Сделай Сам Свою Работу на 5

Тест «малая группа — обратная связь»





Цели:

- Относительно быстрый замер уровня усвоения информации учащимися.

- Активизация обучающей функции при контроле знаний учащихся по пройденному материалу через включение самих учащихся в процесс обучения.

1. Учитель формулирует вопрос.

2. Ученики отвечают письменно.

3. Учитель формулирует второй вопрос, ученики отвечают, и так предъявляются пять, десять и так далее вопросов.

Я группа эталон
1 ----- (2) 2 ----- (1) и т. д.    

4. После того как ученики записали свои ответы, поставили степень уверенности, они обсуждают в малых группах их правильность. Если ответы у них меняются, то они уже в колонке «группа» пишут новый ответ. В такой форме идет обсуждение всех вопросов.

Я группа эталон
1 ----- (2) 2 ----- (1) и т. д. 1 ----- (2) 2 ----- (2) и т. д.  

 

5. На следующем этапе урока предъявляется эталон ответа. Эталон ответа можно записывать, если это поможет учащимся лучше запомнить материал (например, иностранный язык). Ученики сравнивают свои ответы в колонке «Я» с эталоном и ставят себе балл от нуля до единицы. Затем можно сравнить эталон ответа с ответом в колонке «группа» и выставить себе еще один балл от нуля до единицы.



6. В конце подсчитываются отметки за самостоятельные ответы (колонка «Я») и отметки за работу в класее (колонка «группа»). Данный вид опроса позволяет активизировать обучающую работу в классе по пройденному материалу. При обсуждении ответов в группе идет коррекция работы отдельных учеников.

Данная инсценировка требует дополнительного времени на обсуждение работы в группах, поэтому она может применяться только тогда, когда времени достаточно и когда необходимо лучше усвоить, понять и запомнить данную тему.

Тихий опрос у доски

Цели:

- Проверка знаний учащихся.

- Коррекционная: снятие неуверенности, страха перед устным ответом у доски.

- Развитие умений говорить, мыслить в присутствии других, но в комфортных условиях.

1. Учащимся задается какая-то письменная работа: воспроизведение опорных сигналов, контрольная работа по пройденному материалу, самостоятельная работа в классе и т. п.

2. Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске. Можно разрешить пользоваться опорными сигналами, планом выступления, учебником. Можно предложить учащемуся встать как лицом, так и спиной к классу. Это зависит от степени уверенности ученика. Есть ученики с очень сильно выраженной неуверенностью в своей способности публично излагать мысли. В таком случае желательно поставить отвечающего спиной к классу, чтобы он не смущался. После накопления определенного опыта публичного выступления ученик становится лицом к классу.



Учитель располагается лицом к классу и стимулирует ответ учащегося словом, жестом, мимикой, прикосновением и т. п. При этом визуальный контакт с классом не теряется. В данной ситуации очень важно активное слушание, выражающееся в одобрительной обратной связи.

3. Ученик отвечает у доски. Особое внимание следует обратить на начало ответа. Можно стимулировать ответ внушающими вопросами: «ты хочешь сказать...», «ты хочешь начать...», и т. п. Bon-рос желательно формулировать так, чтобы последовал ответ — да.

Если это начальная школа, учитель может деликатно обнять ученика, как бы защищая его от присутствующих. Особенно это эффективно в тех ситуациях, когда учащийся не имеет матери или отца, когда испытывается дефицит тепла со стороны родителей, сверстников.

После ответа должна последовать оценка (но не обязательно отметка). Учитель отмечает все хорошее, положительное, что проявилось при ответе. Желательно обратить внимание на полноту и правильность ответа, на понимание, на успехи в речи, на положительные моменты в манере держаться и т. п.

Если ответ был хороший, учитель может перейти ко второй части оценки словами: «Твой ответ был бы е щ е лучше, если бы ты чуть полнее раскрыл тему...». Нередко в этой фразе учителя забывают произнести слово «е щ е», и тогда смысл совершенно меняется.



Желательно в оценке указывать больше не на ошибки, отрицательные моменты, а на пути их устранения. Это имеет большую конструктивную ценность, чем выискивание ошибок.

Данный вид опроса может применяться на любом уроке и с учащимися разных возрастов.

Тихий ответ с места

Цели:

- Проверка знаний учащихся в комфортных условиях.

- Коррекционная: снятие неуверенности, страха перед устным ответом.

- Увеличение числа отвечающих на поставленный вопрос.

1. Учитель формулирует вопрос и предлагает его в устной либо письменной форме, уточняет у учащихся, всем ли он понятен. Если вопрос понятен, то выдерживается пауза.

