Сделай Сам Свою Работу на 5

Основной вектор развития деонтологии





Деонтология как учение о долге и должном поведении пока еще один из самых «молодых» разделов научного знания в области эти­ки. Анализ ее нынешнего состояния показывает, что множество ее вопросов требует если не разработки, то доработки и уточнения. То же самое можно сказать и о деонтологии социальной работы как центральной части профессионально-этического учения. Предстоит решить множество теоретических и практических задач в области деонтологии вообще и деонтологии социальной работы в частности. Необходимость более глубокого осмысления и уточнения компонен­тов ее структуры задает основной вектор ее развития.

Анализ факторов, детерминирующих развитие деонтологии, по­зволяет сделать вывод о наличии определенных тенденций в ее раз­витии. С одной стороны, деонтология как учение о долге будет неиз­менно развиваться в сторону фундаментализации и систематизации своего содержания, поскольку это соответствует общим тенденциям в развитии научного знания. С другой стороны, в уточнении нуж­даются и прикладные аспекты деонтологии социальной работы, и в частности содержание долга и ответственности специалиста.



К сожалению, реализация данных тенденций может быть затруд­нена неоднозначным восприятием деонтологии специалистами, тем более членами общества. Поэтому не менее важной является пропа­ганда этических ценностей в обществе и профессиональной группе с целью повышения значимости профессионального долга и ответ­ственности, что необходимо в условиях дегуманизации общественных отношений, эгоизации населения страны. Можно предположить, что решение этой задачи окажет положительное влияние на общее ка­чество кадров социальных служб и социальное и профессиональное самочувствие специалистов.

Однако повышение значимости долга и ответственности спе­циалиста в профессиональной деятельности не должно трансфор­мироваться в гиперболизацию этого значения и подмену в практике социальной работы долга и ответственности государства перед обществом и человеком долгом и ответственностью перед ними со­циального работника. Поэтому одной из задач деонтологии стано­вится обоснование пределов долженствования и ответственности. Обретение деонтологией высокого научного статуса, несомненно, окажет влияние и на деонтологическую практику.



Вместе с тем тенденции, уже в настоящее время проявляющиеся в развитии деонтологии социальной работы, несмотря на свою проти­воречивость, демонстрируют ее высокий созидательный потенциал. Являясь одним из действенных средств и условий формирования че­ловека, в первую очередь его социальных качеств, социальная работа может оказать существенное влияние на направленность и темпы со­циального прогресса, качество социальных отношений. Усложнение жизни современного общества, перспективы его развития предъявля­ют все более высокие требования к качествам личности, содержанию и результатам ее деятельности. В этой связи деонтология социальной работы может оказать существенное влияние на развитие как соци­альной работы, так и через ее посредство — на развитие общества.

Воздействие социальной работы на человека и отношения, в ко­торые он вступает, значительно — однако, к сожалению, именно это, социальное, измерение социальной работы отражено в общественном сознании крайне слабо. Адекватное понимание социальной работы имеет место отчасти на теоретическом уровне, тогда как на практике социальная работа еще не раскрыла полностью своего созидательно­го социального потенциала и, соответственно, будучи оцениваемой обществом по результатам, не может приобрести в общественном сознании статуса ценности высокого уровня. Вследствие этого ее этика и ее часть — деонтология пока еще не рассматриваются обще­ственным и профессиональным сознанием как фактор общественных отношений.



Деонтологии социальной работы еще только предстоит обрести в сознании теоретиков и практиков ту ценность, которая объективно присуща ей. Немаловажным в этом отношении является отношение социальных работников к своей профессии вообще, своему профес­сиональному долгу и ответственности в особенности.

Опыт деятельности Международной федерации социальных работ­ников свидетельствует о том, что на смену национальным нормам и ценностям социальной работы приходят общие для социальных ра­ботников всех стран подходы к пониманию их целей и задач, общие ценности, единое содержание долга и ответственности. Несмотря на разницу в условиях, статусе, возможностях национальных моде­лей социальной работы, основой взаимопонимания специалистов разных стран становится диалог свободных, равноправных и заин­тересованных друг в друге субъектов социальной работы, в процессе которого происходит совершенствование их этических взглядов и вырабатывается единая позиция в отношении основных элементов профессиональной этики.

