|
ИСКУССТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЗАГАРА
Использование искусственных красителей для придания коже более темного оттенка стало почти повсеместным в бодибилдинге. Независимо от качества вашего загара, специальный краситель или оттеночный крем может улучшить его. Поэтому служащие отелей часто приходят в отчаяние, когда принимают у себя культуристов, которые готовятся к соревнованиям. Прачечные быстро наполняются простынями и наволочками с пятнами от красителей и кожного масла.
Применение искусственных средств для загара дает лишь основной оттенок и позволяет культуристам с очень бледной кожей и плохо сохраняющимся загаром на равных соперничать с теми, кому больше повезло с содержанием подкожного меланина. Это и косвенная польза для здоровья, поскольку благодаря красителям спортсмены не проводят на солнце так много времени, как раньше. Однако для культуристов с очень бледной кожей будет неразумно брать весь свой загар "из бутылочки". Искусственный загар на совершенно незагорелой коже выглядит неестественно. Если учесть, что сама мускулатура культуристов для многих выглядит очень необычно, то в сочетании со странным оттенком кожи вас могут принять за инопланетянина. Поэтому я рекомендую все же сначала позагорать на солнце, а затем усилить оттенок с помощью красителя.
Наиболее часто используемые продукты для окраски кожи основаны на веществе под названием "дайодерм" - кожном красителе для людей с серьезными дерматологическими проблемами. Одним из наиболее популярных продуктов на основе дайодерма является Pro Tan, который можно приобрести в гимнастическом зале или заказать по почте. Другой разновидностью этого красителя, с более бронзовым оттенком, яцляется Tan Now. Эти и другие похожие продукты рекламируются в большинстве журналов для культуристов.
Эти кожные красители действительно проникают в верхние клетки кожи и сходят только вместе с ними - обычно в течение трех недель. Через несколько дней вы видите, что оттенок постепенно тускнеет и кожа начинает приобретать нездоровый вид. Лучше всего использовать красители следующим образом:
(1) вымойтесь под душем и счистите с себя как можно больше частиц верхнего, омертвевшего слоя кожи;
(2) нанесите краситель, работая в резиновых перчатках, чтобы ладони остались чистыми;
(3) дайте краске высохнуть в течение нескольких часов;
(4) снова вымойтесь под душем, чтобы смыть краску, которая не впиталась в кожу. Эту процедуру следует выполнять постепенно, в течение нескольких дней. Не пытайтесь получить глубокий загар за один сеанс.
Существуют другие виды искусственных продуктов для загара, больше похожие на традиционную косметику, чем на красители. Они легче наносятся на кожу и быстро сходят, но не дают того сплошного, глубокого оттенка, как кожные красители. Средства для загара можно купить в большинстве аптек и косметических салонов; некоторые из них специально предназначены для культуристов. Однако большинство профессионалов не пользуется кремами для загара как таковыми. Вместо этого они создают основной оттенок с помощью обычного загара и кожного красителя, а затем пользуются кремом, чтобы придать своему облику завершенность и затушевать участки, где загар лежит слабее или краситель начинает тускнеть.
Очень важно правильно пользоваться красителями, поскольку это оказывает огромное влияние на вашу внешность. Некоторые культуристы на сцене кажутся желтыми или такими темными, словно их покрыли слоем гуталина. Другие слишком поздно наносят краситель, и потом, когда они потеют, целые реки краски стекают по их телу на сцене, разрушая то самое впечатление, которое они пытаются создать. Нанесение слишком большого количества красителя на лицо делает его странным и непривлекательным, равно как "загорелые" ступни и ладони. Чтобы дойти до соревнований, вам понадобились годы тренировок и месяцы строгой диеты; стоит потратить некоторое время и научиться как следует пользоваться красителями, иначе все ваши усилия пропадут впустую.
Иногда бывает очень опасно наносить искусственный загар в последнюю минуту перед соревнованиями. Я помню один конкурс, когда Луи Ферриньо намазался кремом для загара перед самым выходом на сцену. В итоге крем смешался с маслом и потом во время представления заструился по телу, едва не заставив его уйти со сцены. В некоторых случаях вы можете нанести краску сразу перед началом соревнований, но для этого нужно обладать большим опытом и мастерством. Что бы вы предпочли: выглядеть немного более бледным на сцене или утопать в ручьях краски, стекающей на пол?
