Добрый дружелюбный помогающий
Аспособный В активный С щедрый D симпатичный Е сильный
Словесные аналогии: Подумайте, как связаны первые два слова из верхнего ряда, и укажите, какое слово из нижнего ряда точно так же связано с третьим.
корабль —► гавань : грузовик—►
Ашофер В шоссе С гараж D бензин Егруз
Числовые ряды: Выведите правило, по которому построен расположенный ниже числовой ряд, и выберите из указанных чисел то, которое должно стоять в нем следующим.
3 2 13 2 1—►
АО
В1
С2
D3 Е4
Составление равенств: Расположенные вверху числа и математические знаки можно объединить таким образом, что получится один указанных ниже ответов. Отметьте этот ответ.
2 4 8 - -
JO K2 L4 Мб N10
Классификация фигур: Первые три фигуры чем-то похожи. Найдите фигуру в правой части рисунка, которая имеет сходство с первыми тремя.
Фигурные аналогии: Догадайтесь, как связаны друг с другом первые две фигуры, и найдите справа фигуру, которая образует с третьей аналогичную пару.
Рис. 10-4. Образцы некоторых типов заданий из Теста когнитивных способностей. Ответы отмечаются на отдельном бланке. Правильные ответы: С, С, D, K,J, К
(Из CogAT, Form 5, Practice Test for Levels A—H. Copyright © 1993 by The Riverside Publishing Company. Воспроизводится с разрешения)
Часть 3. Тестирование способностей
Верхние уровни многоуровневых батарей, предназначенные для учащихся средней школы (high school students),1 в основе своей не отличаются от уровней, рассчитанных на учеников начальной школы, за исключением степени трудности. Эти уровни также пригодны для тестирования обычных, не отобранных специально групп взрослых, с самыми разными целями. Содержание тестов на этом уровне можно проиллюстрировать на примере заданий высшего уровня Теста когнитивных навыков (TCS/2). Каждый уровень этой батареи включает четыре теста:
Последовательности — уяснение и применение правила или принципа в отношении конфигурации или последовательности фигур, букв или чисел.
Аналогии — установление отношения внутри пары изображений и составление второй пары, демонстрирующей то же отношение; используются изображения сцен, людей, животных, предметов или графических символов.
Вербальное рассуждение — тестируется с помощью разнообразных типов заданий, среди которых установление существенных признаков предметов или понятий, классификация предметов по общим признакам, выявление отношений между двумя наборами слов или формулирование выводов из коротких отрывков текста.
Память — испытуемым предъявляют для заучивания набор искусственных слов (бессмысленных слогов) и через 25 мин (в это время проводятся другие тесты) проверяют их запоминание.
Здесь также есть Тренировочный тест, который дается за день или два до проведения основного теста. Примеры трех из четырех типов заданий приведены на рис. 10-5. В этой батарее одни и те же типы заданий из тестов «Последовательности», «Аналогии» и «Вербальное рассуждение» используются начиная с 4-го класса и далее, вплоть до 12-го класса, а одинаковые образцы заданий включены во все эти уровни. Два верхних уровня, соответствующие классам средней школы, выделены на основе установленной эмпирическим путем большей трудности их заданий.
Отличительной особенностью батареи TCS/2 является включение в нее теста памяти. Для вербального, невербального и мнемического тестов предусмотрено вычисление отдельных показателей. Эти области способностей были идентифицированы благодаря предварительному факторному анализу, результатами которого руководствовались при разработке и отборе заданий теста. Шкалирование выполнялось параллельно на всех уровнях в процессе стандартизации, с использованием методов теории «задание — ответ» (IRT, см. главу 7). С этой целью выборкам учащихся предъявлялись связующие тесты, содержащие задания из двух смежных уровней ( TCS/2, Technical Report, 1993, p. 113-114). При создании батареи TCS/2 были необычайно успешно применены методы IRT как для разработки тестовых заданий, так и для построения системы показателей. Вследствие этого ее показатели отражают не просто количество выполненных заданий, но и уровень трудности каждого из них.
Признание множественности способностей. Как уже отмечалось в первых разде' лах этой главы, существует явно выраженная тенденция к преодолению начального разрыва между тестированием единой, общей способности (ability) и измерением отдельных, относительно независимых способностей (aptitude). Преодоление этого
1 То есть учащихся 9-12-х классов. — Примеч. науч. ред.
Глава 10. Групповое тестирование
Последовательности
Разгадайте принцип организации каждой последовательности и выберите в нижнем ряду элемент, которым можно заполнить пробел.
