Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.





 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВИД КОНТРОЛЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ (ТЕМА) ФОРМА КОНТРОЛЯ КРИТЕРИИ
ВВОДНЫЙ 1-2 ГОД Диагностика степени устойчивости интереса к аквариумистике и аквариумному рыбоводству, контроль личностных качеств кружковцев и тенденций их развития. «ЧТО Я ЗНАЮ И УМЕЮ»Сбор данных о наличии устойчивого интересак аквариумистике и аквариумному рыбоводствуу кружковцев первого года обучения, их знаниях, умениях и навыках в сфере аквариумистики и аквариумного рыбоводства. Тест-игра Оптимальный уровень- имеет высокую заинтересованность в деятельности, активен, опережает события, самостоятелен, обладает оптимальным набором знаний, умений и навыков, имеет адекватные возрасту физические показатели (стандартные). Допустимый уровень - заинтересован в деятельности но требует активации со стороны педагога, старателен в исполнении заданий, обладает стартовым набором знаний, умений и навыков, имеет адекватные возрасту физические показатели. Критический уровень - посещает объединение по внешним причинам, пассивен в исполнении, работает только под пристальным контролем преподавателя, родителей либо товарищей, обладает недостаточным для продуктивной работы набором знаний, умений и навыков, имеет адекватные возрасту физические показатели.
ТЕМАТИ-ЧЕСКИ 1-2 ГОД Диагностика соблюдения детьми правил ТБ, внутреннего распорядка и санитарии Сбор данных о формировании у детей навыков безопасной работы различными инструментами и в различных ситуациях, поддержания порядка, самообслуживания и соблюдения требований санитарных норм НАБЛЮДЕ-НИЯ и БЕСЕДЫ (ИНСТРУК-ТАЖ) Оптимальный уровень- имеет высокую оценку. Допустимый уровень - имеет допустимую оценку. Критический уровень - на грани требований.
ТЕКУЩИЙ 1 ГОД Диагностика объёма знаний (запоминание и воспроизведение материала - от фактов до теории). Сбор данных о формировании у детей базы знаний по теоретической и практической части курса. Дети должны иметь начальный уровень общей компетенции по изучаемой дисциплине, а именно: воспроизводить последовательность процесса создания аквариума, как искусственной водной экосистемы; -наблюдать, сравнивать водные биологические объекты, процессы и явления, протекающие в водной среде; -устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями водных организмов и окружающей их средой обитания; анализировать биологические процессы и явления; -применять полученные знания в практических ситуациях; -использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения структуры биологических объектов, процессов и явлений; решать задачи по аквариумистике; -обосновывать значение знаний по объектам аквариумистики, процессам и явлениям, достижений аквариумного рыбоводства для человека. ОПРОС и ИНЫЕ ФОРМЫ ФРОНТА-ЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Оптимальный уровень - Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет высокую оценку. Допустимый уровень - Ученик слабее знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет допустимую оценку. Критический уровень - Ученик слабо знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет оценку на грани требований.
ТЕКУЩИЙ 1 ГОД Диагностика уровня умений: преобразовывать, интерпретировать материал, предсказать результаты действия; использовать материал в стандартных и новых ситуациях. Сбор данных о формировании у детей умений по теоретической и практической части курса. Дети должны иметь начальный уровень общей компетенции по изучаемой дисциплине, а именно: воспроизводить последовательность процесса создания аквариума, как искусственной водной экосистемы; -наблюдать, сравнивать водные биологические объекты, процессы и явления, протекающие в водной среде; -устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями водных организмов и окружающей их средой обитания; -анализировать биологические процессы и явления; -применять полученные знания в практических ситуациях; -использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения структуры биологических объектов, процессов и явлений; решать задачи по аквариумистике; -обосновывать значение знаний по объектам аквариумистики, процессам и явлениям, достижений аквариумного рыбоводства для человека. ПОКАЗ УЧАЩИМИ-СЯ УМЕНИЙ В ПРАКТИЧЕ-СКОЙ РАБОТЕ и ИНЫХ ФОРМАХ ФРОНТА-ЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Оптимальный уровень - Ученик умеет пользоваться терминами, конкретными фактами, методы, правилами, принципами, имеет высокую оценку. Допустимый уровень - Ученик на допустимом уровне умеет пользоваться терминами, конкретными фактами, методы, правилами, принципами, имеет допустимую оценку. Критический уровень - Ученик слабо умеет пользоваться терминами, конкретными фактами, методы, правилами, принципами, имеет оценку на грани требований..
