Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 6. Лепка из пластилина и других пластичных материалов





Речь и мелкая моторика кисти и всей руки напрямую зависят друг от дру­га. Движения пальцев и рук стимулируют кору головного мозга и активируют мышечную составляющую речи. Работа по развитию мелкой моторики ускоряет развитие областей головного мозга, отвечающих за речь, и помогает устранять дефекты речи.

У детей с высоким уровнем развития мелкой моторики также хорошо разви­ты логическое мышление, внимание и память. С помощью мелкой моторики мож­но развить воображение, координацию движений, двигательную и зрительную память. Лепка активно развивает мелкую моторику рук ребенка.

Перед началом работы малыша надо познакомить с пластилином, рассказать и показать что и как можно де­лать из пластилина. Прежде чем начать лепить, обяза­тельно нужно организовать место, где будут проходить занятия.

Итак, лепить следует на доске, пластиковой или де­ревянной, для вырезания различных форм следует при­обрести стеки, специальные ножи. В работе можно использовать не только пла­стилин, но и любой другой пластичный материал, например глину, воск, соленое тесто.

Не оставляйте ребенка одного, лепите вместе с ним. Если малыш не хочет де­лать предложенную вами фигурку или композицию, то не стоит настаивать, луч­ше слепить вместе с ним то, что он предложит.



После занятия обязательно нужно вытереть руки салфеткой и убрать за со­бой рабочее место, ведь таким образом ребенок попутно обучается быть аккурат­ным и соблюдать чистоту.

Что же касается непосредственно работы, то для начала следует научить де­тей самым простым приемам в лепке: раскатывание, скатывание, сплющивание, оттягивание. Сначала следует научить делать детей простые объемные формы, такие как шар, куб, цилиндр, конус и всевозможные жгутики. Если у ребенка не получается создавать объемные фигуры, то можно просто отщипывать малень­кие кусочки и лепить их на дощечку. Такое простое занятие хорошо развивает мелкую моторику кисти и руки. Когда малыш освоит это занятие, можно снова попробовать вылепить объемные фигуры, причем начинать лучше с шарика. Ре­бенок должен почувствовать форму шара, для чего ему в руки можно дать пласт­массовый шарик. Скатать шарик можно, держа кусочек пластилина (или другого пластичного материала) между ладошками. В том случае, если шарик нужен быть большого диаметра (3—4 см), катать его стоит на доске. Помимо того, что та­кое упражнение развивает тактильные ощущения малыша, шар является отлич­ной заготовкой для создания других простых фигур.



Детям полутора — двух лет можно предложить работать с шаблонами. При­готовьте заранее шаблон и предложите ребенку его облепить тестом, а потом де­корировать подручными материалами. Например, можно вырезать шаблон елки и облепить его зеленым тестом. Затем украсить такую елку шариками, скатанны­ми из фольги или блестящих фантиков от конфет, елочным дождиком, фасолью или другой крупой.

Шаблоны могут быть самыми разными, например, рыбка, домик, машина, ба­бочка, кукла, какое-нибудь животное. Декорировать их также можно как угодно, применяя те материалы, которые вы посчитаете наиболее удачными и красивы­ми. Так домик, облепленный тестом, можно декорировать различными видами круп. Например, черепицу выложить из гороха или чечевицы, окна окантовать вермишелью, сам домик украсить пшеном, а по краю выложить фасолью.

Можно предложить детям сделать фигурки с помощью готовых формочек для печенья и раскрасить их после сушки.

 

Поделки из пластилина

 

Игра «Разноцветный мяч»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание, координацию движений.

Оборудование: стек, брусочки пластилина разных цветов.

Ход игры. От брусочков пластилина разных цветов с помощью стека отрезать маленькие кусочки. Разминать их в руках, соединив вместе, до тех пор, пока пла­стилин не станет мягким. Затем скатать из этого кусочка шарик. Попробовать его толкнуть, если он покатиться, то шарик правильной формы. С помощью стека на­рисовать на поверхности шарика линии, чтобы он был похож на мяч.



 

Игра «Вишня»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений.

Оборудование: стек, брусочки пластилина красного и зеленого цветов.

