Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование кинетической основы движений

Органов артикуляции

Целью упражнений является объединение отдельных движений в серию последовательно организованных, с хорошей переключаемостью. Но прежде стараются улучшить качество артикуляционных движений: объем, амплитуду, точность, силу, время фиксации артикуляционного уклада и др.

Статические упражнения:

1.Выполнить упражнение «Забор» под счет до 5.

2. Выполнить упражнение «Окно» под счет до 5.

3. Выполнить упражнение «Окно», то увеличивая, то сокращая раствор полости рта, удерживая под счет до 5 в каждом положении.

4. Опустить нижнюю губу, удерживать под счет до 5.

5. Поднять верхнюю губу, удерживая под счет до 5.

6. Выполнить упражнение «Забор» и перетягивать в левую и правую сторону углы губ. Под счет до 5 удерживать в каждой стороне.

7. Выполнить упражнение «Лопата», при этом пошлепать язык губами и удержать широкий язык под счет до 5.

8. Выполнить упражнение «Лопата», при этом покусать язык зубами и удержать широкий язык под счет до 5.

9. Выполнить упражнение «Вкусное варенье» и удержать язык в этом положении под счет до 5.

10. Выполнить упражнение «Мост» и удержать плоский язык у нижних резцов под счет до 5.

11. Выполнить упражнение «Вкусное варенье» и перевести язык к верхним альвеолам. Образовать щель и удержать под счет до 5.

Динамические упражнения на координацию (последовательные движения):

1. Выполнить упражнения «Забор» — «Трубочка».

2. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

3. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает».

4. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» и убрать за верхние резцы.

5. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус».

6. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток».

7. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» — «Дятел» (в дальнейшем добавить упражнение «Пулемет»).

8. Выполнить упражнение «Качели», то есть из положения «Мост» перевести язык в положение «Парус» и обратно.



9. Выполнить упражнение «Маляр».

Динамические упражнения на координацию (одновременные движения):

1. Выполнить упражнение «Вкусное варенье»; несколько раз выполнить облизывающие движения сверху-вниз.

2. Выполнить упражнение «Лопата», суживая и растягивая губы.

3. Выполнить упражнение «Лопата копает», 3—4 раза поднимать и опускать широкий кончик языка.

4. Выполнить упражнение «Лопата» и потянуть кончик языка вниз.

5. Выполнять одновременно с упражнением «Окно» и упражнение «Лопата», то есть в момент открывания рта выдвигать широкий язык.

В ряде случаев при стертой дизартрии встречаются диспраксические нарушения. Кинестетическая диспраксия выражается в хаотическом поиске нужного артикуляционного уклада. Кинетическая диспраксия проявляется в трудностях переключения с одного артикуляционного уклада на другой.

С целью преодоления диспраксии предлагаем определенную систему упражнений, задействующих разные модальности.

— Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляцию свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев рядом артикуляционных движений, переходим к серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.

Последовательность действий, предлагаемая детям, такова:

Инструкции логопеда следующие:

1-я Смотри в зеркало, как делаю я.

2-я Смотри в зеркало на себя и выполняй следующие упражнения, например, для дорсальной позиции («Забор» — «Окно» — «Мост»). Это названия определенных движений, усвоенных ранее.

3-я Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком положении губы, язык.

4-я Закрой рот, проглоти слюну и расскажи, как выполнял последовательно эту серию упражнений.

5-я Выполни еще раз эти движения самостоятельно. Сначала выполняется перед зеркалом, затем без зеркала, а потом с закрытыми глазами.

Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению диспраксических нарушений, имеющих место при некоторых вариантах дизартрии.

В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания звуков. По аналогии формируют какуминальную позицию, только логопед выбирает уже другой набор упражнений («Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер»). Последовательное выполнение перечисленных упражнений обеспечивает базу для всех шипящих звуков. Для формирования альвеолярной позиции логопед предлагает другой набор упражнений и т.д.

Нормализация речевого дыхания

У детей дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.