ТЕКУЩИЙ 1 ГОД Диагностика уровня навыков: выделения части из целого, уста-новления взаимо-связи, принципов организации це-лого; комбиниро-вания элементов для получения целого, обладаю-щего новизной Сбор данных о формировании у детей навыков по теоретической и практической части курса. Дети должны иметь начальный уровень общей компетенции по изучаемой дисциплине, а именно: воспроизводить последовательность процесса создания аквариума, как искусственной водной экосистемы; -наблюдать, сравнивать водные биологические объекты, процессы и явления, протекающие в водной среде; -устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями водных организмов и окружающей их средой обитания; -анализировать биологические процессы и явления; -применять полученные знания в практических ситуациях; -использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения структуры биологических объектов, процессов и явлений; решать задачи по аквариумистике; -обосновывать значение знаний по объектам аквариумистики, процессам и явлениям, достижений аквариумного рыбоводства для человека. ДЕМОНСТ-РАЦИЯ УЧАЩИМИ-СЯ УМЕНИЙ И Н АВЫКОВ В ПРАКТИЧЕ-СКОЙ РАБО-ТЕ и ИНЫХ ФОРМАХ ФРОНТА-ЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Оптимальный уровень - Ученик имеет навык выделения части из целого, установления причинно-следственных связей, принципов организации целого; комбинирования элементов для получения целого, обладающего новизной, имеет высокую оценку. Допустимый уровень - Ученик имеет допустимый уровень навыка выделения части из целого, установления причинно-следственных связей, принципов организации целого; комбинирования элементов для получения целого, обладающего новизной, имеет допустимую оценку. Критический уровень - Ученик имеет низкий уровень навыка выделения части из целого, установления причинно-следственных связей, принципов организации целого; комбинирования элементов для получения целого, обладающего новизной, имеет оценку на грани требований.
ТЕКУЩИЙ 2 ГОД Диагностика объёма знаний (запоминание и воспроизведение материала - от фактов до теории). Сбор данных о формировании у детей базы знаний по теоретической и практической части курса. Дети должны иметь продвинутый уровень общей компетенции по изучаемой дисциплине, а именно: воспроизводить последовательность процесса создания аквариума, как искусственной водной экосистемы; -наблюдать, сравнивать водные биологические объекты, процессы и явления, протекающие в водной среде; -устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями водных организмов и окружающей их средой обитания; анализировать биологические процессы и явления; -применять полученные знания в практических ситуациях; -использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения структуры биологических объектов, процессов и явлений; решать задачи по аквариумистике; -обосновывать значение знаний по объектам аквариумистики, процессам и явлениям, достижений аквариумного рыбоводства для человека. ОПРОС и ИНЫЕ ФОРМЫ ФРОНТА-ЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Оптимальный уровень - Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет высокую оценку. Допустимый уровень - Ученик слабее знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет допустимую оценку. Критический уровень - Ученик слабо знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет оценку на грани требований.
ТЕКУЩИЙ 2 ГОД Диагностика уровня умений: преобразовывать, интерпретировать материал, предсказать результаты действия; использовать материал в стандартных и новых ситуациях. Сбор данных о формировании у детей умений по теоретической и практической части курса. Дети должны иметь продвинутый уровень общей компетенции по изучаемой дисциплине, а именно: воспроизводить последовательность процесса создания аквариума, как искусственной водной экосистемы; -наблюдать, сравнивать водные биологические объекты, процессы и явления, протекающие в водной среде; -устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями водных организмов и окружающей их средой обитания; -анализировать биологические процессы и явления; -применять полученные знания в практических ситуациях; -использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения структуры биологических объектов, процессов и явлений; решать задачи по аквариумистике; -обосновывать значение знаний по объектам аквариумистики, процессам и явлениям, достижений аквариумного рыбоводства для человека. ПОКАЗ УЧАЩИМИ-СЯ УМЕНИЙ В ПРАКТИЧЕ-СКОЙ РАБОТЕ и ИНЫХ ФОРМАХ ФРОНТА-ЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Оптимальный уровень - Ученик умеет пользоваться терминами, конкретными фактами, методы, правилами, принципами, имеет высокую оценку. Допустимый уровень - Ученик на допустимом уровне умеет пользоваться терминами, конкретными фактами, методы, правилами, принципами, имеет допустимую оценку. Критический уровень - Ученик слабо умеет пользоваться терминами, конкретными фактами, методы, правилами, принципами, имеет оценку на грани требований..
