Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Волшебное Имя существительное





Программа факультативного курса

по теме "Занимательная грамматика"

 

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

 

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:



• способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

• совершенствование общего языкового развития учащихся;

• способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

• способствовать развитию смекалки и сообразительности.

• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.



 

 

В каждом занятии прослеживаются три части:

• игровая;

• теоретическая;

• практическая.

 

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Всего 34 часа в год.

 

Использованная литература:

 

1. В.К.Павленко, Г.В.Клыпа. Русский язык. Занимательная грамматика. Алматыкытап,2014.

2. Н. П. Сеременко. Русский язык. Организация коллективных учебных занятий по индивидуальным образовательным предметам. Кокшетау, 2010

3. Э.Н.Петлякова, С.Н.Подгорная. Орфографические шпаргалки. Как научить школьника правильно говорить и писать. 2005

4. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Безударные личные окончание глаголов. Москва,2003

5. Т. Г. Рик: «Здравствуй, дядюшка Глагол!», «Доброе утро, Имя прилагательное!», «Здравствуй, Имя существительное!» Москва, 1999 г

6. О. А. Ефремушкина. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов-на-Дону,2006

 

Умники и умницы

Решите следующие метаграммы.

а) Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

А к на ц перемени

Я по болоту зашагаю.

б) С п я в доме, с в я в поле,

С м я в море, сг – в футболе,

С к вбивают, с т взрывают,

С д долину называют.

в) С б мучительной бываю,

С м одежду пожираю,

С р актёру я нужна,

С с для повара важна.

г) Нет никакого тут секрета.

Совсем загадка несложна:

Я с у далекая планета,

А с и я в Азии страна.

д) Я цвет одинаковый часто имею:

И с г зеленею, и с к зеленею.

Но ск вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить.

Метаграмма – загадка, по условиям которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.



а) капля – цапля

б) пол – вол – мол – гол – кол – тол – дол

в) боль – моль – роль – соль

г) Уран – Иран

д) лук – луг

5. Определите перевертыши. Укажите, какие они – буквенные или звуковые.

а) Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю.
Когда с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.

б) Прочитайте слово, потом произнесите звуки в обратном порядке – полyчите звуковой перевертыш: из слова лай – название лодки, из слова шёл – неправду.

в) · ловит мышей – течет по проводам

• неглубокая пещера – купля-продажа

• место, где растут овощи – по высокой цене

• растение или ткань – число

• отверстие, лаз – большой мешок

• приказать (попросить), чтобы текла какая-то жидкость – хвойное дерево

Палиндрoм – слово или фраза, одинаково читающиеся слева направо и справа налево.

г) Определите слова-палиндромы.

• указательное местоимение

• шум от ударов ног при ходьбе, беге

• небольшая часть вещества, принявшая округлую форму (небольшой ком)

а) топор – ропот (буквенный перевертыш – анаграмма)

б) лай – ял, шёл – ложь (звуковые перевертыши)

в) кот – ток, грот – торг, огород – дорого (буквенные перевертыши); лён – ноль, люк – куль, лей – ель (звуковые перевёртыши)

г) тот, топот, комок

6. Различайте е и э.

Под каждым номером помещены определения двух слов: одно из них начинается на э, другое – на е. Запишите в табличку соответствующие слова, имея в виду, что сумма букв каждой пары слов – 12.

1) Пища или ее прием. – Короткое сатирическое стихотворение.

2) Небольшой зверек с ценным мехом. – Механизированное сооружение для хранения зерна.

3) Непоседа. – Составная часть чего-либо.

4) Еловый лес. – Художественное произведение.

5) Самая низкая школьная отметка. – Стекловидная масса, которой покрывают металлические предметы.

6) Житель Европы. – Вид упражнения в музыке, шахматной игре.

7) Знаменитая целебная минеральная вода. – Указательное слово.

8) Цельность, общность, сплоченность. – Ряд помещений в большом доме, расположенных на одной высоте.

9) Яйцекладущее млекопитающее, покрытое иглами. – Случай из жизни, отдельное событие, происшествие.

10) Всадник. – Воображаемый круг, делящий земной шар на Северное и Южное полушария.

11) Слово-союз, обычно обозначающее условие. – Предмет, который демонстрируется на выставке, в музее.

12) Хвойное дерево. – Коллективная поездка или прогулка с целью ознакомления с чем-либо.

 

7. Есть ли твердые согласные звуки в данной скороговорке? Объясните.

Летели лебеди с лебедятами.

8. Есть ли мягкие согласные звуки в следующих словах? Объясните.

