|
Методы, алгоритм и условия развития познавательной мотивации ребенка в различные возрастных периодах
Для того, чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы.
Каждый из методов организации учебно - познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно – обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе - мотивационной функции любого метода обучения. Наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.
Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности.
Группу методов стимулированиия и мотивации учения можно условно разделить на две большие подгруппы.
Методы эмоционального стимулирования и мотивации интереса к учению
| Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
| 1.Создание ситуаций занимательности.
2.Познавательные игры.
3. Нетрадиционные уроки.
4.Создание ситуаций удивления.
5.Анализ жизненных ситуаций,
сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений.
6.Анализ отрывков из художественной литературы.
7.Создание ситуаций успеха
| 1.Разъяснение общественной и личностной значимости учения.
2.Предъявление учебных требований.
3.Поощрение и порицание.
|
Методы формирования познавательного интереса.
Специальные исследования, посвящённые проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления.
Одним из приёмов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать приём создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, познавательных игр, викторин.
Для формирования и развития познавательных интересов школьников существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет географии интересным для учащихся.
Привлекают внимание необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, состязательностью, интересным содержанием, возможностью проявить свою индивидуальность, свои интеллектуальные способности нетрадиционные уроки. Они хорошо учитывают психологию школьного возраста. Ученик не декларативно, а действительно становится в центре учебного процесса.
Эмоциональные переживания вызываются приёмом удивления.Необычность приводимого факта, яркие страницы жизни путешественников и исследователей (Христофора Колумба, Витуса Беринга, Джеймса Кука, Давида Ливингстона, М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена, Руала Амундсена, Роберта Скотта, Георгия Седова и многих других), непредвиденные результаты путешествия - всё это при убедительном рассказе учителя неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания учеников. Одним из приёмов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. В качестве приёма стимулирования учения используется анализ жизненных ситуаций.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остаётся информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно – познавательной деятельности учеников.
Создание ситуаций успеха в обучении.Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учеников, испытывающих затруднения в учёбе. Известно что без переживания радости успеха невозможно по – настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Необходимо так подбирать задания для учеников, чтобы сложному заданию предшествовало более лёгкое. Ситуации успеха создаются и путём дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Карточки – консультации, планы ответа, образцы для выполнения, поощрение промежуточных действий школьников – всё это позволяет ученикам на данном уровне подготовленности справиться с заданием. Для ситуаций успеха необходима благоприятная морально – психологическая атмосфера, что снижает чувство неуверенности, боязни и тревожности.
Методы стимулирования долга и ответственности в учении.Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приёмов. Они опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчёркивает единство процессов обучения и воспитания.
Разъяснение общественной значимости учения.Это предполагает раскрытие роли науки на современном этапе жизни общества, значение роста общеобразовательного кругозора для создания возможностей роста производительности труда, в основе чего лежит изобретательство, механизация и автоматизация производства, что в конечном итоге ведёт к революционным изменениям в производстве. Рассказы, беседы, лекции в этом случае приобретают характер методов стимулирования долга в учении.
Разъяснение личной значимости учения.Если ученики быстро понимают значение усвоения учебных предметов, близких к профилю ожидаемой специализации, то значимость усвоения других предметов им проходится разъяснять. Например, когда ученики избирают технический профиль специализации, им приходится разъяснять роль и значение гуманитарного цикла предметов, доказав, что отсутствие должного культурного и нравственного кругозора ставит личность в неблагоприятное положение не только в коллективе, но и в любой сфере деятельности. Все эти, казалось бы само собой разумеющиеся для взрослого человека положения нуждаются в специальном аргументированном разъяснении ученикам.
Предъявление учебных требований.Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом средней общеобразовательной школы. Надо иметь в виду, что стимулирование долга и ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учёбе, а соответственно и нарушение дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей.
Поощрение и порицание в учении.Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе – это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность учения школьников.
Работа по формированию познавательных мотивов учения может быть организована в разных формах: индивидуальной; микрогрупповой; групповой; массовой.
Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместно развивающейся деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга [2,45].
Список литературы:
1. Морозова Н. Г. «Учителю о познавательном процессе» – М. : Знание, 1979. - 46 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|