ТЕКУЩИЙ 2 ГОД Диагностика уровня навыков: выделения части из целого, уста-новления взаимо-связи, принципов организации це-лого; комбиниро-вания элементов для получения целого, обладаю-щего новизной Сбор данных о формировании у детей навыков по теоретической и практической части курса. Дети должны иметь продвинутый уровень общей компетенции по изучаемой дисциплине, а именно: воспроизводить последовательность процесса создания аквариума, как искусственной водной экосистемы; -наблюдать, сравнивать водные биологические объекты, процессы и явления, протекающие в водной среде; -устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями водных организмов и окружающей их средой обитания; -анализировать биологические процессы и явления; -применять полученные знания в практических ситуациях; -использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения структуры биологических объектов, процессов и явлений; решать задачи по аквариумистике; -обосновывать значение знаний по объектам аквариумистики, процессам и явлениям, достижений аквариумного рыбоводства для человека. ДЕМОНСТ-РАЦИЯ УЧАЩИМИ-СЯ УМЕНИЙ И Н АВЫКОВ В ПРАКТИЧЕ-СКОЙ РАБО-ТЕ и ИНЫХ ФОРМАХ ФРОНТА-ЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Оптимальный уровень - Ученик имеет навык выделения части из целого, установления причинно-следственных связей, принципов организации целого; комбинирования элементов для получения целого, обладающего новизной, имеет высокую оценку. Допустимый уровень - Ученик имеет допустимый уровень навыка выделения части из целого, установления причинно-следственных связей, принципов организации целого; комбинирования элементов для получения целого, обладающего новизной, имеет допустимую оценку. Критический уровень - Ученик имеет низкий уровень навыка выделения части из целого, установления причинно-следственных связей, принципов организации целого; комбинирования элементов для получения целого, обладающего новизной, имеет оценку на грани требований.
РУБЕЖНЫЙ, 1 ГОД Диагностика знаний биологических особенностей аквариумных рыб Сбор данных о формировании у детей базы знаний по теоретической и практической части темы ТЕСТ Оптимальный уровень - Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет высокую оценку. Допустимый уровень - Ученик слабее знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет допустимую оценку. Критический уровень - Ученик слабо знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет оценку на грани требований.
РУБЕЖНЫЙ 1 ГОД Диагностика умений и навыков Подведение итогов работы за 1 год. Обсуждение результатов опытов и наблюдений за год Сбор данных о формировании у детей умений и навыков создания и поддержания экосистемы «Аквариум», умений наблюдать за биологическими объектами, делать выводы и умозаключения, доносить результаты своих знаний до окружающих. КОНФЕ-РЕНЦИЯ Оптимальный уровень - Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет высокую оценку. Допустимый уровень - Ученик слабее знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет допустимую оценку. Критический уровень - Ученик слабо знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет оценку на грани требований.
РУБЕЖНЫЙ 2 ГОД Диагностика знаний, умений и навыков определения и поддержания допустимых физических и химических параметров водной среды Сбор данных о формировании у детей базы знаний, умений и навыков по теоретической и практической части темы КОНТРОЛЬ-НО-ПРАК-ТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Оптимальный уровень - Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет высокую оценку. Допустимый уровень - Ученик слабее знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет допустимую оценку. Критический уровень - Ученик слабо знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет оценку на грани требований.
ИТОГОВЫЙ 2 ГОД Диагностика знаний, умений и навыков Сбор данных о формировании у детей базы знаний, умений и навыков по теоретической и практической части курса в целом ЗАЩИТА ИССЛЕДО-ВАТЕЛЬС-КОГО ПРО-ЕКТА «ТЕ-МАТИЧЕС-КИЙ АК-ВАРИУМ» Оптимальный уровень - Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет высокую оценку. Допустимый уровень - Ученик слабее знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет допустимую оценку. Критический уровень - Ученик слабо знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы, имеет оценку на грани требований.

