Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Игры с детьми 4-5 лет.

 

Игры на развитие фонематического слуха

 

Игра «Послушай и назови»

Цель игры: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развить фонематический слух.

Оборудование: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга, ста­кан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложе­ны на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие в свою очередь должны отгадать, что звучит и ответить полным пред­ложением. Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется вода» и т. д.

 

Игра «Отгадай, на чем играют»

Цель игры: развить фонематический слух, обратить внимание детей на то, что разные музы­кальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать их друг от друга.

Оборудование: детские музыкальные инстру­менты, например металлофон, гармошка, барабан и т. д.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем с взрос­лым или с группой детей. Перед началом игры взрос­лый демонстрирует детям инструменты, дает их вни­мательно рассмотреть и прослушать, какие звуки они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми ширму, за кото­рой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слуша­ют и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в данный момент.

 

Игра «Слушай внимательно»

Цель игры: развить фонематический слух, остроту слуха,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Игра проводится с группой детей из 4—5 человек, которые садятся по кругу. Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ре­бенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка.

 

Игра «Какое настроение?»

Цель игры: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, мимику, подражательность.



Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игре могут принимать участие несколько детей, каждый ребенок водит по очереди. Он изображает человека с разным настроением: веселого, гру­стного, счастливого, удивленного, злого и т. д., придумывая для каждого настрое­ния свою мимику и произнося при этом короткие слова с нужной интонацией: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «ох-ох-ох» и т. д. Остальные дети должны по выражению лица, мимике и интонации угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом они должны постараться назвать настроение подХодящим словом и объяснить при­чину того или иного настроения.

 

Игра «Хлопочки»

Цель игры: развить фонематический слух, память, внима­ние, научить ребенка выполнять действия по словесной ин­струкции взрослого.

Правильное четкое произношение звуков у детей напрямую зависит от скоординированной работы их артикуляционного аппарата.
Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребен­ком, так и с группой детей. Дети садятся напротив взрослого, который говорит им, что сейчас будет счи­тать до 10, но как только он назовет число 10 все дети должны хлопнуть в ладоши. На другие числа хлопать не нужно. Затем дети вместе со взрослым начинают считать от 1 до 10, приготавливая при этом ладошки для хлопка.

2—3 раза считать следует правильно, а затем взрослый должен начать «путаться», т. е. при произне­сении любого числа, но не 10, следует быстро приближать ладони так, словно он хочет хлопнуть. Те дети, которые были не очень внимательны и хлопали в ладо­ши не на условленное число, из игры выбывают.

 

Игра «Как услышишь, хлопни»

Цель игры: научить ребенка выделять среди других заданный звук, развить фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок должен хлоп­нуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например, взрослый пред­лагает ребенку выделить звуки в таком порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д. Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т. д. Слова: сон, аист, автор, дорога, соль, утро, снег и т. д.О

 

Игра «Какой звук первый?»

Цель игры: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, па­мять, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ходигры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и ин­тонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук соглас­ный, то произносить его нужно с силой, т. е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове.

Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т. д.

 

Игра «Назови последний звук»

Цель игры: научить ребенка выделять последний звук в слове, развить память, внимание, обо­гатить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией последний звук. Если слово оканчивает­ся на гласный звук, то его нужно специально долго протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова. Например: сон — звук [н], ложка — звук [а], стол — звук [л], молоко — звук [о] и т. д.

Игра «Не зевай, слова скорее называй»

Цель игры: развить фонематический слух, научить отличать начальный звук слова от других звуков и соотносить его с та­ким же звуком в других словах, обогатить словарный запас ребенка.

Оборудование: Картинки с предметами, назва­ния которых начинается на согласный или ударный гласный звук.

Ход игры. В эту игру лучше всего играть с ребен­ком после предварительной работы, т. е. после того, как ребенок научится определять начальный звук в слове. Взрослый показывает малышу картинки с предметами и предлагает назвать звук, с которого начинается то или иное слово. А затем просит его называть еще 2—3 слова, которые начинаются с этого звука.

 

Игра «Повтори»

Цель игры: развить слуховое внимание, фонематический слух, память.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенок сидит на стульчике с закрытыми глазами, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивая его по барабану или бубну. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.

