Организационно-педагогические основы обучения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
РАССМОТРЕНО
Методическим советом ГОУДОД «Коми РЭБЦ» Протокол № __________________
от «_____» ______________ 2009 г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГОУДОД «Коми РЭБЦ»
М.Г. Сивкова.
«____» ________________ 2009 г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ
«БАРРАКУДА»
(АКВАРИУМНОЕ РЫБОВОДСТВО)
Направленность: естественнонаучная
Для обучающихся 11-14 лет.
Два года обучения
Форма организации деятельности детей - кружок
Составитель:
Садырин Владимир Михайлович, педагог дополнительного образования
Сыктывкар
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция программы
Программа кружка составлена для учащихся средних и старших классов, интересующихся биологией и увлекающихся содержанием и разведением рыб в домашних условиях. С некоторыми изменениями она может быть использована в работе и со школьниками младших классов.
Аквариум — объект работы, который позволяет всесторонне изучать живые организмы, их индивидуальное развитие, связь со средой обитания, взаимоотношения. Биологический комплекс аквариума представляет экологическую систему, компонентами которой являются организмы-накопители, организмы потребители и разрушители. Это позволяет наглядно знакомить кружковцев с круговоротом веществ в природе, со значением отдельных организмов в общей биологической цепи и с научной основой охраны природы. Аквариум развивает интерес учащихся к делу хозяйственного освоения наших водоемов. Любая практическая работа в сфере задач водной санитарии, рыбоводства, использования природных ресурсов водоемов требует общего знакомства с условиями жизни в водной среде, с растениями и животными пресных вод. Аквариум — первая ступень на этом пути. Наблюдения, проводимые в аквариуме, открывают широкие возможности для научно-исследовательской работы.
Работа кружка аквариумного рыбоводства важна для поддержания видового многообразия экспозиции аквариумных рыб зоопарка Коми РЭБЦ и для самих кружковцев, так как способствует повышению их общественной активности. Кружковцы шефствуют над аквариумами в зоопарке Коми РЭБЦ и в своих школах (следят за их чистотой и пополняют рыбами и растениями, выращенными в кружке). Ребята могут поставлять живой материал для соответствующих школьных уроков ботаники и зоологии — инфузорий и других простейших, гидр, мшанок, низших ракообразных, моллюсков, водоросли, представителей различных систематических групп высших водных растений и другие объекты, которые есть в кружке или которые можно достать в природном водоеме. Ребята могут сделать доклады при изучении класса рыб и на другие темы. Работы кружковцев по коллекционированию рыб (экзотических и местных), водных растений, экологические или видовые коллекции также могут стать объектами для школьников при изучении темы «Рыбы».
С небольшими изменениями программа может быть использована для ведения кружка в условиях пионерского лагеря. Основное внимание при этом надо уделить изучению флоры и фауны местных водоемов, содержанию беспозвоночных животных и мелких отечественных рыб в аквариумах, сочетая экскурсии на водоемы с наблюдениями, проводимыми ребятами за обитателями аквариумов. Вся работа должна быть направлена на воспитание у ребят бережного отношения к природе. С этой целью с кружковцами можно организовать «голубой патруль».
Основное оборудование для работы кружка — аквариумы, причем небольшие аквариумы ребята могут сделать сами.
Объем материала программу рассчитан на два года. По желанию кружковцев и в зависимости от условий занятия могут продолжаться в последующие годы.
Программа первого года занятий рассчитана на 144 ч, второго — на 216 ч.
Формы и методы работы этого кружка могут быть разными: беседы, экскурсии, прослушивание подготовленных учащимися докладов, работа с научно-популярной литературой, практические занятия.
На заключительных занятиях кружка подводятся итоги, обсуждаются результаты опытов и наблюдений. Кружок участвует в выставках, проводимых ВООП, городских выставках аквариумных рыб и растений, в выставках детского творчества и др.
Интересные наблюдения ребят над обитателями аквариума могут быть оформлены в статьи для журналов, например, «Рыбоводство и рыболовство», «Юный натуралист».
На первом году занятий главное внимание уделяется развитию практических навыков. В теоретическом материале надо уделить внимание интересным фактам, биографиям ученых ихтиологов и биологов;
Интересной темой может быть знакомство с микромиром в процессе установления биологического равновесия, выяснение роли простейших организмов в формировании биологической среды.