 







Процедура проведения защиты РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ХОДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ «ТЕМАТИЧЕСКИЙ АКВАРИУМ»

Этап защиты результатов прохождения индивидуального образовательного маршрута в ходе деятельности по проекту Краткое содержание этапа защиты результатов прохождения индивидуального образовательного маршрута в ходе деятельности по проекту
Время выступления. Презентация индивидуального образовательного маршрута Каждому учащемуся на выступление отводится от 5 до 10 минут
Время на обсуждение выступления В обсуждении принимают участие весь состав курса. На обсуждение отводится от 7 до 10 минут
Форма презентации Презентация с использованием мультимедийной установки, либо иных дидактических средств.
Организатор защиты проекта Ученик, выполнявший проектную работу.
Форма обсуждения проекта -перечислить три наиболее сильные стороны представленного индивидуального образовательного маршрута и достигнутых результатов; -назвать два момента, требующих доработки (дополнительного изучения, практической тренировки); -внести свои предложения по усовершенствованию представленного индивидуального образовательного маршрута (как бы поступил я и почему это лучше); -сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление (на основе оценочной таблицы).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

 

Наименование тем Всего часов В том числе
теоретические занятия практические работы
1.Введение  
2. История возникновения аквариумного рыбоводства _
3. Аквариум, его устройство и содержание
4. Аквариумные растения
5.Биологические особенности рыб
6.Аквариумные рыбы
7. Корм и кормление
8.Друзья и враги в аквариуме
9. Итоговое занятие  
Итого

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Введение. Использование аквариумов в лабораториях, научно-исследовательских институтах и учреждениях. Общественные аквариумы для пропаганды естественнонаучных знаний среди населения. Аквариумы в школе и дома.

2. История возникновения аквариумного рыбоводства. Первые русские аквариумисты. Роль Н. Ф. Золотницкого в развитии аквариумного дела в России, в создании уголков живой природы в советской школе.

Основные задачи аквариумного рыбоводства: коллекционирование рыб и растений разных природных условий, их акклиматизация, разведение, селекционная работа.

Выставки аквариумных рыб и растений — форма популяризации аквариумного рыбоводства.

 

3. Аквариум, его устройство и содержание. Выбор аквариума. Различные типы аквариумов. Установка аквариума. Значение грунта как составной части биологических процессов, протекающих в аквариуме; декоративное значение грунта. Освещение.

Обогревание воды в аквариуме. Устройство и принцип действия различных обогревателей (солевых, спиральных). Система регулирования температуры воды в аквариуме. Продувание воды воздухом. Оборудование системы продувания воды воздухом. Фильтрование воды. Устройство и принцип действия различных фильтров. Поддержание чистоты в аквариуме, смена воды; способы очистки стенок аквариума (стеклянного и из оргстекла); схема снятия пленки с поверхности воды. Выбор и подготовка рыб. Ловля и пересадка. Различные сачки для пересадки рыб. Транспортировка рыб.