У детей 3—4 лет слова и фразы могут произноситься как на выдохе, так и на вдохе или в перерыве между вдохом и выдохом. Поэтому нередко отмечается «захлебывающаяся» речь.

У детей 5—6 лет механизм координации дыхания и артикуляции во время речи еще в стадии формирования, но начало произнесения слов и короткой фразы совпадает с началом выдоха. Однако на произнесение всей фразы (из 4—5 слов) выдоха не хватает. Ребенок в середине фразы производит добор, т.е. дополнительный поверхностный вдох.

Механизм координации дыхания, фонации и артикуляции в процессе речи формируется к десяти годам. Таким образом, речевое дыхание развивается, стабилизируется от 7 до 10 лет. Диафрагмально-реберное дыхание обеспечивает комфортное речевое дыхание. В дошкольном возрасте тренировку диафрагмального дыхания начинать следует в положении ребенка лежа, т.к. мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание устанавливается спонтанно, автоматически.

Упражнение №1

Ребенок в положении лежа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается).

Упражнение №2

Исходное положение то же самое. Вдох—выдох осуществляется через рот. На вдох живот поднимается, а на выдох опускается.

Упражнение №3

Исходное положение ребенка — сидя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. При вдохе живот надувается, а при выдохе опускается. Эти движения контролируются руками ребенка.

Упражнение №4

Исходное положение ребенка — стоя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота.

Апробируется в логопедической практике для постановки диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Суть этой гимнастики в том, что при сжимании грудной клетки при наклонах вперед рекомендуется делать не выдох, а быстрый вдох, а при выпрямлении — автоматический незаметный выдох.

Например, рекомендуется в быстром темпе выполнять наклоны вперед (голова опущена, руки тянутся к полу) с одновременными редкими, короткими вдохами, а при выпрямлении делать незаметные выдохи.

Другим приемом является быстрое ритмичное сведение на уровне плеч согнутых в локтях рук (при этом сжимается грудная клетка с одновременными короткими и редкими вдохами, а при разведении рук осуществляется пассивный выдох).

В традиционной дыхательной гимнастике всё наоборот. При наклонах — выдох, а при выпрямлении — вдох. По методике Стрельниковой, сдавление грудной клетки, живота во время вдоха стимулирует укрепление мышц, участвующих в акте дыхания, т.к. мышцам приходиться работать в режиме нагрузок. Разработана целая система упражнений дыхательной гимнастики, способствующая поэтапному овладению диафрагмальным дыханием.

Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей со стертой дизартрией речевой выдох ухудшается недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Недостатки речевого дыхания выражаются в аритмичности вдоха-выдоха, в слабости внеречевого и речевого выдоха, в дискоординации выдоха, голосообразования (фонации) и артикуляции.

Вопросам воспитания речевого выдоха уделяли внимание М.Ф. Фомичева, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, А. Максаков и др.

При организации логопедической работы с детьми, страдающими стертой дизартрией, необходимо учитывать следующие характерные для них нарушения речевого дыхания:

— чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха;

— форсированное начало фазы выдоха;

— сокращение длительности речевого выдоха;

— неравномерность выдоха на протяжении фразы;

— судорожность вдоха и выдоха;

— спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха;

— расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.

Задачей этого раздела логопедической работы является систематизация различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы внеречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз.

Путем специально подобранных игр, упражнений идет тренировка внеречевого и речевого длительного выдоха:

— на музыкальных занятиях при выполнении вокальных упражнений;

— на занятиях по развитию речи при выполнении физкультминутки;

— на занятиях по речевой гимнастике;

— на индивидуальных логопедических занятиях при выполнении дыхательной гимнастики;

— на логопедических занятиях по вызыванию и уточнению изолированных звуков.

Нормализация речевого дыхания может проводиться как на фронтальных, подгрупповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях.

Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.

Методические рекомендации:

При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3—5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций.

Необходимо контролировать сопутствующие движения, а именно: не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания вперед шеи при вокальных упражнениях. Одежда ребенка не должна стеснять его движения. Помещение должно быть хорошо проветренным. Осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.