Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Предположительно, эта спецификация – набор документов для регистрации теста МО РФ.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

 

 

Панченко А.А.

 

 

РАЗРАБОТКА ТЕСТОВ

Часть1. Конструирование тестов

Методические указания для преподавателей ДВГУПС

По конструированию и статистической обработке тестов

Хабаровск

 

Содержание теста

 

При создании теста внимание разработчика, прежде всего, привлекают вопросы отбора его содержания, которое можно определить как оптимальное отображение учебной содержания дисциплины в системе тестовых знаний.

Требование оптимальности предполагает использование определеннойметодики отбора,которая должна включатьвопросы

Целеполагания,

планирования и

Оценки качества содержания теста.

Целеполагание на этапе планирования содержания теста

 

Этап целеполагания является самым трудным и вместе с тем самым важным. От его результата зависит качество содержания теста. На этом этапе преподавателю необходимо решить вопрос, какие результаты студентов он хочет оценить с помощью теста.

Отбор содержания теста должен иметь четкую целевую направленность , а это при условии правильной постановки целей является серьезной заявкой на высокое его качество. Образно говоря, при создании теста в сознании разработчика содержание контроля преломляется сквозь призму поставленных целей измерения.

Проблема сегодняшнего дня состоит в том, что представления о наиболее общих целях контроля не позволяют непосредственно перейти к разработке средств измерения. Оказывается необходима промежуточная ступень, которую педагоги назвали предварительной операционализацией целей (этому закрученному выражению проще и лучше соответствует термин«конкретизация»).

Процесс конкретизации характеризуется рядом этапов, которые можно отобразить схематично на рис 1.

 

Рис.1

Состав требований к планируемым результатам обучения

 

В состав требований к планируемым результатам обучения обычно включают систему объектов изучения, описание видов учебной деятельности и качество усвоения учебного материала. Все это входит в систему научных знаний.



Первым компонентом требований системы научных знаний является характеристика объектов изученияс учетом глубины их освещения преподавателем и планируемого уровня усвоениястудентами.

К элементам системы научных знаний исследователи отнесли понятия и факты, законы, теории, идеи, знания о способах деятельности, методологические и оценочные знания.

Представляет интерес структура умений предложенная проф. И.И.Кулибабой:

· Специальные, формирующиеся в процессе изучения отдельных дисциплин;

· Рационального учебного труда, включающие умения пользоваться различными источниками знаний для решения познавательных задач, умения планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, умение управлять последней в процессе учения;

· Интеллектуальные,представляющие собой ядро учебной деятельности и объединяющие все учебные дисциплины вуза.

За рубежом популярна следующая классификация целей обучения (или таксономия – по B.S. Bloom), которая представляет интерес для технологии разработки тестов:

1. Знание названий, имен, фактов.

2. Фактуальные знания.

3. Знание определений и понимание их смысла.

4. Сравнительные и сопоставительные знания.

5. Классификационные знания.

6. Знание противоположностей и противоречий, синомичных и антонимичных объектов.

7. Ассоциативные знания.

8. Причинные знания.

9. Алгоритмические, процедурные знания.

10. Обобщенные системные знания.

11. Оценочные знания.

12. Процессуальные знания.

13. Абстрактные знания.

14. Структурные знания.

15. Методологические знания.

Конкретизация учебных целей четко отражена в стандартах каждой специальности вуза. Профессор Кларин М.В. предлагает категории учебных целей в несколько измененном виде, в удобном для задач педагогического измерения(табл.1).

Табл. 1- Категории учебных целей для задач измерения

Обобщенные учебные цели (планирует преподаватель) Конкретизируемые учебные цели (достигаются студентом)
Знания на уровне запоминания и воспроизведения Знает смысл употребляемых терминов, Знает основные понятия и определения, Знает формулы, законы, принципы
Знания на уровне понимания Понимает и интерпретирует термины, Интерпретирует понятия и определения, Преобразует словесный материал в математические выражения, Интерпретирует словесный материал на схемах и графиках
Умения по применению знаний в известной ситуации Умеет применять термины, понятия и определения в знакомой ситуации по образцу, Умеет применять формулы, законы и принципы
Умения по применению знаний в незнакомой ситуации Использует законы и принципы в новых ситуациях, Осуществляет перенос известных принципов на незнакомые ситуации
Анализ Видит ошибки и упущения в логике рассуждений, корректирует неполные или избыточные постановки задач, Выделяет скрытые предположения, Проводит различия между фактами и следствиями
Синтез Пишет рефераты, проекты и т.п. Предлагает план проведения эксперимента, Решает проблемы на междисциплинарном уровне путем переноса знаний из одной дисциплины в другую
Оценка   Сопоставляет факты, Приводит оценочные суждения, Выбирает оптимальный вариант из предложенных к рассмотрению  

 

После определения целей тестирования и их конкретизации разрабатывается план теста и его спецификация. При разработке плана определяется раскладка процентного содержания разделов дисциплины и число заданий по каждому разделу.

