|
Тема 5: Политическая идеология.
Семинар 1 (2 часа)
1. Либерализм и неолиберализм.
2. Консерватизм и неоконсерватизм.
Основные понятия: либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм.
Темы рефератов:
1. Либерализм в России.
2. Консерватизм в России.
Литература:
1. Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.
2. Баталов Э. Чем дополнить идейный вакуум? – Социс, 1996, №11.
3. Виноградов И. Политические идеи современности. – Социально-политический журнал, 1997, №1.
4. Красильников В. Консерватизм – идеология, прогресс? – Свободная мысль, 1992, №9.
5. Новиков Л., Сиземская И. Либерализм в России. – Общественные науки и современность, 1993, №3.
6. Осипова Е., Соколова Р. Кризис цивилизации и неоконсерватизм. – Общественные науки и современность, 1993, №3.
7. Рормодер Г. Пути либерализма в России. – Полис, 1993, №1.
8. Сокольский С. Консерватизм, либерализм, социализм. – Мировая экономика и международные отношения, 1992, №8.
Семинар 2 (2 часа)
1. Социализм.
2. Анархизм.
Основные понятия: демократический социализм, анархизм.
Темы рефератов:
1. Шведская модель социализма.
2. Анархизм в современной России.
Литература:
1. Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.
2. Блауберг И. Анархизм: что мы о нем знаем? – Вопросы философии, 1990, №3.
3. Барсамов В. Анархистское движение в СССР. – Социально-политические науки, 1991, №10.
4. Бузгалин А. О будущем социализма в России. – Свободная мысль, 1996, №5.
5. Вите О. Социализм и либерализм: возможен ли синтез? – Свободная мысль, 1992, №14.
6. Ганин Г., Жигулева В. Китай устремляется в XXI век. – Свободная мысль, 1996, №5.
7. Гришин И. Шведская модель общественного развития. – Мировая экономика и международные отношения, 1991, №4.
8. Сокольский С. Консерватизм, либерализм, социализм. - Мировая экономика и международные отношения, 1991, №8.
9. Анархисты. – Родина, 1993, №5-6.
10. Алтухов В. Капитализм и социализм. Сколько же вариантов развития? – Свободная мысль, 1993, №12.
11. Сомов С.А. Октябрь 1917 г. через призму событий XX в. – Сомов С.А. Страницы истории России уходящего XX в. – Армавир, 1999, стр. 19-21.
Семинар 3 (3 часа)
1. Фашизм.
2. Движение «Зеленых».
3. Популизм.
Основные понятия:фашизм, экологическая политика, популизм, политический экстремизм.
Темы рефератов:
1. Фашизм в России.
2. Движение «Зеленых» в России.
3. Популизм в современной России.
Литература:
1. Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.
2. Галкин А.О. О фашизме всерьез. - Свободная мысль, 1992, №5.
3. Гурвич В. Русский марш к фашизму. – Кентавр, 1994, №2.
4. Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма. – Общественные науки и современность, 1993, №5.
5. Мельников Д., Черная Л. Преступник №1. Нацистский режим и его фюрер. – Мировая экономика и международные отношения, 1993, №4.
6. Дамье В. Партия «зеленых» в СССР. – Социально-политические науки, 1991, №8.
7. Коптюг В. На пути к устойчивой цивилизации. – Свободная мысль, 1992, №14.
8. Кожин В., Белкин В., Стороженко В. Об экологической политике России. – Свободная мысль, 1993, №4.
9. Дубина А. Что такое популизм? – Политика и время, 1992, №3.
10. Мальео А. Популизм как тормоз демократии. – Общественные науки и современность, 1994, №1.
Тема 6: Основные направления внутренней и внешней политики России на современном этапе.
1. Основные направления внутренней политики России на современном этапе развития.
2. Основные направления внешней политики России на современном этапе развития.
Основные понятия: экономическая, социальная, национальная внешняя политика, политика в области культуры, науки, образования.
Темы рефератов:
1. Альтернативные пути развития российской экономики.
2. О бедности и определении прожиточного минимума.
3. Политика в области культуры, науки и народного образования.
4. Национальная политика России на современном этапе развития.
5. Положение на Северном Кавказе.
Литература:
1. Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.
2. Программа углубления экономических реформ в России. – М., 1992.
3. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
4. Закон об образовании. – М., 1992.
5. Лучкина А. О бедности и определении прожиточного минимума. – Мировая экономика и международные отношения, 1993, №2.
6. Сомов С.А. Страницы истории России уходящего ХХ в. – Армавир, 1999, стр. 4-5, 8-13.