Практические работы. Изготовление каркасных аквариумов. Изготовление бескаркасных стеклянных аквариумов. Изготовление аквариумов из органического стекла. Ремонт аквариума. Изготовление различных замазок для ремонта аквариума. Подготовка грунта для аквариума.

Изготовление аквариумного оборудования (обогревателей, распылителей, приспособлений для очистки стекол, сачков и др.). Установка осветительной, воздухонагнетательной систем, фильтров, системы, регулирующей температуру воды в аквариуме. Заправка аквариума.

 

4. Аквариумные растения. Роль растений в обмене веществ, происходящем в аквариуме. Эстетическая роль растений. Растения как субстрат для нереста рыб. Правильный подбор и посадка растений. Биологические группы растений. Растения, плавающие на поверхности воды (риччия, ряска, сальвиния и т. д.). Их распространение. Морфологические и экологические особенности. Способы размножения. Условия содержания в аквариуме. Растения, плавающие в толще воды (элодея, фонтиналис и т. д.). Распространение. Строение. Температурные условия. Растения, укореняющиеся в грунте (эхинодорусы, криптокорины, апоногетоны, валлиснерия и т. д.). Распространение. Значение грунта для нормального развития. Морфологические и экологические особенности. Оптимальные условия при содержании растений в аквариуме. Растения обычные и редкие. Акклиматизация растений в аквариуме.

Практические работы. Изучение и зарисовка водных растений. Определение растений с помощью, определителей. Посадка растений в аквариум. Наблюдения за размножением растений, за выделением кислорода (элодея). Изучение строения листа и клетки под микроскопом на примере валлиснерии. Сбор растений во время экскурсий на водоемы.

 

5. Биологические особенности рыб. Рыбы — типичные водные животные. Приспособление к водному образу жизни. Внешний вид. Многообразие форм тела как результат приспособления к различным условиям жизни в водной среде. Особенности внешнего строения природных, донных и пелагических рыб. Органы движения. Роль окраски в жизни рыб. Внутреннее строение костистых рыб. Скелет. Органы дыхания. Кровеносная система. Нервная система и органы чувств. Размножение рыб.

Рост и развитие рыб. Зависимость роста и развития рыб от различных факторов. Понятие полового диморфизма. Продолжительность жизни рыб. Способы определения возраста некоторых рыб. Знакомство с рыбами, имеющимися в коллекции.

Практические работы. Изучение и зарисовка строения рыб. Постановка опытов по изменению окраски в зависимости от условий среды (содержание карася на светлом и на темном грунте). Наблюдения за дневной и ночной окраской рыб (нанностомусы, неоны и др.). Постановка опыта «Зависимость роста рыб от объема аквариума» (содержание золотой рыбки в маленьком и в большом аквариуме при прочих равных условиях). Влияние температуры воды на рост и развитие рыб. Изучение влияния «группового эффекта».

 

6. Аквариумные рыбы. Рыбы местных водоемов, пригодные для содержания в аквариумах. Их биологические особенности. Условия содержания в аквариуме. Акклиматизация рыб в аквариуме. Экзотические аквариумные рыбы. Их особенности, условия содержания и размножения в аквариуме.

Практические работы. Изучение и зарисовка рыб. Уход за рыбами, содержащимися в аквариуме, их кормление. Наблюдения за жизнью рыб, их поведением. Наблюдения за размножением рыб.

 

7. Корм и кормление. Основные требования, предъявляемые к кормлению рыб в аквариуме. Возрастные изменения в питании рыб. Живые корма. Личинки комаров: мотыль, коретра. Представители кольчатых червей: трубочник, энхитреус (горшечный червь), дождевые черви. Нематоды. Ветвистоусые и веслоногие ракообразные. Коловратки. Инфузории. Ловля, хранение и разведение живых кормов. Сухой корм. Дополнительные корма. Корма растительного происхождения. Использование витаминов (Bi, B12, А и др.) в кормления рыб. Животные, попадающие в аквариум вместе с кормом.

