Сделай Сам Свою Работу на 5

Постмодернистские теории: Н. Луман, Э. Гидденс.





Огюст Конт (1798-1857г.г.)-

Французский философ, основоположник позитивизма (от лат. положительный) и

Буржуазной социологии.

Основная идея Конта отделение науки от метафизики

и теологии (т.е. наука о боге

или богословие ). По его мнению, истинная наука должна отказаться от

Неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни

опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Конт

настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках

больших целостностей, больших систем.

Высшим видом систем он считал общество,

человечество.

Социальная теория Конта состоит из 2 частей:"Социальная

статика" и "Социальная динамика". Основной интерес французский мыслитель

направил на динамику. Первичный фактор социальной динамики - это духовное и

умственное развитие. Вторичные факторы - это климат, раса, средняя

продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают

разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека.

Позитивист О. Конт - предложил выделить социологию как отдельную науку в 1836



году.

Его методы в социологии:

Наблюдение социальных фактов

Эксперимент

Сравнение

Развитие социологии шло по двум направлениям: в виде теоретической и

эмпирической (практической) социологии.

5. К. Маркс основатель теории конфликта.1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоениеобщества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономическийфактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношенияв обществе.2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этимиклассами существует непримиримые противоречия.3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы,которая является движущей силой развития общества.4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство,может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которойперераспределение собственности, через передачу его во владение государству.5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенствоневозможно устранить, его можно только сгладить.6. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был ЭмильДюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и философов, создатель такназываемой " французской социологической школы " С его именем связан переходсоциологии от науки тождественной общество знанию к науке, связанной сизучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е.самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук."Предметом изучения социологии является социологическая реальность,основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимоот человека и способов оказывать на него давление. Теория образованиячеловека зависит от внешних факторов, а не от него самого".

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути этоэпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое егоотражение[1].



Таким образом, конструктивизм в философии представляет собой теорию, согласно которой всякая познавательная деятельность является конструированием, то есть, созданием некой конструкции

Сторонники конструктивизма полагают что, не существует никакой иной реальности, кроме создаваемой человеком. То есть, не существует одинаковой для всех объективной и независимой от людей реальности. Также как не существует независимой от людей, одинаковой для всех объективной, «божественной» по своему статусу, истины. Согласно конструктивистам, принципиальное отличие человека от других существ в том, что это не созерцательное, и даже не просто активное или деятельное, а именно конструктивное, творческое и постоянно самотворящее себя существо[2].



Основы конструктивизма в философии заложены работами таких учёных, как Ф. Варела,П. Вацлавик, Э. Глазерфельд, Н. Луманн, У. Матурана, Хейнц фон Ферстер, А. Шмидт и др[2].

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)[править | править вики-текст]

· Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм.

· Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.

· Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

· Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

· Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

· Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Интерпретативный подход

теоретико-методологический подход (парадигма) в социальных науках, которому соответствует интерпретативная модель объяснения. Интерпретативный подход восходит к классической философской герменевтике. «Ядро» интерпретативного подхода в современной социологии составляет культурологическая модель истолкования текста рассматриваемая как единая методология гуманитарных наук. С точки зрения этой модели, все формы человеческой деятельности могут быть представлены как символические тексты, порождаемые внутри «мира значений», культурного контекста. В философии социальных наук последовательная разработка “сильных версий” теории интерпретации осуществлялась Ч.Тейлором, Х.Дрейфусом, П.Рикером, Х.-Г. Гадамером и другими. В социологии и культурной антропологии наибольшим влиянием пользуются «умеренные» версии интерпретативного подхода (К.Гирц, Э.Гидд

Крити́ческая тео́рия (англ. Critical Theory) — целый ряд подходов, течений и (теоретических) дискурсов, пристально рассматривающий и критикующий общество икультуру, опираясь на знания из социальных и гуманитарных наук, а также на растущую меж-/трансдисциплинарность и растущую рефлексивную политизацию,[1] как феномены в науках современности. Буквально термин «критическая теория» собирает под собой различные подходы и знания, основанные на критике и рефлексивном отношении к знанию или текущему положению в какой-либо области, а также пытающихся «объяснить возникновение объектов своего познания»[2].