 

Игра «Помоги закончить слово»

Цель игры: развить фонематический слух, научить ребенка добавлять недостающий звук в слове, закрепить правильное произношение звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Ходигры. Взрослый по одной выкладывает перед ребенком картинки, а за­тем начинает произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребе­нок должен посмотреть внимательно на картинку, догадаться, что это за слово, и назвать его полностью. Как только ребенок усвоит эту игру, ее правила можно ус­ложнить и попросить малыша заканчивать слова без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный звук и назы­вать слово полностью. Например, закончи слова звуком [н] — бараба(н), бара(н), нага(н) и т. д. или же слогом ка — бан(ка), лож(ка), соба(ка) и т. д.

 

Игра «Где спрятался звук?»

Цель игры: развить фонематический звук, научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ходигры. Перед началом игры ребенку нужно объяснить, что каждое слово можно разделить на три части: начало, середину и конец. А значит, любой звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середи­не, т. е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.

После этого взрослый предлагает ребенку внима­тельно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т. е. стоит он в начале, сере­дине или конце. Например, нужно определить место­положение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, моло­ко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.

 

Игра «Цепочка»

Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звук в словах обогатить его словарный запас, развить слухо­вое внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ходигры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Один из играющих называет любое слово, а другой придумывает и называет сло­во на его последний звук и т. д. В итоге должна получиться цепочка. Например: луна — ананас — собака — апельсин — нога и т. д.

 

Игра «Подбери картинку»

Цель игры: научить ребенка подбирать картинку к заданному слову, которое начинается на определенный звук, развить внимание, память, мышление, обогатить словарный за­пас.

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на задан­ный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.

Ход игры. Перед началом игры на столе нужно разложить все предметные картинки и дать возможность ребенку их рассмотреть. Затем взрослый объясня­ет малышу, что ему нужно выбрать те картинки, на которых изображены слова на заданный звук, например, звук [Б]. После этого взрослый начинает четко называть все картинки, а ребенок должен выбрать из них подходящие (бак, собака, ложка, батон, слон и т. д.)

 

Игра «Разложи картинки»

Цель игры: научить ребенка выделать в словах первый звук, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование. Предметные картинки со словами, начинающимися на раз­ные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Ходигры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет то, что на них изображено, а затем просит его сложить изображения в несколько ку­чек, объединяя их по первому звуку. Например:

[П] — палка, палатка, подушка, попугай и т. д.;

[С] — собака, слон, силач, стол, стул и т. д.;

[Л] — лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д.;

[У] — улитка, удочка, утюг, утка и т. д.;

[М] — малина, молоко, машина, мак, муха и т. д.;

[И] — игла, ива, игрушка, индюк и т. д.;

[Р] — роза, ромашка, ракета и т. д.

 

Игра «Найди звук»

Цель игры: научить ребенка слышать первый и последний звук в словах, развить слуховое внимание, закрепить пра­вильное произношение.

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть определен­ный звук.

Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой де­тей. Взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изо­бражены. Дети внимательно слушают и говорят, какой звук есть во всех этих сло­вах. Например, взрослый показывает и называет картинки, на которых изобра­жены слова, начинающиеся со звука [К]: кофе, кофта, колокол, коньки, колесо и т. д., а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К] и приду­мать несколько своих примеров с этим звуком.

 

Игры на развитие голоса

Игра «Пароход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Оборудование: рисунок парохода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить де­тей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повто­ряют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со­всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети пра­вильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.

Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

 

Игра «Вездеход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: рисунок вездехода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:

 

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он вас довезет.

 

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи­мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

 

Игра «Поход в лес»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

 

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

 

Игра «Коровка»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».

Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:

«Му» — коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

 

Или:

Рано утром пастушок

Весело трубит в рожок,

Коровы смотрят вслед ему

И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

 

Игра «Дом»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декла­мируют стихотворение, одновременно делая движения.

 

Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).

Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)

***

Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте)

Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).

Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).

Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)

 

Игра «Кто дольше»

Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе про­тяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

 

Игра «Самолет»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

 

Игра «Тихо — громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба­на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле­дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произно­сить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ — топ — топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».

 

Игра «Спуск с горы»

Цель игры: учить детей изменять силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по­степенно повышая голос.

 

Игра «Котята»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:

 

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также сле­дует менять силу голоса.

 

Игра «Жук»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изо­бразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в сто­роны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од­новременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.

Можно разрешить детям немного покружиться.