Практические работы. Изучение и зарисовка живых кормовых объектов. Разведение инфузорий, нематод и энхитреусов и кормление ими рыб.

Сбор и хранение дождевых червей. Ловля ракообразных, сортировка их. Определение с помощью определителей. Изучение и определение вредных животных аквариума. Наблюдения за влиянием различных кормов и витаминов на рост и развитие рыб. Изготовление сачков и других приспособлений для ловли живых кормов и их сортировки.

 

8. Друзья и враги в аквариуме. Биологическое равновесие в аквариуме. Полезные и вредные простейшие. Представитель кишечнополостных животных — гидра. Особенности ее строения, питания и размножения. Борьба с гидрой в аквариуме. Планарии и пиявки. Мшанки. Моллюски (двустворчатые и брюхоногие). Их значение в жизни обитателей аквариума. Враги из класса насекомых. Представитель ракообразных — карпоед.

Практические работы. Изучение и зарисовка водных животных. Рассматривание простейших с помощью микроскопа. Наблюдения за гидрой в аквариуме. Изготовление коллекций водных животных. Сбор водных животных во время экскурсии на водоем.

 

9. Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов опытов и наблюдений за год. Проведение зоовикторины.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Наименование тем Всего часов В том числе
теоретические занятия практические работы
1.Систематика рыб
2. Систематическое положение аквариумных рыб
3. Значение физико-химических свойств воды при содержании рыб и растений в аквариуме _
4. Физические свойства воды
5. Химические свойства воды
6. География аквариумных рыб и растений
7. Заболевание и лечение рыб
Итого

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ

1. Систематика рыб. Рыбы — самая древняя и самая богатая видами группа позвоночных животных на Земле. Многообразие форм как результат исторического развития приспособления рыб к различным условиям внешней среды. Промысловые рыбы СССР. Класс круглоротые (миноги) .Класс хрящевые рыбы (акулы, скаты). Класс костистые рыбы: отряды; семейства, роды и виды. Определительная таблица.

Практические работы. Изучение и зарисовка внешнего вида рыб. Определение рыб с помощью определителей. Изготовление препаратов. Ловля живых объектов во время экскурсий на водоем и наблюдения за поведением рыб.

 

2. Систематическое положение аквариумных рыб. Отряд сельдеобразные. Отдельные представители. Пантодон, или рыба-бабочка. Распространение, экологические и биологические особенности (отметить внутреннее оплодотворение этих икромечущих рыб).

Отряд мормиридообразные. Рыба-слон — характерный представитель отряда. Приспособление к жизни в мутной воде. Распространение. Условия жизни в аквариуме.

Отряд карпообразные. Систематические Признаки отряда. Четыре подотряда. Семейство харациниды. Распространение-. Жизнь в природе. Биология отдельных видов. Пиранья. Легенды, связанные с ней.

Условия содержания и разведения наиболее распространенных видов (тернеция, тетра-фон-рио, тетрагоноптерус и др.).

Характеристика рода хифессобрикон и его популярность среди аквариумистов. Условия содержания в аквариуме. Половые отличия. Размножение. Подготовка и подбор производителей. Подготовка нерестилища. Роль света и температуры в р-азвитии икры и мальков; Роль химического состава воды в успешном разведении. Выкармливание мальков. Неоновая рыбка, минор, серпас, орнатус, перувианус, гетерорабдус — наиболее интересные представители рода хифессобрикон. Харациниды Тропической Африки (Конго). Другие интересные представители семейства харациниды. Слепая пещерная рыбка. Распространение. Места обитания. Органы боковой линии, вкуса и осязания. Редукция зрения. Поведение в аквариуме. Разведение.