Раскладку начинают с подсчета планируемого числа заданий в тесте, которое затем будет меняться в процессе работы над тестом в сторону увеличения или уменьшения. Предельное число заданий в тесте не должно превышать 60-80, поскольку на тестирование отводится время не более 2-х часов. На выполнение одного задания теста отводится примерно 2 минуты. План теста можно свести в табл. 2.

 

Табл.2 – Пример плана теста

№   Контролируемое содержание (раздела, дисциплины) Число заданий   Номера заданий  
… … Определение уравнений   Эквивалентность уравнений ………………………………. ………………………………. ……………………………….   …. …. …..   4,13,35 …. …. ….  

 

 

Спецификация теста

 

После выполнения планирования содержания теста разрабатывается спецификация теста, в которой фиксируется структура, содержание проверки и процентное соотношение заданий в тесте. Иногда спецификацию делают в развернутом виде. Спецификация теста в развернутом виде включает:

1. Цель создания теста. Обоснование выбора подхода к его созданию. Описание возможных сфер применения.

2. Перечень нормативных документов (стандарты специальности, базисные программ, требования к уровню подготовки выпускников.

3. Описание общей структуры теста, включающее перечень субтестов (если они имеются) с указанием подходов их разработки.

4. Количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям. Общее число заданий в тесте.

5. Число параллельных вариантов в тесте, либо ссылка на кластер, содержащая номера и количество заданий кластера.

6. Вес каждого задания, рекомендуемый разработчиком теста.

7. Рекомендуемое время выполнения теста, в том числе на каждый субтест. Среднее время выполнения задания с учетом специфики формы.

8. Соотношение заданий по различным разделам и видам учебной деятельности.

9. Рекомендации по контингенту для апробации теста.

10. Охват требований стандартов (для аттестационных тестов).

11. Перечень требований, не вошедших в тест (для аттестационных тестов).

12. Стратегия расположения заданий в тесте, рекомендуемая разработчиком.

Предположительно, эта спецификация – набор документов для регистрации теста МО РФ.

Создание краткой спецификации основано на сопряжении знаний и умений с процентным соотношением заданий по различным разделам (содержательным линиям дисциплины), см. п.8. Пример реализации подобного сопряжения показан в табл.3. Перечень знаний и умений условно включены:

А-знание понятий, определений, терминов;

Б-знание законов и формул;

В-умение применять законы и формулы для решения задач;

Г- умение интерпретировать результаты на графиках и схемах;

Д-умение проводить оценочные суждения.

Содержательные разделы дисциплины условно имеют следующие пропорции: I – 20%; II – 10%; III – 30%; IV – 40%.

 

Табл.3 – Гипотетическая спецификация теста

Планируемые к проверке знания и умения Содержательные линии (разделы) дисциплины Σ-заданий по каждому пункту
I 20% II 10% III 30% IV 40%
А – 10%
Б – 20%
В – 30%
Г – 30%
Д – 10% -
  Итого (строка и рассчитывается и заполняется первой

 

При заполнении ячеек таблицы в распределении заданий числа ставятся приближенно, и в процессе «обкатки» теста первоначальная раскладка может существенно измениться.

Спецификация, предлагаемая сотрудниками ИОСО РАН, основана на процентном соотношении заданий планируемых сообразно разделам дисциплины и видам предполагаемой деятельности испытуемого в процессе выполнения теста (табл.4).

 

Табл.4 – Спецификация итого теста по физике (1 семестр)

Содержание предмета Предполагаемая деятельность тестируемого
Репродуктивный уровень Продуктивный уровень
Знание определений, фактологического материала и др. Применение знаний основных законов в знакомой ситуации по образцу, на основе обобщаемого алгоритма Применение знаний в незнакомой ситуации
Общеобразовательная часть теста – 40 заданий   8 заданий –20%   24 задания –60%   8 заданий –20%
Механика 10 заданий – 25%   2 задания   6 заданий   2 задания  
Молекулярная физика и термод-ка 8 заданий – 20%   1 задание   5 заданий   2 задания
Электродинамика и СТО 16 заданий – 40%   3 задания   10 заданий   3 задания
Геометрическая оптика 2 задания – 5%   1 задание   1 задание   ___
Квантовая физика 4 задания – 10%   1 задание   2 задания   1 задание
Углубленная часть теста – 20 заданий   __   4 задания –20%   16 заданий –80%

 

После отбора содержания теста для разработчика наступает этап создания предтестовых заданий. Грамотно их может сделать опытный преподаватель,

-умеющий правильно выбрать форму предтестового задания для проверяемого учебного материала,

-имеющий дополнительные знания по теории и методике создания педагогических тестов.

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.