МАСЛО ДЛЯ ПОЗИРОВАНИЯ
Культуристы пользуются маслом во время соревнований, чтобы акцентировать форму тела и полнее выявить рельефность мышц. При ярком освещении мышцы кажутся плоскими, но тонкий слой масла в сочетании с хорошим загаром позволяет судьям в полной мере оценить ваше развитие. Когда вы видите на сцене участника, который неумело пользуется маслом для позирования, то сразу же замечаете, что он кажется не таким мускулистым и гораздо менее привлекательным.
Масло наносится на всю поверхность тела: кто-то должен смазать вам спину и проследить за тем, чтобы слой был достаточно ровным. Во время первых соревнований участники обычно помогают друг другу наносить масло на кожу, однако когда вы поднимаетесь на более высокий уровень, то уже не можете быть уверены в том, что соперник не сыграет с вами злую шутку. К примеру, на конкурсе "Мистер Олимпия" 1975 года в Южной Африке я уже приготовился выйти на сцену, когда кто-то спросил: "Собираешься позировать лишь одной стороной тела, да?" Я не понял, в чем дело, пока Эд Корни не объяснил, что лишь половина моей спины была покрыта маслом. Я хорошо помню, кто тогда помогал мне, но не буду называть имен. К тому времени я уже участвовал во многих соревнованиях и должен был знать, что не следует доверять потенциальным соперникам в подобной ситуации - во всяком случае, мне следовало бы проверить в зеркале, все ли в порядке.
Масло, как и красители, лучше наносить постепенно. Когда ваша кожа сухая, и особенно если на сцене жарко, то первый слой впитывается достаточно быстро. Через несколько минут нанесите другой слой и оцените общее впечатление. Не стоит наносить слой масла на слой красителя в последнюю минуту, поскольку это почти гарантирует, что краска потечет.
Вам придется экспериментировать, чтобы подобрать подходящее масло для себя. Такой продукт, как детское масло, хорош для позирования в фотостудии, где свет полностью контролируется, но на сцене вы обычно оказываетесь слишком "блестящим". Я видел культуристов, которые пользовались самыми различными средствами - от оливкового масла до спрея "Пэм" и различных притираний. Метод проб и ошибок поможет понять, что лучше всего подходит для вас. Не забывайте о том, что избыток масла так же вреден, как и его недостаток. Когда ваше тело отбрасывает повсюду ослепительные отблески, это не обеспечит вам благосклонность судей.
ПРИЧЕСКА
Стили прически в бодибилдинге так же подвержены изменениям, как и во всем мире. В 1960-1970-е годы некоторые культуристы выходили на сцену с длинными волосами, по тогдашней моде. В 1990-х годах внезапно появилось много культуристов, бритых практически наголо. На мой взгляд, ни то ни другое не слишком подходит для соревнований по бодибилдингу.
Сегодня волосы есть, завтра их нет. Культуристы уже давно усвоили, что короткие волосы заставляют тело казаться более массивным, но Шоун Рэй на собственном примере показывает, что многие культуристы довели эту идею до ее окончательного воплощения.
Позвольте объяснить. Я понимаю, что прическа является частью вашего имиджа и способом самовыражения. Мода меняется, а вместе с ней меняется и мода на прически. Мне приходилось видеть фотографии участников соревнований по лыжной акробатике с разноцветными волосами, фиксированными жестким лаком. Это действительно замечательные спортсмены, но важно понимать, что об их достижениях не судят по их внешности. Точно так же, кому какое дело, если у бегуньи длинные волосы, а у прыгуна с шестом выбриты на голове какие-то слова? Но внешность, визуальный элемент, является составной частью бодибилдинга, как, например, в фигурном катании. Фигуристам тоже приходится тщательно следить за тем, в каком виде они появляются перед судьями.
В бодибилдинге, если ваши волосы длинные и лохматые, они не только закрывают шею и частично трапециевидные мышцы, но также заставляют голову казаться больше, чем на самом деле (соответственно остальное тело кажется меньше, чем на самом деле). То же самое относится к афроамериканскому стилю, со множеством косичек. Сравните фотографию Робби Робинсона в 70-е годы, с длинными волосами, и его снимки 80-х годов, с короткой стрижкой. Вы сразу же увидите разницу.