Ход игры. Отрезать кусок от бруска пластилина красного цвета, размять его. Скатать из кусочка небольшой шарик, немного сжать его сверху и сделать ма­ленькую ямку с помощью стека. Скатать колбаску из зеленого пластилина и рас­тянуть его в стороны, прижимая указательными пальцами. Это будет листик. На листике с помощью стека нарисовать жилки. Листик соединить с вишенкой.

 

Игра «Виноград»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений, фантазию. Оборудование: стек, брусок пластилина фиолетового цвета, зеленый пласти­лин, нитки.

Ход игры. Стеком разделить брусок пластилина на восемь одинаковых час­тей. Все кусочки следует размять и скатать из них маленькие шарики. Из нитки сделать виноградную кисть следующим образом: восемь отрезков нитки разной длины, сложив вместе с одной стороны, завязать узелком. Нитки скрутить между ладонями, промазывая их пластилином зеленого цвета и оставляя свободными кончики скручиваемых ниток. Прикрепить к кончикам ниток виноградинки и по­ставить в холодильник.

 

Игра «Снеговик»

Цельигры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений, стек, брусочек пластилина

Оборудование: белого цвета.

Ход игры. В данном случае основная фигура будет собираться из нескольких простых фигур. От брусочка пластилина отрезать три кусочка разной величины, размять их и скатать из них шарики. Затем шарики скрепить между собой с помощью кусочка спички или зубочистки, кото­рый вставляется в самый большой шарик, сверху на него надевается шарик меньшего размера. На второй шарик точно также с помощью спички или зубочистки надевается самый маленький шарик. Глаза и рот можно нарисовать с помощью стека, а нос сделать из маленького шарика или конуса. Другими деталями фигурка снеговика дополня­ется по усмотрению ребенка (рис. 35).

После того как ребенок научится делать шар, следует предложить ему научиться лепить ци­линдр, который можно раскатать из шара пря­мыми пальчиками по доске взад — вперед до приобретения нужной формы, а чтобы придать ему необходимую длину, стеком срезается все лишнее.

Надо показать ребенку, как правильно пальчиками нажимать на пластилин. Будьте готовы к тому, что у ребенка не получиться скатать цилиндр правильной формы сразу, поэтому повторяйте это упражнение как можно чаще, ведь оно по­могает малышу учиться управлять своими пальчиками.

 

Игра «Грибы»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений.

Оборудование: стек, брусочки пластилина коричневого и белого цветов.

Ход игры. Разделить коричневый пластилин с помощью стека на два малень­ких и один большой куски. Скатать три цилиндра с выпуклой серединой, предва­рительно размяв их. Белый пластилин также разделить на три куска и скатать из них шары, которые нужно разделить пополам стеком, в трех половинках сделать небольшие углубления. Соединить шляпки грибов с ножками с помощью спички, большую шляпку, соответственно, с большой ножкой и маленькие шляпки с ма­ленькими ножками. Готовые грибочки установить на картон, который можно предварительно украсить зеленым пластилином.

 

Игра «Цветущее дерево»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание, координацию движений.

Оборудование: стек, брусочки пластилина зеленого, коричневого и белого цветов.

Ход игры. От бруска зеленого пластилина отре­зать кусок, размять его и скатать шарик. Это будет за­готовка для создания кроны дерева. В шарике сделать небольшое углубление. От бруска коричневого пла­стилина отрезать кусок, размять его и скатать снача­ла шар, а затем цилиндр, который будет стволом. На этом этапе важно объяснить малышу, что цилиндры могут быть разными как по длине, так и по ширине. Затем крону и ствол нужно соединить между собой с помощью зубочистки. После этого можно приступить к украшению дерева деталями. Для устойчивости ствол у основания следует укрепить полоской зелено­го пластилина, верхний край которой сделать зубчи­ками так, что бы она стала похожа на травку. Из ма­ленького кусочка зеленого пластилина скатать деталь яйцеобразной формы, которую затем нужно расплю­щить. С помощью стека нарисовать на ней прожилки так, чтобы получился листочек. Сделать необходимое количество таких листочков и сформировать крону. Из белого пластилина скатать маленькие шарики, расплющить их, собрать цветки, украсить крону (рис. 36).

 

Игра «Торт»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений. Оборудование: стек, брусочки пластилина желтого, коричневого и белого цветов.

