|
Евангелия и современная наука
В Евангелиях содержится не много мест, вступающих в противоречие с данными современной науки. Однако, прежде всего, там есть немалое количество описаний, повествующих о чудесах, едва ли поддающихся комментариям с точки зрения науки. Эти чудеса происходят как с людьми — исцеление больных (безумных, слепых, парализованных, прокаженных), воскрешение Лазаря, так и с чисто материальными явлениями, чудесность которых необъяснима с точки зрения законов природы (описание идущего по поверхности воды Иисуса, превращение воды в вино). Иногда явления природы обретают необычную окраску благодаря их мгновенности: мгновенное затихание бури, внезапное увядание фигового дерева, чудодейственный лов рыбы, когда вся находящаяся в озере рыба вдруг взяла и приплыла в то самое место, где были расставлены сети.
В ход всех этих событий вмешивается Своей всемогущей Властью Бог. Не нужно гадать, благодаря чему Он может все это вершить; если подходить к этому по человеческим меркам, это изумляет, но для Него здесь нет ничего особенного. Это, однако, ни в коей мере не означает, что верующему следует забыть о науке. Вера в Божественное чудо вполне совместима с верой в науку, так как первая имеет Божественное, а вторая — человеческое измерение. Лично мне очень хочется верить в то, что Иисус исцелил прокаженного, но я не могу принять на веру тот факт, что текст объявлен достоверным и Боговдохновенным, если в этом тексте утверждается: первого человека и Авраама разделяют только двадцать поколений людей. Об этом сказано в Евангелии от Луки (3: 23-28). Мы тут же видим причины, объясняющие, почему в тексте Евангелия от Луки, как и в тексте Ветхого Завета, эти сведения представлены как плод чистейшего человеческого воображения.
В Евангелиях (как и в Коране) нам дается одинаковое описание биологического происхождения Иисуса. Развитие Иисуса во чреве матери происходило в условиях, необъяснимых с точки зрения законов природы, обязательных для всех людей. Здесь яйцеклетке, зародившейся в яичнике матери, не потребовалось соединяться со сперматозоидом, который должен был поступить от отца, приведя к формированию зародыша, а затем и жизнеспособного младенца. Явление рождения нормального человека без акта оплодотворения с участием мужчины называется "парсеногенезис". Такой процесс можно при определенных условиях наблюдать у животных. То же самое происходит у различных видов насекомых, а также в некоторых случаях селекционного разведения птиц. К примеру, у некоторых самок кроликов можно опытным путем, без участия сперматозоида, получить только что развившийся из яйцеклетки зародыш, т.е. зародыш самой ранней стадии. Однако дальше так и не удалось продвинуться ни на шаг, и пример полного парсеногенезиса, будь то экспериментального или произошедшего естественным путем, науке неизвестен. Случай же Иисуса не имеет себе подобных. Мария была девственной матерью. Она сохранила свою девственность, и кроме Иисуса у нее не было других детей. Иисус — это исключение из биологических законов [47].
Генеалогии Иисуса
Две генеалогии, приводимые в Евангелиях от Матфея и от Луки, порождают проблемы правдоподобия и непротиворечия данным науки, а, значит, и проблемы достоверности. Это создает огромные неудобства для Христианских комментаторов — они отказываются видеть в генеалогиях очевидный плод человеческого воображения. Ведь гораздо ранее именно воображение уже вдохновило авторов Сасердотальского текста Книги Бытия (шестой век до н.э.) на составление генеалогий первых людей. Теперь же оно вдохновило Луку и Матфея, поместивших в своих Евангелиях данные, никак не связанные с теми, которые приведены в Ветхом Завете.
Сразу же необходимо заметить, что мужские генеалогии не имеют к Иисусу совершенно никакого отношения. Ведь, если цель заключается в том, чтобы привести генеалогию единственного сына Марии, не имевшего биологического отца, тогда это непременно должна была быть генеалогия его матери Марии.
Здесь приведены данные из текста переработанного стандартного варианта Библии издания 1952 года.
В Евангелии от Матфея генеалогия дана в самом начале текста:
"Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова.
Авраамродил Исаака
Исаак родил Иакова
Иаков родил Иуду и братьев его
Иуда родил Фареса и Зару от Фамари
Фарес родил Есрома
Есром родил Арама
Арам родил Аминадава
Аминадав родил Наассона
Наассон родил Салмона
Салмон родил Вооза от Рахавы
Вооз родил Овида от Руфи
Овид родил Иессея
Иессей родил Давида царя
Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею
Соломон родил Ровоама
Ровоамродил Авию
Авия родил Асу
Аса родил Иосафата
Иосафат родил Иорама
Иорам родил Озию
Озия родил Иоафама
Иоафам родил Ахаза
Ахаз родил Езекию
Езекия родил Манассию
Манассия родил Амона
Амон родил Иосию
Иосия родил Иехонию и братьев его [48] перед переселением в Вавилон
По переселении же в Вавилон:
Иехония родил Салафииля
Салафииль родил Зоровавеля
Зоровавель родил Авиуда
Авиуд родил Елиакима
Елиаким родил Азора
Азор родил Садока
Садок родил Ахима
Ахим родил Елиуда
Елиуд родил Елеазара
Елеазар родил Матфана
Матфан родил Иакова
Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов" (Матфей, 1: 1-17).