Как я уже говорил, культуристы кажутся людям такими необычными существами, что все, усиливающее впечатление необычности, может быть губительным для них, превращая их в каких-то клоунов вместо профессиональных спортсменов. К этому относится окрашивание волос в неестественные или необычные цвета, бритье наголо и так далее. Разумеется, Том Платц, а позднее Ли Прист сделали выбор в пользу длинных волос, зачесанных ото лба назад, и большинству их поклонников это нравится. Некоторые культуристы хорошо смотрятся с бритой головой. Но я видел участников конкурса "Арнольд Классик" в Колумбусе, чей странный вкус в отношении прически (или скорее отсутствие вкуса) отнюдь не прибавил им популярности у судей. Дело в том, что вы позируете на сцене как уникальная и неповторимая личность. Избегайте копировать чей-то стиль, которым вы восхищаетесь, или следовать распространенной моде, особенно если она плохо сочетается с вашей мускулатурой и внешностью в целом.
Итак, как же быть с прической? Изучите свою прическу в зеркале, посмотрите на фотографии и решите, что лучше для вас: более короткие или более длинные волосы либо другая стрижка. Подумайте об этом - действительно ли поможет наголо бритая голова победить на соревновании? Не станет ли "конский хвост" или панковский гребень отвлекать судей от вашего телосложения. По сути, все сводится к одному: поможет ли то, что я делаю со своей внешностью - прической, оттенком кожи или выбором плавок для позирования, - победить на данном соревновании или нет.
Не бойтесь заручиться помощью профессионалов. Снимаясь в кино, я во многом полагаюсь на парикмахеров и стилистов, которые помогают мне создать образ, чтобы войти в роль. В фильмах "Коммандо" и "Хищник", где я играл сильных солдат, я носил короткую стрижку ежиком. Для съемок фильма "Близнецы" режиссер Айвен Рейтман решил смягчить мой облик, поэтому я носил более длинные волосы, подходящие для этой роли. Старайтесь по возможности работать со своим парикмахером и меняйте стиль прически до тех пор, пока не найдете то, что лучше всего устраивает вас.
ВОЛОСЫ НА ТЕЛЕ
Еще один способ улучшить свою внешность перед соревнованиями по бодибилдингу - сбривать волосы на теле. Это придает коже гораздо более гладкий и чистый вид, делает мышцы более заметными. Проще всего работать обычной безопасной бритвой, осторожно подбривая грудь, руки, ноги - везде, где вы хотите избавиться от волос. Сначала при этом возникает странное чувство, к которому нужно привыкнуть. Я поначалу чувствовал себя более легким и маленьким, чем раньше, и это причиняло определенное психологическое неудобство.
Поэтому я не рекомендую вам сбривать волосы на теле за час до выхода на сцену. Вместо этого попробуйте начать бритье за пару недель до начала соревнований, а затем периодически проходиться с бритвой по тем местам, где сочтете нужным. Если вы поранитесь или заработаете раздражение на коже, у вас будет достаточно времени, чтобы вернуться к нормальному состоянию.
Франко Коломбо довольно странно относился к удалению волос на теле: ему не нравилось бриться, поэтому перед соревнованиями он начинал выщипывать волосы пальцами, так что, когда наступало время для бритья, их уже практически не оставалось. Мягко говоря, я не рекомендую вам пользоваться этим методом.
УМЕНИЕ ХОРОШО ОДЕВАТЬСЯ
Несколько лет назад после окончания конкурса "Мистер Олимпия" состоялась пресс-конференция, и все участники, присутствовавшие на ней, носили костюмы и галстуки. Мне кажется, это очень хорошая идея. На заре бодибилдинга профессиональные культуристы не расхаживали в разноцветных, мешковатых "клоунских штанах", как их иногда называют. Джон Граймек, Стив Ривз, Рег Парк, Билл Перл, Ларри Скотт и другие знали толк в одежде. Они носили костюмы, пляжные брюки, спортивные рубашки и на улице были похожи скорее на респектабельных горожан, чем на фанатов бодибилдинга. Серджио Олива носил рубашки с короткими рукавами и специальным V-образным вырезом для его гигантских бицепсов.