Ход игры. Из кусочков желтого и коричневого пластилина сделать шары раз­ного размера. Затем их расплющить в лепешки. Лепешки положить друг на дру­га, чередуя цвета: большую лепешку вниз, на нее лепешку поменьше, затем ле­пешку еще более маленького размера. Количество лепешек произвольное. Торт можно украсить цветочками, сделанными из шариков разного цвета, или ромби­ками, выложенными из жгутиков. Также из жгутиков белого цвета можно сде­лать свечки. Для этого жгутики порезать на отрезки одинаковой длины. Из ма­леньких кусочков пластилина желтого цвета скатать шарики, которые с одной стороны сжать так, чтобы получилась капля. Готовое пламя прикрепить к свечке.

 

Игра «Пирамидка»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений. Оборудование: стек, брусочки пластилина разных цветов.

Ход игры. Из пластилина скатать цилиндр и тонкие жгутики. Жгутов должно быть такое количество, чтобы их хватило на всю высоту цилиндра, который будет играть роль основания. Каждый жгут нужно обернуть вокруг цилиндрической основы, лишние кончики срезать. Концы жгута соединить между собой, шов раз­гладить пальцами. Для верхушки пирамиды сделать шар и соединить его с осно­ванием с помощью спички.

Можно также сделать коническую пирамиду, которая немного сложнее ци­линдрической. Для этого надо научить ребенка лепить конус. Лучше всего снача­ла объяснить малышу, что представляет собой эта геометрическая фигура, пока­зав на примере знакомых ему вещей, например морковь, ведерко и т. д. Конус, как и цилиндр, катается из шара. Только в отличие от цилиндра, нужно катать одним пальчиком только одну сторону шара. После того как конус будет готов, скатыва­ются жгуты. Верх пирамидки можно украсить конусом меньшего размера.

 

Игра «Монетки»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений," аккуратность и терпение, подготовить руку к пись­му.

Оборудование: стек, брусок пластилина желто­го цвета.

Ход игры. Ребятам старшего дошкольного воз­раста можно предложить сделать монетки. Для это­го надо раскатать цилиндр и отрезать от него ров­ные кружочки. С помощью зубочистки написать на них цифры.

 

Игра «Званый ужин»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание, координацию движений, воображение. Оборудование: стек, брусочки пластилина коричневого, желтого, белого и черного цветов.

Ход игры. Кусочек коричневого пластилина раскатать пластинкой и выре­зать из него рыбку. Получившийся четкий срез аккуратно примять. Из белого пластилина скатать маленький шарик — глаз — и прикрепить его к голове рыб­ки, из черного пластилина скатать шарик меньшего размера, расплющить его и сделать зрачок. На верхней стороне рыбки стеком или острым карандашом нари­совать чешую, шилом или иголкой сделать полосочки на плавниках и хвосте.

Из пластилина желтого цвета скатать 3—4 шарика и разрезать их на кусоч­ки. Положить рыбку и картошку на тарелку, которую можно сделать следующим образом. Раскатать пластину из белого пластилина такого размера, чтобы из нее можно было вырезать два круга — большой и маленький, причем большой круг должен быть больше, чем рыбка. В середине большого вырезать круг, диаметр которого чуть меньше, чем у маленького кружка. После чего маленький кружок прикрепить к большому так, чтобы он закрыл отверстие в большом круге.

 

Игра «Готовим завтрак»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание, координацию движений, воображение.

Оборудование: стек, брусочки пластилина разных цветов.

Ход игры. Кусок белого пластилина скатать в шар, который нужно раскатать пластинку. Скатать малень­кий шар из кусочка желтого пластилина, затем из него сделать маленькую лепешку, положить на пластинку из белого пластилина, получилась яичница глазунья. Можно сделать ветчину, смешав кусок белого пласти­лина с розовым таким образом, чтобы получились раз­воды. Полученный кусок раскатать в пластинку, которую можно порезать стеком так, как решит сам маленький повар. Положить ветчину на тарелку вместе с яич­ницей.

 

Поделки из соленого теста

Соленое тесто является прекрасным пластичным материалом для лепки. Его можно купить в специализированных магазинах или приготовить самим в до­машних условиях. Так существует несколько рецептов домашнего соленого тес­та.

 

Рецепт 1

Требуется: 1 стакан муки, 0,75 стакана соли, 5 ст. л. растительного масла, 0,5 стакана воды, 1 ч. л. крахмала.

Приготовление. В воде растворить соль, добавить крахмал, масло, муку и за­месить тесто.

