравнивается с рангами других категорий. Можно сравнить, например, ранги представителей различных профессий, демографических, этнических и прочих групп, провести корреляционный, факторный анализы и прочее. Среднестатистический ранг категории показывает общую установку этой группы людей на изучаемый объект или явление.

Шкала социальной дистанции Э. Богардуса[10]

Понятие социальной дистанции, которое ввел американский социолог Э.Богардус в начале XX в., характеризует близость (отчужденность) социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей.
С помощью шкалы социальной дистанции (или шкалы Богардуса) оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга, поэтому ее часто называют шкалой социальной приемлемости. Она используется для измерения дистанции, связанной с расовой или национальной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между детьми и родителями. Шкала социальной дистанции показывает степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия. Максимальная социальная дистанция означает, что человек (этнос) держится обособленно, автономно. Вежливость и этикет как культурные способы общения позволяют скрывать свою личность, собственную оригинальность и культуру; большинство коммуникаций в таких случаях символичны и формальны. Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку когда люди хорошо знакомы, интересуются друг другом, национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие и каждый принимает во внимание оригинальность и индивидуальность друг друга.

Предлагаемая шкала измеряет отношение к той или иной национальности.

Инструкция испытуемому: Проранжируйте представителей указанной национальности, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей данной национальности (номер ответа — это величины балла):

1. Принятие как близких родственников посредством брака.

2. Принятие как личных друзей.

3. Принятие как соседей, проживающих на моей улице.

4. Принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я.

5. Принятие как граждан моей страны.

6. Принятие только как туристов в моей стране.

7. Предпочел бы не видеть их в моей стране.

Математическая обработка предполагает, во-первых, определение процентного соотношения ответов испытуемых по всем семи критериям, Во-вторых, обработка производится по ключу, что позволяет дать психологическую интерпретацию полученных данных.

Ключ

Критерий Оценка Критерий Оценка

1 +3 4 0

2 +2 5 –1

3 +1 6 –2

7 –3

Шкала социальной дистанции дает возможность определить два основных показателя, каждый из которых имеет два варианта, оценивающих возможную и реальную социальные дистанции. Первый показатель — социальная приемлемость отражает стремление к взаимодействию и интеграции и даже ассимиляции с другим этносом. Второй показатель — социальная экспансивность — отражает выраженность и направленность социальных чувств представителей одного этноса по отношению к другому. Чем сильнее выражены позитивные чувства людей по отношению друг к другу, тем меньше между ними социальная дистанция, тем плотнее их взаимодействие. Поэтому изучение этнических общностей с помощью шкалы социальной дистанции дает возможность определить и степень выраженности этнических чувств.

1. Возможная социальная приемлемость (СПв) рассчитывается по формуле:

, где n — количество респондентов.

2. Реальная социальная приемлемость (СПр) рассчитывается по формуле:

Если СПр положительная и больше 50 процентов от СПв, то это свидетельствует о большой приемлемости людьми одной национальности представителей другой национальности, о стремлении к интеграции, близости, ассимиляции с ними. Если СПр положительная, но меньше 50 процентов от СПв, это говорит об автономности данного этноса, об отсутствии стремления к интеграции с другим этносом. Если же СПр отрицательная и больше 50 процентов СПв, то это свидетельствует о стремлении одного этноса целиком обособиться от другого, поддерживать по возможности только поверхностные, формальные контакты с его представителями.

3. Возможная социальная экспансивность (СЭв) рассчитывается по формуле:

, где n — количество респондентов.

4. Реальная социальная экспансивность (СЭр) рассчитывается по формуле:

.

Если СЭр положительная и больше 50 процентов от СЭв, то это свидетельствует о глубоких позитивных чувствах и об искреннем интересе представителей одной национальности к другой. Если же СЭр положительная и меньше 50 процентов от СЭв, это говорит об определенной напряженности в отношениях, о том, что не все представители этой национальности с искренним интересом и сочувствием относятся к другой национальности. Если СЭр отрицательная и больше 50 процентов от СЭв, то это говорит о глубокой психологической неприязни людей данной национальности к другой национальности в целом, но не к конкретным, реально живущим и действующим ее представителям.

5. Дополнительный показатель — коэффициент изменчивости (КИ) — рассчитывается по формуле:

где s — среднеквадратичное отклонение,

m — среднее арифметическое.

При положительной СПр значение КИ < 50%, означает естественную избирательность в оценках приемлемости представителями одного этноса представителей другого и в целом позитивное отношение, если же КИ > 50%, то это говорит о значительной напряженности в отношениях некоторых представителей одного этноса к другому.

Занятие 8. Диагностика социально-психологических
установок личности

Цель: выявить степень выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат».

В настоящее время считается общепризнанным, что психическая жизнь не исчерпывается сознательными переживаниями, а представляет собой, по выражению Д.Н.Узнадзе, «широкое поле действительности, лишь незначительный отрезок которой составляет область нашего сознания… Есть основание полагать, что… существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности»[11]. Предшествующей сознанию ступенью развития психики считают установку, в исследовании которой уже многое сделано, но еще многое и предстоит сделать. Исследование социально-психологических установок требует разработки значительного числа методик, проведения обширного исследования на весьма репрезентативной выборке. Но разработка методик всегда начинается с некоторой теоретической модели, без которой методика не может существовать.

Из классических работ К. Юнга[12] известны две фундаментальные установки: «экстравертированная» и «инровертированная», которые исследовались в многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов. Фундаментальные установки психики были выделены в работах Э.Фромма, такие как «некрофилия» и «биофилия», а также установки на то, чтобы «быть», и на то, чтобы «иметь»[13]. Анализ литературных источников, а также экспериментальные исследования позволили выявить несколько взаимосвязанных между собой социально-психологических установок и разработать методы, позволяющие диагностировать степень их выраженности у личности или группы людей.

Это прежде всего социально-психологические установки, связанные с «альтруизмом» и «эгоизмом», «процессуальной» и «результативной» направленностью, а также ориентацией на «свободу» и «власть», «труд» и «деньги». Ниже приводятся два опросника, направленные на выявление наличия такого рода установок[14].

Методика выявления социально-психологических установок,
направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат»

Процедура проведения: для использования методики можно вносить ответы на вопросы в нижеприведенный протокол. Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться следующей инструкции: Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «Да», если Ваш ответ утвердителен, и «Нет», если Вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос.

Вопросы

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

7. Вам легче просить за других, чем за себя?

8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

10.Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

11.Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

12.Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

13.Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

14.Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

15.Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

16.Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

17.Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

18.Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

19.Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

20.Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

21.Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

22.Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

23.Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

24.Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

25.Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

26.Вам часто удается довести начатое дело до конца?

27.Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?

28.Вы можете назвать себя эгоистом?

29.Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30.Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

31.Ваша отличительная черта — бескорыстие?

32.Свободное время Вы используете для своих увлечений?

33.Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34.Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

35.Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

36.Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

37.Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

38.Стремление к результату в любом деле — Ваша отличительная черта?

39.Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям?

40.Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Образец протокола

1. 5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37.

2. 6. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38.

3. 7. 11. 15. 19. 23. 27. 31. 35. 39.

4. 8. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.