Конечно, титулы на соревнованиях по бодибилдингу завоевываются и утрачиваются на сцене, но хорошее впечатление, которое вы производите своим видом на судей и других официальных лиц, может помочь вам, особенно когда силы участников почти равны. А поскольку культуристы часто зарабатывают на жизнь семинарами и показательными выступлениями, умение хорошо одеваться и вести себя в обществе становится скорее необходимостью, а не прихотью. Вы не обязаны все время ходить в смокинге, но обратите внимание на красивые и удобные джемперы вроде тех, в которых ходит Майкл Джордан. Умение хорошо одеваться и держать себя соответствующим образом создает ауру победителя - человека, который недаром занимает высокое место в бодибилдинге.
ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ
Хороший культурист ничего не оставляет на волю случая, когда готовится к соревнованиям. Многие надевают легкие туфли на сцене, чтобы при позировании ступни оставались чистыми, другие имеют несколько пар плавок для позирования и меняют их каждый раз, когда предыдущие пачкаются от пота, масла или красителей.
Еще одной простой вещью, которой часто пренебрегают, является личная гигиена в широком смысле слова. Стив Ривз, первый действительно знаменитый чемпион в мире бодибилдинга, славился своей безупречной внешностью: его волосы и ногти всегда были чисто вымыты и хорошо подстрижены, а кожа выглядела гладкой и ухоженной. На многих соревнованиях вы можете видеть участников, которым еще предстоит выучить этот урок и которые прозевали свой успех из-за таких, казалось бы, элементарных вещей, как личная гигиена и надлежащий уход за собственным телом.
Тактика в бодибилдинге включает все, о чем мы говорили до сих пор: навыки и практика позирования, выбор музыкального сопровождения, цвет и стиль плавок для позирования, загар и средства для его совершенствования. К тактике относится и ваше поведение за день до соревнований и утром перед выходом на сцену - все, что гарантирует вам успешное выступление.
С другой стороны, стратегия связана с планированием и осуществлением вашей карьеры в бодибилдинге, включая выбор соревнований, показательные выступления и общественные связи.
Главной целью для серьезных культуристов, конечно же, является участие в соревнованиях. Некоторые очертя голову кидаются в схватку; возможность неудачи не обескураживает их. Они просто набираются опыта. Другие предпочитают осторожный подход и не участвуют в соревнованиях до тех пор, пока у них не появляется шанса занять высокое место. Они разрабатывают свою стратегию, как хороший тренер в боксе, который неторопливо "растит" своих подопечных и готовит их к участию в грядущих схватках, где они в полной мере смогут показать себя.
Я начинал в довольно юном возрасте, быстро развивался и смог принять участие в состязаниях уже через полтора года, завоевав титул "Мистер Европа" среди юниоров, "Мистер Европа" среди взрослых участников, а затем даже "Мистер Вселенная". Были и другие культуристы, которым рано удалось достичь успеха. Одним из них, в начале 70-х годов, был Кейси Виатор, завоевавший титул "Мистер Америка" в возрасте 19 лет. Австралиец Ли Прист смог перейти в разряд профессионалов вскоре после 20 лет. Некоторые культуристы ждали в течение нескольких лет, но затем быстро поднимались по лестнице успеха. Канадец Пол Диллетт стал профессионалом уже после своего второго соревнования. Офицер полиции и профессиональный культурист Ронни Колман, который даже не приступал к тренировкам по программе бодибилдинга почти до 30 лет, выиграл мировой чемпионат по бодибилдингу для любителей через два года после того, как решил заняться культуризмом.
В такой форме я находился, когда принял участие в своем первом соревновании по бодибилдингу.
Скорость вашего развития зависит от наследственных характеристик и от того, в каком возрасте вы приступаете к тренировкам. Еще одним важным фактором является ваша спортивная подготовка до того, как вы решили стать культуристом. Ронни Колман тренировался с подросткового возраста и всерьез занимался силовой атлетикой, поэтому он начинал не с нуля, когда решил построить карьеру в бодибилдинге. Франко Коломбо, который тоже поздно приступил к тренировкам, долгое время занимался силовой атлетикой.
Некоторые спортсмены приходят в гимнастический зал, имея за плечами опыт футболиста, боксера или представителя другого вида спорта, где нужно иметь хорошо развитую мускулатуру. Для таких людей наращивание мышц редко представляет проблему; их главной целью является телосложение, в котором сочетается эстетичность и мускулистость.