7. Стратегия реформирования экономики России. Вопросы экономики, 1996, №3.
8. Френч Х. (США) Глобальное партнерство для спасения Земли. США, 1996, №1.
9. Ядов В. Россия в мировом пространстве. – Социс, 1996, №3.
10. Сомов С.А. Причины кризиса российской власти. – Власть, 1998, №10
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Тема (раздел)
| Содержание заданий, выносимых на СРС
| Час.
| Учебно-методическое обеспечение
| |
|
|
| Политология как наука и учебная дисциплина.
| Выполнение тестовых заданий.
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013.
Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012.
Лавриненко В.Н. Политология 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. М: Издательство Юрайт. 2013.
| Формирование и развитие политической науки.
| Работа с учебной литературой.
|
| 1. Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013.
2. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012.
3. Лавриненко В.Н. Политология 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. М: Издательство Юрайт. 2013.
| Политика и политическая жизнь.
| Работа с терминами.
Кейс 1
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. http://kafgmu.ru/kejsy
кафедра государственного и муниципального управления ВГБОУ ВПО гражданской защиты МЧС РФ.
| Теория власти и властных отношений.
| Выполнение заданий.
Кейс 2
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. http://kafgmu.ru/kejsy
кафедра государственного и муниципального управления ВГБОУ ВПО гражданской защиты МЧС РФ.
| Политическая система общества
| Выполнение логических заданий. Подготовка реферата.
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. Лавриненко В.Н. Политология 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. М: Издательство Юрайт. 2013.
| Государство как институт политической системы.
| Выполнение логических заданий.
Кейс 3
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. http://kafgmu.ru/kejsy
кафедра государственного и муниципального управления ВГБОУ ВПО гражданской защиты МЧС РФ.
| Политические партии, общественные организации и движения.
| Выполнение логических заданий. Подготовка реферата.
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. Лавриненко В.Н. Политология 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. М: Издательство Юрайт. 2013.
| Субъекты политики.
| Выполнение заданий.
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. Лавриненко В.Н. Политология 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. М: Издательство Юрайт. 2013.
| Политические элиты и политическое лидерство.
| Выполнение заданий.
Кейс 4
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. http://kafgmu.ru/kejsy
кафедра государственного и муниципального управления ВГБОУ ВПО гражданской защиты МЧС РФ.
| Политические отношения и процессы.
| Подготовка реферата.
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. Лавриненко В.Н. Политология 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. М: Издательство Юрайт. 2013.
| Политический процесс в России и странах СНГ.
| Кейс 5
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. http://kafgmu.ru/kejsy
кафедра государственного и муниципального управления ВГБОУ ВПО гражданской защиты МЧС РФ.
| Политическая культура.
| Выполнение заданий.
Творческое задание.
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. Лавриненко В.Н. Политология 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. М: Издательство Юрайт. 2013.
| Политическая идеология.
| Работа с учебной литературой.
|
| Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М: Издательство Юрайт. 2013. Кравченко А.И. Политология.Учебник.-М.:Проспект,2012. Лавриненко В.Н. Политология 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. М: Издательство Юрайт. 2013.
|
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа – это творческая, критическая деятельность студентов по осмыслению изучаемого материала и выработке на этой основе новых знаний, умений и навыков.
Содержание самостоятельной работы определяется в основном структурой учебного процесса в аудиторных и внеаудиторных условиях, опытностью, профессионализмом преподавателей и всего кафедрального коллектива, возможностями, характером будущей специальности, степенью подготовленности и бытовой обстановкой проживания студентов.
Изучение вузовских курсов непосредственно в аудиториях обуславливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать лекции, выступления студентов на семинарах, групповых занятиях, конференциях; продуктивно готовиться к зачетам и экзаменам.
К самостоятельной работе вне аудитории относится: работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление лекционного материала; подготовка к семинарам, лекциям, конференциям, «круглым столам»; участие в проведении социологических исследований и обработке их данных; работа в научных кружках и обществах.
Самым мощным эффективным методическим средством, определяющим образом воздействующим на уровень и качество самостоятельной работы – выступает учебная лекция. Хорошо прочитанная лекция не только дает слушателям большую информацию, она заставляет их думать, активизирует их интерес, развивает творческое мышление. Лекция играет организующую и направленную роль как в учебном процессе, так и в последующей самостоятельной работе обучающихся.
Большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов открывают семинарские занятия. Подготовка к ним является одним из основных элементов самостоятельной работы студентов. Здесь используются все ее формы: конспектирование и реферирование литературы, подготовка докладов, рефератов, самостоятельное решение учебно-исследовательских проблем и т.п. Интенсивность этой работы зависит от форм проведения семинара и форм контроля. Конечно, самыми плодотворными с этой точки зрения являются активные формы семинара: диспуты, диалоги, дискуссии, «пресс-конференции» и «кейсы».
Кейс – технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить обучаемым на первом этапе статданные или оригинальное мнение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». Вопросы: в чем заключается проблема; как государство ее решает; какие способы решения проблемы имеется в мировом политическом пространстве; что вы можете предложить).
На втором этапе обучаемые индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.
Третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на занятиях, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев.
Использование кейс - технологий имеет ряд преимуществ: акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием; преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов; обучаемые получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью; развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс - технологии предоставляют больше возможностей для обучаемых развивать умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. Особенно это важно в настоящее время, при работе с политической информацией, оценкой альтернативных политических решений, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же политическое событие.
Достоинством кейс - технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у обучаемых и преподавательского состава.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Важная роль в усилении помощи студентам со стороны преподавателей принадлежит консультациям. Студентам необходимы разные типы консультаций: по форме – групповые и индивидуальные; по содержанию – проблемные, информационные, обзорные, целевые, дискуссионные, «экспресс консультации»; по видам – перед лекцией, перед семинаром, зачетом, экзаменом, государственным экзаменом, учебной практикой, конференцией, диспутом, защитой курсовых и дипломных работ и другие. Помимо плановых должны быть предусмотрены и экстренные (внеочередные) консультации.
7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Политология»
ОК1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
| Этапы формирования компетенции
| Знает
| Умеет
| Владеет
| Базовый уровень
знает требования НОТ, содержание логических операций обобщения, анализа, особенности восприятия информации, значение цели и способы её достижения в репродуктивных заданиях
Повышенный уровень
знает требования НОТ, содержание логических операций обобщения, анализа, особенности восприятия информации, значение цели и способы её достижения в репродуктивных заданиях в нестандартных ситуациях
| Базовый уровень
Умеет выбирать оптимальные пути её достижения заданной цели
Повышенный уровень
Умеет выбирать оптимальные пути достижения самостоятельно выбранной цели
| Базовый уровень
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации из области политических отношений, принятию познавательной задачи и её достижения в заданных условиях
Повышенный уровень
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации из области политических отношений, принятию познавательной задачи и её достижения в нестандартных ситуациях
|
| Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
| Реферативное исследование(требования и критерии оценивания стандартные),, проблемные вопросы, практико-ориентированные задания Тестирование 50-60% базовый уровень, 61-100% - повышенный; контрольная работа (выполнение заданий 1-3 – базовый, 4-5 - повышенный)
| ОК- 2 способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
| Этапы формирования компетенции
| Знает
| Умеет
| Владеет
| Базовый уровень
Знает сущность основных мировоззренческих, социально и личностно значимых политических проблем
Повышенный уровень
Знает сущность широкого круга мировоззренческих, социально и личностно значимых политических проблем
| Базовый уровень
Умеет применять приёмы системно-исторического анализа для познания основных мировоззренческих, социально и личностно значимых политических проблем
Повышенный уровень
Умеет применять приёмы системно-исторического анализа для познания широкого круга мировоззренческих, социально и личностно значимых политических проблем
| Базовый уровень
способен анализировать основные мировоззренческие, социально и личностно значимые политические проблемы
Повышенный уровень
способен анализировать широкий круг мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем
|
| Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
| Реферативное исследование (требования и критерии оценивания стандартные), проблемные вопросы, практико-ориентированные задания, кейс.
Тестирование 50-60% базовый уровень, 61-100% - повышенный; контрольная работа (выполнение заданий 1-2 – базовый, 3-4 - повышенный)
| ОК-6 способен логически верно выстраивать устную и письменную речь
| Этапы формирования компетенции
| Знает
| Умеет
| Владеет
| Базовый уровень
Знает основные правила логического построения устной и письменной речи
Повышенный уровень
Знает правила логического построения устной и письменной речи
| Базовый уровень
Умеет применять основные правила логического построения устной и письменной речи
Повышенный уровень
Умеет применять творчески правила логического построения устной и письменной речи
| Базовый уровень
способен логически верно выстраивать устную и письменную речь при выполнении заданий дисциплины
Повышенный уровень
способен логически верно выстраивать устную и письменную речь в творческих заданиях и жизненных ситуациях
|
| Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
| Реферативное исследование (требования и критерии оценивания стандартные), проблемные вопросы, практико-ориентированные задания, кейс.