Эти процессы в международном профессиональном сообществе свидетельствуют о глубоком понимании специалистами разных стран их ответственности за судьбы человечества. Поэтому можно предпо­ложить, что тенденция к повышению значимости деонтологии в тео­рии и практике социальной работы, приобретение ею статуса фактора повышения эффективности деятельности и, следовательно, преоб­разование личности, общества и их разнообразных взаимосвязей в их интересах в ближайшее время проявится лишь в незначительной степени. Однако в немалой степени это зависит от того, насколько специалисты готовы выполнить свой долг и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Это требует разработки определенной программы действий, на­правленной на решение основных вопросов в области долга и от­ветственности социальных работников. Основой данной программы может стать понимание социальной работы как средства социальных преобразований в интересах человека, предложенное Международной федерацией социальных работников. Такое понимание социальной работы является, с одной стороны, долгом социального работника, а с другой — накладывает на него дополнительные обязательства и ответственность перед обществом и профессией. Лишь на основе единого понимания и выполнения всеми специалистами своего долга возникает возможность реального согласования действий националь­ных ассоциаций социальной работы.

Развитие деонтологии как учения о долге и должном поведении в конечном итоге определяется объективными законами развития и функционирования общества. Если позиция социальной или профессиональной группы отражает прогрессивные тенденции раз­вития общества и интересы большинства населения, она, оставаясь формально групповой позицией, вносит свой вклад в моральный прогресс общества в целом и участвует в формировании элементов общественной морали. Это в полной мере может быть отнесено к этике профессиональной социальной работы и в особенности к ее деонтологии.

Однако если на уровне обыденного сознания долг и должное по­ведение представляют собой прежде всего феномен повседневности, проявляющийся в поведении, действиях и отношениях членов обще­ства, то на теоретическом уровне происходит выявление и уточнение онтологических оснований деонтологии, социокультурных и про­фессиональных аспектов долженствования.

Раскрывая истоки долженствования, заключающиеся в наличии у личности, группы, общества противоречивых интересов, деонто­логия способствует устранению этих противоречий. Деонтология раскрывает общие корни эгоизма и альтруизма, обосновывая выбор между общим и частным необходимостью их частичного сочетания в каждом конкретном случае таким образом, чтобы обеспечить в ко­нечном итоге их единство. Достижение этой цели является этическим оправданием самопожертвования, необходимость в котором возника­ет в противоречивых и кризисных ситуациях. Таким образом может быть реально обеспечена практическая реализация идей гуманизма в социальной работе и совокупной деятельности общества.

Изучение деонтологии помогает человеку выявить свои интересы в структуре общественных, увидеть свою зависимость от общества и зависимость общества от своих решений и действий. Осознание себя членом общества может стать одним из значимых факторов обеспе­чения стабильности общества и его прогрессивного развития.

Таким образом, решение проблем долженствования и ответ­ственности в деонтологии социальной работы имеет не только тео­ретическую значимость. Устранение противоречий между общим и частным в рамках деонтологии является объективно необходимым для общества и профессии и, что очень важно, объективно воз­можным. Это и определяет основной вектор развития деонтологии социальной работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная работа относится к видам деятельности, в которых человеческий фактор играет огромную, порой решающую роль. От того, насколько тщательно социальный работник выполняет свои служебные обязанности, зависит успешность его профессиональной деятельности в целом. Но формальное выполнение обязанностей далеко не всегда гарантирует получение оптимального результата. Поэтому долг специалиста рассматривается в числе факторов, су­щественно влияющих на эффективность деятельности, благополу­чие клиентов и всего общества. Этим обусловлена необходимость изучения специалистом и будущим специалистом такого раздела этического учения, как деонтология.

Деонтология — это естественный и правомерный продукт раз­вития философского, и в частности этического, знания. Научное знание, как известно, развивается неравномерно, что обусловлено множеством внешних и внутренних причин. Интерес к деонтологии на переломном этапе развития общества и социальной работы не­случаен. Усиление интереса к ней происходит в кризисный момент жизни российского общества, когда с особой силой проявляются противоречия между общественно необходимым и лично желаемым. В условиях современной России, когда приоритет в индивидуальном сознании получают приватные ценности, долг может стать одним из значимых механизмов, противодействующих центробежным силам, разрушающим российское общество.

Долг является результатом общечеловеческого, прежде всего морального, опыта, обладающего естественно присущим ему много­образием, объективным релятивизмом, открытостью для анализа, подтверждения, опровержения и дальнейшей проверки в самом процессе жизни человека и человечества. Поэтому долженствование естественно для человека вообще, поскольку человек — существо общественное, живущее среди людей, не считаться с которыми он объективно не может.

Долг и ответственность — основы совместного бытия и деятельно­сти человека и общества. В отсутствие долженствования невозможны были бы человеческие отношения и совместная деятельность людей. Поэтому, видимо, уместно сказать, что долг и ответственность — это тот фундамент, на котором только и возможно построение общества, а отношение к долгу и ответственности является значимой характе­ристикой личности, показателем ее социальной зрелости. В любой сфере деятельности человека долг и ответственность становятся базовым условием достижения положительных социально значимых результатов.

