Упражнения на сложную координацию движения и слова.
Метр4/4. Вокруг стола стоят четыре стула. Все стоят на расстоянии четырех
шагов от стульев с книгами в руках. Подойти к столу на четыре шага, положить книгу на середину стола, отодвинуть стул, сесть, взять книгу, придвинуть к себе, открыть, читать, затем проделать упражнение в обратном направлении: читать, закрыть книгу, взять в руки, отложить на середину стола, встать, задвинуть стул, взять книгу со стола, отойти от стола на старое место. Одновременно проговаривать слова принес, положил, отодвинул, сел, взял, придвинул, открыл, прочел. Эти же слова они должны проговаривать при выполнении в обратном порядке.
Импровизация в музыке.
Все стоят на месте, по сигналу педагога начинают выполнять движения руками: перед грудью, в стороны, на бедра, вниз. При сигнале «пауза» прекращают движения, но мысленно продолжают выполнять упражнение до сигнала «руки». Движения возобновляются с того момента, на котором мысленно остановился.
Задания на воспитание коллективного ритма.
Больные слушают музыку и запоминают ее, затем воспроизводят ее ритм ногами, чередуя одновременно слова «левой, правой» в том
же ритмическом рисунке
Больные запоминают ритмический рисунок , затем
делают движения руками в том же ритмическом рисунке, называя их: «Вверх, к плечам, в стороны, на бедра, вниз».
В музыке.
Педагог называет звуки и бросает мяч больному, тот произносит целую фразу так, чтобы слово на требуемый звук попало в начало или середину фразы. Бросок мяча устанавливает лишь очередность и не связан с музыкальной фразой. Мяч перебрасывается в конце фразы. Затем подбираются для чтения и драматизации художественные произведения с музыкальным сопровождением соответственно вкусам и желаниям больных.
Таким образом, с помощью логоритмики в системе кинезитерапии воспитываются общие и речедвигательная функции больных афазией. Методические приемы варьируются в зависимости от количественного и качественного распада речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена на устранение апраксий, агнозий и расстройств, касающихся схемы тела, пространственной ориентации.
Вопросы и задания
1. Назовите нарушения двигательной сферы больных афазией.
2. Каковы нарушения корковой нейродинамики больных афа зией?
3. В чем сущность восстановительного обучения и какова в нем роль кинезитерапии?
4. Каковы особенности логоритмической работы на разных этапах восстановительного обучения?
5. Назовите примеры упражнений для восстановления движений рук, ног в сочетании с речью.
6. Как средствами логоритмики можно содействовать восста новлению письма у больных афазией?
ГЛАВА ШЕСТАЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ЛОГОРИТМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В РЕЧЕВОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Внастоящее время в СССР имеется широкая сеть речевых учреждений, в которых получают помощь люди с речевыми нарушениями разного возраста. Однако не во всех учреждениях имеется музыкальный руководитель и проводятся логоритмические занятия.
В педагогические штаты детских санаториев по линии Минздрава включается педагог-воспитатель по музыке: 0,5 должности в санатории на 50—125 детей или 1 должность при большем количестве коек. Музыкальные занятия проводятся в санатории два раза в неделю по 30—35 минут.
Музыкальные работники включаются в штаты стационаров и полустационаров для лиц с нарушениями речи (см. таблицу ).
В тех речевых учреждениях, которые имеют в штате музыкального руководителя, необходимо проводить логоритмические занятия. В остальных учреждениях средства логоритмики следует включать в логопедические занятия или, если логопед имеет музыкальное образование, рекомендовать ему проводить занятия по логоритмике.
На лого- и музыкально-ритмических занятиях музыкальный руководитель совместно с логопедом и воспитателем решает познавательные, эстетические, воспитательные и коррекционные задачи как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия.
Реализуя указанные задачи, музыкальный руководитель (и воспитатель) осуществляет контроль за детьми во время бега, прыжков, лазания и т. д., так как у детей с нарушениями речи встречаются паретичность мышц, нарушения осанки, координации движений.
Музыкальный руководитель отвечает за общую постановку музыкально-ритмического воспитания в учреждении. Среди родителей и родственников лиц с речевой патологией пропагандирует вопросы логоритмического и музыкально-эстетического воспитания и образования.