Стоит упомянуть и о том, что большинство культуристов так и не переходит в разряд профессионалов, а многие даже не участвуют в национальных соревнованиях - точно так же, как большинство баскетболистов не попадает в НБА, а большинство футболистов не участвует в соревнованиях Национальной футбольной лиги. Но состязания могут быть увлекательными практически на любом уровне. Главное здесь - относительно ровный подбор участников и наличие духа соперничества. Пока вы соревнуетесь на высочайшем уровне, доступном для вас (каким бы он ни был), ставки всегда остаются неизменными: как говорят на телевидении, "восторг победы или горечь поражения".
РОЛЬ ОПЫТА
Лишь принимая участие в соревнованиях, вы приобретаете опыт, необходимый для того, чтобы добиться успеха. Бодибилдинг сочетает в себе два вида деятельности: тренировки в гимнастическом зале и соперничество на сцене. Если вы добились выдающихся результатов в чем-то одном, это не является гарантией успеха в другом. Даже если вы постоянно позируете перед зеркалом, это не то же самое, что позировать на сцене, в напряженной атмосфере соревнований, перед судьями и зрителями.
Некоторые культуристы обладают интуитивным умением держаться на сцене, но каждому из них необходим опыт, чтобы их выступление было успешным. К примеру, на конкурсе "Мистер Олимпия" 1979 года Фрэнк Зейн уже обладал огромным опытом, поэтому во время финальной схватки между ним и Майком Ментцером опыт Фрэнка сразу же стал очевидным, в то время как Майк, до тех пор участвовавший лишь в нескольких соревнованиях, с трудом мог собраться для выступления: он еще не привык к такому острому соперничеству.
Когда я наблюдал за Ментцером, мне показалось, что он слишком устает и не следит за мышцами живота. В результате он утратил контроль над брюшным прессом, и его живот начал выпирать наружу. Боксеры знают, что бои со спарринг-партнерами гораздо менее утомительны, чем настоящий бой на ринге. Точно так же и в бодибилдинre: дополнительная нагрузка при позировании на сцене заставляет вас уставать гораздо быстрее, чем при обычном позировании.
Проблемы, связанные с отсутствием опыта, были и в карьере великана Пола Диллетта. Как я уже говорил, Диллетт долго ждал, прежде чем принять участие в своем первом чемпионате МФБ. Он получил второе место, а на следующий год победил и стал профессионалом. Однако его дальнейшие проблемы с позированием и сценическим мастерством скорее всего стали результатом недостаточного опыта соревнований.
КАК ЧАСТО СОРЕВНОВАТЬСЯ
Итак, опыт имеет важное значение, и я рекомендую вам сравнительно быстро переходить к соревнованиям. Но когда вы готовитесь к соревнованиям, то сосредоточиваетесь на деталях, прорабатываете мелкие мышцы и изоляцию между отдельными группами мышц, соблюдая строгую диету. Совершенно очевидно, что вы не можете получать максимальную пользу от силовой тренировки, когда ограничиваете прием пищи. Это становится проблемой для многих культуристов, особенно для молодых и начинающих. Что важнее: приобретать опыт участия в соревнованиях или продолжать интенсивное развитие мускулатуры?
Это вопрос стратегии. Вы решаете, в какой момент нужно принять участие в соревнованиях и как часто следует это делать без ущерба для общего развития. Здесь не существует твердых правил. Нужно установить систему приоритетов, экспериментировать и выяснять, что лучше для вас.
ПРОБА СИЛ
Если вы знаете, когда и где собираетесь соревноваться, то можете по-настоящему сконцентрировать свою энергию. Сама возможность провала и бесславного ухода со сцены из-за плохой тренировки или недостаточно строгой диеты служит достаточно сильным психологическим стимулом для дополнительных усилий. Независимо от интенсивности ваших тренировок, реальная дата предстоящих соревнований заставляет вас в буквальном смысле лезть из кожи вон, чтобы получить дополнительное преимущество.
Когда дело доходит до соревнований, вам нужно с чего-то начинать. Поэтому не удивляйтесь, если в первый раз, когда вы выйдете на сцену, у вас возникнет чувство полной дезориентации во времени и пространстве. Мне приходилось видеть, как молодые культуристы выходят к зрителям, забывая снять очки или тапочки, в которых они ходили за сценой. Когда судья говорит неопытному участнику: "Повернитесь вполоборота направо", он может повернуться направо, налево или просто стоять с недоумевающим видом.