Сам термин «критическая теория» восходит к Франкфуртской школе, а именно к программной статье Макса Хоркхаймера 1937 г. «Традиционная и критическая теория», в которой он «разработал концепцию особого типа теоретического знания, ключевыми характеристиками которого были […] междисциплинарность и практико-политическая „ангажированность“».[3]

Критическая теория в самом широком смысле не обозначает какой-то конкретной «теории или целостной исследовательской программы, а отсылает к многообразию (теоретических) дискурсов», различных «по своему происхождению, содержанию, направленности и т. п.». Среди таких дискурсов обычно называют марксизм,франкфуртскую школу, психоанализ, постструктурализм, феминизм, постколониализм,мультикультурализм, исследования расизма, сексизма, этноцентризма, колониализмаи др.[4] Каждый критический проект (проект критической теории) утверждает и рассматривает себя «как наиболее эффективное средство разоблачения идеологических механизмов, участвующих в производстве знания на „изнаночной“ стороне „просвещения“».[1]

В одном из частных смыслов, выражение «критическая теория» относится к «основной линии в деятельности Франкфуртской школы, и в частности, к работам Адорно и Хоркхаймера».[2]

В самом буквальном смысле выражение «критическая теория» может рассматриваться как «синоним критической позиции индивидуума в отношении наличной действительности, позиции, являющейся одним из атрибутов модернойрациональности вообще».[1]

Дискурсивное многообразие «критических теорий» связано с т. н. культурными исследованиями (англ. cultural studies), лейтмотивом которых является «рассмотрение культурных феноменов в аспекте организующих их отношений господства и подчинения, связанных с гендерными, классовыми, расовыми и т. п. различиями», причём культурные формы, феномены и процессы рассматриваются не как вторичные образования, «зависящие от институциональных форм или от политической или экономической организации», а как «динамические силы».[5][6]

Ещё одно понимание критической теории восходит к теоретически насыщенной литературной критике, где литература и текст в целом рассматривается не столько в плане понятийной перспективы авторских намерений, «сколько в плане идеологической, риторической, эстетической структуры текста и культуры, в которой он был произведён».[7]

Понятие «парадигма» имеет множество значений. Подпарадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе». Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены.

По словам С.А. Кравченко, «само возникновение социологической теории становится возможным лишь тогда, когда общество достигает определенного уровня динамической сложности, что выражается в появлении критического взгляда людей (прежде всего ученых) на характер изменений социальных институтов и самих себя». Это способствует формированию различных теорий и концепций, с помощью которых осмысливаются социальная реальность и ее динамика.

В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями.

Парадигма социальных фактов связана с именем Э. Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов — социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А. Рэдклифф-Брауна и Б. Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.

Парадигма понимания, или социологии действия, связана с именами М. Вебера и В. Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия — индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание и социолог должен выявить его, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А. Шюца, этнометодология Г. Гарфинкеля, символический интеракционизм Т. Лукмана и Г. Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.

Парадигма социального поведения представлена социальным бихевиоризмом Б. Скиннера и теориями социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау и получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, т.е. детерминировано простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К. Маркса и его последователей. Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, а единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественно-исторического процесса. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.

Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции 3. Фрейда, согласно которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняются происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств. Впоследствии из подхода Фрейда развились фрейдомарксизм (Г. Маркузе, Ф. Райх) и неофрейдизм (Э. Фромм, Д. Рисмен).

В другой классификации социологических парадигм, о которой упоминает российский социолог В.П. Култыгин, парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три — натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, близких к методам естественных наук. Типичными представителями этой парадигмы являются, например, О. Конт, Г. Спенсер. В рамках данной парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы исследования.

Интерпретирующая парадигма основывается на признании принципиального различия между предметом и методами естественных наук и социальных. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодология и феноменологическая социология.

Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей социологии являются К. Маркс, К. Поппер, А. Этциони, Ч. Р. Миллс.

По мнению Г.Е. Зборовского, современную социологию можно представить как мозаичное панно, отражающее различные по масштабам, цветовой гамме, конфигурации составляющие, но в этом панно можно выделить упорядоченную структуру, в которой соединяются социологические теории, парадигмы и метапарадигмы. Подметапарадигмой понимается обобщающая теоретическая характеристика родственных парадигм; объектом исследования мстапарадигмы являются парадигмы и теории, взятые во взаимосвязи. В качестве примера метапарадигмы можно назвать неклассическую социологию, теоретическими составляющими которой выступают парадигмы символического ингеракционизма, феноменологии, этнометодологии, обмена. В теоретической социологии выделяются пять метапарадигм: классическая, неоклассическая, постклассическая, неклассическая, постнеклассическая. Формирование классической метапарадигмы приходится на конец XIX — начало XX в. и соответствует классическому этапу развития социологии, а последующие четыре метапарадигмы возникли в XX в., существуют и развиваются на современном этапе теоретической социологии. В классификации Зборовского каждой метапарадигме соответствуют определенные социологические парадигмы и теории.

