Организация выполнения курсовой работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
для студентов очной и заочной формы обучения
факультета дошкольного образования
Челябинск, 2015
Методические рекомендации печатаются по решению учебно-методической комиссии факультета дошкольного образования (Протокол №02 от 15.10.2015 года).
Составители:
Кириенко С.Д., к.п.н., доцент кафедры ПиПД
Колосова И.В., к.п.н., доцент кафедры ТиМДО
Рецензент:
Селиверстова И.А., к.п.н., доцент кафедры УДО
В методических рекомендациях изложены требования, предъявляемые к разработке, оформлению и защите курсовых работ, выполняемых студентами по дисциплинам профессионального цикла программ бакалавриата по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».
Материалы составлены в соответствии с требованиями Положения о курсовой работе, утвержденного в Челябинском государственном педагогическом университете.
Общие положения
Курсовая работа – творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной, учебной и методической литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами. Овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.
Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.
Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки выпускной квалификационной работы.
Типичные ошибки, допускаемые при написании курсовой работы:
1. Содержание работы не соответствует плану, не раскрывает предмет и объект исследования. Работа выглядит как бессистемный набор разрозненных фактов, мнений различных ученых, результатов социологических исследований.
2. Формулировка глав (параграфов) не раскрывает содержания исследуемого предмета по избранной теме.
3. Цель исследования не отражает специфику объекта и предмета исследования.
4. Отсутствует анализ нормативно-правовых актов по теме исследования.
5. Аналитический обзор публикаций по теме работы имеет форму аннотированного списка и не отражает уровня исследования проблемы.
6. Конечный результат не отвечает цели исследования, выводы не отражают поставленной задаче.
7. В работе используются без указания источника чужие произведения, идеи и изобретения, что является нарушением авторских прав.
8. Библиографическое описание источников в списке использованной литературы приведено произвольно, без соблюдения требований ГОСТа.
9. Объем и оформление работы не отвечают требованиям; работа выполнена неаккуратно, с грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими ошибками.
Выбор темы курсовой работы
От правильного выбора темы исследования зависит как его конечный результат, так и сам ход проведения исследования.
Тематика курсовых работ доводится до сведения студентов после разработки перечня тем курсовых работ и утверждения на заседании кафедры. Темы курсовых работ обновляются ежегодно в связи с изменившимися социально-экономической ситуацией и изменениями и дополнениями в нормативно-правовых актах.
Студент вправе выбрать тему курсовой работы из числа предложенных преподавателем (кафедрой), либо самостоятельно предложить тему при условии обоснования ее актуальности. Выбор темы оформляется личным заявлением студента (Приложение 1).
Темы курсовых работ и назначение научных руководителей утверждаются заведующим кафедрой после представления заявления и оформляются распоряжением декана факультета. Данные списки вывешиваются для информации на странице кафедры на сайте университета.
Требования к структуре и содержанию курсовой работы
Оптимальный объем курсовой работы составляет 20-40 страниц печатного текста.
Текстовая часть курсовой работы должна содержать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист (Приложение 2).
2. Оглавление (содержание).
3. Введение (включает постановку проблемы, актуальность темы, цель, задачи, гипотеза исследования).
4. Основная часть работы (включает обзор литературы, методы, результаты и их анализ, с краткими и четкими выводами по каждой главе).
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложение (если необходимо, не входит в объем основного содержания курсовой работы).
Титульный лист является первой страницей научной работы и оформляется согласно Приложению 3. Номер страницы на нем не ставится.
Оглавление (содержание) включает в себя перечень структурных элементов работы (с указанием страниц, где они расположены) и обычно состоит из:
- введения;
- основной части, которая состоит из 2 - 3 глав, каждая из которых разделена на 2 - 3 параграфа;
- заключения;
- списка литературы;
- справочно-сопроводительного аппарата (примечания, приложения).
Правила оформления введения
Введение - ответственная часть курсовой работы, поскольку оно ориентирует в дальнейшем раскрытии темы, содержит все необходимые ее характеристики. Введение содержит следующие разделы:
- актуальность и значимость избранной темы для педагогической науки и практики;
- состояние разработанности изучаемой проблемы (с указанием уже имеющейся научно-исследовательской литературы по теме и ее краткой аннотацией);
- объект и предмет исследования;
- цель и задачи исследования;
- гипотеза исследования;
- новизна полученных результатов и практическая значимость;
- общая структура работы.
Одним из основных требований, предъявляемых к курсовой работе, является обоснование актуальности темы исследования.
Актуальность определяется как значимость, важность и приоритетность выбранной темы исследования среди других тем. Она должна подтверждаться положениями, свидетельствующими в пользу научной и практической значимости решения проблем и вопросов, исследуемых в работе. Необходимо объяснить, почему именно эта выбранная тема представляет интерес для студента.
Чтобы сообщить о состоянии разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.
Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Цель исследования – это тот результат, которого нужно достичь в ходе исследования. В соответствии с основной целью в курсовой работе следует выделить несколько задач, решение которых необходимо для достижения значимых результатов исследования.