Правильное выполнение поз в гимнастическом зале или дома перед зеркалом сильно отличается от той же самой процедуры на сцене, в присутствии судей и зрителей. К примеру, вы становитесь в позу фронтальной демонстрации бицепсов, но забываете напрячь мышцы ног. Судья просит продемонстрировать разворот латеральных мышц со спины, а вы вдруг забываете, как нужно выполнять эту позу. Вы устаете гораздо быстрее, чем ожидали, и боитесь, что у вас не хватит сил даже на этапе предварительной оценки. И если ваша техника позирования недостаточно совершенна, то у вас могут начаться судороги от усилий.
При ярком освещении на сцене сразу же становится ясно, насколько хорош ваш загар и нанесли ли вы на кожу достаточное количество масла. Плавки для позирования отлично выглядели перед выходом на сцену, но как они выглядят ближе к середине соревнования? Все в пятнах от красителя для загара? Именно в это время выясняется, насколько хорошо вы готовы к позированию. Можете ли вы уверенно и с изяществом принимать одну позу за другой, или нервничаете и дрожите от возбуждения? Помните ли вы свою процедуру от начала до конца?
Конечно, опыт полезен лишь в том случае, если вы учитесь на своих ошибках. Поэтому важно быть откровенным по отношению к себе и понимать, что вы сделали правильно или неправильно. Советую вам, независимо от результата выступления, поговорить с судьями после соревнования. К примеру, даже после моей победы в 1972 году над Серджио Оливой один из судей подошел ко мне и сказал: "Я отдал тебе первое место, но у меня были большие сомнения, потому что когда ты повернулся спиной для задней демонстрации бицепсов, то так сильно отклонился назад, что на пояснице появилась складка, которая выглядела как слой жира". Впрочем, в те дни судьи могли вставать со своего места и подходить к участникам, поэтому он мог лично убедиться, что во мне нет ни унции лишнего жира. Но я понял намек и во время следующих соревнований уже не отклонялся назад. Поэтому каждый культурист должен по крупицам набирать опыт соревнований, в которых он участвует. Это единственная гарантия того, что ваши ошибки не будут повторяться снова и снова.
КРУПНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
Когда вы приобретаете определенный опыт и доказываете свою силу, побеждая на местных конкурсах, вы начинаете выбирать соревнования исходя из того, какое значение они будут иметь для вашей карьеры.
Любители, завоевывавшие титулы, которые обеспечивали им участие в конкурсе "Мистер Олимпия", неоднократно спрашивали меня, следует ли им выступить на этом профессиональном мероприятии, или лучше еще подождать. Разумеется, нельзя ожидать, что вы сразу же добьетесь на профессиональных соревнованиях такого же успеха, как на любительских. Фактически бывали случаи, когда новоиспеченный "Мистер Вселенная" выступал на "Олимпии" и в итоге занимал последнее место! С другой стороны, вам действительно нечего терять, поскольку никто не ожидает от вас чего-то особенного. Вы можете поучаствовать в соревновании ради опыта, не беспокоясь о том месте, которое вы займете. В свое время это помогло Тайгеру Вудсу, который соревновался в категории любителей на Открытом чемпионате США, а когда набрался опыта, решил стать профессионалом.
С другой стороны, Франко Коломбо является хорошим примером культуриста, который смог очень быстро подняться на высокий уровень соревнований и добиться успеха. До тех пор Франко участвовал только в соревнованиях по силовой атлетике. В течение года он интенсивно занимался по программе бодибилдинга, а потом принял участие в конкурсе "Мистер Италия" и выиграл по очкам. Затем он победил на конкурсе "Мистер Европа", а через год встретился с Чаком Сайпсом в борьбе за титул "Мистер Вселенная" и снова одержал победу. Разумеется, Франко обладал великолепным телосложением еще до начала своей карьеры в бодибилдинге и был невероятно силен - к примеру, он мог выполнить 10 серий по 25 подтягиваний, - поэтому про него нельзя сказать, что он начинал с чистого листа.
