Сделай Сам Свою Работу на 5

Возрастные и индивидуальные особенности формирования мотивации учения у школьников





Вариант 3

Задание № 1 Тема «Психология мотивации. Классификации мотивов. Возрастные и индивидуальные особенности формирования мотивации учения у школьников. Методы, алгоритм и условия развития познавательной мотивации ребенка в различные возрастных периодах».

План

1.Мотивация как психологическая категория

1.1.Понятие мотива и его классификация

1.2.Возрастные и индивидуальные особенности формирования мотивации учения у школьников

1.3.Методы, алгоритм и условия развития познавательной мотивации ребенка в различные возрастных периодах

Список литературы

 

Мотивация как психологическая категория

Понятие мотива и его классификация

В деятельности и поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение деятельности и поведения связано с феноменом мотивации. Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Понятие «мотивация» следует отличать от понятия «мотив». Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Неотъемлемыми составляющими мотивационной сферы человека являются потребности и цели.



Потребностью называют состояние нужды человека в определённых условиях, которых ему не достаёт для нормального существования и развития.

Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Рассмотренные мотивационные образования (мотивы, потребности и цели) являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Под мотивами учения понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность осуществлять учебную деятельность. Как правило, учебная деятельность ребёнка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определённом соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.



Существуют разные подходы к классификации мотивов учебной деятельности школьников (Розенфельд Г., Хеннинг В., Божович Л. И. И др.)

Согласно классификации Божович Л. И., все мотивы могут быть разделены на две большие группы:

1) мотивы, которые порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний;

2) мотивы, которые лежат, как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения.

Важно отметить, что одним из главных условий, обеспечивающих эффективность учебного процесса, является высокий уровень развития группы именно познавательных мотивов учения. Основой познавательных мотивов учения является познавательный интерес, который лежит в основе положительного отношения учащегося к школе.

Рассматривая интерес с его содержательной стороны, Щукина Г. И. выделяет несколько уровней:

1) непосредственный интерес к фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации (это элементарный уровень познавательного интереса);

2) интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих часто невидимую их внутреннюю суть.

3) интерес к причинно – следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях.

В мотивации содержанием условно можно выделить три уровня: интерес - занимательность; интерес к фактам, правилам; интерес к сути явлений, их происхождению.



В мотивации процессом так же можно выделить три уровня: исполнительский; поисково - исполнительский; творческий (самому придумывать задания по географии).

Возрастные и индивидуальные особенности формирования мотивации учения у школьников

При оценке состояния учебной деятельности, умения учить­ся и мотивации учения у отдельных школьников учителю важ­но соотнести их с некоторыми возрастными эталонами.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претер­певает свои процессы становления.

Учебная задача, завершающая ориентировочные действия, проходит этапы принятия готовых задач учителя через переосмысление их к самостоятельной постановке отдельных задач.

Учебные исполнительные действия складываются как овла­дение отдельными операциями внутри действий, при этом младший школьник опирается на материализованные средства (моделирование) и речевые опоры (проговаривание). Мо­делирование носит характер использования сначала несложных графических, затем буквенных и знаковых средств. Все учебные исполнительные действия выполняются вначале раз­вернуто при полном составе составляющих их операций. Младшему школьнику доступно не только различение способа и результата решения, но и переход к поиску нескольких способов решения, а также их применение в знакомых и незначи­тельно измененных ситуациях.

Контрольно-оценочные действия осуществляются пока в своих простых формах — в виде итогового контроля по ре­зультату сделанной работы. Но в процессе работы уже начи­нается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирова­ния работы в ходе ее выполнения. Ряд исполнительных и кон­трольно-оценочных учебных действий в младшем школьном возрасте при правильном формировании может превратиться в умения и навыки, выполняться как бы «автоматически».

Мотивация учения в младшем школьном возрасте также развивается в нескольких направлениях. Широкие познава­тельные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мо­тивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы са­мообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизоди­ческим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного по­нимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию при­чин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллек­тивной работы широко присутствуют у младших школьни­ков, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развива­ется в этом возрасте целеполагание в учении. Так, младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции.

