Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение 15-а. «Холодный ветер».

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с].

Подуть на язык.

Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

Упражнение 15-б. «Комар».

Цель: вызывание звука [з] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер».

Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 16-а. «Пароход». 1-й вариант:

Цель: подготовка артикуляции для звука [л].

 
 

Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды.

Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.

Упражнение 16-б. «Пароход». 2-й вариант:

 
 

Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.

 


Упражнение 17. «Пароход гудит».

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

 
 

Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза.

Упражнение 18. «Маляр».

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.



 

Упражнение 19. «Качели».

Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

 

Упражнение 20. «Фокус».

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3x1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.

Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

Комплексы упражнений

1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер»

№1 №2 №3 №1 №15

2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» —

№1 №2 №3 №7 №8

— «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер»

№9 №20 №10

3 комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Цокает лошадка» —

№1 №2 №3 №4 №11

— «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет»

№12 №13 №14


4 комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Пароход» —

№1 №2 №3 №7 №16

— «Пароход гудит»

№17

Для формирования кинестетической основы артикуляционных движений проводят дифференцированные упражнения.

Формирование кинестетической основы движений

Органов артикуляции

Целью упражнений является создание прочных кинестезий через усиление афферентных импульсов разной модальности от мышц, задействованных в артикуляции, фонации, и фонационном дыхании. Для развития двигательно-кинестетической обратной связи в ходе упражнений уточняют положение органов артикуляции при произнесении сохранных звуков. В начале присутствует зрительный контроль, который постепенно исключается.

Такой анализ кинестезий способствует организации дифференцированных двигательных импульсов к мышцам периферического речевого аппарата.

Это отражается на качестве артикуляционных движений.

Для губ:

1. Выполнить перед зеркалом упражнение «Забор» с одновременным произнесением звука [и], определить, в каком положении губы.

2. Выполнить перед зеркалом упражнение «Окно» с одновременным произнесением звука [а], определить в каком положении губы.

3. Выполнить перед зеркалом упражнение «Трубочка» с одновременным произнесением звука [у], определить в каком положении губы.

4. Выполнить перед зеркалом упражнение на переключение «Забор» — «Трубочка» с одновременным произнесением последовательно звуков [и]—[у] и определить последовательность в работе губ.

5. Выполнить без зеркала упражнение «Забор» с одновременным произнесением звука [и] и определить положение губ.

6. Выполнить без зеркала упражнение «Окно» с одновременным произнесением звука [а] и определить положение губ.

7. Выполнить без зеркала упражнение «Трубочка» с одновременным произнесением звука [у] и определить положение губ.

8. Выполнить без зеркала упражнение на переключение «Забор» — «Трубочка» — «Забор» с одновременным произнесением [и]—[у]—[и] и определить последовательность в работе губ.

9. Выполнить перед зеркалом и без зеркала упражнение «Забор» и произнести звук, соответствующий такому положению губ.

10. Выполнить перед зеркалом и без зеркала упражнение «Окно» и произнести звук, соответствующий такому положению губ.

11. Выполнить перед зеркалом и без зеркала упражнение «Трубочка» и произнести звук, соответствующий такому положению губ.

Для языка:

1. Выполнить перед зеркалом упражнение «Мост» с одновременным произнесением звука [и] и определить местоположение языка и его кончика.

2. Выполнить перед зеркалом упражнение «Парус» с одновременным произнесением звука [д] и определить местоположение языка и его кончика.

3. Выполнить перед зеркалом упражнение «Качели», в которые входят два положения — «Мост» и «Парус» — с поочередным произнесением звуков [и], [д] и определить положение языка.

4. Выполнить без зеркала упражнение «Мост» с одновременным произнесением звука [и] и определить положение языка.

5. Выполнить без зеркала упражнение «Парус» с одновременным произнесением звука [д] и определить местоположение языка.

6. Выполнить без зеркала упражнение «Качели». Произнести последовательно [и] — [д]. Определить положение языка.

В данной системе используются названия упражнений, представленных выше в разделе «20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой».

Технология выполнения каждого упражнения подробно отражена там же.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.