Хотя стоит дважды подумать о поспешном участии в соревнованиях, не стоит воздерживаться от мероприятий, в которых действительно стоит поучаствовать. К примеру, на "Олимпии" 1981 года Том Платц занял третье место и произвел огромное впечатление на зрителей. Следующим соревнованием в категории профессионалов был конкурс "Мистер Вселенная" в Австралии, но вместо участия в нем Том решил потратить время на семинары и показательные выступления. В результате титул "Мистер Вселенная" достался Деннису Тинерино, которого Том без труда победил на "Олимпии". Если бы Том принял участие, то скорее всего он бы завоевал еще один международный титул и придал своей карьере дополнительное ускорение.
Луи Ферриньо поступил очень разумно, дважды приняв участие в конкурсе "Мистер Вселенная" и победив в обоих случаях. Но в 1974 году, когда ему следовало выступить в категории профессионалов на титул "Мистер Вселенная", он вместо этого выступил на "Олимпии" и проиграл. В проигрыше нет ничего страшного, но если вы можете выбирать между двумя соревнованиями, то имеет смысл выбрать то, где вы уже побеждали. На каком бы уровне вы ни соревновались, выбор в пользу того мероприятия, где у вас есть более высокие шансы на победу, - это проявление здравого смысла, а вовсе не малодушие.
В этом и заключается стратегия: вы выбираете время и место соревнований, оцениваете качества своих возможных соперников, участвуете только в одном событии или в двух подряд. В чемпионатах для любителей все хотят выиграть национальное первенство, поскольку все победители в своем классе могут стать профессионалами, в то время как в чемпионате США только абсолютный чемпион становится профессионалом. Но чемпионат США проводится за несколько месяцев до национальных чемпионатов, поэтому если участник ждет, испытывает судьбу в национальном чемпионате и проигрывает, то он лишается возможности стать профессионалом в этом году. Участие в чемпионате США, а затем в национальном чемпионате дает культуристу два шанса завоевать общенациональный титул, но тренировка и диета перед чемпионатом США, а затем сравнительно короткий период для набора формы перед национальным чемпионатом ставят перед ним очень сложную задачу. Это опять-таки дело выбора, и каждый культурист должен разработать собственную стратегию, основанную на своих чувствах и личных предпочтениях.
Конечно, переход в категорию профессионалов и успех на профессиональных соревнованиях - это две разные вещи. Я помню, как трудно было даже для очень одаренных культуристов, вроде Майка Кристиана или Шоуна Рэя, совершить этот переход: обоим понадобилось около двух лет, чтобы приспособиться к новым стандартам и возросшей нагрузке среди профессионалов. В свой первый год выступлений в профессиональной категории Ли Хэни проиграл Гран-При в Цюрихе культуристу, весившему всего 169 фунтов! Впрочем, переход труден не для всех - Дориан Йейтс, к примеру, как буря ворвался в ряды профессионалов, но это скорее исключение, чем правило.
Поэтому культурист, завоевывающий право на переход в профессиональную лигу, должен с большой осмотрительностью выбирать свое участие в национальных конкурсах. К примеру, соревнования серии Гран-при - хороший способ для того, чтобы попробовать свои силы. "Ironman Invitational" - еще один хороший вступительный конкурс для профессионалов. Следующей ступенькой вверх будет мероприятие вроде "Ночи Чемпионов", которое ежегодно проводится в Нью-Йорке. Если вы хорошо зарекомендуете себя на этих представлениях, то скорее всего получите приглашение на "Арнольд Классик", а уж там вы сможете составить мнение о том, как хорошо вы сможете выступить против культуристов уровня "Олимпии". Успешное выступление в "Ночи Чемпионов" или на "Арнольд Классик" указывает на то, что вы готовы принять главный вызов: борьбу за титул "Мистер Олимпия".
Первоначальный момент движения играет важную роль в любой спортивной карьере, и бодибилдинг - не исключение. Победа может войти в привычку, если вы будете правильно строить свою карьеру. Но помните: вы не сможете победить, если будете слишком бояться поражения. Страх перед поражением заставляет вас думать о нем: он сковывает вас и лишает энергии. Сделав выбор, двигайтесь вперед без задних мыслей и сожалений: лес рубят - щепки летят! В моей карьере поражения случались нечасто, но все же случались. В конце концов, так устроен спорт: кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Всегда старайтесь делать все, что можете, а если этого оказывается недостаточно, принимайте вещи такими, как есть.