Генеалогия, приведенная Лукой (3: 23-38), отличается от приведенной Матфеем. Цитируемый ниже текст взят из переработанного стандартного варианта в Библии:
"Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати и был, как думали, сын Иосифов, Илиев,
Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,
Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев,
Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов,
Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев,
Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Админов [49],
Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий".
Различия генеалогий становятся более понятны, если представить их в виде двух таблиц, в первой из которых указана генеалогия до Давида, а во второй — после него.
Генеалогии Иисуса:
По Евангелию от Матфея предками Иисуса были: По Евангелию от Луки Иисус, "как думали, сын" следующих родов:
1. Адамов
2. Сифов
3. Еносов
4. Каинанов
5. Малелеилов
6. Иаредов
7. Енохов
8. Мафусалов
9. Ламехов
10. Ноев
11. Симов
12. Арфаксадов
13. Каинанов
14. Салин
15. Еверов
16. Фалеков
17. Рагавов
18. Серухов
19. Нахоров
20. Фаррин
1. Авраам [50]
21. Авраамов
2. Исаак 22. Исааков
3. Иаков 23. Иаковлев
4. Иуда 24. Иудин
5. Фарес 25. Фаресов
По Евангелию от Матфея: По Евангелию от Луки:
6. Есром 26. Есромов
7. Арам 27. Арамов
28. Админов
8. Аминадав 29. Аминадавов
9. Наассон
| 30. Наассонов
| 10. Салмон
| 31. Салмонов
| 11. Вооз
| 32. Воозов
| 12. Овид 33. Овидов
13. Иессей 34. Иессеев
14. Давид 35. Давидов
Генеалогии Иисуса после Давида
14. Давид
| 35. Давидов
| 15. Соломон
| 36. Нафанов
| 16. Ровоам
| 37. Маттафаев
| 17. Авия
| 38. Маинанов
| 18. Аса 39. Мелеаев
19. Иосафат 40. Елиакимов
20. Иорам 41. Ионанов
21. Озия 42. Иосифов
22. Иоафам 43. Иудин
23. Ахаз 44. Симеонов
24. Езекия 45. Левиин
25. Манассия 46. Матфатов
26. Амон 47. Иоримов
27. Иосия 48. Елиезеров
28. Иехония 49. Иосиев [51]
50. Иров
По Евангелию от Матфея: По Евангелию от Луки:
По переселении же в Вавилон 51. Елмоданов
52. Косамов
29. Салафииль 53. Аддиев
30. Зоровавель 54. Мелхиев
31. Авиуд 55. Нириев
32. Елиаким 56. Салафиилев
33. Азор 57. Зоровавелев
34. Садок
| 58. Рисаев
| 35. Ахим
| 59. Иоаннанов
| 36. Елиуд
| 60. Иудин
| 37. Елеазар
| 61. Иосифов
| 38. Матфан
| 62. Семеиев
| 39. Иаков
| 63. Маттафиев
| 40. Иосиф
| 64. Маафов
| 41. Иисус
| 65. Наггеев
| 66. Еслимов
67. Наумов
68. Амосов
69. Маттафиев
70. Иосифов
71. Ианнаев
72. Мелхиев
73. Левиин
74. Матфатов
75. Илиев
76. Иосифов
77. Иисус
Различия между данными рукописей, а также между рукописями и Ветхим Заветом Кроме различий в написании имен в генеалогиях необходимо отметить следующее:
а) Евангелие от Матфея
Генеалогия исчезла из Codex Bezae Cantabrigiensis, являющегося очень важной рукописью шестого века, написанной и по-гречески и по-латыни. Из греческого текста она исчезла полностью, а из латинского — значительная ее часть. Вполне могло случиться, что просто были утеряны первые страницы.
Здесь следует подчеркнуть, что Матфей слишком вольно обошелся с текстом Ветхого Завета. Ради необычной нумерации (мы увидим, что он ее так и не привел), Матфей сократил генеалогии. б) Евангелие от Луки
• До Авраама: у Луки упомянуто 20 имен; в Ветхом Завете упомянуто только 19 (см. таблицу потомков Адама в разделе, посвященном Ветхому Завету). После Арфаксада (N№12) Лука добавил
человека по имени Каинан (N№13), о котором не упомянуто в Ветхом Завете как о сыне Арфаксада.
• От Авраама до Давида: в различных рукописях количество имен колеблется от 14 до 16.
• От Давида до Иисуса самое значительное отличие содержит в себе Codex Bezae Cantabrigiensis, из которого явствует, что в Евангелии от Луки содержится вымышленная генеалогия, поскольку она вначале была позаимствована у Матфея, а затем книжник добавил к ней еще пять имен. К сожалению, генеалогия исчезла из этой рукописи Евангелия от Матфея, так что продолжить сравнение не представляется возможным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|