машина, шёлк, ложиться, браться, рожь, пустошь, сцена, антенна, скучно

9. Объясните, почему в данной пословице только 4 мягких согласных звука. Не трудиться, так и хлеба не добиться.

7. Только согласный [т] в слове лебедятами. Согласный [с] смягчается под влиянием последующего мягкого [л'].

8. Нет, так как [ш], [ж], [ц] всегда твердые, ться произносится как [цца], в словеантенна буквосочетание те произносится как [тэ], а чн в слове скучно – как [шн].

9. Потому что ться произносится как [цца], а так и – как [такы].

Задание на дом.

1. Установите этимологию терминов фонетика, графика. Подберите к ним родственные слова, составьте с ними словосочетания, использующиеся при изучении русского языка.

2. Как произносится слово фонетика: [н] – твердый или мягкий?

 

Слова-перевертыши

 

Цели:1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.Познакомить с особыми филологическими загадками – метаграммами, логогрифами, перевёртышами.

3. Способствовать развитию творчества у учащихся.

 

Ход занятия

1.Сообщение темы занятия

- Сегодня мы познакомимся с играми-загадками со словами, узнаем, как могут преобразовываться слова. Все слова связаны друг с другом. Мы уже познакомились с шарадами, а сегодня узнаем другие загадки: логогрифы, метаграммы, перевёртыши.

 

2. Основная часть.

Логограф- это такое слово, которое на одну или две буквы меньше, чем другое слово. Например: треска-треск, жмот-мот, луза-блуза.

- Попробуйте подобрать такие слова.

- Отгадайте логографы.

1) Без «м» вся дугообразная

И украшаю зданья разные.

А с «м», хоть верьте, хоть не верьте,

Я лишь картинка на конверте.

(Арка-марка)

2) Без «б» я у мужчин на лице,

И нет тогда мужчины красивее,

А «б»прибавь , в начале, не в конце,-

И я уже у женщины на шее.

(Усы-бусы)

3) Я магазин просторный и огромный,

На мне лежит величия печать.

«Г» отними – я стану очень скромный

И буду просто звёзды изучать.

(Гастроном-астроном)

Метаграммы– слова, которые отличаются друг от друга одной буквой. Например: мышка- пышка, речка-печка.

- Отгадайте метаграммы.

1) С буквой «в» пасусь я на лугу,

Травками питаюсь почём зря,

А вот с буквой «н» я стать могу

Головным убором для царя.

( короВа- короНа)

2) С «в» я вою на луну,

С «п» шагаю на войну.

( волк- полк)

3) С «в» - лечу от всех болезней

И даю лекарство всем.

С «г» я птица- нет полезней,

Хоть и чёрный я совсем.

( врач-грач)

Слова – перевёртыши – если слово читается справа налево, то получим другое слово с другим значением. Например: тропа-апорт, Рим-мир.

- Отгадайте слова-перевёртыши.

1) Древесина моя, как броня.

Если ж справа меня прочитаешь,

То шесть граней найдёшь у меня,

Если правильно их сосчитаешь.

( бук- куб)

2) Я то, что иногда приходит ночью,

И то, чего не видишь до конца.

А ежели перевернёшь, воочью

Я стану частью твоего лица.

(сон- нос)

3) Об меня разбиваются волны, звеня,

Про меня помнит каждый салага.

Если ж справа налево прочтёшь ты меня,

Стану я украшением флага.

( брег- герб)

3. Работа в группах

Сочинить подобные слова

4.Рефлексия

- Что было самым интересным?

- О чём вы сегодня узнали ?

- Кому вы загадаете сегодня загадки?

 

 

СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ,загадки, построенные на материале слов. В отличие от разного рода словесных игр, головоломки предназначены для индивидуального разгадывания.Словесные головоломки бывают разных типов.

Анаграмма(греч. ) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами. В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Рассмотрим некоторые возможные варианты.

Самый простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову, например:

Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.
(Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)

Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, к которой оно относится. Чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы:

Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала.
(Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)

Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов:

Переставив буквы в слове, превратите
старинное средство передвижения в самое современное;
вкусную булочку в лодку;
грызуна в породистую лошадь;
еловый лес в металл;
материю в геометрическое тело.
(Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)

Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь, я летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь – и я
Стану частью корабля.
(комар – корма)

Я река с известными мостами,
Город есть на мне – музеев тьма.
Стоит буквы поменять местами –
В дивный город превращусь сама.
(Нева – Вена)

Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
(кабан – банка)

Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт – трос. Способы загадывания – те же:

Прочитав слово справа налево, превратите
дерево в геометрическое тело;
измерение времени в породистую собаку;
взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;
дорожку в сорт яблок;
недовольный гул голосов в инструмент для рубки.
(Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)

От солнца, ветра и дождя
Тебя всегда укрою я.
Наоборот меня прочтёшь –
В горах Армении найдёшь.
(навес – Севан)

Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой. Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота, типография = пята + риф + иго.