Практически каждая профессия, сформировавшая и кодифи­цировавшая собственную профессионально-этическую систему, осмысливает одновременно с этим и содержание профессионального долга и ответственности специалиста, профессиональной группы, профессии в целом. В этом отношении социальная работа не является исключением. Как официально признанный вид профессиональной деятельности, она не достигла пока полного расцвета; отчасти поэто­му и ее профессионально-этическая система пока еще не достигла завершенности.

Профессионально-этическое учение социальной работы находится пока еще в стадии разработки; то же самое можно сказать и о его центральной части — деонтологии. Целый ряд вопросов требует более глубокой и тщательной проработки. В частности, необходимым пред­ставляется более подробное исследование влияния типа личности специалиста на долженствование, уточнение содержания категорий и понятий, содержание долга и ответственности специалиста. Вместе с тем предлагаемое пособие может облегчить специалистам и будущим специалистам осознание содержания и пределов профессионального долга и ответственности.

Деонтология социальной работы как учение о долге специалиста, обосновывая и формируя представления об объективно необходимых поступках, действиях и отношениях специалиста, способствует тому, что эффективность социальной работы повышается, а деятельность конкретных специалистов и их коллективов приобретает более нормативный и упорядоченный характер. Вместе с тем деонтология социальной работы является частью общего философского учения о долге; между долгом специалиста как работника социальной службы или иного учреждения и его общественным и гражданским долгом нет непримиримых противоречий. Поэтому деонтология социальной работы способствует формированию специалиста в области социаль­ной работы как гражданина, социально зрелой личности, ответствен­но относящейся к своим обязанностям члена общества.

Внешняя заданность долга как необходимости в определенном поведении, действиях, деятельности не снимает проблему выбора специалистом поведения в целом и в конкретной ситуации. Профес­сиональный долг специалиста отражает те требования, которые обще­ство, профессия, трудовой коллектив социальной службы, клиенты и он сам предъявляют к его поведению, отношениям и действиям. Долг специалиста представляет для него моральную необходимость действия. Действовать в соответствии с требованиями профессио­нальной этики означает выполнять свой долг. С другой стороны, выполнить свой профессиональный долг — значит поступить в со­ответствии с требованиями профессиональной этики.

Долг специалиста включает в себя необходимость получения социально значимого конечного результата деятельности, т.е. то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность как представитель профессии. Поэтому для специалиста важно не столько запомнить содержание изложенных в пособии подходов к решению деонтологических проблем и разрешению конфликтов, сколько получить навыки деонтологического анализа этих проблем и конфликтов и выработки решений на основе усвоения основных деонтологических принципов, понимания сущности долга и ответ­ственности.

Одна из практических задач деонтологии состоит в том, чтобы со­действовать осуществлению идеи долженствования и ответственности в практике социальной работы. Это представляет особую важность, так как чем более глубоким становится осознание специалистом своего долга и ответственности, тем в большей степени он регули­рует свою деятельность не на основе внешних факторов, а на основе собственных этико-аксиологических предпочтений и приоритетов. Чем более высокий ранг в иерархии ценностей специалиста имеют долг и ответственность, чем в большей степени подверглись интерио-ризации принципы деонтологии, тем более высокую социальную и профессиональную ценность имеет его должное поведение.

Поэтому каждый специалист несет ответственность не только за исполнение своего долга в условиях, когда положительные профес­сиональные и социальные последствия этого не вызывают сомнения, но и за то, чтобы оставаться верным своему долгу даже тогда, когда положительный результат неочевиден. Это становится возможным, если социальный работник работает над собой, стремясь постичь не только и не столько формальные аспекты долженствования, сколько его смысл и социальную и профессиональную значимость.

Одна из задач деонтологии состоит в том, чтобы превратить идеи и принципы теории долга в повседневный образ жизни и деятельности, создать личности условия для должного и ответственного отношения к деятельности. Становление человека как личности неразрывно свя­зано с долженствованием и развитым чувством ответственности за себя и за свое окружение, за порученное дело, за общество в целом. Долженствование как отражение сущности человека связано с прин­ципами самосохранения и воспроизводства человеком самого себя. В этом смысле уровень готовности личности к выполнению своего долга и ответственности, даже если они не связаны с соображения­ми рациональности, представляет собой индикатор жизненных сил человека и общества, показатель его стабильности и целостности. Соответственно, повышение или понижение этого уровня может рассматриваться как показатель благополучия или неблагополучия общества или профессии.