 

Рецепт 2.

Требуется: 1 стакану соли, 1 стакан муки, 0,5 стакана воды, 1 ст. л. растительного масла. Приготовление. Смешать соль с мукой, влить воду с подсолнечным маслом.

Тесто должно получиться крутым. Если оно слишком мягкое, нужно доба­вить в него по одному стакану муки и соли, тщательно вымесить. Готовое тесто надо положить для остывания в холодильник на 2—3 часа.

Готовые изделия из соленого теста красят, но маленькие дети еще не умеют работать кисточкой, а с простым соленым тестом работать им бывает неинтерес­но. Поэтому можно сделать цветное соленое тесто, если в него добавить акрило­вые краски или гуашь. Для этого в небольшом кусочке теста надо сделать углуб­ление и аккуратно поместить в него густую краску. Затем края углубления за­крыть и покатать кусочек между ладонями. Катать надо до тех пор, пока тесто не окажется равномерно окрашенным. Если тесто после окраски станет слишком мягким, в него следует добавить по одному стакану муки и соли и еще раз тща­тельно вымесить.

Разноцветное тесто так же, как и краски, можно смешивать между собой для получения новых оттенков. Готовое тесто надо хранить в холодильнике, в плотно закрытой пластиковой баночке или целлофановом пакете.

Перед работой с соленым тестом следует подготовить рабочее место: засте­лить стол, Положить на него доску или кусок толстого картона, покрытого фольгой. На столе должны быть стакан с водой и стакан с растительным маслом, нож, кисточка, карандаш, иголка. Обязательно объясните ребенку, что тесто должно быть закрыто, чтобы предотвратить его высыхание.

Лепить из соленого теста объемные формы можно так же, как и из пластили­на. Так, тесто можно раскатывать скалкой, смазанной растительным маслом, вы­резать из него ножом различные фигуры.

Готовые изделия из теста можно украсить бисером, пуговицами, бусинами, крупами, что тоже хорошо развивает мелкую моторику пальчиков и рук, а также тактильные ощущения. Скрепить детали изделия можно с помощью воды. Это делается на том этапе, когда одна из деталей уже практически высохла. Для изго­товления крупного изделия понадобится каркас, в качестве которого можно ис­пользовать стаканчики, шарики из газеты или фольги, скрепленные между собой скотчем.

Главная особенность слоеного теска, которая отличает его, например, от пла­стилина, заключается в том, что каждую поделку, как маленькую, так и боль­шую, необходимо обжечь и высушить в духовке. В принципе, изделия можно су­шить на окне или батарее, но в этом случае сушка займет довольно продолжи­тельное время.

Сушить поделки в духовке надо при температуре не более 100 °С, в против­ном случае изделие изменит свой вид или подгорит, в течении 30—60 мин в зави­симости от величины. Изделия выкладываются на противень на фольгу. Дверку духовки следует оставить открытой.

После сушки изделие можно покрасить гуашью, акриловыми красками, по­крыть лаком. Прежде чем раскрасить фигурки гуашью, надо в краску добавить клей ПВА для улучшения фиксации. Для малыша хорошим упражнением будет изготовление бусин из соленого теста, которые потом можно украсить бисером или расписать красками, когда они высохнут.

 

Игра «Стол для куклы»

Цельигры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание, координацию движений. Оборудование: стек, соленое тесто, спички, краски, лак, фольга для выпечки.

Ход игры. Раскатать тесто в толстую лепешку и вырезать столешницу любой формы с помощью стека. Скатать четыре цилиндра средней толщины, которые станут ножками будущего стола. Прикрепить ножки к столешнице при помощи спичек. Стол поставить в духовку для сушки. Затем раскрасить и покрыть лаком.

Таким же образом можно сделать стулья, кровать и другие предметы мебели для куклы.

 

Игра «Колобок»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений.. Оборудование: стек, желтое соленое тесто, лак, фольга для выпечки.

Ходигры. Малыши легко справятся с такой поделкой. Из куска желтого тес­та скатать шар. С помощью карандаша сделать ему глазки, носик и ротик. Об­жечь в духовке и покрыть лаком.

Если вы хотите, чтобы колобок высох быстрее, можно в качестве каркаса ис­пользовать грецкий орех, который сверху нужно облепить тонким слоем теста.

