Типы управления организациями. Место менеджеров в организации и их роли.
Реализация перечисленных принципов должна осуществляться двумя типами управления – механистический и органический.
1. Механистический – этот тип характеризуется жесткой консервативной структурой. Здесь организация – механизм. Эта структура имеет четкую иерархию. Система ориентируется на стандартные задачи, она (сист.) сопротивляется переменам. Власть построена по четкой иерархической структуре. Общение (связи, коммуникации) строятся сверху вниз в виде команд. Данный тип управления эффективен в стабильных условиях. Он противоречит рыночным отношениям (требованиям).
2. Органический – гибкая адаптивная структура, при которой система решает сложные органические задачи, она хорошо приспособлена к изменениям. Власть строится на знаниях и компетенции. Система реализует самоконтроль или взаимный контроль. Преобладают горизонтальные коммуникации. Ориентирована (система) на сложные рыночные условия.
На самом деле в чистом виде эти типы, как правило, не используются, чаще в комбинации.
Место и роль менеджера в организации.
- Формирует миссию системы и организует ее реализацию.
- Формирует цели и стратегии.
- Реализует отношения между людьми в организациях (стоит над)
- Служит интересам собственника и системы.
- Официально представляют организацию на всякого рода мероприятиях – презентации, деловые форумы и т.д.
1.Роль в принятии решений – обеспечивает развитие и изменение в системе 2. роль разработчика решений – моделирование вариантов решений, 3. роль координатора – взаимоувязка элементов системы между собой 4. роль принимающего решение – выбор единственно верной альтернативы из множества возможных, 5. роль реализующего и контролирующего – принятие полноты ответственности за исполнение принятых решений (результат).
Также менеджеры играют определенные роли в организации межличностных отношений внутри организации, а именно все роли по работе с персоналом – подбор, отбор, расстановка, продвижение (план карьеры).
Информационные роли – формирование и распространение информации.
Представительские роли – менеджер представляет свою систему во внешней среде и/или подсистему во внутренней среде.
Любой менеджер выполняет все роли в их комбинации.
Среда организации.
Среда делится на 2 группы – внутренняя и внешняя.
1. Внутренняя среда – это потенциал которым располагает система.
Основные переменные в самой организации которые требуют внимания руководителя – цели, технология, структура, задачи, люди. 1. Цели.
Организация по определению это группа людей с осознанными общими целями. Цели – это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа работая вместе.
У организаций могут быть разнообразные цели особенно это касается организаций различного типа. Коммерческие организации сосредоточены главным образом на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений – по затратам и получаемой прибыли. Отсюда их цель прибыльность или рентабельность. Государственные предприятия (МУП) – не ставят задачи получения прибыли, но их волнуют затраты. Их цель – предоставление определенных услуг в рамках ограниченного бюджета.
В любой системе есть иерархия целей «дерево целей». На верхнем ярусе – суперцель. Она расчленяется – на цели подсистем различного уровня вплоть до нижнего.
В этой иерархии учитывается временной аспект: на верхних уровнях – долгосрочные цели, на среднем уровне – среднесрочные, на нижнем – краткосрочные. Цели должны быть измеримы количественно (рент-ть) должны быть гибкими и совместимыми. Основные направления целей – прибыльность системы, производительность, мощность, решение социальных проблем и др.
2. Технология
Это способ функционирования системы, способ преобразования ресурсов. 2 классификации технологий: 1. Джоан Вудворд (британская исследовательница управления) – а. единичная (мелкосерийная и индивидуальная) технология используется только один раз, зачастую производится уникальный продукт – суперкомпьютер, космический корабль, б.серийная технология (массовое производство) – способ повторяется в виде серий, этот тип производства характеризуется стандартизацией и механизацией, в.непрерывная технология – использует автоматизированное оборудование которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах.(нефтепереработка)
2.Джеймс Томпсон, 3 категории: а. многозвенные технологии – последовательные связанные между собой задачи. (автомобили) б. посреднические технологии – обслуживание объекта (банки, телефонные компании, библиотеки), в. Интенсивная технология – применение специальных приемов, навыков и услуг для конкретного объекта (скорая помощь)
3.Структура организации.
Это построение подразделений, их отношения между собой. Она определяется через функции организации.
4.Задачи.
Конкретный набор работ который выполняет менеджер в заранее установленные сроки и заранее установленным способом. 3 категории задач: 1. работа с людьми, 2. работа с информацией, 3. работа с предметами. Ведущая роль принадлежит 1 и 2.
5.Люди.
Индивиды, которые характеризуется как личности. Эта характеристика ведется по следующим направлениям: 1. по способностям (есть врожденные, но в основном приобретаются с опытом например изучая менеджмент Вы увеличиваете расширяете свой потенциал). 2. по потребности – ощущение нехватки чего-либо. 3. ожидания - формируют относительно результатов своего поведения, 4. восприятие, 5. отношение – к работе к организации к людям, 6. ценности – общие убеждения, принципы, 7. верования – вера в успех.
Все эти характеристики рассматриваются с позиции человека, группы и руководителя.
При анализе выявляется сильные и слабые стороны.
Внешняя среда.
Характеризуется большим набором элементов, большей сложностью неопределенностью, динамичностью по сравнению с внутренней средой. Основная задача – выявление возможностей и угроз со стороны этой среды.
Характеристики внешней среды (кратко).
а. Взаимосвязанность факторов внешней среды- это уровень силы с которой изменение одного фактора сказывается на изменение других, б. сложность внешней среды – число факторов на которые организация обязана реагировать а также уровень вариативности каждого фактора, в. Подвижность среды – это скорость с которой происходят изменения в окружении организации.
Среду делят на 2 уровня: 1. среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия. Она включает в себя факторы которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе обратное прямое влияние на от организации.
- Потребитель. Система должна иметь своего потребителя, он формирует цели организации (всегда прав) (система создает потребителя, он сам только улучшения)
- Поставщики Это системы которые обеспечивают ресурсами (вход), зависимость организации от поставщиков (энергетики).
- Конкуренты. Производители аналогичных продуктов и услуг, либо продуктов-заменителей. Система должна быть конкурентоспособной, должна выдерживаться стержневая компетенция – это способность делать лучше других.
- Законодательная база, которую использует организация. Закон устанавливает границы приемлемой деятельности, органы государственного регулирования (налоговая, пожарники и др.) они обеспечивают принудительное исполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции.
- Правительство. Координирует деятельность системы в области функций.
- Местное сообщество. Местные органы власти, они формируют инфраструктуру.
- Общественные организации. Профсоюзы они регулируют трудовые взаимоотношения.
- Акционеры.
Среда косвенного воздействия.
Под ней понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию но тем не менее сказываются на ней. Устно – Она обычно сложнее чем среда прямого воздействия. Руководство предприятий – зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации (США – «Катрина»).
1.Состояние экономики – то или иное конкретное изменение состояния ее может оказать положительное воздействие на один и отрицательное на др.
2.Технология – эффективность с которой продукт можно изготавливать и скорость устаревания продукта (комп.)
3.Социокультурные факторы. Общий уровень развития нации, тенденции в этом развитии.
4.Политические факторы. Разного рода компании – закручивания гаек. (налоги 2001 -2003 гг. «Ю»)
5.Отношения с местным населением.
6.Международное окружение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|