Сущность управленческих решений, их классификация.
Решение – это выбор альтернативы, выбор поведения в определенной ситуации.
Способность принимать решения – это умения развиваемые с опытом.
Каждый из нас в течении дня принимает сотни решений, а в течении жизни тысячи и тысячи. Многие решения в быту принимаются спонтанно, однако в управлении принятие решений более систематизированный процесс. Ставки зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается прежде всего на его жизни и немногих людей из его окружения. Менеджер выбирает направление действий не только для себя но и для организации в целом и других работников.
Высшие менеджеры принимают решения стоимостью в несколько миллионов долларов.
Ответственность за принятие важных организационных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.
Для принятия решения необходима разработка модели ситуации, формирование вариантов решений и выбор наилучшего варианта.
Моделирование + выбор = принятие решения.
Классификация решений.
Решения.
Программируемые Функциональные
Непрограммируемые Персональные
Тактические Интуитивные
Оперативные Основанные на суждении
Стратегические Аналитические
. Характеристика этапов процесса принятия решений.
Процесс принятия решений.
Все решения разрабатываются по единой схеме – алгоритму. Алгоритм принятия решения характеризуется тем что на любом этапе возможно вернуться назад.
- Ситуация
- Анализ ситуации
- Диагноз (выявление проблемы)
- Формирование целей
- Формирование критериев
- Формирование ограничений
- Постановка задач
- Формирование альтернатив
- Оценка альтернатив
- Уточнение критериев и ограничений
- Формирование эффективного множества решений
- Выбор альтернативы решений
- Оформление
- Ознакомление с решением исполнителя
- Реализация
- Контроль и корректировка
- Оценка
- Ситуация.
- В любой ситуации есть потенциал для решения
- Выявление основных факторов, формирующих ситуацию
- Выявление проблемной ситуации в которой нужно принимать решения. Для диагноза все учитываемые факторы должны быть подготовлены, сформированы показатели, произведена фильтрация информации. Готовая информация при диагнозе сравнивается с нормативной. При рассогласовании выявляются проблемы. Если нет проблем то процесс прекращается.
- Характеристики важнейших желаемых показателей которые ведут к разрешению проблемы.
- Критерии – это правила сравнения будущих альтернатив. 2 основных критерия – 1.максимальный результат 2. минимум издержек.
Критерии бывают – номинальные (да, нет, плохо, хорошо), количественные (по любой шкале). Если один критерий то решение простое, если два и более то сложное.
- Ограничения – факторы, условия которые ограничивают область решений (ресурсы). Чем больше ограничений тем проще процесс принятия решения, но тем меньше вероятность принятия правильного решения.
- Любая задача может быть записана следующим образом В, Зет, Ка, Д, У, требуется ВВ. т.е. любая задача может быть полностью формализована.
В – множество факторов внешней среды, эти факторы неуправляемы но учитываемые.
Зет – множество факторов внутренней среды, они управляемы.
Ка – множество новых факторов, являющиеся результатом взаимодействия множеств В и Зет.
Д – множество операторов, преобразующих В, Зет и Ка в искомые решения.
У – множество критериев и ограничений.
ВВ – искомая величина, цель решения задачи.
Постановка – моделирование задачи.
- Формирование альтернатив – формирование вариантов задачи. Чем их больше. Тем больше вероятность эффективного решения.
- Оценка альтернатив.
Т мал – момент разработки решений.
Т мал - Т мал – ретроспектива времени, учитываемая при принятии решения.
Альфа – момент начала реализации решений.
Бета – момент появления результата реализации.
В результате часть альтернатив отсеивается (не проходят по прогнозу). Остается множество допустимых альтернатив.
10. Уточнение критериев и ограничений. Существуют две причины: 1. разрыв между моделированием и выбором (7 и 12). 2. Моделирование и выбор будут осуществляться различными людьми.
11. Из допустимого множества формируется эффективное множество т.е. наиболее эффективные альтернативы по различным критериям, возможно применение формализованных методов.
12. Выбирается одно решение эффективное с точки зрения ЛПР (лицо принимающее решение).
13. Любое решение может быть представлено в виде: команда, сообщение, распоряжение, план, программа, закон, указ. В любом случае в решении должны быть зафиксированы следующие моменты – время, место реализации, исполнители, ресурсы и их источники, ожидаемый результат.
14. Должна быть сформирована идеальная модель решения. Для каждого исполнителя решение должно быть личным.
15.
16. В процессе реализации осуществляется контроль хода реализации и качества решения. При необходимости вносятся коррективы в решения и в реализацию.
17. Оценивается само решение и ход реализации. Если решение эффективно, то оно пополняет банк решений, становится программируемым. В процессе принятия решения и их реализации происходит обучение
15. Подходы к принятию решений. Классификация ситуаций.
Методы принятия решений.
Существует огромное множество методов принятия решений. Методы принято классифицировать. В основе классификации – особенность решаемых проблем.
Проблемы.
- стандартные 2. хорошо структурированные 3. слабо структурированы 4. неструктурированны (стрелки)
- Проблемы имеют решения. Они зафиксированы в банке данных системы.
- Проблемы которые допускают четкую постановку задачи или множества задач. Имеются методы формализованного решения их. Возможны оптимальные решения.
- Слабоструктурированные. Трудности в постановке задач, а следовательно трудности выбора методов решения.
- Не поддаются формальной постановке. Используются косвенные эвристические методы принятия решений.
Сами методы разработки также могут классифицироваться по разным признакам.
Главный признак – используемые процедуры формирования решений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|