Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Ребусы. Занимательные головоломки.





Цель: научиться разгадывать ребусы и головоломки по русскому языку.

Ход занятия

1.Разминка: Логогриф – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, так же, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа


Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
(золото – болото)

Целой группой, не вдвоём
Вместе песни мы поём.
Но как только «р» смягчите,
Меня в зверя превратите.
(хор – хорь)

Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.
(лист – аист)


2.Новая тема. Работа по презентации «Ребусы и занимательные головоломки по русскому языку»

1)Ребус(от лат. rebus, буквально 'вещами, предметами; при помощи вещей, предметов') – способ передачи слова или фразы в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками. Сейчас мы воспринимаем ребус лишь как головоломку, скрашивающую наш досуг. Между тем принцип звукового ребуса играл важную роль в истории развития письма, когда вместо трудно изобразимого с помощью рисунка понятия рисовали схожее по звучанию, но предметно неродственное понятие.



2)Правила разгадывания ребусов

Для разгадывания современных ребусов-головоломок нужно знать некоторые правила:

1. Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже. Например:

Некоторые рисунки можно интерпретировать («прочитать») по-разному. В этом основная сложность разгадывания ребусов. Подбирать нужно подходящее по смыслу чтение. Так, знак 1 в ребусеР 1 Ачитается как «один»: РОДИНА, а в ребусеШ 1 А как «кол»: ШКОЛА.

2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

3. Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами. 4. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать. 5. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.



6. Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.

7. Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево. 8. Если одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается за первой), то возможны чтения с предлогами «за» или «перед».

Головоломки: шарада(франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Нежелательно при этом, чтобы деление слова на части совпадало с морфемным (смысловым) членением, так, выбор слова сеновал с делением на сено и вал для шарады неудачен.


Мой первый слог – бумаг большая стопка.
Японцы из второго гонят водку.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.
(кипарис)

Со стенки светит первый слог,
Наездник мчится на втором,
А третий (кто б подумать мог?)
В славянской азбуке найдём.
А в целом неприятен он,
Его преследует закон.
(браконьер)

Мой первый слог – это предлог,
Согласья знак – второй мой слог,
Мой третий слог – судьбина злая,
Всё вместе – в праздник получаем.
(подарок)


 

3.Закрепление Составление ребусов.Работа в парах. Презентация.



Подведение итогов.

Рефлексия

 

Тема: Спрятанные слова (Глагол). Путешествие по галактике.

Цель: закрепить навык правильного написания глаголов, сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов; развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память;

Ход урока:

Орг. Момент.

Ребята , отгадайте загадку: Рассыпался горох на тысячу дорог (звездное небо)

Каждый раз, выходя на улицу вечером, мы устремляем свой взгляд на звезды. Сколько интересного они хранят. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далеким планетам.

Мы совершим путешествие по Солнечной Системе. Во время путешествия ученые ведут записи, наблюдают, запоминают. Мы начинаем вести записи в космическом журнале.

Запишите дату путешествия.

Работа со словарными словами.

Космонавт, космос, конструктор, пятьдесят, ракета, полетит, корабль.

-Какие слова лишние ? Почему? Что их связывает?

Работа над изученным материалом.

_ Какие морфологические признаки вы можете рассказать о слове светит ?

1).Во время путешествия, нам надо защитить себя от воздействия вредных космических излучений. И поможет нам скафандр.

Запись предложения и разбор.

Началом пилотируемой космонавтики стал полёт советского космонавта Юрия Гагарина.

2). Перед нами ближайшая к Солнечной Системе планета—Меркурий.

Жара нестерпима! Изжарит котлету!

Дописать глаголы с противоположным значением. Объясните смысл пословиц.

  • Как аукнется, так и …
  • Человек от лени болеет, а от труда…
  • Труд кормит, а лень…
  • Трус погибает, а храбрый …

3). Что же , дружок,

В жизни много дорог.

Летим на Венеру

хоть путь наш далек.

Найди ошибки в правописании безударных личных окончаний глаголов.

  • не знает безделья, ты встречаишь,
  • мы роняим, ты слышешь,
  • небо яснеет, он торопит,
  • мы приносим, он спорет.

4). Планета Земля - родимый наш дом!

Заменить глаголы2л мн.ч. глаголами 2л ед.ч.

Узкой тропинкой вы выходите к роще. Потом проходите через глубокий овраг, перепрыгиваете через узкий ручей. Вы слушаете пение птиц, лежите в мягкой траве и отдыхаете.

5). А вот планета похожа на таинственный красный глаз- это Марс.

Списать текст, первый вариант (находит глаголы lспряжения), второй (глаголы ll спр)

Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов.
Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции.

6). Дальше и дальше летим мы от Солнца, Юпитер нас встретил светом в оконце. Юпитер – царь планет.

Спишите глагол, определите спряжение. 1ряд-в 3м л., ед. ч.,2р-2л мн. ч., 3р- 2л ед .ч.

Учить, рисовать, сеять, пилить, думать, брить, говорить, смотреть, просить, гасить.