Методы исследования – основные приемы и способы, которые использовались при проведении исследования.
Далее может идти описание нормативно-эмпирической базы, используемой при проведении исследования.
Во введении может указываться научная новизна полученных результатов. В ней отражается следующее: студент присоединился к уже существующему подходу к решению проблемы; студент предлагает использовать собственную модификацию существующего подхода; студент предлагает использовать свой собственный оригинальный подход.
Полученные по итогам исследования результаты могут иметь теоретическую и (или) практическую значимость, что должно найти отражение во введении.
В конце вводной части необходимо раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень её структурных элементов.
Объем введения составляет до 3 страниц.
Основная часть курсовой работы
Основная часть курсовой работы (объем до 24 страниц) должна состоять из 2-3 глав, которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Названия глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.
Содержание глав
В основной части работы в логической последовательности раскрываются поставленные вопросы. В первом вопросе особое внимание обращается на выделение понятий и категорий, которые рассматриваются в данной теме. Нужно соблюдать логику изложения, используя основные способы изложения - от общего к частному или от частного к общему.
В основной части работы показывается глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление точек зрения или бездоказательная критика отдельных авторов, а стремление к тому, чтобы отстаиваемые или разделяемые студентом суждения были подкреплены теоретическими положениями, фактами и конкретными примерами, основываясь на избранной методологии.
Заключение
Курсовая работа завершается разделом, который называется «Заключение». Заключение должно содержать выводы, обобщенное изложение основных рассмотренных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в курсовой работе. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы.
Выводы в заключении должны строго соотноситься с общей целью и конкретными задачами, обозначенными во введении. Важно доказать, что поставленные задачи решены и цель достигнута. Если проведенное исследование не достигло цели, необходимо отметить насколько автору удалось приблизиться к решению данных задач и имеется ли возможность решить их полностью или частично.
Вывод в заключении не должен представлять собой механического суммирования резюме, содержащихся в конце глав. В заключении должен содержаться общий итог всего исследования, его конечный результат.
Заключение придает работе завершенный характер и оформляется после написания работы. В заключении студент сам оценивает, насколько его работа соответствует заявленной теме по содержанию, какие теоретические и практические проблемы изучены и разрешены, обоснованы ли сделанные выводы. Заключение не должно просто повторять цели и задачи, указанные во введении. Необходимо охарактеризовать решение задач и сформулировать вывод о достижении целей.
Примерный объем заключения составляет 5-10 % от общего объема работы.
Список литературы
После заключения приводится список использованных источников и литературы. При этом под источниками понимается нормативный и практический материал, а под литературой – учебные и научные издания.
Принято источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке (относительно заголовка соответствующей источнику библиографической записи). При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты. Исходя из этого, принят следующий порядок расположения источников:
- нормативные акты;
- учебники, пособия, монографии;
- статьи периодических изданий;
- электронные ресурсы.
В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).
Нормативные акты располагаются в следующем порядке:
- Конституция России;
- федеральные законы;
- указы Президента России;
- постановления Правительства России;
- приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;
- законы субъектов России;
- распоряжения губернаторов;
- распоряжения областных (республиканских) правительств.
В список включаются всеиспользованные при подготовке курсовой работы источники независимо от того, где они опубликованы, а также от того, имеются ли непосредственно в тексте ссылки на них.
В описании статей обязательно указываются названия журнала или собрания законодательства, где опубликованы, год, номер и страница.
Список литературы, как правило, включает в себя 20-30 источников. Желательно использование учебной литературы, которая была издана за последние 5 лет.
Приложение
Приложение представляет собой дополнительные к основному тексту материалы справочного, документального, иллюстративного или другого характера.
Приложения размещаются в конце работы, после списка использованной литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и общий заголовок «Приложение» и его обозначение (арабские цифры).
4. Требования к оформлению курсовой работы
После согласования окончательного варианта курсовой работы с научным руководителем работу распечатывают и переплетают.
Курсовая работа сдается на кафедру в электронном (на флеш-карте или диске) и бумажном виде.
Оформление курсовой работы должно производиться по общим правилам ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
Научно-справочный аппарат оформляется в соответствии с ГОСТами:
– ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25.11.2003 № 332-ст);
– ГОСТ 7.80-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.10.2000 № 253-ст),
- ГОСТ 7.82-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 04.09.2001 № 369-ст).
При дословном использовании материала для подтверждения важной мысли или существенного положения используется цитирование. В этом случае необходима ссылка на источник, откуда приводится цитата, оформленная в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст).
