Сделай Сам Свою Работу на 5

Пары и группы сменного состава





Цели:

- Обучить учащихся структурировать материал, выделять стержневые мысли, представлять их зрительно в хорошо запоминаемой форме.

- Развитие умений говорить.

- Обучение сотрудничеству.

1. На первом этапе педагог рассказывает о различных формах представления стержневых мыслей.

Первый вид самый простой — это представление стержневых мыслей в виде слов или коротких предложений. Данные слова или предложения записываются в столбик и нумеруются. (Эта форма использовалась, например, в рис. 1, стр. 11. Цели обучения и воспитания в школе.)

Второй вид оформления стержневых мыслей — это «придание лица» данному листу. На этом уровне слова, обозначающие стержневые мысли, соединяются друг с другом определенным образом. К этому уровню относятся схемы «паучок», «генеалогическое древо», «выберем себе тропинку».

Третий вид оформления — это представление стержневых мыслей через сокращения и замену их условными обозначениями, знаками.

Желательно, чтобы образцы этих видов оформления листов опорных сигналов были представлены классу и находились перед глазами учащихся.

2. На втором этапе учащиеся объединяются в малые группы. Каждая малая группа получает свой текст и читает его. Тексты у всех разные.



3. После этого в группах каждый учащийся самостоятельно составляет опорный конспект данного текста.

4. На следующем этапе учащиеся общаются в парах сменного состава, обмениваясь мнениями об опорных конспектах друг друга. На этом этапе можно изменять свои опорные конспекты.

5. На следующем этапе идет групповое обсуждение опорного конспекта. Группа может либо взять какой-то из уже созданных опорных конспектов, либо на основании созданных разработать новый. На этом этапе группа определяет выступающего, который должен будет «озвучить» опорный конспект перед всем классом.

6. На этом этапе представитель одной из групп выступает по определенному опорному конспекту и излагает содержание прочитанного текста. Все учащиеся должны слушать. В этот момент приступает к своим обязанностям технический эксперт, который обеспечивает выполнение норм.

7. После выступления представители других групп могут задать вопрос. На вопросы даются ответы. Этот вид работы может оцениваться (баллы выставляются в таблицу). Очередность вопросов устанавливается техническим экспертом.



8. На восьмом этапе представители других групп могут, если есть основания, дополнить выступавшего.

9. На девятом этапе представители других групп высказывают возражения по выступлению, ответам на вопросы.

На этом работа с первым текстом заканчивается. Педагог или научные эксперты подводят итоги.

На следующем этапе выступает представитель другой группы и так далее, пока все не выступят.

Инсценировка заканчивается подведением итогов. Можно подсчитать количество баллов, которые набрала каждая группа, и записать сумму в колонку сумм. Можно при этом распределить места. Этот вид подведения итогов используется в школе. Его сильной стороной является стимулирование состязательности между группами, формирование сплоченности внутри малых групп. Иногда после таких инсценировок меняются отношения между ребятами от отрицательных до положительных. Однако такой вид подведения итогов не способствует формированию сплоченности, сотрудничества всего класса. Чтобы избежать этих отрицательных последствий, желательно при оценке работы найти в каждой группе положительные моменты и их отметить. После этого можно показать каждой группе пути улучшения выполнения учебных заданий.

Технология разработана хорошо. Результативность технологии хорошая. Требуется подготовка педагога. Противопоказаний применения технологии не установлено.

Пары сменного состава (блоки)

Цели:



- Формирование умений решать задачи.

- Обучение умениям говорить, используя материал изучаемого предмета.

- Обучение умениям общаться (объяснять, задавать вопросы, возражать, используя учебный материал).

Инсценировка проводится на уроках математики, физики, русского языка и других.

1. Преподаватель подготавливает карточки, в которых могут быть две или три задачи, диктанты по разным предметам и т. п. Карточек делается столько, сколько учеников в классе. Может быть сделано несколько лишних карточек. В каждой карточке разные задачи, которые могут различаться по уровню сложности. Так, например, один блок состоит из задач повышенной сложности. Второй блок — из задач средней сложности. Третий блок включает простые задачи.

2. На втором этапе формируются малые группы. Оптимальный состав малой группы — восемь человек. Оптимальное количество групп — три. Они могут различаться уровнем обученности учащихся по данному предмету. Так, в первый блок входят учащиеся высокого уровня обученности, во вторую группу — ученики, владеющие умениями по данному предмету на среднем уровне. В третью — учащиеся с низким уровнем умений и знаний. На этом этапе может выбираться руководитель группы.

3. На третьем этапе каждый учащийся выполняет задания своей карточки самостоятельно. Учащимся, нуждающимся в помощи, помощь оказывают либо преподаватель, либо ученики, решившие свои задачи. Помощь может оказываться учениками из других групп. Этот этап длится до полного выполнения заданий всеми учащимися.

4. На этом этапе работа осуществляется в парах. Все ученики разбиваются на пары внутри блока. Работа в паре проходит следующим образом. Один из учеников объясняет решение первой задачи своему партнеру. Второй слушает, осмысливает, задает вопросы. Затем они меняются ролями.

а) 1о-> карт. 1 <-о2

б) 2о-> карт. 2 <-ol

5. На пятом этапе каждый ученик решает первую задачу из карточки соседа самостоятельно.

а) 1о-> карт. 2

б) 2о- карт. 1

6. На этом этапе учащиеся берут тетради друг у друга и проверяют правильность решения задач. Если они неправильные, то идет повторное объяснение.

7. После усвоения первой задачи из карточки соседа каждый учащийся самостоятельно решает вторую задачу.

8. После решения задач ученики обмениваются тетрадями и проверяют их. Если решение неправильное, то идет объяснение второй задачи. Этот этап длится до полного усвоения решения задач. Ученики пишут в тетрадях друг друга «проверил» и ставят свою подпись, затем обмениваются карточками, благодарят друг друга за сотрудничество и пересаживаются к другим ученикам.

9. Обычно в каждом блоке две пары синхронно заканчивают работу. Таким образом смена состава пар не вызывает задержки.

Работа в новой паре проходит по тому же алгоритму. Отличие состоит только в том, что новому собеседнику учащийся объясняет решение задач той карточки, с которой он работал перед этим. Таким образом, каждый раз ученики, выполнив задания, выступают в роли учителей. Идет смена не только учеников, но и карточек.

Эта инсценировка может продолжаться как один, так и несколько уроков. Ученики, освоив карточки своего блока, могут переходить в другой блок, более высокого уровня. Ученики первого блока могут получать задания повышенной сложности и продолжать свое движение.

Инсценировка позволяет осуществить задачи дифференциации обучения, не меняя состава класса, без лишних затрат со стороны педагогов.

Состав учеников в блоках на разных уроках должен меняться в зависимости от уровня образованности учащихся по этим предметам. Длительное существование блоков приводит к отрицательным последствиям. У одних учеников может формироваться надуманная, завышенная, неадекватная Я-концепция, у других учеников заниженная Я-концепция. По гуманитарным дисциплинам, где уровень обученности не очень сказывается на выполнении заданий, нужно позволить менять структуры групп, которые формируются на точных дисциплинах.

9. Ученики составляют новые пары, и работа продолжается.

Технология хорошо разработана. Имеется технология ее внедрения (В. К. Дьяченко). Временные затраты на подготовку большие. Внедрение технологии оправдывает затраченное на занятиях время.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.