Ввод нотного текста мышью
Скажем с самого начала, что набор нотного текста может осуществляться двумя способами: мышью и клавиатурой. Для начала попытаемся поработать мышью. Работа мышью напоминает рисование красками, подобно тому, как кисть сначала обмакивается в палитру, а затем наносит краску на холст:
1. Наведением курсора и нажатием левой кнопки мыши в окне клавиатуры выбираются нужные нам длительности, при этом курсор приобретает тень в виде будущей ноты;
2. Наведением курсора в нужное нам место нотного стана и нажатием левой кнопки мыши появляются ноты.
Набрав одну строчку, приходим к выводу, что набирать ноты мышью, конечно, просто, но не слишком удобно, так как при каждой новой длительности нужно вновь обращаться к окну клавиатуры и водить курсором мыши вдоль всего экрана, на что тратится время, а также и силы. (!)
Алфавитный набор
Набор нот с помощью клавиатуры («алфавитный набор») позволяет значительно ускорить работу по сравнению с набором мышью, при одном условии. Вам нужно знать и помнить следующие алфавитные имена нот и наименования клавиш:
A – ля; B – си; C – до; D – ре; E – ми; F – фа; G – соль; 0 Ins – пауза
Принцип алфавитного набора таков:
1. Наведя курсор мыши на такт, с которого начнется ввод нот, выделяем егоодним щелчком левой кнопки мыши.
2. Чтобы начать набор нот, нам требуется ввести команду Input Notes («Ввод нот») из меню Notes («Ноты»), а легче всего это совершается просто нажатием клавиши N.При этом в такте появится текстовый курсор.
3. Взглянем на окно клавиатуры. По умолчанию у нас уже включена длительность - четвертная. Нам нужно ввести до – четверть с точкой. С этой целью нажимаем на цифровой клавиатуре компьютера клавишу, соответствующую точке - это и есть точка (Del), и затем – клавишу С. Далее нам нужна восьмая – си-бемоль (бемоль уже в ключе, мы его не ставим). Нажимаем на цифровой клавиатуре 3 – PgDn и затем В. Затем – восьмая ре-бемоль – нажимаем уже только D (длительность ведь не меняется) и так доводим нашу мелодию до победного конца (не следует бояться, что не хватит тактов: с заполнением последнего такта автоматически создается новый).
Мелодия у нас набрана в нотном стане правой руки ф-но, а для того, чтобы остальные нотоносцы не занимали при этом драгоценное экранное пространство, была применена команда Focus on Staves (кнопка на панели инструментов).
Конечно, и при таком наборе невозможно обойтись без ошибок. Однако все они легко исправимы в самом процессе нотного набора.
Запомните:
ü Двойные, тройные ноты и целые аккорды можно создавать, добавляя к введенной ноте интервалы. Интервал сверху добавляется простым нажатием соответствующей цифры на клавиатуре, а нажатие цифры совместно с клавишей Shift добавит интервал снизу (см. стр.10, меню «Notes/ Add Interval» - «Ноты/ Добавить интервал»).
ü Повторить введенную ноту (аккорд) можно, нажав клавишу R (см. стр.7, меню «Edit/ Repeat» - «Правка/ Повторить»).
ü Знаки альтерации, артикуляцию, тремоло и т.п. можно вводить непосредственно во время набора нот, нажимая соответствующие клавиши на цифровой клавиатуре (переключение между вкладками окна клавиатуры – F8-F12). Можно вводить все указанные знаки и по окончании набора нот, нажимая соответствующие клавиши на выделенных нотах. Повторным нажатием тех же клавиш указанные знаки удаляются.
ü Перемещаться по нотному тексту можно клавишамиï и ð.
ü Чтобы исправить неверно введенную высоту ноты, нажатиями клавиш ò и ñ – передвигаем ее вверх и вниз на тон, а с нажатой клавишей Ctrl – вверх и вниз на октаву.
ü Если выделить несколько нот, целый такт или систему,при нажатии клавиш ò и ñ будут перемещаться все выделенные ноты.
ü Чтобы исправить неверно введенную длительность,удаляем введенную нами ноту, нажав клавишу Del, и вводим ноту заново. Если же удалять ноту нет большого желания (особенно, если это двойная нота либо целый аккорд), прекращаем набор нажатием клавиши Esc. Затем курсором мыши выделяем ноту (аккорд) и нажимаем клавишу нужной нам длительности, а затем – стрелку вправо и с нажатия клавиши N продолжаем набор.
ü При нажатии клавиши Del на выделенной ноте, она превращается в паузу той же длительности.
Таким образом, у нас введен один голос. В нашем нотном примере должно быть два голоса в партии правой руки. Введем второй голос тем же способом, как и первый.
Курсором мыши становимся вновь на первый такт, в котором уже есть ноты 1-го голоса. Вновь начинаем ввод нот – нажимаем клавишу N, но теперь, чтобы переключиться на второй голос, нажимаем клавиши Alt и 2(команда «Голос 2» из меню Edit/Voice (Правка/Голос). Тут же курсор мыши принимает зеленый цвет (цвет второго голоса). Теперь мы можем набирать мелодию второго голоса.