 

Игра «Декоративная ваза»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание, координацию движении.

Оборудование: стек, соленое тесто, алюминие­вая банка из-под кофе, бусины, стразы, бисер, де­коративная тесьма, фасоль, гречневая крупа, се­мечки, краски, лак.

Ходигры. Алюминиевую банку из-под кофе об­лепить тестом и украсить бисером, красивой тесь­мой, стразами или бусинами. Если ничего этого нет, можно использовать фасоль, гречневую крупу, се­мечки, словом все, что есть под рукой. Готовое изде­лие поставить сушиться на солнце. После высыха­ния его можно раскрасить и покрыть лаком.

Таким же образом можно сделать подставку для карандашей (рис. 37).

 

Игра «Кошка»

Цельигры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений.

Оборудование: стек, соленое тесто оранжевого, черного и зеленого цветов, щетина, краски, лак, фольга для выпечки.

Ходигры. Из оранжевого теста вылепить голову с ушками и туловище. Из кусочков теста скатать пять колбасок, придать четырем из них форму лапок, а пятой — хвоста. Приклеить их с помощью воды к туловищу кошки. Стеком нари­совать коготки и сделать углубления в мордочке для глаз, носа и рта. Из черного теста слепить носик, из зеленого — глазки. Усики можно сделать из щетины для щетки. Готовую фигурку обжечь в духовке, затем раскрасить красками и по­крыть лаком.

Таким же образом можно сделать и других животных.

 

Игра «Куклы для кукольного театра»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание координацию движений.

Оборудование: стек, соленое тесто, деревянная палочка, нитки, ткань, крас­ки, лак, фольга для выпечки.

Ходигры. Дети 4—5 лет очень любят играть в кукольный театр, который легко можно сделать самим, вылепив головы ку­кол из соленого теста. Для этого необходи­мо небольшой кусочек теста скатать в ша­рик, надеть его на деревянную палочку, обернутую фольгой. К шарику можно при­крепить полоску теста, которая станет шеей.

Глаза куклы можно нарисовать или сделать из бусин. Волосы можно сделать из тоненьких жгутиков, так же скатанных из теста, или из ниток, закрепив их на проволоке. Таким же образом, как и голову, можно ручки куклы, которые потом будут надеваться на пальчики малыша. По­сле обжига куклу нужно раскрасить, покрыть лаком, сшить платье из лоскутов ткани так, чтобы можно было закрепить голову и руки (рис. 38).

 

Игра «Подвижные куклы»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание , координацию движений.

Оборудование: стек, соленое тесто, нитки, проволока, клей ПВА, большие гвозди, тонкая резинка, краски.

Ходигры. Скатать из соленого теста шар, на котором карандашом нужно на­рисовать лицо. Чтобы глаза были более выразительными, можно сделать их из черных или голубых бусин. Для изготовления волос мож­но воспользоваться нитками, закрепив их на проволоке. Также волосы можно сделать из жгутиков.

Голову куклы можно украсить шапочкой, выполнен­ной также из соленого теста. Для этого нужно скатать ма­ленький шарик и сплющить его в лепешку. Сделать еще один шарик меньшего размера и прикрепить его к лепеш­ке. Готовую шапочку прикрепить к голове с помощью воды.

Для туловища скатать небольшой цилиндр и слегка сплющить его с одного конца. Скатать еще четыре конуса, два поменьше (руки) и два побольше (ноги), слегка их сплющить. Скатать два маленьких шарика —кисти рук будущей куклы. Сделать два шара побольше и слегка сплющить их — это ступни. Изготовленные детали про­ткнуть гвоздем, смазанным растительным маслом. Дета­ли просушить на батарее или на солнце, после этого рас­красить и нанизать на сложенную вдвое резинку (рис. 39).

 

Игра «Слон на подставке»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание координацию движений.

Оборудование: стек, соленое тесто, нитки, леска, ножницы, спица для вяза­ния, гуашь, ПВА, скрепки, шило, пластиковый стаканчик, резиновое колечко, растительное масло.

