Установление рыночного равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу.
Основная проблема экономики и предмет микроэкономики.
Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Ресурсы – это экономические блага, благодаря которым создаются другие блага. Редкость благ – это ограниченная доступность благ, относительно потребности в них. Блага – товары и услуги, которые прямо или косвенно служат удовлетворению человеческих потребностей. Экономическое благо – это благо, потребность в котором превышает его наличие в данный период времени. Предмет микроэкономики – это процесс разработки и реализации решений, принимаемых экономическими агентами для достижения своих целей.
2. Методология экономического анализа
Принципы анализа:
- Принцип экономического атомизма (анализ поведения экономических агентов. Экономические агенты – независимые хозяйствующие единицы. Принятие решений независимо от других, решение одного не влияет на решение другого.
- Принцип экономического рационализма (агенты стремятся к максимизации чистого выигрыша (разница между затратами и выгодами)).
- Принцип «при прочих равных» (допущение о неизменности всех других переменных моделей).
- Принцип равновесного подхода
Методы анализа:
* Предельный (маржинальный) анализ (основан на исследовании количественных изменений).
* Функциональный анализ (устанавливает взаимозависимость между экономическими величинами)
* Позитивный анализ (предсказывает изменения той или иной переменной. Связан с поиском ответа на вопрос «Каким будет последствие..»)
* Нормативный анализ (определение наилучшего из альтернативных вариантов. Выражается в вопросе «Что же лучше?»)
Рыночная система: принципы организации и механизм функционирования
Экономическая система, представляет собой механизм, созданный для решения проблемы редкости блага. «Что производить?», «Сколько?», «Для кого?», «Как?».
Способы координации деятельности:
* Иерархический способ координации (регламентируется уполномоченными лицами, органами или правилами) (регулируемый выбор);
* Стихийный способ координации (экономический субъект регламентирует принятия решений из своих субъективных побуждений) (самостоятельный выбор).
Типы экономических систем:
* Традиционная экономическая система;
* Плановая экономическая система:
* Рыночная экономическая система:
* Смешаная экономическая система.
Принципы организации рыночной системы:
* Экономическая свобода (ограничивается наличием экономических ресурсов):
* Частная собственность (предпосылка экономических сделок);
* Стремление к личной выгоде;
* Конкурентное взаимодействие;
* Использование цены, как инструмента координации;
* Ограниченная роль государства.
Механизм функциони-рования экономической системы –это способ, при помощи которого достигается координация экономической деятельности ее субъектов. Для рыночной экономической системы – рынок.
Рынок –механизм обмена, который посредством цен, позволяет согласовать действия обособленных экономических субъектов.
Трансакционные издержки –затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.
Спрос и предложение: функции, кривые, ценовые и неценовые факторы.
Спрос –(экономический смысл) это готовность пожертвовать альтернативными возможностями использования имеющихся у покупателя ресурсов. Спрос -(в общем смысле) готовность приобрести товар или услугу. Величина рыночного спроса –это максимальное количество данного блага, которое готовы купить потребители при текущей цене в единицу времени.
Детерминанты спроса (факторы) – численность и структура населения (N), цена блага (Px), цена заменителей (Py), предпочтения (T) и доходы (I), потребительские ожидания (E).
Функция спроса –установленная зависимость, отражающая характер величины спроса при изменении влияющих на нее факторов: Qdx =f (N, Px, Py, I, T, E). Наиболее применяемой является функция спроса по цене: Qdx = f(Px) и QD = a – bP
Кривая спроса –линия, показывающая связь между ценой блага и величиной спроса на него в единицу времени и отражающая характер изменения величины спроса на благо в зависимости от изменения цены блага.
Предложение –готовность производителей поставлять блага на рынок. Величина рыночного предложения -общее количество благ, которое желают и способны предоставить на рынок все производители в единицу времени.
Детерминанты предложения (факторы) – цены природных (Px), капитальных (Pk), трудовых (Pw) ресурсов, число продавцов (M), технологии (H), налоги (T), ожидания производителей (E) и цена товара (Px).
Функция предложения –зависимость между величиной рыночного предложения и определяющих ее факторов, показывающая максимальное количество блага, поставляемое на рынок.
Кривая предложения– линия, отражающая характер изменения величины производимого блага в зависимости от изменения его цены в единицу времени.
Установление рыночного равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу.
Рыночное равновесие –состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса равен объему рыночного предложения:
1) по Вальрасу:QD=QS
2) по Маршаллу: PD=PS
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|