Партия второго голоса готова. Выключаем опцию «Focus on Staves», и перед нами предстают остальные пустые нотоносцы. Добавим партию левой руки – и партия фортепиано готова:
Осмотрим созданную партитуру. Сразу же бросаются в глаза две некрасиво сросшиеся ноты фа в 3-м такте: четверть с точкой 1-го голоса и половинная 2-го голоса. Что поделаешь – придется поработать! Нам нужно немного отодвинуть влево нижнюю половинную, чтобы она выровнялась с нотой нижнего нотоносца, а верхнюю четверть с точкой – слегка отодвинуть вправо. Обращаемся к уже знакомой нам вкладке «General» окна свойств:
Курсор мыши наводим на нужную ноту, раскрываем вкладку «General», изменяем ее координаты Х. Все готово!
Ввод Flexi-Time
Кроме вышеописанных способов ввода нот, существует и еще один – это проигрывание мелодии на MIDI-клавиатуре (Flexi-Time). Рассмотрим и его.
Когда вы приобретете MIDI-клавиатуру и установите ее программное обеспечение на компьютере, при запуске Sibelius появится сообщение об обнаружении нового устройства ввода, после чего откроется окно «Playback and Input Devices», где во вкладке «Input Device» появится название вашей MIDI-клавиатуры. Вам предстоит только выделить его в списке, а также для проверки проиграть пару звуков. При этом индикаторы радостно засветятся в такт вашему проигрыванию, что будет говорить о том, что устройство полностью готово к использованию.
Для ввода нот выделите нужный нотоносец, а затем нажмите красную кнопку «Flexi-Time» в окне воспроизведения, предварительно настроив темп регулятором в том же окне (известно, что легче сначала проиграть мелодию в медленном темпе, а потом ускорить темп уже записанной музыки. Кроме того, это актуально для дешевых MIDI-клавиатур, которые при быстром проигрывании могут пропускать и путать ноты). Играйте в такт щелчкам метронома, и на выбранном нотоносце возникнут ноты проигранной вами мелодии. Кроме того, желательно каждый голос записывать в отдельности.
Есть и еще одна замечательная возможность: в процессе алфавитного набора вы можете не использовать буквы A, B, C и т.д., а просто вводить готовые ноты и аккорды с MIDI-клавиатуры. Паузы же и длительности нот указывайте, как обычно, с цифровой клавиатуры (либо с плавающего окна мышью).
Выделение объектов
Вы, наверное, заметили, как выделяются ноты при нажатии кнопки мыши. Рассмотрим более детально способы выделения нот и других объектов партитуры.
ü Выделение позволяет произвести те или иные действия именно с выделенным объектом (объектами), не изменяя остальных. Выделенные объекты на экране принимают цвет того голоса, к которому они назначены. Существует два способа выделения:
Простое выделение – выделение объектов по одному. На объект наводится курсор и нажимается левая кнопка мыши. Чтобы добавить к выделению новый объект, нажимаем клавишу Ctrl и «щелкаем» на новом объекте – и так далее.
Выделение пассажем – выделение продолжительной части партитуры. Вот здесь необходимо разграничить и подробно описать три способа выделения пассажем:
1 способ.Наведя курсор мыши на свободный участок такта, щелчком левой кнопки мыши выделяем такт; при этом он обрамляется в светло-синюю рамку – так называемый «тактовый пассаж». Затем, удерживая клавишу Shift, «щелкаем» на последующих тактах – пассаж распространяется на эти такты (в том числе и на других нотоносцах системы). Таким образом можно выделить целый фрагмент произведения.
Двойной щелчок левой кнопки мыши на одном такте добавляет к выделению все такты выбранного нотоносца на текущей странице, а тройной щелчок – во всей партитуре. При этом, нажав и удерживая клавишу Shift, одиночными щелчками левой кнопки мыши на соседних нотоносцах можно добавить к выделению и эти нотоносцы.
2 способ.Нажимаем и удерживаем клавишу Shift. Затем нажимаем левую кнопку мыши и захватываем в обрамляющий тактовый пассаж ноты, знаки, такты, системы, подобно тому, как обрамляющим прямоугольником выделяются файлы и папки в проводнике Windows.
3 способ.Нажимаем и удерживаем клавишу Ctrl. Затем щелкаем левой кнопкой мыши, наведя курсор на такт. Если вторым способом у нас выделялись объекты такта, то в данном случае выделяется весь такт как объект, обрамляясь по всем нотоносцам системы двойной фиолетовой рамкой - системным пассажем. Преимущество такого выделения состоит в том, что в выделении «запоминаются» и настройки самого такта (к примеру, размер).
***
Мы описали способы выделения объектов. Однако у нас в распоряжении есть и другой мощный инструмент – фильтр, позволяющий автоматически выделить именно те объекты, которые мы укажем. Подробно команды фильтра описаны на стр. 8 – подменю Edit/Filter (Правка/Фильтр).
Действительно, список команд внушительный. Применим же его на деле. Ведь наш нотный пример все еще не закончен – в нем не хватает партии сопрано, которая должна в точности повторять мелодию 1-го голоса правой руки фортепиано. Что мы можем предпринять, чтобы не набирать всю мелодию заново?
1. Наводим курсор мыши на любой такт нотоносца правой руки ф-но и трижды щелкаем левой кнопкой мыши. При этом весь нотоносец обрамляется тактовым пассажем.
2. Выполняем команду меню Edit/Filter -Voice 1 (Правка/Фильтр - Голос 1) либо нажимаем клавиши Ctrl+Alt+Shift+1. Теперь в выбранном нами нотоносце выделены только ноты 1-го голоса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|