В стационарах, полустационарах больниц и диспансеров большую роль в эстетическом воспитании играют подготовка и проведение тематических и заключительных концертов.
Музыкально-ритмические занятия требуют обязательного планирования: перспективного и календарного.
Перспективное планированиепомогает педагогу представить последовательность включения в занятия коррекционного воздействия. Музыкальный руководитель ведет одновременно работу в группах с разными речевыми нарушениями, и перспективное планирование помогает ему осуществлять дифференцированный подход в музыкально-ритмическом воспитании лиц с дислалией, дизартрией, заиканием, алалией и т. д. Перспективный план составляется на 3 месяца, в нем планируются все виды музыкальной и двигательной деятельности; объем умений и навыков; программное содержание по всем видам логоритмического воздействия; проверка знаний, качество исполнительства; уровень общего музыкального и певческого развития занимающихся.
При перспективном планировании уточняются задачи в соответствии с этапами логопедической коррекции. Первый квартал(сентябрь, октябрь, ноябрь) начинает коррекционный курс (в тех учреждениях, где он длится учебный год), в это же время комплектуются группы. Параллельно с логопедом ставится задача организации коллектива из вновь приступивших к логопедическим занятиям. Музыкальный руководитель проверяет уровень музыкального и психомоторного развития каждого, намечает путь его дальнейшего развития и коррекции. При отборе репертуара учитываются даты красного календаря, времена года.
Второй квартал(декабрь, январь, февраль) характеризуется тем, что работа в группах уже налажена, педагог знает коллектив, возможности каждого. В процессе занятий совершенствуются ритмические умения, развиваются музыкальные способности. Песенный, музыкально-двигательный репертуар богат тематикой зимних забав, развлечений, веселых елочных инсценировок. Во время индивидуальных занятий педагог помогает тем, кто испытывает затруднения в пении, движении, подготавливает отдельные выступления ко Дню Советской Армии, новогоднему празднику.
Третий квартал(март, апрель, май) завершает годичный коррекционный курс. В процессе занятий отмечаются значительные события: Международный женский день 8 марта, день рождения В. И. Ленина, Первое мая, Праздник Победы, а также проводы зимы, встреча весны. В процессе занятий проверяются и закрепляются результаты коррекционного обучения. Уровень усвоенных музыкально-двигательных и речевых умений проверяется у всей группы и у каждого в отдельности. В конце квартала можно планировать такие занятия, на которых проверяется выученный материал: песни, игры, пляски, хороводы, театрализованные представления.
Календарный плансоставляют музыкальный руководитель и воспитатель, и они же ведут учет. План включает программные и коррекционные требования текущего занятия, репертуар и некоторые наиболее существенные методические приемы. План составляется на 1—2 недели, т. е. включает 2 или 4 занятия. В календарном плане ведется учет результатов каждого занятия. Необходимо отмечать, что хорошо усвоили занимающиеся, в чем затрудняются, какие нужны дополнительные упражнения. В учете должны фигурировать имена и фамилии занимающихся, чтобы можно было судить об их продвижении.
Музыкальный руководитель проводит сам и участвует в открытых занятиях. Целью их организации является обмен опытом, возможность показа образцов логоритмического мастерства, уточнение представлений о задачах, содержании и методике работы с людьми, страдающими различными формами речевой патологии. Конечно, открытые занятия проводятся не на всех видах речевой патологии и обязательно по согласованию с логопедом. Тема занятия и вопросы к наблюдению и анализу сообщаются присутствующим заблаговременно.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
Специального учебного заведения для подготовки логоритмиста в настоящее время не существует.
В разделе «Ведомственные документы. Устав детского сада» (пункт V, § 41, 42) сказано: «Музыкальные руководители детских садов всех ведомств назначаются из лиц, имеющих специальное музыкальное образование. Музыкальный руководитель детского
сада осуществляет правильное музыкальное воспитание детей, руководствуясь в своей работе программно-методическими указаниями народного комиссариата просвещения РСФСР»1.