Метапарадигма Парадигмы и теории Объект социологии Предмет социологии
Классическая (Конт, Дюркгейм, Сорокин, Вебер, Теннис, Зим мель, Спенсер, Маркс, Гид- дингс и др.) Позитивизм, марксизм, эволюционизм, веберианство Общество как целостная система; как социальный организм, независимый от человека Изучение социальных фактов, социальных структур, социальных институтов. социальных действий и взаимодействий в статике и динамике
Неоклассическая (Парсонс, Мертон, Козер, Дарендорф, Коллинз, Миллс, Маркузе, Алекса ндер и др.) Неопозитивизм, неомарксизм, неоэволюционизм, неовеберианство, структурный функционализм, неофункционализм, радикально-критические теории, теории конфликта Общество как система социальных действий и взаимодействий социальных групп и свободно организованных акторов Обновление идей позитивизма, марксизма, эволюционизма, функционализма на основе нелинейного рассмотрения общества и его структур
Постклассическая (Луман, Валлерстайн, Белл, Турен, Айзенштат, Райт, Коэн, Гидленс, Ритиер и др.) Постпозитивизм, постмарксизм, теории системного анализа, теории модернизации, единого индустриального общества, постиндустриального общества, глобализации Общество как сфера интеракции, коммуникации, социальных институтов и солидарности Новая системная трактовка общества с позиций макросоциологического анализа
Неклассическая (Мид, Блумер, Гоффман, Ше- лср, Шюи, Бергер, Лукман, Гар- финкель, Сику- ред, Ливингстон, Хоманс, Блау, Эмерсон и др.) Символический интер- акционизм, феноменология, этнометоло- логия, теория обмена Общество как конструкция непрерывно меняющейся реальности агентами, которые и производят социальные изменения Изучение процесса конструирования человеком меняющегося социального мира
Постнеклассическая (Ритцер, Гидденс, Бурдьс, Хабермас, Штомпка, Деррида, Фуко, Джеймсом, Бодрийяр, Коннел, Хартманн и др.) Интегративные концепции, теория коммуникативного действия. постмодернизм, феминистская социология Общество как единство социальных структур и активных действий личности Изучение интегративных процессов в различных типах социума

 

 

Первое поколение — теории, образующие позитивистскую метапарадигму, в рамках которых общественное развитие рассматривается как эволюционно-линейное и может быть объяснено с привлечением одного и того же теоретико-методологического инструментария. Представителями данной метапарадигмы являются первые социологи — Конт, Спенсер, Дюркгейм, Маркс.

Второе поколение представлено теориями, которые в совокупности образуют интерпретативную метапарадигму, основывающуюся на постулате о том, что каждая социальная общность имеет неповторимый ценностный мир и множество возможностей развития. Поскольку обстоятельства субъективны, а сам исследователь не абсолютно беспристрастен, не может быть единого, универсального объяснения социальных реалий и совокупность событий, образующих по существу социальную жизнь, не может, согласно Веберу, интерпретироваться как «социологические факты или закономерности».

Третье поколение — теории, интерпретирующие общественное развитие с позиций усложняющейся функциональной динамики, ускоренной дифференциации. Им соответствует интегральная метапарадигма, постулирующая культурный плюрализм и предлагающая интегральное использование каналов познания и различных уровней анализа (макро- и микросубъективный, макро- и микрообъективный). В рамках данной парадигмы ее сторонниками (Т. Парсонс, П.А. Сорокин и др.) признается возможной и даже необходимой интеграция, казалось бы, несовместимых парадигм.

Четвертое поколение представляют теории, анализирующие современное общество как с институциональных позиций, так и индивидуальных. В совокупности они образуют рефлексивную метапарадигму модерна, которая исходит из крайнего динамизма картины мира, глобальности пространства, размывания культурно-территориальной идентичности и смены самоидентификаций.