2. Пауза может длиться столько времени, сколько нужно всем учащимся, чтобы найти ответ на вопрос. Желательно эту фазу не очень сокращать, так как смысл опроса больше не в том, чтобы получить ответ на поставленный вопрос, а во включении мыслительного процесса в операцию поиска.

3. Учитель подходит к одному из учеников, наклоняется к нему, и ученик тихо, шепотом сообщает учителю ответ на ухо. Учитель после этого обязательно произносит в ответ какую-то фразу: «молодец», «правильно» или «подумай еще над ответом». Может быть произнесена фраза воспитывающего, стимулирующего и т. п. характера. Желательно, чтобы общение проходило в теплой, доброжелательной атмосфере.

Затем учитель подходит ко второму ученику, наклоняется к нему, ученик тихо, шепотом сообщает свой ответ. Процесс опроса может проходить столько, сколько это необходимо учителю. При этом желательно учитывать, что другие учащиеся в этот момент не услышат ответ и поэтому затягивать опрос нельзя.

Опрос желательно начинать с учащихся, которые быстро думают, и переходить потом к тем ученикам, которые выдают решения после более длительной паузы. Таким образом, может реализовываться дифференцированный подход к учащимся во время ответа, с учетом индивидуальных особенностей мыслительного процесса каждого.

4. После опроса нескольких учащихся учитель предлагает какому-нибудь ученику сообщить ответ всему классу.

Данный вид опроса решает проблему разнотемповости мыслительной деятельности учащихся, формирования доверительных отношений с учащимися и много других задач. Однако в его применении есть и нерешенные проблемы. Ученики не слышат ответ своих одноклассников, и это не способствует обучающей функции опроса. Кроме этого, вопрос предполагает короткие ответы, что не позволяет проверить полноту знаний ученика. Поэтому эта форма опроса не должна быть единственной, основной.

Этот вид опроса очень эффективен на уроках математики, русского языка и т. п.

Углы

Цели:

- Обучающие: предоставление учащимся возможности заниматься в малых группах в соответствии со своими интересами.

- Развивающие: развитие интереса к предмету.

- Воспитывающие: воспитание сотрудничества в классе.

- Оптимизирующие: снижение психических затрат учителя во время урока через делегирование учащимся определенных своих полномочий.

Инсценировка «углы» является одной из современных педагогических технологий. Поскольку при традиционных занятиях детям может недоставать интимного общения в малых группах в соответствии со своими интересами, то появилась необходимость предоставить им такую возможность. Проводиться она может на всех предметах. Для ее проведения необходимо несколько помещений. В одном помещение проведение данной инсценировки затруднительно.

1. Предварительный этап. На этом этапе педагог проводит изучение интересов учащихся. Если это в начальной школе, то спектр интересов может быть самым разнообразным: музыка, рисование, конструирование, пение, математика и т. п. Выявить интересы можно путем устного или письменного опросов учащихся, посредством наблюдения за их деятельностью. Можно также побеседовать с родителями об интересах их детей.

2. Подготовительный этап. На этом этапе педагог готовит различные задания, дидактический материал для учащихся. Это может быть конструктор для собирания детских машинок, магнитофонные записи с музыкальными произведениями, принадлежности для рисования, художественная литература для чтения и т. п.

На подготовительном этапе детям сообщается о форме проведения предстоящего занятия и предлагается определиться, в какой группе они будут заниматься.

3. Работа в классе. Детям предлагаются различные занятия в разных углах класса и в других помещениях. Дети объединяются в группы и занимаются по интересам. Так, на одном из уроков в бельгийской начальной школе одна из групп в три человека слушала музыку и пыталась определить ее название и композитора. Другая группа в четыре человека рисовала общую картину. Третья группа собирала из конструктора автомобиль. В четвертой группе один из учеников читал художественную литературу, двое других учащихся его слушали. Одна из групп занималась математикой. Группа учащихся пошла в библиотеку и просматривала видеофильм о животных.

Педагог наблюдает за занятиями групп и в случае необходимости им помогает. На занятиях может присутствовать несколько преподавателей.

Анализ таких занятий показывает, что учащиеся получают возможность позаниматься по интересам, и это им нравится. Однако в данных ситуациях могут быть случаи, когда дети с отрицательным социальным статусом не могут войти ни в одну из групп. Они становятся изолированными. Для них такие занятия одно мучение. Если даже они и примкнули к какой-то группе, то сидят и молчат, не принимают участие в работе, так как инициатива находится в руках других ребят. Поэтому применение данной технологии должно быть тщательно подготовлено с социально-психологических позиций.

Данную технологию можно усложнять. Можно предложить учащимся подготовить от группы какое-то интересное выступление для всего класса.

Инсценировка «углы» вносит разнообразие в монотонную жизнь класса и делает школьную жизнь более привлекательной как для учащихся, так и для самих педагогов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.