Тестирование 50-60% базовый уровень, 61-100% - повышенный; контрольная работа (выполнение заданий 1-3 – базовый, 4-5 - повышенный)
| ОК- 7 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе
| Этапы формирования компетенции
| Знает
| Умеет
| Владеет
| Базовый уровень
Знает основные правила взаимодействия с коллегами, работы в коллективе
Повышенный уровень
Знает основы взаимодействия с коллегами, работы в коллективе
| Базовый уровень
Умеет применять основные правила взаимодействия с коллегами, работы в коллективе
Повышенный уровень
Умеет применять творчески правила взаимодействия с коллегами, работы в коллективе
| Базовый уровень
навыками взаимодействия с коллегами, к работе в коллективе при выполнении заданий дисциплины
Повышенный уровень
способен взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе в творческих заданиях и жизненных ситуациях
|
| Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
| Реферативное исследование (требования и критерии оценивания стандартные), проблемные вопросы, практико-ориентированные задания, кейс. Тестирование 50-60% базовый уровень, 61-100% - повышенный; контрольная работа (выполнение заданий 1-3 – базовый, 4-5 - повышенный)
| ОПК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Этапы формирования компетенции
| Знает
| Умеет
| Владеет
| Базовый уровень
Обладает знаниями о социальной значимости политологической культуры для педагога
Повышенный уровень
Обладает знаниями о социальной значимости политологической культуры для педагога и основами мотивации обучающихся в данном аспекте.
| Базовый уровень
умеет объяснить социальную значимость политологической культуры для педагога
Повышенный уровень
умеет осуществлять мотивацию обучающихся социальной значимостью политологической культуры.
| Базовый уровень
Владеет навыками политологической культуры для осуществления образовательной деятельности.
Повышенный уровень
Владеет навыками политологической культуры для осуществления образовательной и педагогической деятельности
|
| Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
| Реферативное исследование (требования и критерии оценивания стандартные), проблемные вопросы, практико-ориентированные задания. Тестирование 50-60% базовый уровень, 61-100% - повышенный; контрольная работа (выполнение заданий 1-3 – базовый, 4-5 - повышенный)
| ОПК-2 способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| Этапы формирования компетенции
| Знает
| Умеет
| Владеет
| Базовый уровень
Знает основные политологические понятия, закономерности, факты.
Повышенный уровень
Знания из области политологии широки и системны
| Базовый уровень
Умеет применять знания из области политологии для решения заданных образовательных задач
Повышенный уровень
Умеет применять знания из области политологии для решения образовательных и профессиональных задач на творческом уровне
| Базовый уровень
Владеет навыками применения знаний и умений из области политологии для осмысления наиболее важных гуманитарных, социальных и экономических проблем
Повышенный уровень
Владеет навыками применения знаний и умений из области политологии для осмысления широкого круга гуманитарных, социальных и экономических проблем
|
| Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
| Реферативное исследование (требования и критерии оценивания стандартные), проблемные вопросы, практико-ориентированные задания, кейс. Тестирование 50-60% базовый уровень, 61-100% - повышенный; контрольная работа(выполнение заданий 1-3 – базовый, 4-5 - повышенный)
| ПК-8 - способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
| Этапы формирования компетенции
| Знает
| Умеет
| Владеет
| Базовый уровень
Знает возможности политологической осведомлённости для осуществления культурно-просветительской деятельности
Повышенный уровень
Знает возможности политологического образования для осуществления культурно-просветительской деятельности
| Базовый уровень
Умеет разрабатывать тематические программные материалы
Повышенный уровень
Умеет разрабатывать и применять в культурно-просветительской деятельности тематические материалы
| Базовый уровень
Владеет навыками культурно-просветительской деятельности в области политологии в стандартной ситуации учебного сотрудничества.
Повышенный уровень
Владеет навыками культурно-просветительской деятельности в области политологии для различных категорий населения (политклуб «Истина»)
|
| Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
| Реферативное исследование (требования и критерии оценивания стандартные), проблемные вопросы, практико-ориентированные задания, кейс. Тестирование 50-60% базовый уровень, 61-100% - повышенный; контрольная работа (выполнение заданий 1-3 – базовый, 4-5 - повышенный)
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины по данной дисциплине, включают:
- тестирование
- примерные темы рефератов по курсу;
- темы проблемных выступлений (по планам семинаров).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|