Такие равенства находить совсем несложно: большинство не самых коротких слов можно разложить на два-три. Многие слова можно «разложить» разными способами, например: красота = акт + роса = ток + раса = сок + тара; распорядок = кора + спор + яд = пора + срок + яд = пора + сок + ряд (ярд) = оспа + ряд + рок = ряса + прок + до = покос + дар + яр.

Метаграммы– это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

Цепочки слов. Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку: мышка  мошка кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гон – год);
кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;
место – месть – масть – пасть – паста – парта;
зуб – куб – кум – ком – кот – рот;
душа – суша – сушь –суть – сеть – сень – сено – село – тело;
дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.)

Известная задача такого рода – «сделать из мухи слона».

Много из одного.Можно из одного слова получать разные слова, заменяя в исходном слове лишь одну букву. Конечно, больше слов получится, если брать небольшое односложное или двусложное слово, например: сор – бор, вор, жор, мор, тор, хор; сыр, сэр; сок, сом, сон, соя.

Метаграммы можно загадывать в стихах:
Я символ власти, нужный королю.
Но если «н» на «в» сменить –
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.
(корона – корова)

Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «в» на «б» сменить.
(винт – бинт)

Я монархом был в России.
«Ц» на «л» смени скорей –
Будет ящик, где хранили
Раньше множество вещей.
(царь – ларь)

Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
(золото – болото)

Целой группой, не вдвоём
Вместе песни мы поём.
Но как только «р» смягчите,
Меня в зверя превратите.
(хор – хорь)

Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.
(лист – аист)

Логогриф(греч. 'слово' и 'загадка') – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, так же, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова рот,добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост, а из слова сон – соня, стон, слон, сонм.

Логогрифы можно загадывать в стихотворной форме:

Я ласковый домашний зверь,
Обычно крепко сплю с утра.
Добавьте в слово р теперь –
И под землёй моя нора.
(кот – крот)

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберём,
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый.
(гроза – роза)

Я не царь, не фараон,
Но державу возглавляю.
А без первой буквы о
Стиль пловца обозначаю.
(король – кроль)

Могу я быть копчёной и варёной,
Со мною можно сделать бутерброд.
Но превращусь в сосуд лабораторный,
Коль слог последний кто-то уберёт.
(колбаса – колба)

Словесная пирамида –это нечто среднее между анаграммой и логогрифом. В основании пирамиды – какое-нибудь длинное слово, следующее состоит из тех же самых букв, кроме одной, дальше еще на одну букву меньше и т.д. Например: доплата – лопата – толпа – плот – пот; акробат – работа – табор – брат – бра – ар.

Палиндром(греч. 'назад' и 'бег') – такой текст, который читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известнейших примеров – А роза упала на лапу Азора. Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.

Палиндромы известны уже свыше двух тысяч лет, они встречаются практически во всех языках с письменностью. Один из известных средневековых латинских палиндромов – In girum imus nocte et consumimur igni 'Ночью идем в хоровод и нас пожирает огонь' (Это предложение – загадка, разгадка которой – «Мухи»). А вот палиндром на английском: Was it a cat I saw? 'Это кота я видел?'

В русском языке палиндромы появились в 17 в., отдельные палиндромные строки встречались в русской литературе с 18 в. Хорошо известно державинское «Я иду с мечем судия». Однако специалисты ведут отсчет с 1913 – времени написания Велимиром Хлебниковым своего первого палиндромного стихотворения Перевертень. С тех пор занимались сочинением палиндромных стихов многие поэты, ими разработана теория палиндрома и классификация типов палиндромов.

Многие сочиненные кем-то палиндромные строчки передаются из уст в уста, кочуют из книжки в книжку, словом, становятся фольклором. Вот несколько примеров: Коту тащат уток. Ишаку казак сена нес, казаку каши. Удавы рвали лавры в аду. А буду я у дуба. Торт с кофе не фокстрот. А вот более длинный палиндром, составленный московскими лингвистами Д.Н. и А.Д.Шмелевыми: На вид ангел, на виадук Алеша шел. А куда Иван? Лег на диван.