Пятое поколение представляют теории, ориентированные на изучение нелинейной социокультурной динамики, которую активно и декларируют, а также процессы самоорганизации социума, обеспечивающие возникновение порядка и хаоса. Эти теории образуют нелинейную метапарадигму постмодерна, в рамках которой саморазвитие десоциализирующегося социума провозглашается естественным, а сам социум обозначается как основанный на упорядоченном хаосе.

Несмотря на такой богатый парадигмальный багаж социологии, сформированный на протяжении становления социологии как науки и ее развития, все теории являются современными и их использование позволяет осуществлять систематизацию знания, объяснять социальную реальность и ее динамику.

Таким образом, социология представляет собой полипарадигмальную науку, фундаментом которой служат теории и концепции классической социологии.

Методология исследования
Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую роль в успехе. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов строения системы управления и организации ее функционирования и развития. Но это общее представление о цели. В реальности проведение исследования преследует множество целей, например, мониторинг качества управления. формирование атмосферы творчества и инноваций системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых в будущем может осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и детальными, постоянными и эпизодическими. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально - экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения. Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя ее исследовать в отрыве от человека и всех факторов ее использования в его деятельности. Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, некоторые из которых являются "вечными", другие преходящими или созревающими. Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании. Следующей составляющей в содержании методологии исследования является подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка ( плясать от печки - народная мудрость ), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели. Подходы могут быть аспектный, системный и концептуальный. Аспектный подход представляет выбор одной грани проблемы по принципу актуальности, или учитывая ресурсы, выделенные на исследование. Так. например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально -психологический, образовательный и т.д. Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих направленность, архитектонику и преемственность исследования. Подходы могут быть эмпирическими, прагматическими и научными. Если в основном опираются на опыт - эмпирические, если - на задачи получения ближайшего результата - прагматические. Наиболее эффективным является конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении. Методология исследования должна включать также определение и формулирование ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целеустремленно. Ориентиры могут быть гибкими и жесткими, а ограничения явными или неявными. Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально - логические, общенаучные и специфические. Формально - логические - это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления. Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого их типа. Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем правления и отражают специфику управленческой деятельности.  

Толкотт Парсонс (англ. Talcott Parsons; 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 6 мая1979, Мюнхен) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии.

Теория Парсонса базируется на методологических принципах волюнтаризма и эпистемологических принципах аналитического реализма. Теория Парсонса была попыткой создать баланс между двумя основными методологическими традициями: утилитарно-позитивистской и герменевтико-идеалистической. Для него волюнтаризм был третьей альтернативой между этими двумя традициями. Парсонс представил теорию социальной эволюции и конкретную интерпретацию «побудительных механизмов» и направлений всемирной истории. Синтезировав теоретические подходыМакса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма,Вильфредо Парето, Альфреда Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.

На раннем этапе исследований Парсонс стремился найти определённый компромисс между «социологизмом» Э.Дюркгейма, жёстко детерминировавшим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М.Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам». На ранние работы Парсонса значительное влияние также оказали В.Парето, предлагавший сходную с веберовской модель деления человеческих действий по мотивации на «логические» и нелогические, А.Маршалл, Г.Зиммель, З.Фрейд.

Сочинения Парсонса написаны весьма сложным языком, которые иногда скучно читать из-за множества частных деталей, событий и персоналий, что вызывает затруднения даже у заинтересованных читателей. Парсонс предстаёт неисправимым схоластом и любителем эзотерических текстов. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии. Однако в эмпирическом исследовании и повседневной социологической практике ни один социолог не пользуется этой системой, предпочитая менее ёмкие, но более оперативные частные теории.

Структурный функционализм[править | править вики-текст]

Структурный функционализм:

· высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

· социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

· тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

Требования к обществу:

· Общество должно быть приспособлено к среде.

· У общества должны быть поставлены цели.

· Все элементы общества должны быть скоординированы.

· Ценности в обществе должны сохраняться.

Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Теория социального действия[править | править вики-текст]

Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.

Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.

Теория социального действия

Подсистемы социального действия:

· биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).

· система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).

· социальная система — совокупность образцов поведения, социальных норм, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция).

· система культуры — культурные ценности и традиции, необходимые для стабильного функционирования общества.

Социальный порядок[править | править вики-текст]

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.

У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).

Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:

· Тенденции социальной системы к самосохранению.

· Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).

Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия.

1. Партикуляризм (или универсализм) — акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм).

2. Поступки человека — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.