 

Работа по тетради

 

7). Перед нами планета –Сатурн. Кольца , которого состоят из миллионов ледяных шариков. Самые далекие Уран и Нептун

Итог. Рефлексия

Вот и подошло к концу наше путешествие по Солнечной Системе.

Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?

Чтобы грамотно написать окончания глаголов, что мы должны у них определить?

 

Тема: Универсальные заменители – местоимения.

Цели: сформировать общее понятие о местоимении; познакомить с ролью местоимений в речи; на основе характеристики местоимений определить отличие их от других частей речи, формировать умение распознать их в тексте, правильно употреблять; обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Планируемые результаты урока:

- предметные:научатся: распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять;заменять имена существительные местоимениями, изменять местоимения по числам и падежам;

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Мотивация к учебной деятельности Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. Слова: огород, овощи, агроном, борозда, овёс. - Как связаны слова данной группы? - Есть ли среди этих слов незнакомое вам слово? - Объясните значение каждого слова. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю. - Спишите слова, поставьте ударение, постарайтесь найти проверочные слова. - Почему не нашли? (Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова) Мобилизуют внимание. Отвечают на вопросы учителя. (Эти слова относятся к сельскому хозяйству) Объясняют значения слов, пользуются толковым словарём, узнают значение слова: агроном – специалист по агрономии; агрономия – комплекс наук о возделывании сельскохозяйственных культур. Списывают слова, ставят ударение. Запоминают написание этих слов.
II.Актуализация знаний - А какие уже знакомые словарные слова этой тематики вы могли бы добавить? Запишите эти слова. Слова с пропущенными орфограммами. Трактор, комбайн, пшеница, помидоры, огурцы, картофель, морковь, колхоз. - Проверьте написание по слайду. - Составьте и запишите предложение со словарными словами. - Прочтите предложения, которые составили, проверьте орфограммы. Учащиеся называют слова. Записывают слова в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы. Проверяют написанное по слайду.   Составляют и записывают предложения с однородными членами предложения. Читают составленные предложения, проверяют орфограммы и пунктуацию.
III.Формулирование темы урока, постановка учебной цели.     Активизирует учащихся, организует постановку учебной задачи, создаёт мотивацию для дальнейшей работы. - Отгадайте загадки, вставьте недостающие слова. Утром так заведено -Разомкнешь ресницы, И к тебе идет (оно )Розовой Жар – птицей, А стемнеет – ( он )придет: Тоненький, смущенный. Он на цыпочках войдет Долькою лимонной. Срок прошел – плывет (она) В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… Солнце - оно Месяц - он Луна - она - Как называются эти слова? - Почему эти слова называются местоимениями? ( Употребляются вместо имени существительного) - Прочитайте определение этого понятия на слайде. Определение местоимения как части речи. - Сделайте предположение о теме нашего урока. - Что вы знаете о местоимении? ( Они не называют предмет, а только указывают на него) - Сегодня на уроке вам предстоит расширить свои знания об этой части речи. Отгадывают загадки, подбирают недостающие местоимения. Работают в тетради.     Формулируют определение местоимения.   Делают предположения о цели и теме урока.   Читают и отвечают на вопросы.
IV.Открытие нового знания Физкульт-минутка V. Первичное закрепление В мире интересного Слово "местоимение"заимствовано из старославянского языка. В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо"+ "имени"с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в"отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.   - Прочитай стихотворение в учебнике (упражнение № 17 на странице 13.) - На какие вопросы отвечают выделенные слова? - Какие из них указывают на предмет? - На что указывают другие местоимения? ( На признаки предметов) - Спиши в тетрадь первое четверостишие. Я заменить могу любые части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать. Как названье дать словам? - Какие части речи могут заменять местоимения? Местоимения занимают в речи место имен существительных, прилагательных и числительных   Читают текст на слайде.     Работают с учебником, читают текст, отвечают на вопросы.   Отвечают на вопросы учителя. Применяют полученные ранее знания.   Работают в тетради.     Читают текст на слайде и в учебнике, запоминают новые сведения о местоимении. Отвечают на вопросы, делая предположения.   Рассматривают таблицу на слайде. Запоминают новую информацию. Читают предложения в учебнике. Отвечают на вопросы, анализируют признаки частей речи, приводят доказательство и делают выводы.
VI.Контролирующее задание     VII. Рефлексия учебной деятельности Организует работу по дифференцированным группам (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями). Задание “Редактор”   - Какое задание вам надо выполнить? (Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.) - Прочитай, какой рассказ у вас получился. - Вместо каких существительных используются местоимения? - Вот и кончился урок, он пошёл, наверно, впрок. Подумай и ответь: -Какую тему мы изучили на уроке? -Что нового вы узнали о местоимении? - Какова особенность этой части речи? -Какие задания были особенно интересными? -Что было трудным на уроке? Определяют учебную задачу. Выполняют задание в тетради. Читают получившийся текст, контролируют свою работу. Отвечают на вопросы анкеты. Оценивают свою работу на уроке. Формулируют понятие о местоимении. (Вывод:Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.