Аналогии
Догадайтесь, как связаны друг с другом две картинки в верхних квадратах, и найдите справа картинку, которая образует с третьей аналогичную пару.
Вербальное рассуждение
1. Посмотрите на подчеркнутое слово: алфавит. Каким из расположенных ниже слов названо то, что должно всегда быть частью алфавита?
Алфавит
А слова
В буквы
С цифры
D предложения
2. Учитывая информацию, содержащуюся в двух верхних предложения, решите, какое из приведенных ниже предложений должно быть истинным?
Большой Бен— часы в Англии. Джуди осмотрела Большого Бена.
АЛюди часто осматривают Большого Бена В Многие часы в Англии — большие. С Часы «Большой Бен» названы в честь какого-то человека. D Джуди была в Англии.
Рис. 10-5.Образцы некоторых типов заданий, используемых в Тесте когнитивных навыков. Ответы отмечаются на отдельном бланке (Из TCS/2 Practice Test, Levels 2-6. Copyright © 1992 by CTB/McGraw-Hill School Publishing
Company. Воспроизводится с разрешения)
Часть 3- Тестирование способностей
разрыва пошло с двух сторон, представленных сторонниками дискуссионных и поначалу казавшихся непримиримыми подходов к тестированию способностей. Отмеченная тенденция имеет параллель с тем, что происходило с индивидуальными тестами (см. главу 8 ). В данном случае первые многоуровневые батареи разрабатывались как групповые версии индивидуальных тестов интеллекта, хотя и имели обычно более узко определенную цель, а именно оценить академическую способность или готовность к переходу на следующий уровень образования. Со временем стало ясно, что единственный общий показатель иногда выгодно дополнять некоторыми более узкими показателями, что, собственно говоря, и было сделано во всех трех батареях, обсуждаемых в этом разделе.
В тесте Отиса—Леннона (OLSAT, редакция 1996 г.) было обращено внимание пользователей на то, что его суммарный показатель ограничен группой «вербально-учебных» (verbal-educational) способностей, и что в этой батарее не преследуется цель оценить «практически-технический» (practical-mechanical) компонент общего интеллекта. Более того, предусмотрено определение более узких дополнительных показателей в рамках вербального и невербального показателей батареи. Однако это разграничение обращено, в основном, к тем тестовым заданиям, которые требуют действия и не требуют употребления языка при ответах на тест. Таким образом, введенная дифференциация ориентирована, главным образом, на тестирование учащихся с ограниченным знанием английского языка. Впрочем, батарея позволяет еще получить показатели в шкале станайнов (в рамках возрастного уровня или школьного класса) для пяти кластеров тестов, выделенных внутри широких вербальных и невербальных категорий. Эти кластеры включают вербальное понимание, вербальное рассуждение, наглядно-образное рассуждение, символическое рассуждение и количественное рассуждение. В руководстве к батарее отмечается, что сравнение индивидуальных относительных результатов по этим кластерам может помочь в выявлении сильных и слабых сторон учащихся (OLSAT, 7lh ed., Technical Manual, 1997).
В тесте когнитивных способностей (CogAT, Form 5,1993) предусмотрены нормы не только для его общего суммарного показателя, но для показателей вербального, количественного и «невербального» (т. е. пространственного) рассуждения. Кроме того, бланки индивидуальных заключений по тесту содержат гистограммы для показателей в этих трех областях, а также для общего показателя. В руководстве к тесту особо привлекается внимание к полезности построения профилей с помощью таких гистограмм для предсказания учебных достижений. В инструкциях по интерпретации показателей неоднократно указывается на практическую важность рассмотрения профиля показателей индивидуума (см., например, Riverside, 2000,1994, р. 44). Тем самым сделан еще один шаг вперед по пути признания множественности способностей.
В тесте когнитивных навыков (TCS/2,1992) признание ценности данных о множественности способностей при оценке учебной деятельности выражено даже в более явной форме. Нормы по нему имеются не только для совокупных показателей по батарее, но также для каждого из четырех субтестов и для «невербального» блока в целом (субтестов «Последовательности» и «Аналогии»). Помимо этого, сама эта батарея разрабатывалась для оценки трех широких когнитивных свойств, установленных в результате факторно-аналитических исследований, а именно: Вербального рассу*' дения, Невербального рассуждения и Памяти. Таким образом, налицо определенное признание потребности в тестировании многих разнородных способностей, котор0 будет рассмотрено в следующем разделе.
Глава 10. Групповое тестирование
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|