Олимпийский чемпион по десятиборью Брюс Дженнер однажды сказал мне, что он так боялся проиграть перед Олимпийскими играми 1976 годи, что его показатели сильно ухудшились. Но потом его посетила простая мысль: проиграть - еще не значит умереть. Вы проигрываете, вы недовольны собой, но нужно двигаться дальше. Если вы открыты, позитивно относитесь к жизни и уверены в своих способностях, то можете справиться с поражением. Оно перестает быть угрозой, а это означает, что вы можете сосредоточиться на будущих победах.
ИЗВЕСТНОСТЬ
"Я не могу победить на этом соревновании. - такие жалобы часто можно слышать от культуристов. - Про меня слишком мало пишут в журналах". Известность является огромным преимуществом для успеха в бодибилдинге, и самый простой способ стать известным - регулярно побеждать на соревнованиях! Но существуют и другие способы. Ваша открытость для интервью и профессиональных фотографов имеет важное значение. Некоторые культуристы в четверг прилетают на соревнования и улетают в воскресенье утром, не позаботившись о работе с фотографами из спортивных журналов. Некоторые приходят в фотостудию и сразу же начинают жаловаться, что они слишком устали, в то время как другие готовы умереть за возможность позирования перед хорошим фотографом. Это может сказаться в будущем, когда фотограф задумается о том, кого он будет снимать в следующий раз. Иногда культуристы назначают время для съемок или интервью, а потом не приходят. Впоследствии это может пагубно отразиться на их карьере.
Журналисты будут звонить вам в номер отеля перед соревнованиями или пытаться поговорить с вами за сценой. Иногда это отвлекает, но, если вы можете найти время и силы, чтобы поговорить с ними, сделайте это. В конце концов, штатные журналисты получают оклад независимо от того, смогут ли они взять у вас интервью. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы разговор был более выгоден для вас, чем для них.
Многие просто ждут, пока сотрудники спортивных журналов не обратятся к ним, но я всегда брал инициативу на себя и рассылал в различные журналы статьи о моих методах тренировки, истории о забавных случаях, мои соображения по поводу бодибилдинга и жизни в целом. Я никогда не беспокоился по поводу оплаты за публикации или за позирование для фотографий. По моему мнению, чем больше людей узнают меня, поймут, кто я такой и что собой представляю, тем выше будут мои шансы на успешную карьеру.
Известность обеспечит вам повышенное внимание на соревнованиях, но это обоюдоострое оружие. Если вас начинают слишком сильно хвалить в прессе, то судьи и зрители ожидают увидеть на сцене настоящего Кинг-Конга, поэтому следите за тем, чтобы статьи о вас не были чересчур лестными. И помните: когда Дориан Йейтс позировал в "Ночи Чемпионов" и завоевал главный приз, никто не имел никаких ожиданий на его счет. Его практически никто не знал. Он позволил своей великолепной мускулатуре говорить за себя, и этого оказалось достаточно.
Разумеется, предварительная оценка - это сложный процесс, и если судьи плохо знают о вас, то могут просмотреть ваши лучшие качества на переполненной сцене. Известность помогает судьям познакомиться с конкретными качествами мускулатуры. Им не приходится подолгу изучать вас на сцене, чтобы осознать ваши достоинства - к примеру, мощные латеральные мышцы или отлично развитые икры. Они уже это знают, так что теперь проводят лишь беглый осмотр, подтверждают свои ожидания, а затем переходят к другим участникам, сравнивая их с вами.
К некоторым людям известность как будто приходит сама по себе, без особых усилий с их стороны. Когда я тренировался в гимнастическом зале в Мюнхене, то сделал "историю в фотографиях": я ходил по зимнему городу в плавках для позирования и демонстрировал свою мускулатуру на фоне памятников, железнодорожного вокзала и так далее. Типичная игра на публику, какой некогда славился Голливуд, нечто вроде скандального события, но снимки делались для журнала "Штерн", выходившего миллионным тиражом. Это был мой способ популяризации бодибилдинга для читателей. Чтобы попасть в такой крупный журнал, нужно сделать что-нибудь действительно необычное, но публикации в журналах по бодибилдингу строятся на принципиально иной основе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|