Особой разновидностью шарад является тип головоломок, называемый «Почему не говорят...?». Подбирается слово, которое можно разделить на части таким образом, чтобы получилось грамматически правильное словосочетание или предложение, например: новосёл нов осёл. Затем каждое из входящих в получившееся словосочетание слов заменяют на другое, имеющее такие же грамматические характеристики и ассоциирующееся с исходным по смыслу (синоним, антоним и т. п.), например: новстар, осёлишак. Загадка готова. Предлагается она в такой форме: Почему не говорят «стар ишак»? Ответ: Потому что говорят «новосёл». Примеры подобных шарад:

Почему не говорят:

волшебник да ты? (магия)
потолок сарая? (половина)
ел, вертясь? (пилюля)
стегала она? (поролон)
четыре пса ведь? (трикотаж)
после шахмат? (долото)

К шарадам примыкает тип головоломок, которые условно можно назвать «два в одном»: к данному слову предлагается добавить еще одно слово так, чтобы в целом тоже получилось слово, например: пол...  полоса, бар...  барсук,... окно  волокно,... мель  карамель. Для этой разновидности шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.

В некоторых случаях можно для целой группы слов подобрать еще одно слово так, чтобы оно, будучи поставлено впереди или позади каждого слова из группы, образовывало бы вместе с ним новое слово, например:

Слово в словах– так можно назвать целую серию головоломок, суть которых состоит в том, что слово (обычно существительное в именительном падеже) «спрятано» в других словах. Выделяется несколько разновидностей этой серии.

Начала и концы.Предлагается найти такое слово, которое бы также служило концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова для букв, стоящих сзади, например:

т.е. получаем три слова: лук, каблук, лукошко;

Слово может быть «спрятано» в середине другого слова. Обычно предлагается отыскать несколько слов, в которых «прячется» одно и то же слово. Например, слово рот можно обнаружить в таких словах, как крот, грот, рота, дротик, ворота, ротмистр, сирота и т.п.

Слово может «прятаться» и на стыке других слов. Составляется текст, в котором начало искомого слова совпадает с концом одного слова текста, а конец – с началом следующего слова, например, в предложении Угол, овал, круг – это геометрические фигуры можно обнаружить слово голова. Для зашифровки слова может быть задействовано и более, чем два слова, например, слово Португалияможно разместить в четырех словах: Завтра в аэропорт, у Гали я долго не задержусь.

Еще один способ «спрятать» одно слово в другом – это найти такое слово, в котором буквы другого, более короткого, слова расположены в нужном порядке, но с возможной перебивкой другими буквами. В качестве задачки обычно предлагают отыскать несколько слов с одним и тем же заданным «спрятанным» словом. Например, слово крот можно найти в таких словах, как курорт, крокет, красота, крепость, скорость, фокстрот, куропатка, краткость, электроплита.

Каламбур(от франц. calembour) – игра слов; шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Часто эти слова по-разному записываются.

Каламбуры широко используются писателями и поэтами, напр.:

Вы, щенки, за мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите же, не болтайте,
А не то поколочу.
(А.Пушкин)

Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем.
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы.
(С.Шевцов)

Однажды кот подкрался к попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, попугаю...»
Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!»
Что серый кот, здесь убежала б рысь!
(Я.Козловский)

На каламбурах построены многие загадки-шутки:

Почему человек ходит, а черепаха ползает?
(По земле.)

Зачем охотник носит ружье?
(За плечами.)

У кого голова дорог ?
(У коровы.)

Когда платья бывают из травы?
(Когда они измяты.)

Когда человек бывает деревом?
(Когда он со сна.)

Три теленка. Сколько будет ног?
(Сколько теленка ни три – у него будет четыре ноги.)

См. также КАЛАМБУР.

Кроссворд(от англ. cross-word) – игра-задача, в которой фигуру, состоящую из рядов пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова с заданными значениями. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем – по вертикали.

Разновидностью кроссворда является скандинавский кроссворд, или сканворд. В нем значения слов задаются внутри самой фигуры, поэтому используются не подробные описания, а слова или краткие словосочетания, ассоциативно связанные с искомыми словами. В отличие от традиционного кроссворда, поле сканворда более плотно покрыто клетками, которые требуется заполнить буквами.

Чайнворд(от англ. chain 'цепь' и word 'слово') – игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова.

Метаграммы.

Слово, которое получается из данного при замене одной ее буквы на другую, называется метаграммой. Основанную на метаграммах игру цепочки слов придумал Льюис Кэрролл, автор всеми любимой "Алисы в стране чудес". В ней строятся цепочки метаграмм между двумя выбранными словами. Выигрывает тот, чья цепочка короче.