Ходигры. Из теста скатать цилиндр и слегка его сплющить. С одной стороны сделать с помощью стека разрез для хвоста, который выполняется из нитки с кисточкой на конце. Края надреза нужно тщательно защипнуть, для того чтобы надежно закрепить хвост. Спицу смазать растительным маслом и проткнуть ту­ловище в четырех местах. Раскатать из теста жгутики средней толщины и разре­зать их на четыре равные части. Слегка их расплющить и обмотать вокруг спицы. Для выравнивания поверхности надо покатать спицу с тестом по доске. Затем эти цилиндрики осторожно снять со спицы. Ноги готовы. Из теста раскатать четыре больших шарика и четыре поменьше. В каждом из них смазанной спицей сделать отверстие — это будут колени и копыта будущего слоненка.

Для головы скатать шарик и придать ему яй­цевидную форму. Из шариков среднего размера вылепить капельки и расплющить их таким обра­зом, чтобы они по форме напоминали уши слона. Готовые уши прикрепить к голове, на которой с по­мощью карандаша изобразить глаза и рот. Хобот слона можно сделать так же, как и колени с копы­тами, только из нескольких маленьких шариков и одного побольше.

Готовые детали следует сушить на батарее или на солнце, но не в духовке, так как все отвер­стия могут исчезнуть, если температура будет не­сколько выше необходимой. Когда детали высо­хнут, их надо будет собрать. На леску длиной 30 см нанизать детали хобота, начиная с самого большо­го шарика. На леску длиной 20 см собрать детали ног. Далее собрать остальные детали слона и закрепить леску скрепкой (рис. 40).

В донышке пластикового стаканчика проткнуть шилом четыре отверстия. На стаканчик надеть резиновое кольцо. Лески от ног слона продеть в дырочки в дне стакана и крепко прикрепить к резинке для фиксации фигуры. Готовую фигуру раскрасить гуашью, предварительно смешав ее с клеем ПВА.

Так же можно сделать и фигурки других животных.

Игра «Алфавит»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений. Оборудование: стек, соленое тесто, краски, лак, фольга для выпечки.

Ход игры. Можно предложить ребенку выле­пить алфавит. Так он быстрее и легче запомнит бу­квы. Это не только отличное упражнение для раз­вития мелкой моторики, но так же и необычная подготовка к школе. Из букв из соленого теста можно будет в дальнейшем составлять слоги и сло­ва. Для лучшего запоминания можно гласные бук­вы сделать красными цветом, а согласные синим.

Перед раскрашиванием буквы высушить в духовке. После сушки и раскрашива­ния изделия можно покрыть лаком (рис. 41).

 

Игра «Цифры»

Цельигры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений.

Оборудование: стек, соленое тесто, краски, лак, фольга для выпечки.

Ход игры. Также можно предложить ребенку вылепить цифры из соленого теста, которые затем запечь в духовке. Для того чтобы цифры были более инте­ресными, можно сделать их разноцветными, покрыть лаком.

 

Игра «Колокольчик»

Цельигры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений.

Оборудование: стек, соленое тесто желтого и красного цветов, мелкозерни­стый шариковый пластилин, гуашь, клей ПВА, скрепка, золотая веревочка, лак.

Ход игры. На Новый год можно сделать много разных поделок. Например но­вогодний колокольчик. Из желтого соленого теста скатать шар, который затем раскатать в блин. Вырезать из блина полуокружность и аккуратно соединить обе ее стороны в конус. Таким образом, получается основа для будущего колокольчи­ка. Раскатать из мелкозернистого шарикового пластилина тоненькую колбаску и выложить ее по нижней окружности колокольчика так, чтобы получилась акку­ратная окантовка. Разогнуть скрепку и вставить ее острым концом в верхнее от­верстие конуса. Сделать маленький жгутик из теста желтого цвета для закрепле­ния скрепки и приклеить его с помощью воды на верх конуса. Из шарикового пла­стилина сделать окантовку верхней части колокольчика. Кусочек красного соленого теста раскатать в колбаску, приплющить ее скалкой. Затем сделать из нее бантик и прикрепить с помощью воды на колокольчик сверху.

Сушить изделие нужно на солнце или батарее. В духовке обжигать нельзя, иначе испортиться шариковый пластилин. После сушки расписать колокольчик гуашью, смешанной с клеем ПВА, покрыть лаком. Золотую веревочку продеть в скрепку.

Колокольчик можно повесить на елку как украшение или подарить кому-ни­будь.

 

Игра «Аквариум»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений.

Оборудование: стек, соленое тесто различных цветов, картон, монетки, кру­па, бисер, ракушки по желанию.