В сфере долженствования и взаимной ответственности может и должно происходить объединение усилий индивида и общества в гуманизации общественных отношений. Деонтология социальной работы в действительности является интеллектуальной, моральной и социальной силой. Она имеет все основания стать для социального работника методологической, идейной и ценностной базой, не пре­тендуя при этом на роль некоего окончательного рецептурного ми­ровоззрения. Вместе с тем деонтология учит искусству объединения общественных и личных интересов.

Деонтологию, несмотря на ее значимость для этической теории и жизнедеятельности личности, нельзя пока считать учением, полно­стью получившим завершенный вид. Многие научные и практические проблемы еще только предстоит решить. В этом смысле развитие деонтологии социальной работы может оказаться определенным вкладом в развитие деонтологии вообще. Глубокая проработка кате­горий и понятий, раскрытие механизма долженствования, должной мотивации может не только способствовать формированию должного поведения специалиста и повышению уровня его ответственности за результаты своей деятельности, но и содействовать решению научных проблем и целого ряда практических проблем социальной работы и общества.

В настоящее время в российском обществе можно наблюдать смену поведенческих стереотипов. Исследователи уделяют внимание и ценностному конфликту, отражающему перемены, происходящие в экономической и социальной жизни нашей страны. Это свиде­тельствует о необходимости радикальной моральной модернизации российского общества, в том числе его духовной сферы. Усвоение членами общества в довольно вульгарном варианте постмодернист­ской идеи освобождения от долга и ответственности не может не оказать влияния на теорию и практику социальной работы, привнося в них элементы не столько толерантности, сколько безразличия к че­ловеку. В этой связи развитие деонтологии и деонтологии социальной работы, выявление ею и объяснение противоречий между сущим и должным, между общим и частным и формулирование предложений по их разрешению может стать одним из факторов, обусловливающих развитие социальной работы, человека и общества.

Основной стратегической целью развития общества на ближай­шие годы провозглашено преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в ми­ровом сообществе как великой державы; восстановление позиций в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и эконо­мики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. Достижение этой цели не представля­ется возможным без должного отношения каждого члена общества к своей деятельности, в том числе профессиональной. Использование потенциала деонтологии и профессионального долга для расширения возможностей социальной работы может существенно повысить ее эффективность и укрепить место и роль в обществе.

 

 


[1] Здесь и далее в данной главе использованы: История этических учений / под ред. А.А.Гусейнова. — М.: Гардарики, 2003; Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: Мысль, 1987; Разин А. В. Этика: история и теория. — М.: Академический проект, 2002; Иванов В. Г. История этики Средних веков. — СПб.: Изд-во «Лань», 2002; а также работы античных, средневековых и современных философов.

! Под легальностью поступка И. Кант понимал выполнение этого поступка в силу соподчиненное, под влиянием предъявляемых к человеку внешних требований.

[3] См.: Аристотель. Большая этика. Сочинения: в 4 т. Т. 4 / общ. ред. А. И.До-ватура. — М.: Мысль, 1983; Никомахова этика. Сочинения: в 4 т. Т. 4 / общ. ред. А.И.Доватура. - М.: Мысль, 1983.

[4] См.: Цицерон Марк Туллий. Об обязанностях. — М.: ООО ACT, 2003.

[5] Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. — М.: Знание, 1985.

[6] Союз «и» является соединительным, а соединять можно лишь то, что существует по отдельности. Например), нелепым было бы выражение: «Человек и его сердце», — поскольку сердце — орган человеческого организма; в естественных условиях ни сердце без человека, ни человек без сердца существовать не могут. Деонтология — «сердце» этики, поэтому раздельно этика и деонтология не существуют.

[7] См.: Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Восемь смертных грехов циви­лизованного человечества. [Электронный ресурс] - URL: http://ihtika.net/qwe/Iff/ filein/362702.html.

[8] Замараева 3. П Система социальной защиты: особенности институционально­го анализа // Социальная жизнь России: теории и практики. — М.: Союз, 2005. — С. 79-81.

[9] См. подр.: Зиновьев Л. Психическая атака на русский характер. [Электронный ресурс] — URL: http://www.ihtika.net.

[10] См.: Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. — Гл. 2, 3. [Электронный ресурс] — URL: htlp:// www.nietsche.ru.

' См.: Апресян Р. Г. Идеи морали и основные нормативно-этические программы // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. — М.: Ин-т философии РАН, 1995. - С. 208.

[11] См.: Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. — ML: ТОО «Транспорт», 1995. — С. 38.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.