«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», согласованное с Минздравом СССР, утвержденное Минпросом СССР 26/V 1970 года, определяет руководство дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи. Пункт 28 этого положения гласит: «Музыкальными руководителями назначаются лица, имеющие музыкальное образование и подготовку на курсах по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
Музыкальные руководители, работающие в учреждениях для детей с речевыми нарушениями, обязаны повышать свою квалификацию через каждые 5 лет. Повышение квалификации возложено на органы народного образования, а непосредственная работа по осуществлению мероприятий, направленная на повышение квалификации, осуществляется дошкольными методическими кабинетами. Между тем отличия от работы в массовом детском саду весьма значительные. Например, в массовом детском саду в первом квартале начинается активная подготовка к праздникам. В речевом учреждении такая работа не может проводиться, так как в группах с заиканием в октябре месяце соблюдается ограничение речи и движений (режим молчания, шепотной речи); в группах с дислалией только начинается работа по нормализации речевой моторики; в группах с дизартрией и общим недоразвитием речи речевые расстройства столь значительны, что дети не могут (и не должны пока) справиться с требованиями программы массового сада.
Логоритмическую подготовку получают студенты логопедического отделения дефектологических факультетов. Преподавание курса «Логопедическая ритмика» осуществляется по программе, утвержденной Министерством просвещения СССР2.
Логопеды, подготовленные по логоритмике, более целенаправленно руководят музыкальным руководителем, его участием в коррекционной работе. Желательно, чтобы студенты дефектологических факультетов совершенствовали свои музыкальные и ритмические способности на факультете общественных профессий (ФОП).
***
Любая деятельность, а музыкальная, художественная по своему содержанию особенно, требует и соответствующей организации
1 Справочник по дошкольному воспитанию/Под ред. А. И. Шустова 4-е изд. М , 1980
2 Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Программа педагогических инсти тутов. Для специальности «Логопедия». М., 1980.
предметно-пространственной среды, эстетически обдуманной, поскольку эстетическое отношение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с действительностью, материальным окружением. В оборудование помещения для музыкально-ритмических занятий включаются технические средства: грамзапись, магнитофонная запись, радио и телевидение, диапозитивы и диафильмы1.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте обязанности музыкального руководителя, логопеда и воспитателя в организации логоритмического воспитания лиц с речевой патологией.
2. Как педагогический коллектив речевой группы детского сада организует работу с родителями по вопросам логоритмического воспитания детей?
3. Какие требования предъявляются к оборудованию зала, к оформлению логоритмического занятия?
4. В чем выражается связь между перспективным и календарным планами?
5. Наметьте вопросы по логоритмическому воспитанию, которые можно поставить на родительском собрании.
6. Составьте конспект логоритмического занятия (используя музыку в грамзаписи), которое может провести воспитатель без музыкального руководителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басов М. Я. Движения под музыку.— В кн.: Избранные психологические произведения.—М., 1975, с. 147—149.
2. Б е й н Э. С, О в ч а р о в а П. А. Клиника и лечение афазии/ Пер. с болг.— София, 1970.
3. Березовский Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей.— Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 94—100.
4. Богданова Е. В., Жихарева Н. Б. Основные направления дифферен цированной коррекционной работы с заикающимися подростками в условиях стацио нара.— В сб.: Расстройства речи и методы их устранения.— М., 1975, с. 135—149.
5. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. 2-е изд.— М., 1959.
6. Волкова Г. А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста.— Дошкольное воспитание, 1976, № 1, с. 24—26.
7. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста.— Л., 1982.
8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.— М., 1968, с. 142—188; 206—230.
9. Голощекина М. П. Средства и формы работы с детьми по развитию движения.— В сб.: Развитие движений ребенка-дошкольника /Под ред. М. И. Фо- нарева,—М., 1975, с. 14—43.
10. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера.— М., 1966.
11. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений.— М., 1960.
12. Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей.— Воп росы психологии, 1961, № I.
13. К е н е м а н А. В., X у х л а е в а Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд.— М., 1978.
14. Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах.— В сб.: Педагогические пути устранения речевых нарушений у де тей.—Л., 1976, с. 4—25.
15. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией,— М., 1977.
16. Кукуев А. А. Структура двигательного анализатора.— Л., 1966.
17. Мошков В. Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных бо лезней.— М., 1982.
18. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта.— М., 1972.
19. Организационные основы кинезитерапии.— В кн.: Руководство по кинези- терапии / Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. Пер. с болг.— София, 1978.
20. Правдина О. В. Логопедия. 2-е изд.—М., 1973.
