Сделай Сам Свою Работу на 5

Общество как объект социологии и социокультурная система. Понятие «социальное»





Объект социологии - то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Понятие общества как социокультурной системы появилось у нас в последние годы. Исходным тезисом в обосновании этого положения явилось то, что социальное взаимодействие рассматривается как фундамент общественной жизни.

Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности в условиях данной социальной среды. Индивид не может не подчиняться законам той социальной среды, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности, социализируется.




 

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру.

Общество отсюда рассматривается как социокультурная система, в которой вычленяются две основные подсистемы – социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Эти две подсистемы тесно связаны между собой. Так, о культуре можно говорить как о сложном динамическом образовании, имеющем социальную природу и выражающем социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Социологи обычно фиксируют внимание на культуре как ценностно-нормативной системе, направляющей и регулирующей поведение людей.



Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis — совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей.

В научной литературе понятие «социальное» употреблялось в двух смыслах: в широком — как синоним общественного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юридической и т.д.

Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии.

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон общественной жизни. Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина — общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial). Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» — в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.



В российской общественной науке и в послеоктябрьский период долгое время отсутствовало четкое разграничение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми тради­циями.

С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни».

Гендер.

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам - необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ (см. Гендерные стереотипы в СМИ). в дореволюционной России как положительный идеал доминировал образ патриархальной матери, хозяйки салона, добропорядочной христианки. Аркадий Инин, писатель: "О совершенной женщине идеально сказал Жванецкий: "Раз - лежать. Два - молчать". Я присоединяюсь""

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями я называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы/исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских (см. Биодетерминизм) позициях, т. е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а словогендер используют как "более современное". Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных "гендеров" (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: "Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?" или пресловутые опросы на тему "Может ли женщина быть политиком?" Такого рода социологам просто невдомек, что результаты их исследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание "мужских и женских" профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было не потому, что они "от природы более милосердны и склонны к самоотверженности" (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, что такова социальная роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцы социополовой теории), а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи).

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология - это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения "естественных" различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний - то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским/маскулинным" или "женским/фемининным" началом. Таким образом, возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Эссенциализм (от англ. essential - обязательно существующий, непременный) - свойство теоретических концепций, в которых делается попытка зафиксировать некую неизменную, в данном контексте - женскую сущность; в современной феминистской теории постоянный объект критики для постмодернистски-ориентированных авторов. В его основе лежит идея о том, что есть нечто "данное" (Богом или Природой), существующее извечно и поэтому неизменное, что позволяет проследить, как складывалась эта "данность". Обязательным атрибутом таких теорий является бинарность - женщина противопоставляется мужчине. То, насколько признаки, по которым производится различение полов, действительно отражают женскую сущность, а следовательно присущи всем, кто является женщинами, не обсуждается. Отчего эти признаки оказываются еще более универсальными и обязательными к исполнению, что устраивает не всех женщин.

Эссенциализм в феминистской методологии основывается на логике сущности единой субстанциональной категории женщины в женских исследованиях (см. Женские и гендерные исследования за рубежом). Побочным эффектом такой логики оказывается то, что те, кто не способен доказать наличие заявленной сущности, либо должны быть мужчинами, либо вообще непонятно кем. Практики феминизма, придерживающиеся постмодернистского направления, такие как Дж. Батлер и Дж. Флекс, именно в этом видят препятствие к сплочению и причину невозможности для феминистского, и шире - женского движения удерживать свои позиции.

Почвой для эссенциалистских построений часто оказываются психоанализ или биология, но могут подойти и любые другие теории гуманитарного цикла, например, в социологии - марксизм, теория Э. Дюркгейма или Т. Парсонса. В гендерных исследованиях основными оппонентами эссенциализма являются конструктивисты, которые считают пол и связанные с ним явления, например, такие как сексуальность, продуктом истории. Эссенциалисты же настаивают, что культурные и исторические условия хотя и оказывают влияние, но лишь через конкретные, имеющие преимущественно биологическое происхождение формы проявления. Но это различение не жесткое. Главный спор вокруг эссенциализма касается того, как определяется категория женщины - насколько допустимо разнообразие, вариативность и множественность, какого бы происхождения они ни были - биологического или социального. Правда, биологические факторы традиционно носят характер жесткой или однозначной детерминации. Поэтому разнообразие и вариативность связывать с ними не принято. В связи с критикой эссенциализма развивается также такое направление, как постфеминизм.