Подготовка аквариумов к заселению, составление грунта, подбор и размещение растений, использование камней, корней и веток древесно-кустарниковых растений, декорирование аквариумов требуют от руководителя внимания к вопросам воспитания у кружковцев художественного вкуса.
Если тематика кружка базируется в основном на местном материале, в плане предусматривается конкретная практическая связь изучаемого материала с вопросами охраны природы.
В процессе работы, при выполнении наблюдений и исследований кружковцы должны вести дневники. Общий дневник аквариумного хозяйства ведут дежурные, осуществляющие систематический уход. Для ухода за аквариумами, коллекциями рыб и растений назначаются наиболее опытные кружковцы. В помощь им выделяются начинающие аквариумисты. На занятиях кружка уделяется внимание технике безопасности: напряжение электропроводки аквариума должно быть 36 В. Ребята должны иметь хотя бы элементарное представление об электротехнике, о культуре труда (чистые руки и т. д.).
На втором году занятий программа расширяется и углубляется. В нее включены темы, требующие знания химии (химические свойства воды)
Многие занятий связано с практическими работами в условиях учебного помещения, поэтому руководителю следует особенно внимательно продумывать и подготавливать каждое практическое занятие, четко формулировать содержание выполняемых работ.
Большинство кружковцев имеют аквариум дома, занимаются акклиматизацией, и разведением отдельных, часто редких видов экзотических рыб, ведут селекционную работу. Эту категорию кружковцев целесообразно привлекать к уходу за аквариумами и содержанию рыб и поручать им руководство практическими работами с менее подготовленными членами кружка. Давая задание кружковцу на дом, руководитель может передавать на время и живые объекты. Учащихся, занимающихся дома и не являющихся членами кружка, следует приглашать на конференции, чтобы они могли участвовать в выставках. Это будет способствовать популяризации кружка и созданию клуба.
Характеристика программы
Тип– дополнительная образовательная программа.
Направленность – естественнонаучная.
Вид– модифицированная образовательная программа, созданная на базе типовой образовательной программы «Кружок по аквариумному рыбоводству», опубликованной в сборнике «Исследователи природы. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ». М.: Просвещение, 1977, стр. 57-68.
Классификация: по признаку «общее – профессиональное» - общеразвивающая;
по характеру деятельности – развивающая естественнонаучное мышление и удовлетворяющая интересы детей в области их увлечения (хобби),
по возрастному принципу – разновозрастная,
по масштабу действия – учрежденческая,
по срокам реализации – 2 года
Цели и задачи программы.
Цель:
Сформировать у обучающихся продвинутый уровень общей компетентности в области аквариумистики и аквариумного рыбоводства.
Задачи:
Обучающие.
Дети должны научиться:
-воспроизводить последовательность процесса создания аквариума, как искусственной водной экосистемы;
-наблюдать, сравнивать водные биологические объекты, процессы и явления, протекающие в водной среде;
-устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями водных организмов и окружающей их средой обитания;
-анализировать биологические процессы и явления;
-применять полученные знания в практических ситуациях;
-использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения структуры биологических объектов, процессов и явлений;
-решать задачи по аквариумистике;
-обосновывать значение знаний по объектам аквариумистики, процессам и явлениям, достижений аквариумного рыбоводства для человека.
Передать и закрепить:
-утилитарные знания, умения из области аквариумного рыбоводства, базовые знания по технологии аквариумного рыбоводства.
Сформировать:
-уровень общей компетентности, достаточный для получения в дальнейшем профессиональной подготовки по специальностям связанным с водной биологией.
Заложить:
-базовые технологические навыки по аквариумному рыбоводству.
Научить:
-адекватному восприятию окружающего их мира и самостоятельному определению своего места в нём;
-применять полученные знания в жизни.
Воспитательные:
Сформировать:
-навыки работы с аквариумом, ухода за аквариумными растениями и животными;
-принципы рационального отношения к окружающей природе и к своей стране.
-трудолюбие и уважение к физическому и умственному труду.
Развивающие:
Развить:
-кругозор учащихся, их воображение и эмоциональную сферу.
-творческие и коммуникативные способности.
-интерес к познанию окружающего мира.
Организационно-педагогические основы обучения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|