Курсовая работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 с соблюдением следующих требований:
- около 1800 знаков на странице (включая пробелы и знаки препинания);
- текст следует печатать через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, в таблицах – 12, подчеркивание слов и выделение их курсивом не допускается;
- поля страницы: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; левое – 30 мм; правое – 20 мм.;
- названия глав и структурные элементы работы («ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ»), являющиеся заголовками, печатаются прописными буквами;
- названия параграфов (подзаголовки) печатаются строчными буквами (кроме первой прописной);
- заголовки и подзаголовки при печатании текста письменной работы выделяются полужирным шрифтом и печатаются через одинарный интервал;
- абзацный отступ должен соответствовать 1,25 см и быть одинаковым по всей работе;
- нумерация разделов производится арабскими цифрами без точки в конце (например, Глава 1. Формирование игровых умений у детей старшего дошкольного возраста или 1.1.Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста);
- страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами, нумерация должна быть сквозная, по всему тексту работы; номер страницы размещается по центру верхнего поля страницы, без точки;
- титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, однако номер страницы на нем не ставится;
- каждую главу работы следует начинать с новой страницы;
- схемы, таблицы, графики, диаграммы, фотоснимки располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
- иллюстрации (чертежи, графики, схемы, документы, рисунки, снимки) должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией и иметь название; на все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы;
- таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией и иметь название; порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием после слова «Таблица». Заголовок таблицы размещается над таблицей и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится;
- разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице; при этом на другую страницу переносится и шапка таблицы, а также заголовок «Продолжение таблицы»;
- цитирование различных источников в курсовой работе оформляется ссылкой на данный источник с указанием его порядкового номера в списке литературы в квадратных скобках после цитаты; в необходимых случаях в скобках указываются страницы;
- приложение оформляется как продолжение работы; каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок с указанием вверху посредине страницы слова «Приложение» и его обозначения арабскими цифрами.
Требования к лингвистическому оформлению курсовой работы
Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не должны употребляться как излишне пространные и сложно построенные предложения, так и чрезмерно краткие лаконичные фразы, слабо между собой связанные, допускающие двойные толкования.
При написании курсовой работы не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.д. Корректнее использовать местоимение «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме, например:
– изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что …,
– на основе выполненного анализа можно утверждать …,
– проведенные исследования подтвердили…;
– представляется целесообразным отметить;
– установлено, что;
– делается вывод о…;
– следует подчеркнуть, выделить;
– можно сделать вывод о том, что;
– необходимо рассмотреть, изучить, дополнить;
– в работе рассматриваются, анализируются...
При написании курсовой работы необходимо пользоваться языком научного изложения. Здесь могут быть использованы следующие слова и выражения:
для указания на последовательность развития мысли и временную соотнесенность:
– прежде всего, сначала, в первую очередь;
– во- первых, во- вторых и т.д.;
– затем, далее, в заключение, итак, наконец;
– до сих пор, ранее, в предыдущих исследованиях, до настоящего времени;
– в последние годы, десятилетия
для сопоставления и противопоставления:
– однако, в то время как, тем не менее, но, вместе с тем;
– как…, так и…;
– с одной стороны…, с другой стороны, не только…, но и;
– по сравнению, в отличие, в противоположность
для указания на следствие, причинность:
– таким образом, следовательно, итак, в связи с этим;
– отсюда следует, понятно, ясно;
– это позволяет сделать вывод, заключение;
– свидетельствует, говорит, дает возможность;
– в результате
для дополнения и уточнения:
– помимо этого, кроме того, также и, наряду с…, в частности;
– главным образом, особенно, именно
для иллюстрации сказанного:
– например, так;
– проиллюстрируем сказанное следующим примером, приведем пример;
– подтверждением выше сказанного является
для ссылки на предыдущие высказывания, мнения, исследования и т.д.:
– было установлено, рассмотрено, выявлено, проанализировано;
– как говорилось, отмечалось, подчеркивалось;
– аналогичный, подобный, идентичный анализ, результат;
– по мнению Х, как отмечает Х, согласно теории Х…
для введения новой информации:
– рассмотрим следующие случаи, дополнительные примеры;
– перейдем к рассмотрению, анализу, описанию;
– остановимся более детально на…;
– следующим вопросом является…;
– еще одним важнейшим аспектом изучаемой проблемы является…;
для выражения логических связей между частями высказывания:
– как показал анализ, как было сказано выше;
– на основании полученных данных;
– проведенное исследование позволяет сделать вывод;
– резюмируя сказанное;
– дальнейшие перспективы исследования связаны с….
Необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их в тексте курсовой работы было однозначным. Это означает: то или иное понятие, которое разными учеными может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца иметь лишь одно, четко определенное автором курсовой работы значение.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
Организация выполнения курсовой работы
Общее руководство и контроль хода выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины (научный руководитель).
Основными функциями руководителя курсовой работы являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы; допускается проведение дистанционных консультаций с использованием современных информационных технологий;
- оценка в баллах качества выполнения курсовой работы;
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
- контроль хода выполнения курсовой работы.
После получения окончательного варианта курсовой работы научный руководитель составляет письменный отзыв на курсовую работу.
При получении на защите курсовой работы неудовлетворительной оценки студент имеет право защищать курсовую работу повторно. В третий раз для защиты курсовой работы назначается комиссия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|