21. Рождественская В. И., Павлова А. И. Подвижные игры для заи кающегося дошкольника. 2-е изд.— М., 1967. \
22. Руднева С, Ф и ш Э. Ритмика. Музыкальное движение.— М., 1972.
23. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н. А. Ветлугиной.— М., 1980.
24. Хватцев М. Е. Логопедия.—М., 1959.
25. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных пораже ниях мозга.— М., 1972.
26. Шершнева Е. Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заи кающихся детей младшего возраста.— В сб.: Из опыта логопедической работы.— М., 1955, с. 67—76.
27. Ш о с т а к Б. И. О некоторых расстройствах моторики при заикании.— В кн.: Очерки по патологии речи и голоса/Под ред. С. С. Ляпидевского.— М., 1967, вып. 3, с. 148—169.
28. Э р к м а н В. А. Проведение логопедической ритмики со взрослыми заикаю щимися. Метод, рекомендации. Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи,— Л., 1974.
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Агнозия— нарушение процессов предметного восприятия; может быть слуховой, зрительной, тактильной.
Акапелла— многоголосое, преимущественно хоровое пение без инструментального сопровождения.
Аккомпанемент— музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста), хора, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т. д.
Аккорд(созвучие) — одновременное звучание трех или более звуков, различных по высоте, названию.
Акцент(ударение) — подчеркивание какого-либо звука, аккорда. А. имеет различные графические обозначения: > , Л , sf и т. д. Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных произведениях. Может проставляться между нотными строками или над каждой в отдельности в зависимости от исполнительской выразительности.
Ансамбль(вместе). 1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио, или терцет (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т.д. 2. Единый художественный коллектив. 3. Слитность, согласованность хорового исполнения.
Апраксия— нарушение предметных действий при отсутствии параличей. Оральная апраксия— нарушение произвольных движений языком, губами и нижней челюстью.
Атаксия— расстройство координации движений; выражается в несоразмерности движений, неточности их.
Атетоз— особый вид насильственных движений, относится к группе гиперкинезов. Локализуется чаще всего в верхних конечностях, реже в нижних. Особенно выражен бывает в пальцах кисти. Часто захватывает только одну половину тела.
Атония— резкое падение мышечного тонуса.
Атрофия— отмирание питания тканей.
Афферентный— приносящий возбуждение к центральной нервной системе.
Вокализация— певческий, исполнительский прием распевания на гласные звуки.
Гамма(звукоряд) — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Г. диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней).
Гармония.1. Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности. 2. Учебный предмет в теории музыки.
Гемипарез— поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т. е. парез мышц одной половины тела.
Гиперкинез— насильственные движения.
Гипертония— повышенный тонус мышц.
Гипокинезия— уменьшение силы, объема, скорости движений.
Диапазон— звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента).
Дикция— четкое, внятное, выразительное произношение слов.
Динамика(сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: f (форте) — громко, р (пиано) — тихо, mf (меццо-форте) — умеренно громко, тр (меццо-пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя и др.
Диссонанс— созвучие, в котором звуки не сочетаются, вызывают ощущение несогласованности.
Дистония— отклонения от нормы в тонусе мышц.
Длительность— свойство звука, определяющее его протяженность. Графически Д. обозначается так:
Доля— единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую (безударную).
Жанр— понятие, определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т. п.).
Женские голосав сольном пении:
сопрано(высокое звучание), меццо-сопрано(среднее звучание), контральто(низкое звучание), альты(низкое звучание).
Запев— начало сольной или хоровой песни.
Затакт— начало музыкального произведения со слабой доли.
Звук музыкальный— колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу).
Звукоряд— последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Импровизация— творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т. е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т. д.
Интенционный тремор— ритмическое дрожание конечности в момент активного движения.
Интервал— расстояние между двумя различными по высоте звуками, из которых нижний называется основанием, верхний — вершиной; например, прима(повторение одного и того же звука), терция, кварта, квинта, секста, септима, октаваи т. д.
Интонация— мелодический оборот, имеющий выразительное значение.
Кантилена— напевная, плавная манера исполнения.
Кинестетическаячувствительность — ощущение собственных движений.
Ключ— знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной строки. Наиболее употребительны:
скрипичный (соль — на второй линейке), басовый (фа — на четвертой линейке).
Консонанс— созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга.
