Формы предтестовых заданий
В отечественной и зарубежной научно-педагогической литературе предтестовые задания классифицируют на:
a. задания закрытой формы(с множественным выбором), в которых тестируемый выбирает правильный ответ из данного набора ответов;
b. задания открытой формы (задания на дополнение), требующие от тестируемого самостоятельное получение ответа;
c. задания на установление соответствия(с множественным выбором), выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;
d. задания на установление правильной последовательности, в которых тестируемый должен указать порядок действий или процессов.
Требования к предтестовым заданиям
Аксиома 1. При составлении предтестовых заданий опираются на общепринятые требования:
· каждое предтестовое задание имеет свой порядковый номер, который может изменяться после объективной оценки трудности задания и выбора стратегии предъявления теста;
· каждое предтестовое задание имеет эталон правильного ответа;
· в предтестовом задании все элементы располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;
· предтестовые задания одной формы сопровождаются стандартной инструкцией, предваряющей формулировку заданий в тесте;
· для каждого задания разрабатывается правило выставления дихотомической или политомической оценки;
· предтестовое задание должно быть по форме предъявления и по времени выполнения достаточно кратким.
Аксиома 2. Процесс тестирования стандартизуется, если:
1. ни одному тестируемому не дается никаких преимуществ перед другими;
2. система подсчета баллов ко всем ответам тестируемых без исключения;
3. в тест включаются задания одной формы, либо разных форм с соответствующими весовыми коэффициентами, полученные статистическим путем;
4. тестирование различных групп испытуемых проводится в одинаковое время и сходных условиях;
5. группа тестируемых выровнена по мотивации;
6. все испытуемые отвечают на одни и те же задания.
Задания закрытой формы
Задания закрытой формы имеют недостаток в быстром рассекречивании и плохо удовлетворяют условию (аксиома 2,п.6.). В заданиях закрытой формы имеется основная часть, содержащая постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные разработчиком теста. Обычно правильным ответом бывает только один. Правдоподобные ответы называются дистракторами. Число дистракторов в задании, как правило, не более пяти (редко – 7). Дистрактор, называют неработающим, если ни один из тестируемых его не выбрал. Такой дистрактор убирают. Если разработчику трудно представить дистракторы, то используют два метода их получения:
1. для получения правдоподобных дистракторов студентам предъявляются незаконченные списки вариантов выбора, с последующим использованием неправильных ответов;
2. предъявление группе испытуемых заданий в открытой форме и последующим анализом типичных ошибок в дописанных ответах.
Тестовое задание считается «хорошо работающим», если знающие студенты выполняют его правильно, а незнающие выбирают любой из ответов с равной вероятностью.
Если тестирование производится с помощью бланков, то задания закрытой формы с одним правильным ответом сопровождаются инструкцией:
ОБВЕДИТЕ НОМЕР (БУКВУ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА.
При компьютерной выдаче заданий может быть инструкция вида:
НАЖМИТЕ КЛАВИШУ С НОМЕРОМ (БУКВОЙ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА
Предтестовые задания в закрытой форме с одним правильным ответом выполняют по следующим правилам:
1. в тексте задания не должно быть двусмысленности и неясности формулировок;
2. основная часть задания формулируется из одного предложения из семи- восьми слов (желательно);
3. задание имеет простую синтаксическую конструкцию, одним придаточным предложением (желательно);
4. основная часть должна содержать как можно больше слов, оставляя для ответа не более 2-3 ключевых слов для данной проблемы;
5. ответы к одному заданию должны быть одной длины, либо правильный ответ может быть короче других в пределах задания;
6. исключаются все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;
7. частота выбора одного и того же номера для правильного ответа в различных заданиях текста должна быть одинакова, либо этот номер может быть случайным;
8. основная часть задания освобождается от всякого иррелевантного материала;
9. основная часть формулируется в форме утверждения, которая обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из вариантов ответа;
10. из числа тестовых исключаются задания, содержащие оценочные суждения и мнения студента по какому-либо вопросу.
11. при формулировке дистракторов не рекомендуется использовать выражения: «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т.д., способствующие угадыванию;
12. дистракторы должны быть равно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа;
13. ни один из дистракторов не может быть частично правильным ответом, превращающихся при определенных дополнительных условиях в правильны ответ;
14. из ответов исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;
15. в ответах не рекомендуется использовать такие слова, как «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т.п., способствующие угадыванию;
16. из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;
17. ответ одного задания не должен служить ключом к правильным ответам другого задания, т.е. нельзя использовать дистракторы из одного задания в качестве правильных ответов другого;
18. все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста;
19. если в задании имеются альтернативные ответы, то не следует их ставить рядом с правильным, ибо на них будет сразу сосредоточено внимание.
Создать тест, удовлетворяющий всем этим правилам невозможно. Но принято считать, что если тест удовлетворяет 9-10 рекомендациям, то он – рабочий.
Задания открытой формы (задания на дополнение)
В заданиях на дополнение готовые ответы не даются. Их должен получить тестируемый. Эти задания встречаются двух видов:
1. с ограничениями, налагаемыми на ответы, возможности получения которых соответствующим образом определены по содержанию и по форме представления;
2. со свободно конструируемыми ответами, в которых испытуемые должны составить развернутый ответ в виде решения задачи или эссе.
Задания второго вида не имеют никаких ограничений на содержание и форму представления ответов. Эти задания близки к традиционным контрольным заданиям, и поэтому положительно воспринимаются большинством преподавателей. Но они требуют больших затрат на проверку и сложнее поддаются компьютеризации.
При ответе на открытое задание с ограниченным ответом испытуемый дописывает пропущенное слово, формулу, символ или число на месте прочерка. Разработка заданий на дополнение с ограниченным ответом подчиняются следующим правилам:
1. каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место которого обозначено точками или прочерком;
2. прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;
3. все прочерки в открытых заданиях рекомендуется делать одинаковой длины;
4. дополнения ставятся в конце задания или как можно ближе к концу;
5. после прочерка, при необходимости, указываются единицы измерения;
6. текст задания должен иметь простую синтаксическую конструкцию и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания;
7. в тексте исключаются повторы и двойное отрицание.
Задания на установление соответствия
В заданиях на установление соответствия тестируемый должен показать знание связей между элементами двух множеств. Слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, а справа – элементы, подлежащие выбору. Возможно иное расположение. К заданиям прилагается стандартная инструкция состоящая из двух слов:
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
При разработке заданий на соответствие руководствуются следующими правилами:
1. содержание задания желательно выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;
2. элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы выбора – справа;
3. желательно, чтобы каждый столбец имел определенное название, обобщающее все элементы столбца;
4. необходимо, чтобы правый столбец содержал несколько дистракторов (лучше, когда их в 2 раза больше);
5. необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобны;
6. элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;
7. в дополнительной инструкции к заданию необходимо сообщить испытуемому о наличии дистракторов в правом столбце, и сколько раз используется каждый элемент правого столбца (один или более);
8. задание располагается на одной странице, без переноса его элементов на другую.
Основная трудность в разработке такого вида тестов связана с подбором правдоподобных избыточных элементов в правом множестве. Мера правдоподобности каждого избыточного элемента устанавливается эмпирически.
Задания на установление правильной последовательности
Задания четвертой формы предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п., которые приводятся в случайном порядке. Испытуемый должен установить правильный порядок действий, процессов и указать его с помощью цифр (алгоритм сортировки). Инструкция к заданиям имеет вид:
УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Эти задания специфичны. Содержание многих дисциплин сложно трансформировать в задания этой формы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|