Ход игры. Налепить на картон голубое тесто тонким слоем. Скатать тонкие жгутики из зеленого теста и прикрепить их к картону так, чтобы они напоминали водоросли. Смешать немного белого и синего теста и скатать из него несколько маленьких шариков — пузырьков воздуха. Аквариум можно заселить любыми морскими животными, какими захочет малыш. Можно вылепить золотую рыбку, синего кита, красного осьминога. Также рыбок можно сделать из монет, крупы и бисера. А завершить работу над аквариумом можно, украсив его ракушками, песком и камешками. Поделку нужно сушить на батарее или солнце, запекать в духовке ее следует.

 

Игра «Где что растет?»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание, координацию движений.

Оборудование: стек, соленое тесто, краски, лак, картон для шаблонов, фольга для выпечки.

Ход игры. Для игры «Где что растет?» можно сделать вместе с ребенком из со­леного теста овощи и фрукты. Причем, по желанию вылепить их можно в нату­ральную величину. Если ребенок еще мал, чтобы справиться с лепкой фруктов и овощей, следует заготовить для него шаблоны, которые он самостоятельно смо­жет залепить соленым тестом и раскрасить, покрыть лаком.

Фрукты и овощи на шаблоне нужно подсушить на окне или батарее, в духов­ке их запекать не следует.

 

Игра «В лесу»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений.

Оборудование: стек, соленое тесто, краски, картон для шаблонов.

Ход игры. Сделать шаблоны зверей, известных ребенку, которые он с удо­вольствием залепит пластилином. Следует помочь малышу нарисовать стеком глазки, шерстку, коготки. Глазки и носики украсить бусинами, воткнув их и в тес­то. Прикрепить всех зверей на лист ватмана.

Играть в игру следует в зависимости от вре­мени года. Зимой надо укрыть зверей ватой, ле­том сделать из цветной бумаги траву и цветы, осе­нью приклеить сухие листья из цветной бумаги. Можно также прикрепить к листу ватмана деревья из соленого теста, сделанные с помощью шаб­лона, и наряжать их в зависимости от времени года.

С возрастом ребенка игру можно усложнять и добавлять других животных или их детенышей, сделанных из теста. Если ребе­нок увлечется этой игрой, он может сам слепить что-нибудь для своих зверей.

 

Игра «Снежный домик»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внимание, координацию движений.

Оборудование: коробка из-под какого-либо молочного продукта, канцеляр­ский нож, соленое тесто, манная и гречневая крупа, лак.

Ход игры. Коробку от йогурта или от ряженки вымыть внутри и прорезать окошки и двери. Облепить ее соленым тестом и обсыпать манной крупой. Проем двери обозначить гречневой крупой. Сушить изделие нужно на батарее или на солнце, в духовке запекать не следует. Готовый домик покрыть лаком.

 

Игра «Город»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка, внима­ние, координацию движений.

Оборудование: коробка из-под сока, йогурта и т. п., соленое тесто, пластилин, краски, цветной картон и бумага.

Ход игры. Облепить соленым тестом или пластилином коробки из-под сока, йогурта, спичечные коробки, стаканчики из-под йогурта, предварительно выре­зав в них окошки. Готовые дома поставить на общую подставку. Между домами сделать из соленого теста дороги, деревья, машины и т. д. Машинки, светофоры, деревья, людей также можно вырезать из картона или сделать из теста на шаб­лоне.

 


Глава 7. Веревочные и бумажные игры

 

Веревочные фантазии

 

Игры с веревкой положительно влияют на развитие мелкой моторики пальцев и всей руки ребенка, а также на развитие тактильных ощущений. Эти игры укрепляют пальчики малыша, возрастает точность и ловкость движений пальцев, что в свою очередь положительно влияет на сенсорно-двигательную ко­ординацию, аккуратность и настойчивость, т. е. качества, необходимые для раз­вития письменной речи.

Веревочные фантазии — плетение на пальцах различных петель и узлов. Это игры для детей старше четырех лет, они прекрасно подойдут как для двоих, так и для одного участника. Для прове­дения этих игр понадобится мягкий шнур длиной около 140 см, концы которого надо соединить ри­фовым узлом (рис. 42). Изучив основные приемы, участники игры могут сами придумывать множество других композиций

Рисунок 42. Рифовый узел.