Эссенциализм можно обнаружить не только в далеких от феминизма теориях. Часто он проявляется в теориях, касающихся вопросов пола, составляющих основное русло самых разных наук, но особенно сильно его влияние в социологии. За эссенциализм часто критикуют и вполне феминистские теории, например, теорию Кэрол Гиллиган. Очень сильны позиции эссенциализма в экофеминизме - это одно из основных направлений, которое как раз основывается на подчеркивании родства женщин с природой. Хотя, например, Шерри Орнет в некоторой степени удается избежать этого, поскольку она полагает образ женщины просто символом, ассоциирующимся с тем, что каждая культура обесценивает как более низкий уровень организации - а это, традиционно, природа. За эссенциализм критикуют и концепции женского письма (см.Феминистская литературная критика), поскольку они сводят структуры женской субъективности к априорной и неизменной "женской сущности". В эссенциализме также обвиняют, например, Люс Иригарэй, поскольку она обосновывает специфическую структуру женственности (фемининности) в ее отличии от мужской, даже несмотря на то, что она понимает ее как децентрированную и перформативную.

 

 

Слова «пол» и «гендер» очень часто путают, несмотря на то, что означают они далеко не одно и то же. Пол – это набор биологических и физиологических характеристик, а гендер – это поведение, роли, ожидания и действия человека в обществе.

Пол может быть женским или мужским, а гендер определяется фемининностью или маскулинностью (женственностью и мужественностью). Вот несколько примеров, которые эксперты приводят, объясняя, что такое пол. У представительниц женского пола есть влагалище, а у мужчин – пенис. Младенцы мужского пола обычно весят больше, чем младенцы женского пола. Женщины могут кормить грудью, а мужчины – нет. У мужчин голос глубже, чем у женщин и т.д.

Когда речь заходит о гендере, ученые приводят следующие примеры гендерных характеристик. Женщины чаще занимаются домашней работой, чем их мужья. Среди американских женщин больше врачей, чем среди египетских. В некоторых странах женщинам приходится покрывать голову, когда они выходят из дома. 120 лет назад женщинам нельзя было принимать участие в голосовании.

Как гласит официальное определение, пол - это «биологические свойства, которые отличают мужчин от женщин, выраженные особенностями половых, морфологических (внутренних и внешних), хромосомных и гормональных характеристик человека. Гендер – это «категория, к которой человек относится на основе самооценки или оценки других лиц, а также на основе его пола». Проще говоря, пол – это природная, биологическая особенность, а гендер – приобретенная, культурная составляющая.

Слово «гендер» на латинском языке означает «вид», «тип», «сорт». Слово «пол» (sex) на английском значит «секция», «деление». На латинском «пол» означает число шесть.

Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, права, денег).

Власть -особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Её сущность в способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть одно из фундаментальных начал общества и государства. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, различного рода организациях и производственных коллективах.

Основные св-ва власти:

1. всеобщность- власть функционирует во всех сферах человеческого общения.

2. инклюзивность - способность проникать во все виды человеческой деятельности.

3. способности и объединять людей, и противопоставлять друг другу. Элементы власти:

Субъекты: 1.государство и его институты. 2. политические элиты и лидеры. 3. политические партии;

Источники:


1.авторитет.

2. закон.

3. богатство.

4. харизма.

5. интерес.

6. сила.

7. престиж.

8. значение.

9. тайна.


Объекты:1. индивид 2. социальная группа 3. класс 4. общество

Функции: 1.господство 2. руководство 3. регуляция 4. контроль

5. управление 6. координация 7. организация 8. мобилизация

Основания:1. экономические 2. социальные 3. юридические 4. административно-силовые 5.культурно-информационные.

Ресурсы:1.принуждение 2. насилие 3. убеждение 4. поощрение 5.право 6.традиция 7.страх 8.мифы

Виды власти:1. экономическая 2. социальная 3. культурно-информационная (духовно-информационная) 4. принудительная

Политическая власть –это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, населения. Природа политической власти объективна. Без неё в обществе наступает хаос, поэтому основная цель власти, особенно политической, - регулировать, управлять процессом общественной и государственной жизни.

Признаки политической власти: 1. легальность использования силы в пределах государства. 2. верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные прессы, монополия на регламентации жизни общества 3. публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от своего общества с помощью права ко всем гражданам. 4. моноцентричность, наличие в лице государства единого центра принятия решений, особого аппарата управления 5. многообразие ресурсов. Использование не только принуждения, но и экономических, социальных и культурно-информационных ресурсов. Политическая легитимность: Эффективность власти во многом зависит от её легитимности. В научный обиход термин «легитимность» ввел М.Вебер. Немецкий ученый указывал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке.