Семейство карповые. Многочисленность семейства. Распространение. Систематические особенности. Отдельные представители. Биология рода пунтиус (барбус). Распространение. Условия содержания и разведения. Наиболее распространенные в аквариумах виды (барбус огненный, барбус суматранский, барбус олиголепис,, барбус черный, барбус алый, барбус вишневый и др.). Альбинистические и вуалевые формы барбусов. Гибриды.

Биология, содержание и разведение рыб рода брехиданио и близкого рода данио.

Кардинал. Распространение. Условия содержания. Два способа разведения (в нерестовом аквариуме и в аквариуме для содержания). Кормление взрослых рыб и мальков.

Расбора. Распространение. Половые отличия. Условия содержания и разведения расборы-гетероморфы. Подготовка нерестилища. Роль растений и особенности икрометания. Роль химического состава воды в успешном разведении. Выкармливание мальков.

Род караси. Родоначальник золотой рыбки — серебряный карась. Понятие «холодноводные и тепловодные рыбы». Золотая рыбка и ее разновидности (шибункин, комета, вуалехвост, телескоп, оранда, львиноголовка, красная шапочка и др). История их выведения. Понятие об искусственном отборе. Условия содержания и разведения золотой рыбки и ее разновидностей. Определение пола. Особенности нереста. Выкармливание мальков. Селекционная работа и выведение новых пород.

Семейство калихтииды. Распространение. Особенности строения. Образ жизни в природе и своеобразные приспособления. Способность усваивать кислород из воздуха. Половые отличия. Наиболее распространенные представители семейства. Условия содержания рыб в аквариуме. Разведение крапчатого сомика. Подготовка нерестилища. Роль содержания кислорода в воде при разведении. Плодовитость. Выкармливание мальков. Сомики - альбиносы.

Семейство лорикариды. Распространение. Экология. Особенности строения в связи с условиями обитания и питанием. Типичные растительноядные представители. Присоска — настоящий «санитар» аквариума. Условия содержания в аквариуме.

Отряд карпозубые. Систематические признаки отряда. Икромечущие и живородящие карпозубые.

Африканские щучки. Распространение. Условия жизни в природе. Строение тела. Особенности питания. Содержание и разведение эпиплатиса Шапера.

Азиатские щучки. Распространение. Условия содержания и разведения щучки панхакс. Особенности развития икры и мальков. Сроки наступления половой зрелости.

Афиосемионы, нотобранхиусы, ривулусы. Распространение. Эфемерность некоторых представителей. Продолжительность жизни в природе и в аквариуме. Зависимость продолжительности жизни рыб в аквариуме от температуры. Представители рода, приклеивающие икру к растительному субстрату (афиосемион южный). Представители рода, мечущие икру в грунт (афиосемион голубой). Условия содержания и размножения этих рыб. Агрессивность некоторых представителей икромечущих карпозубых.

Гамбузия. Распространение. Акклиматизация для борьбы с малярией. Половой диморфизм. Условия содержания и размножения. Живорождение как результат приспособления к условиям среды. Живорождение настоящее и ложное.

Гирардинус. Распространение. Вариации и окраска. Температурные условия жизни.

Формоза. Самцы формозы — одни из самых маленьких позвоночных животных. Кормление их. Условия содержания и размножения.

Гуппи— наиболее известная аквариумная рыбка. Распространение. Условия содержания и размножения. Оптимальные условия. Селекция гуппи. Конкурсы гуппи. Различные породы гуппи. Основы генетики на примере выведения новых пород.

Ксифофорус. Распространение. Гибридизация и селекция. Методика искусственного осеменения. Меченосец и пицилия в природе и в аквариуме. Условия содержания и разведения.

Моллинезия. Распространение. Особенности питания. Требования к температуре и к химическому составу воды. Окраска и форма тела в природе и в аквариуме. Гибридизация и селекция.

Возможность получения межродовых гибридов.