Контрактура— неподвижность сустава.
Лад— соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.
Мажор— ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки.
Мелодия— одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием.
Метр— последовательное чередование сильных и слабых долей в такте.
Минор— ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки.
Миоклония— быстрые, отрывистые подергивания отдельных мышечных групп или мышц, распространяющиеся чаще всего на мышцы конечностей.
Многоголосие— созвучное сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).
Модуляция— логичный, интонационный переход в другую тональность.
Мотив— наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю.
Музыкальная грамота— элементарные знания в области теории музыки.
Нота— графическое изображение звука.
Нотный стан(нотоносец) — графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот.
Нюанс— оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки.
Паралич— полная невозможность движения органа, зависящая от поражения двигательных аппаратов центральной или периферической нервной системы.
Парез— неполный паралич.
Парафазия:а) замена звуков; б) замена слов близкими по звучанию или по смыслу.
Патогенез— внутренние механизмы возникновения и развития патологических процессов, лежащих в основе болезни.
Пауза— знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот:
целая половинная четвертная зосьмая
и т. д.
Персеверация— навязчивое повторение одного и того же слова,
звука.
Полутон— наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте.
Праксис— предметные действия.
Размер— графическое изображение, определяющее счет (чередование долей) в данном произведении. Проставляется в начале нотной строки в виде дроби, например: 2/4 (две четверти), 3/4 (три четверти), 6/8 (шесть восьмых) и т. д.
Регистропределяет звуковой диапазон музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий.
Ритм— последовательное чередование звуков (различной высоты и длительности), имеющих смысловое и выразительное значение.
Синергия— сложное комплексное движение.
Синкинезия— содружественные движения.
Синкопа— смещение звукового ударения с сильной доли такта на слабую.
Стаккато— исполнительский прием, характеризующийся коротким, отрывистым звучанием.
Ступени лада— звуки, имеющие следующие обозначения:
Такт— небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями (начинается с сильной и заканчивается перед сильной). Т. разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией).
Темп— скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т. проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно— moderato (модерато), быстро — allegro (аллегро), протяжно— adagio (адажио).
Тон— расстояние между двумя звуками, включающее два полутона.
Тональность— конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда.
Транспозиция(транспонировка) — исполнение произведения (песни, пьесы) в другой тональности.
Трезвучие— аккорд, в котором три звука расположены по терциям (например, до-ми-соль). Т. может быть мажорным или минорным и, таким образом, определять лад.
Тремор— дрожание.
Фактура— сочетание различных средств музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, отдельные голоса, подголоски, тема и т. д.
Фермата— графическое обозначение дополнительного продления звучания в целях большей выразительности. Ф.:
Фонема— наименьшая звуковая единица языка, служащая для различения слов или их форм.
Форма музыкальная— в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф.— это структура произведения, например двучастная и трехчастная формы.
Хорея— заболевание нервной системы, основными симптомами которого являются подергивания, непроизвольные аритмичные, некоординированные сокращения мускулатуры, быстрые по темпу, наблюдающиеся как в покое, так и при движениях.
Хроматизм— полутоновое изменение высоты звуков с помощью знаков альтерации.
Эфферентный— приносящий возбуждение от центральной нервной системы к периферии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие......................................................................................................... 3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Глава первая Предмет логопедической ритмики
1. Основные понятия логопедической ритмики................................................................ 5
2. Объект, предмет, цель и задачи логопедической ритмики................................ 11
3. Естественнонаучная основа логопедической ритмики....................................... 12
4. Методы исследования логопедической ритмики........................................................ 19
Вопросы и задания............................................................................................................... 24
Глава вторая Система логоритмического воспитания
1.Из истории музыкально-ритмического воспитания.................................................. 25
2. Особенности и основные звенья логопедической ритмики............................... 34
3. Принципы логопедической ритмики.......................................................................... 44
Вопросы и задания............................................................................................................. 47
ЧАСТЬ ВТОРАЯ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Глава первая Музыка и всестороннее развитие личности
1.Музыкально-ритмическое воздействие на детей, подростков и взрос лых ..................................................................................................................... 48
2. Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей, подростков и взрослых......................................................................................... 53
Вопросы и задания....................................................................................................... 54
Глава вторая
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|