 

Вот простейшая цепочка мама - папа, ее легко составит и первоклашка: мама - лама - лапа - папа. Часто встречаются четырехбуквенные "звери", которые превращаются друг в друга: коза, волк, слон, пони, лиса, барс, конь, гусь, аист, тигр, лось и т. д. Посмотрите, как коза становится волком, лисой или барсом: коза - поза - пола - полк - волк; коза - лоза - луза - лупа - липа - лиса; коза - кора - кара - фара - фарс - барс.

 

Для тренировки можно играть и в более простую игру, соревнуясь в количестве метаграмм для того или иного слова. Так, дом порождает десять метаграмм: ком, лом, ром, сом, том, дым, дог, док, дол, дот, а кочка - целых 13: бочка, дочка, мочка, ночка, почка, точка, качка, кичка, кучка, ковка, колка, корка, кошка.

 

Интересны такие пары крайних слов в цепочке, которые представляют собой какое-нибудь противопоставление. Одна из самых популярных головоломок - сделать из мухи слона. Долгое время считалось, что цель достигается за 16 ходов: муха - мура - тура - тара - кара - каре - кафе - кафр - каюр - каюк - крюк - урюк - урок - срок - сток - стон - слон. Но недавно два любителя словесных развлечений укоротили цепочку в двух ее участках. Один из них на два хода быстрее осуществил переход муха - каюк, а другой, также на два хода, ускорил переход каюк - слон (правда, в обоих случаях были использованы весьма редкие слова, которые найдешь не в любом словаре).

 

Каждый из рекордсменов был уверен, что его достижение невозможно превзойти. Однако нет ничего проще, ведь достаточно сковать две найденные полуцепочки в одну цепь!

Муха - мура - мара (разновидность тумана) - пара - парк - паук - каук (теплая одежда у эскимосов) - каюк - каик (турецкое судно) - клик - клин - клон - слон. Итого, 12 ходов; похоже, на сей раз установлен абсолютный рекорд!

 

Приведем еще несколько интересных находок. Ночь сменяет день за пять ходов, река впадает в море за восемь, а если есть тесто, то через десять ходов будет готова булка. Попробуйте превзойти эти рекорды.

 

Занятны и многократные превращения. В следующей цепочке миг дает нам час, потом год, вскоре возникает век, и в конце концов наступит новая эра. Это удивительное путешествие во времени занимает 17 ходов: миг - маг - май - чай - час - чад - гад - год - гид - вид - вис - вес - век - бек - бок - боа - бра - эра. Но если не ставить промежуточных целей, то переход осуществляется всего за шесть ходов: миг - мир - мор - бор - боа - бра - эра.

 

Конечно, устраивать состязания, у кого цепочка короче, не столь интересно, если заранее не знать, существует ли хоть одна из них. Даже многие короткие слова не имеют метаграмм и, значит, ни в какие цепочки не попадут. Известный ученый М. Гервер предложил более увлекательные правила игры.

 

При каждом ходе по-прежнему появляется лишь одна новая буква, но разрешается также менять порядок букв в слове.

 

Сложность нахождения цепочки метаграмм состоит в преобразовании гласных в согласные и наоборот. Вот почему так долго муха превращалась в слона. На месте двух гласных появились две согласные, а одна согласная сменилась гласной.

 

Автор усовершенствованной игры сделал из мухи слона всего за пять ходов, а коза превратилась в волка за три: муха - хула - луна - лунь - ноль - слон; коза - коса - воск - волк.

 

Вторая цепочка, очевидно, рекордная, так как три новые буквы не могут появиться быстрее, чем за три хода. В классическом превращении муха - слон крайние слова состоят из разных букв, и поэтому можно рассчитывать на цепочку из четырех переходов. Абсолютный рекорд установил Ю. Фокин: муха - хлам - холм - слом - слон, причем по сравнению с цепочкой Гервера здесь исключено числительное ноль.

 

А вот забавная загадка-метаграмма:

С "с" - он качества разряд, (сорт)

С "т" - питательный и сладкий, (торт)

С "б" - участок корабля, (борт)

С "к" - спортивная площадка. (корт)

Существует довольно неожиданная гипотеза, согласно которой для любых двух слов или понятий, даже весьма далеких друг от друга, можно построить цепочку ассоциаций, состоящую не более чем из шести слов.

 

 

 

 

Тема: Волшебное Имя существительное

Цели урока

  1. Обобщение и углубление знаний об именах существительных;
  2. Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.

Ход урока

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.