В среднем школьном возрасте происходит овладение об­щим строением учебной деятельности, способами самостоя­тельного перехода от одного вида действия к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем контрольно-оценочным), что является важной основой само­организации учебной деятельности.

Учебные действия объединяются в приемы, методы, в круп­ные блоки деятельности. Отдельные действия и операции свертываются, переходят в умственный план, что позволяет быстрее осуществлять учебную деятельность.

Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандарт­ных способов решения, что переводит учебную деятельность с репродуктивного на продуктивный уровень.

Происходит становление прогнозирующих, планирующих форм контрольно-оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учеб­ной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. Су­щественно укрепляются не только широкие познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообра­зования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятель­ным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются соци­альные мотивы учения. К концу подросткового возраста может наблюдаться устой­чивое доминирование какого-либо мотива. Осознание подро­стком соподчинения, сравнительной значимости мотивов озна­чает, что в этом возрасте складывается осознанная система, иерархия мотивов». Существенно развиваются процессы целеполагания в учении. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной Цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает уме­нием ставить гибкие цели; закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

В старшем школьном возрасте возникает потребность и воз­можность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Учебные действия могут пере­растать в методы научного познания, способствуя смыканию учебной деятельности с элементами исследовательской. Ори­ентировочные и исполнительные учебные действия могут вы­полняться не только на репродуктивном, но и на продуктив­ном уровне. Особую роль приобретает овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогно­зирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе — приемов самообразования.

В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям за­трагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знания) совершенствуется как интерес к методам теоретиче­ского и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке). Мотивы самообразовательной деятельности в этом возрасте связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии.

Происходит рождение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения. Развитие целеполагания в этом возрасте выражается в том, что старшеклассник при по­становке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения, а также социальной зна­чимости целей, предвидения социальных последствий своих поступков. Возрастает умение оценить реалистичность целей, складывается стремление к активному апробированию разных целей в ходе активных действий, что прямо связано с процес­сами жизненного самоопределения.

Изложенные этапы учебной деятельности и ее мотивации характеризуют тот высокий их уровень, который может быть достигнут у школьников. При изучении состояния мотивации каждого конкретного ученика учитель может соотносить его реальные достижения (в учебной деятельности и мотивации) с этими возрастными характеристиками и делать вывод о еще не реализованных особенностях этого ребенка, которые могут быть актуализированы в пределах возможностей его возраста. При проведении практической работы по формированию мотивов учения и учебной деятельности учителю желательно:

1. Опираться на достижения предыдущего возраста. Напри­мер, работая с подростками, следует исходить из того, что широкие познавательные и социальные мотивы у них уже должны быть сформированы; в ходе изучения школьников убедиться, что из позитивных особенностей предыдущего возраста еще не сформировано, и учесть это при планиро­вании индивидуальной работы;

2. Стремиться мобилизовать потенциальные возможности дан­ного возраста, а именно, приступив к работе с классом, опре­делить для себя, сформированы ли у учеников в классе те уровни учебной деятельности и мотивации, которые составляют резервы этого возраста; иными словами, установить, «развиты» ли школьники по своему возрасту или отста­ют от своего возраста. Если у учащихся отсутствуют те особенности мотивации и учебной деятельности, которые присущи данному возрасту, то нужно запланировать спе­циальную работу (виды заданий, упражнения), чтобы мо­билизовать эти возрастные возможности, сообразуясь с ин­дивидуальными особенностями и прошлым опытом каж­дого учащегося;

3. В ходе работы с каждым возрастом учителю важно также подготавливать «почву» и для последующего возраста, т. е.ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зо­ну ближайшего развития мотивов и учебной деятельности. Это означает , например, что учителю к концу начальной школы желательно закладывать черты мотивации подрост­кового возраста, а именно расширять у учащихся в млад­шем школьном возрасте самостоятельность в учебной рабо­те, отрабатывать сопоставления ими разных способов учеб­ной работы, поощрять поиск новых способов своей работ, тем самым способствовать становлению основ учебно-по­знавательных мотивов, характерных для последующего воз­раста.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.