 

Игра «Ракета»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи­нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяж­но произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

 

Игра «Поезд»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрос­лый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

 

— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

 

Игра «Ножки»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:

 

Бегут по дорожке

Нашей Маши ножки.

Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу).

А вот папины ноги

Идут по дороге.

Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).

 

Игра «Клоун»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста­новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи­нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо­бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

 

Игра «Сказочник»

Цельигры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать из­вестную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Сле­дует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.

 

Игра «Дождик»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повер­нув их внутренней стороной ладоней вверх)

Хорошо меня полей!

Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)

И не страшно сырости!

 

Игра «Гром»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновре­менно выполняя соответствующие движения:

 

Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).

Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).

 

Игра «Божья коровка»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи:

Божья коровка,

Полети на облачко,

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

 

Игра «Дружные ребята»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

 

Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо­творение)

Дружно песню поем.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи уско­рить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

 

Игра «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ходигры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте­пенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

Снова в гору едем мы,

Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.

 

Игры на развитие слоговой структуры слова

 

Игра «Будь внимателен»

Цель игры: научить ребенка запоминать и последовательно повторять слоги, слова, обогатить словарный запас ребенка, закрепить правильное произношение звуков.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ходигры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый последовательно называет слоги или слова, а ребенок повторяет их. На первых порах взрослый может называть 2—3 слога, но по мере усвоения игры ко­личество слогов может увеличиваться до 5. Если ребенок хорошо справился с за­данием, то можно предложить ему запомнить и последовательно повторить ряд слов. При этом нужно помнить о том, что слова должны состоять из 2—3 слогов и иметь похожую структуру.

Например, для повторения можно предло­жить такие слоги: [ПА—ПО—ПУ], [ДА—ДЫ—ДО], [КА-КЫ—КО], [ЛА—ЛУ—ЛЫ] и т. д.

Слова: Брошка — кошка — окошко; мешок — пушок — петушок и т. д.

 

Игра «Хлопушки»

Цель игры: научить ребенка делить слова на слоги, раз­вить память, внимание, обога­тить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры взрослый дол­жен объяснить ребенку, что все слова делятся на слоги, а количество слогов в слове зависит от того, сколько в нем гласных звуков, т. е. сколько глас­ных, столько и слогов. Затем взрослый произносит слово по слогам и одновременно с этим отхлопывает каждый слог. После этого ре­бенок пробует самостоятельно отхлопать слоги в слове, а затем сказать, сколько слогов в том или ином слове.

На начальном этапе освоения игры ребенку нужно предлагать для отхлопывания слова, состоящие из 2 слогов, а затем можно переходить к более длинным словам.

 

Игра «Назови слоги»

Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере освоения игры взрос­лый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более сло­гов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т. д.

 

Игра «Ты услышал и сложил»

Цель игры: развить навыки фонематического анализа, память, внимание, совершенствовать мелкую моторику.

Оборудование: горох или фасоль.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый медленно и отчетливо произносит слоги, в состав которых входят звуки, произносимые ребенком правильно, а затем предлагает ему выложить этот слог из фасоли или гороха.

 

Игра «Переставь слоги»

Цель игры: научить ребенка переставлять слоги в слове и образовывать новое слово, расширять словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них слоги так, чтобы получи­лось новое слово. Например, зако — коза, налу — луна, мод — дом и т. д.

 

Игра «Перевертыши»

Цель игры: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука на мягкий или наоборот.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, как можно пре­вратить твердый слог в мягкий и наоборот. Для этого нужно заменить в слоге гласный звук. Например, ло — лю, ма — мя, па — пя и т. д. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

 

 

Игра «Назови ударный слог»

Цель игры: научить ребенка определять ударный слог с словах, обогатить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый произносит слова, выделяя голосом ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе ребенку можно предлагать слова из двух слогов, а по мере усвоения использовать слова с тремя и более слогами.

 

Игра «Запутанные слова»

Цель игры: расширить словарный запас, научить ребенка переставлять слоги в словах и образовывать новые слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет сло­ва, в которых все слоги переставлены. Ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, можно предложить малышу следующие слова: рел-ка-та — тарелка, ши-на-ма — машина, ре-бе-же-нок — жеребенок и т. д.

 

 

Игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи

 

Имя существительное

Игра «Съедобное - несъедобное»

Цель игры: обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.

Оборудование: мяч.

Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой де­тей. Дети становятся в круг, в центре которого находится взрослый (ведущий). Он бросает ребенку мяч, называя при этом любое слово. Тот, кому кидается мяч, дол­жен подумать и решить поймать мяч или отбросить его. Думать слишком долго нельзя, отвечать следует быстро. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1—2 круга.

 

Игра «Живое — неживое»

Цельигры: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, обогатить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Играть можно с одним ребенком или группой детей.

Вариант 1. Взрослый объясняет детям, что одни предметы, которые нас ок­ружают, могут двигаться, дышать и расти. Это одушевленные, или живые, пред­меты, они отвечают на вопрос «Кто?». Другие предметы — неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные, или неживые, предметы, они отвечают на во­прос «Что?». После этого взрослый называет слова, а дети должны сказать, живыми или не­живыми являются эти предметы. Например, ложка, стол, машина — это неживые предметы, а белка, кошка, девочка — живые.

Вариант 2. Играющие договариваются, что услышав живые предметы ловят мяч, а нежи­вые — не ловят (можно придумать и другое дей­ствие). Затем взрослый называет слова, а дети выполняют соответствующие действия.

 

Игра «Что это?»

Цель игры: закрепить в речи детей обобщающие понятия, расширить словарный запас. Оборудование: мяч.

Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко — фрукт, юбка — одежда, стакан — посуда, мото­цикл — транспорт, туфли -— обувь и т. д.

 

Игра «Кто или что?»

Цель игры: расширить словарный запас, закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, знать вопросы, на которые они отвечают.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены одушевлен­ные и неодушевленные предметы, уже знакомые ребенку.

Ход игры. Сначала взрослый начинает раскладывать ряды картинок с оду­шевленными и неодушевленными предметами, а затем предлагает ребенку про­должить эти ряды самостоятельно. При этом взрослый может помогать малышу, задавая вспомогательные вопросы. Например, «Кто это?» — «Это девочка» — «Она живая?» — «Да» и т. д.

 

Игра «У меня один, а у тебя много»

Цель игры: расширить словарный запас, научить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: пары картинок, на которых изо­бражены предметы в единственном и множественном числе.

Ход игры. Взрослый показывает и называет ре­бенку картинку, на которой изображен предмет в единственном числе, а ребенок подбирает и называет картинку, на которой изображен этот же предмет, но во множественном числе. Например, «У меня одно яб­локо», — говорит взрослый, «А у меня много яблок» — отвечает ребенок.

 

Игра «Он — она»

Цель игры: обогатить словарный запас, научить ребенка различать существительные мужского и женского рода.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены знакомые ре­бенку предметы мужского и женского рода.

Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой де­тей. Взрослый начинает раскладывать картинки в две стопки, объясняя при этом, что в одной стопке лежат предметы, которые можно обозначить словом «он», а в другой — «она». После этого он предлагает детям разобрать картинки самостоя­тельно.

 

Игра «Подбери действия»

Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи детей, учить подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширить словарный запас. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет ребенку слово-предмет и предлагает ему хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит подходящее для него действие. На­пример, собака — бегает, лает, Ходит, ест и т. д.

После подбора действий к нескольким предметам, взрослый может назвать любое действие и попросить ребенка, подобрать к нему подходящий предмет. На­пример, плавает — корабль, утка, лодка, рыба, мальчик и т. д.

 

Игра «Что лишнее?»

Цель игры: научить ребенка вы­делять на слух из ряда слов лиш­нее, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый, медленно и четко прогова­ривая, называет 4 слова, а ребенок должен внима­тельно выслушать слова, запомнить их и назвать то слово, которое не подходит к остальным, а затем объ­яснить свой выбор. Например, яблоко, груша, бакла­жан, апельсин — лишний баклажан, так как это овощ, -а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета, самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.

 

Игра «Назови отгадку»

Цель игры: научить ребенка отгадывать загадки, добавляя пропущенные, но подходящие по смыслу слова, развить мышление, внимание, память, обогатить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ходигры. Взрослый четко проговаривает загадку, стараясь при этом голосом и интонацией выделить слово, к которому нужно подобрать рифму-отгадку.

***

По утрам кричит он громко,

Крыльями он хлопает звонко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его?., {петух).

***

Под дождем она гуляет,

Кушать травку обожает,

Кря кричит, вот это шутка,



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.