Понятие «легитимность» часто переводится как «законность», что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики государства (власти) и придавал главное значение фактору многопольного применения населения. Легитимность представляет собой определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их воздействиях с обществом.

Политическое господство:

Политическая элита -относительно привилегированная политически господствующая группа, претендующая на представительство народа, и в демократическом общ-ве в той или иной степени подконтрольная масса, относительно открытая для вхождения в её состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Правящая элита - группы и индивиды, которые реально принимают важнейшие решения или же оказывают влияние на их принятие.

Контрэлита -социальные слои и индивиды, которые стремятся занять позиции правящей элиты. Типы элит: 1. открытая - характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, доступ в нее свободный и конкурентный, нет искусственных препятствий на законное вхождение новых людей в политическое руководство 2. закрытая – характеризуется замедленной циркуляцией, выражающейся в неравных возможностях доступа в нее неэлитных групп. Виды политической элиты:1.правящая 2. высшая 3. средняя 4. административная. Функции элиты:1. стратегическая 2. организаторская 3. интегративная 4. коммуникативная. В любом обществе власть осуществляется правящей элитой. Она представляет собой группу людей, которая осуществляет управление обществом, принимает важнейшие решения в жизни страны и тем самым оказывает решающее влияние на её развитие. Элита – не просто привилегированный слой, но и необходимая часть любого общества. Существование элиты - неизбежность в политической жизни всех государств. Поэтому важно, чтобы её отношения с обществом строились не на принципах конфронтации, а на принципах контракта. Общество соглашается на привилегированное положение элиты, но элита берет на себя обязательства перед обществом, соглашается на контроль с его стороны.

Изоляциони́зм — термин, преимущественно используемый для обозначения направления во внешней политике, в основе которого лежит идея невовлечения в дела иных государств, наций, народов, этносов. Применительно к экономике изоляционизм приводит к автаркии, когда внешний товарный оборот сводится к минимуму. Термин изоляционизм можно использовать в разных контекстах в качестве антонима понятиям«протекционизм», «коллаборационизм», «интернационализм» и некоторым другим.

Яркий пример изоляционизма — японская политика сакоку. Также в качестве примера изоляционизма можно привести Народную Социалистическую Республику Албанию, которая изолировалась даже от социалистических стран, а после 1976 разорвала отношения с Китаем, оставшись в полной изоляции. В настоящее время примером изоляции служит Северная Корея — политика Чучхе.

В политологическом лексиконе существует ещё и термин «антиинтервенционизм», которым иногда взаимно подменяют понятие «изоляционизм».«Изоляционизм», следует трактовать более широко, как «внешнеполитическую макростратегию военного и политического невмешательства в международные дела и во внутренние деласуверенных государств, сопряженную с экономическим протекционизмом и культурной изоляцией, а также с невозможностью состоять в постоянных военных альянсах, с сохранением, однако, возможности участия во временных военных союзах, отвечающих текущим интересам государства и в постоянно действующих международных организациях невоенного характера»[1].

Сегрега́ция (позднелат. segregatio — отделение) — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Обычно упоминается как одна из форм религиозной и расовой дискриминации (отделение группы по расовому или этническому признаку).

Ассимиляция (лингвистика) — уподобление артикуляции одного звука артикуляции другого. Ассимиляция (социология) — процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных черт и заменяется чертами другого общества; смешение племён.

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое. В зависимости от контекста может подразумеваться: Веб-интеграция — объединение разнородных веб-приложений и систем в единую среду на базе веб.

Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.Мультикультурализмпротивопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну.

ФЕМИНИ́ЗМ

Мужской род

1. Женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

СИСТЕ́МА

Женский род

1. 1.

Определённый порядок в расположении и связи частей чего-н., в действиях.

"Привести в систему свои наблюдения"

2. 2.

Форма организации чего-н.

Структу́ра (от лат. structūra — «строение») — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т, е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях[1].

По своему значению термин «структура» в философском смысле отличается слова «структура» в обыденной речи и в ряде наук, где оно обычно означает «внутреннее устройство, строение»[2]

ГАБИТУС — целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер.

ДИСКУРС (фр. discourse, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор'), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения.

Четкого и общепризнанного определения «дискурса», охватывающего все случаи его употребления, не существует. Это понятие модифицирует традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке. Наиболее отчетливо выделяются три основных класса употребления термина «дискурс», соотносящихся с различными национальными традициями и вкладами конкретных авторов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.