Отряд окунеобразные. Семейство ушастые окуни. Распространение семейства. Дисковидный окунь. Содержание и разведение. Забота о потомстве.

Семейство центропомиды. Распространение. Стеклянный окунь. Размеры. Окраска, Форма тела. Отличия самки от самца. Содержание и разведение стеклянных окуней в аквариуме. Выкармливание мальков.

Семейство цихлиды. Распространение семейства. Особенности строения и поведения в связи с жизнью в природе. Хищники и растительноядные виды. Оформление аквариума для некоторых цихлид. Биология, содержание и разведение крупных цихлид (акар, цихлазом, скалярий,, дискусов и др.). Объем аквариума, температура, химический состав воды, кормление. Подбор производителей, отличие самок от самцов, показатель готовности к икрометанию, наличие в аквариуме предметов, необходимых для нереста отдельных видов (камней, широколистных растений, горшочков). Процесс нереста, брачные игры, забота о потомстве, роль самца и самки в воспитании потомства. Рыбы, инкубирующие икру во рту (тилапии, хаплохромисы). Роль температуры и химического состава воды для успешного разведения мелких цихлид.

Новые виды африканских цихлид (юлидохромисы, псевдотрофеусы, лампрологусы и др.) как интересный объект этологических наблюдений.

Семейство нандовые. Распространение представителей семейства. Содержание и разведение рыбы-хамелеона. Изменение окраски в зависимости от условий содержания. Наличие в аквариуме цветочных горшочков и пещерок — необходимое условие успешного разведения рыб.

Содержание и разведение рыбы-обрубка.

Агрессивность по отношению к мелким рыбкам. Каннибализм.

Семейство лабиринтовые. Характерные признаки семейства. Лабиринтовый орган, возникший в результате приспособления к жизни в воде, бедной кислородом. Распространение рыб этого семейства.

Рыба-ползун. Внешний вид. Жизнь в природе и в аквариуме.

Петушок, или бойцовая рыбка. Внешний вид. Различные вариации окраски. Условия содержания в аквариуме. Влияние температуры и химического состава воды на агрессивность рыб. Разведение бойцовых рыбок.

Лялиус и другие рыбки рода колиза. Форма тела. Роль видоизмененных брюшных плавников в жизни рыбок. Содержание и разведение лялиусов в аквариуме. Постройка гнезда и особенности нереста. Развитие мальков. Выкармливание мальков водорослями и живой «пылью».

Макропод. История появления в Европе. Исключительная неприхотливость рыбок к условиям их содержания в аквариуме, Разведение рыбок и выкармливание мальков.

Гурами рода трихогастер (гурами жемчужный, гурами пятнистый, гурами голубой, гурами мраморный, новая аквариумная цветовая форма гурами — гурами золотой). Внешний вид. Условия содержания и разведения.

Гурами рода трихопсис (гурами карликовый, гурами ворчащий). Внешний вид. Условия содержания и разведения.

Гурами рода осфонемус, или настоящий гурами, имеющий промысловое значение на родине.

Отряд кефалеобразные. Семейство атериниды. Распростране-• ние представителей семейства. Промысловые и аквариумные рыбы этого семейства.

Радужная рыбка. Ее родина. Условия жизни в природе. Содержание и разведение в аквариуме. Другие представители семейства, встречающиеся в аквариумах (нигранс, бедоция).

Практические работы. Изучение и зарисовка рыб. Изготовление препаратов рыб. Содержание и разведение рыб в аквариумах.

3. Значение физико-химических свойств воды при содержании рыб и растений в аквариуме. Места обитания рыб в зависимости от состава воды. Морские, пресноводные (реофильные и лимнофильные), проходные рыбы, рыбы солоноватых вод.

4. Физические свойства воды. Температура. Роль температуры в жизни рыб. Минимальные и максимальные температуры, которые выдерживают некоторые виды рыб. Понятие «оптимальная температура». Прозрачность и цветность воды. Запах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.