 

Игра «Колыбель для кошки»

Цель игры: развить мелкую моторику пальцев, внимание и память ребенка, научить работать в паре.

Оборудование: мягкая веревка длиной 140 см.

Ходигры. Игра для двух человек.

1. Первый игрок набрасывает веревку петлей на оба запястья. Натягивает ее между руками, образуя параллельные линии (рис. 43а).

2. Пропускает правый указательный палец под веревку на левой руке (рис. 436).

3. Левый указательный палец пропускает под веревку на правом запястье (рис. 43в).

4. Натягивает веревку. Получилась композиция под названием «Колыбель для кошки» (рис. 43г).

5.Второй игрок двумя пальцами прихватывает веревки, натянутые на руках другого игрока, в месте пересечения (рис. 43д).

6.Растягивает перекрещенные веревки в стороны и заводит их под парал­лельно натянутые веревки на руках первого игрока (рис. 43е).

7.Второй игрок пропускает захваченные им в месте пересечения веревки вйутрь параллельных (рис. 43ж).

8.Первый игрок убирает руки, второй участник натягивает веревку между большими и указательными пальцами обеих рук. Получилась композиция под названием «Матрас» (рис. 43з).

 
 

Игра «Заборчик»

Цель игры: развить мелкую моторику, ловкость и внимание ребенка.

Оборудование: мягкий шнур длиной 140 см.

Ход игры. Игра для одного человека.

1.

 
 

Надеть веревку на руки, пропустив ее за мизинцами и большими пальцами (рис. 44а).

2. Пропустить часть веревки, проходящей по ладони, за средними пальцами обеих рук (рис. 446).

3. Правый указательный палец пропустить снизу под веревку, находящуюся перед указательным пальцем левой руки. Затем правый безымянный палец — под веревку, захваченную левым безымянным пальцем (рис. 44в).

4. Растянуть веревку в стороны (рис. 44г).

5. Повторить указательным и безымянным пальцами левой руки движения правой. Необходимо следить за тем, чтобы руки оставались внутри веревочных линий (рис. 44д).

6. Веревку растянуть в стороны так, чтобы получился заборчик (рис. 44е).

 

Игра «Чашка с блюдцем»

Цель игры: развить координацию движений рук, память, внимание.

Оборудование: мягкая веревка длиной 140 см.

Ход игры. Это игра для одного человека.

1.

 
 

Пропустить веревку за большими пальцами и мизинцем, как в предыду­щей игре (рис. 45а).

2.Правый указательный палец продеть под веревку, проходящую по ладони левой руки (рис. 456).

3.Натянуть веревку (рис. 45в).

4.Указательный палец левой руки пропустить под веревку, проходящую по ладони правой руки (рис. 45г).

5.Веревку натянуть (рис. 45д).

6.Большие пальцы пропустить под пересекающимися веревками, которые проходят за указательными пальцами (рис. 45е).

7.Соединить большие пальцы и опустить их полукругом вниз. Протянуть ве­ревки, проходящие за указательным пальцем, через переднюю так, чтобы она слетела с больших пальцев (рис. 45ж).

8.Развернуть ладони таким образом, чтобы соединились мизинцы, которые
нужно немного согнуть (рис. 45з).

9.Дать веревке слететь с мизинцев (рис. 45и).

10.Раздвинуть ладони и натянуть веревку (рис. 45к).

11.Согнуть ладони и натянуть веревку так, чтобы получилась композиция
под названием «Чашка с блюдцем» (рис. 45л).

 

Игра «Вилка»

Цельигры: развить мелкую моторику пальцев и рук, внима­ние и память.

Оборудование: мягкая веревка длиной 140 см.

Ход игры. Игра для одного человека.

1.
Пропустить веревку так же, как и в предыдущих играх за мизинцами и большими пальцами (рис. 46а).

2. Правый указательный палец пропустить под веревку, которая пересекает левую ладонь. Потянуть и перекрутить ее дважды так, чтобы получилась петля (рис. 466).

3. Левый указательный палец просунуть в эту петлю, затем под веревку, ко­торая пересекает правую ладонь, протянуть ее через петлю вверх и назад, пере­кручивать не надо (рис. 46в).

4. Снять веревку с правого большого пальца и правого мизинца. Правым ука­зательным пальцем натянуть веревку, чтобы получить «Вилку» (рис. 46г).


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.