Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ АФАЗИЕЙ





Афазия — это расстройство возможности пользоваться речью, которое наступает при органических поражениях мозга. При афазии речевая деятельность нарушается во всех ее проявлениях: устная и письменная речь, понимание чужой речи, способность называния, грамматический строй речи, просодия и т. д. При нарушении речевой деятельности наблюдается в различной степени сохранение мнестических и интеллектуальных функций.

Исследователи указывают, что в клинике афазии имеются симптомы амузии. Однако, замечает Ю. А. Флоренская, музыкальные (или просодические) расстройства речи при афазии далеко не исчерпываются синдромом чистых амузий, связанных с определенными очаговыми изменениями. Эти формы амузии встречаются не так часто, между тем как в речи больных афазией выражены расстройства ритма, мелодии, темпа, логических ударений, торможения, отрывистость речи (телеграфный стиль), скандированность, однотонность и т. д. Эти расстройства могут касаться и процессов восприятия речи, и процессов воспроизведения.

В норме музыкальная и пантомимическая речь подчиняются словесной речи и лишь подкрепляют ее. В случаях дезинтеграции они часто приобретают господство над интеллектуальной речью. В некоторые периоды обратного развития афазии возврат к более ранним формам помогает больному, и аффективная речь является ценным моментом компенсации. В другие периоды, наоборот, она задерживает развитие словесной речи: больные пользуются аффективной речью, осколками слов, стремление к высшим формам угасает под влиянием шока или в силу простого приспособления к жизни. У них наряду с яркой пантомимикой, интонацией имеется бедный словарный запас и искаженный грамматический строй.



Нарушения двигательной сферы больных афазией проявляются прежде всего в форме оральной апраксии. Оральная апраксия обусловливает синдром фонетической дезинтеграции, хотя и не до конца объясняет его сложную нейрофизиологическую и психолингвистическую сущность. Об этом свидетельствуют наблюдаемые артикуляторные нарушения в процессе обратного развития афазического синдрома. Они напоминают, с одной стороны, в известной степени феномены, встречающиеся в процессе развития детской речи (диссимиляция, ассимиляция, перемещение фонем в слове, опускание конечной гласной, если следующее слово начинается с гласной, и пр.), а с другой — в некоторых отношениях близки к фонетическим пертурбациям, наблюдаемым на различных этапах развития языка.



Исследования в нейрофизиологическом плане показали, что процесс произношения (артикуляция) нарушается в двух своих стадиях: в стадии удержания этой позы и в стадии расслабления мышц до их исходного положения. Чем более точной дифференциации требует фонема, тем больше вероятность ее неправильного произнесения У больных афазией нарушена плавная смена одной позы артикуляторного аппарата другой. Это приводит к неспособности перехода от согласной к гласной или к остановке голоса, когда гласная закончена. Расслабление артикуляторной мускулатуры часто происходит внезапно, ввиду чего больной не может произнести согласных в конце слов, что требует постоянного расслабления; поэтому согласные не произносятся или передаются с повышенным напряжением, и это приводит к прибавлению дополнительной гласной.

Описанные нарушения во всех двух стадиях процесса артикуляции связаны с расстройствами артикуляторных движений паретического, дистонического и диспраксического типов.

Стойкие двигательные расстройства наблюдаются в общей моторике больного афазией. Двигательные расстройства зависят от локализации патологического процесса. Например, при мозговом кровоизлиянии (инсульте) может развиться в начале болезни полный вялый паралич конечностей, сухожильные рефлексы отсутствуют; далее атонические явления могут смениться гипертоническими, сухожильные рефлексы усиливаются преимущественно на стороне гемиплегии. Спастические явления могут нарастать и переходить в более или менее выраженную контрактуру, разгибательную для ноги и сгибательную для рук. Затем после острого периода болезни движения начинают восстанавливаться, и процесс восстановления движений может длиться месяцы и годы, причем движения ноги восстанавливаются быстрее, чем более дифференцированные движения руки и особенно кисти. Нейродинамические нарушения при мозговом инсульте распространяются и на непострадавшие полушария головного мозга, поэтому при восстановлении функции следует обратить внимание и на здоровые конечности.



Афазия, вызванная травмой головного мозга, более всего связана с его очаговым поражением, ей свойственно хорошее обратное развитие (и сопутствующих двигательных нарушений), так как травматические поражения чаще встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями.

Исследования неречевого слуха у больных афазией показали, что у них нарушено восприятие тонов высокой частоты; более выражено расстройство слуха на левое ухо, чем на правое. Некоторые исследователи обнаруживают у больных двусторонний слуховой дефицит для частот 25—1000 Гц или двустороннюю частичную глухоту в той части тоновой шкалы, которая связана с частотой разговорной речи. В целом нарушения элементарного слуха у больных непостоянны и их следует рассматривать в зависимости от общего поражения мозга. У больных с сенсорной афазией имеются

нарушения слухового внимания, неспособность локализовать слуховые раздражители, невозможность усвоения ритмических структур. У этих больных имеются выраженные расстройства выработки дифференцированного торможения на близкие по звучанию фонемы и слова.

У больных афазией существуют стойкие нарушения корковой нейродинамики: а) низкая реактивность и замедленная скорость восприятия; б) инертность возбудительных и тормозных процессов; в) вариабельность проявления симптоматики в различные интервалы времени; г) истощаемость; д) блокирование внутри-функциональной системы слова; е) нарушение последовательности нервных процессов.

У одних больных афазией наблюдается угнетение психики, состояние заторможенности, страха, смена настроения, негативизм; у других — повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, недовольство окружающими; у третьих — безразличие к окружающему, к своим близким, апатия, безволие, они не выражают желания поправиться, вернуться к активной деятельности. Но как бы не проявлялись нарушения эмоционально-волевой сферы, они являются следствием основного заболевания — органического поражения головного мозга.

При комплексном восстановительном лечении и обучении больных постепенно нормализуются (в некоторой степени) их эмоционально-волевые проявления, двигательные и сенсорные функции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.