Сделай Сам Свою Работу на 5

Глобальные проблемы современности





Бытие природы. Понятие природы. Природа как предмет философского познания. Практическое и духовное отношение человека к природе. Исторические формы природопользования.

Глобальные экологические проблемы: их особенности, причины возникновения и перспективы решения. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Глобальное моделирование и образы будущего (сценарии мирового развития Римского клуба). Социальная экология. Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и нравственно-гуманистические аспекты. Понятия экологической этики и экологической культуры.

Глобализация как ведущая тенденция современного общественного развития. Политические, экономические и социокультурные аспекты глобализации. Идеология глобализма, антиглобализма и альтерглобализма в современном мире.

ТЕМА 11. Общество как социокультурная

Реальность.

Социальная онтология. Социальное бытие. Специфика социальной формы бытия.

Социальная философия. Общество как предмет социально-философского анализа. Понятие общества. Модель социальной реальности и структура общества. Социальный детерминизм. Основные принципы типологии общества: формационный, цивилизационный, социокультурный, коммуникативно-информационный. Традиционное и индустриальное общество как типы цивилизаций. Становление информационно-технологического общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения.



Социальная философия как учение об обществе. Понятие общества. Деятельность как способ существования социального. Социально-историческое пространство и время как формы бытия социальной реальности. Структура социальной реальности: социальные отношения, социальные формы общности людей, формы общественного сознания и социальные институты.

Историческое развитие общества. Предмет философии истории. Роль материальных и духовных факторов в общественном развитии. Социальный детерминизм и многовариантность исторического процесса. Открытость истории и проблема исторического выбора.

Философская футурология и ее место в структуре современного научного знания. Методы глобального моделирования. Взаимодействие цивилизаций и альтернативные сценарии будущего.



 

ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ общесоциологические

ТЕОРИИ

Общество как предмет многоаспектного философского познания. Принцип дополнительности методологических подходов к обществу.

Юридический характер мировоззрения Нового времени. Теории общественного договора в социальной философии XVII-XVIII вв. Концепция естественных, неотчуждаемых прав человека. Общество и государство: проблема правового общественного устройства. Разделение властей и народный суверенитет как альтернативы государственному тоталитаризму. Социально-правовая теория Канта. Проблема политической культуры. Проблема гражданского общества и государства у Гегеля.

Демократическое общество: понятие и реальность. Многообразие форм политической демократии. Гражданское общество и его основные характеристики. Рыночная свобода и политическая демократия. Роль государства в рыночной экономике. Средний класс как социальная основа демократии. Права, свободы и обязанности личности. Частная жизнь человека. Триумф современной демократии и проблематичность «конца истории».

Россия: переход к посттоталитарному состоянию в ситуации стратегической нестабильности. Социальная демократия и либеральная демократия как два варианта российских реформ. Возможности российского варианта демократического общества.

Формационная теория общества. Общество как система общественного производства. Материальное и духовное производство. Общественно-экономическая формации и ее структура. Понятие способа производства. Общественные производительные силы и диалектика их развития. Типы и виды общественных отношений. Социальная и институциональная структура общества. Человек как субъект и объект общественных отношений.



История как смена общественных формаций. Многомерность формационного развития. Типологические особенности докапиталистических обществ. Формационные характеристики классического буржуазного общества. Философия истории и методологический потенциал формационной теории.

Культурно-цивилизационная модель общества. Цивилизация как ступень исторического развития и как культурно-историческое образование. Теория культурно-исторических типов (П.Я.Данилевский, К.Н. Леонтьев). Историческая морфология культур О.Шпенглера. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби. «Исторический вызов» и проблема возникновения цивилизаций. Их типология и стадии развития. Проблема преемственности и целостности истории в теории Тойнби.

Понятие общечеловеческой цивилизации. Космогенная цивилизация. Буржуазное общество и техногенная цивилизация. Человек и культура в условиях индустриально-технического развития. Контуры антропогенной цивилизации.

Теория столкновения цивилизаций Хантингтона. Проблема самоопределения России в XXI веке и варианты ее цивилизационного развития. Россия как «догоняющая цивилизация». Россия как евразийская цивилизация.

Технократический подход к обществу. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Теория постиндустриального общества (Белл, Кан, Тофлер, Фурастье и др.). Доиндустриальное (аграрное) общество и его особенности. Индустриальное общество, его структура. Понятие постиндустриального общества, специфика его социальной и экономической организации.

Теория информационного общества (Белл, Дайзард, Стоуньер, Турен и др.). Роль информации в производственной и социальной жизни. Понятие информационной экономики. Социальные аспекты «компьютерной революции».

Тема 13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Человек как предмет философского познания. Специфика философского видения человека. Понятие философской антропологии, ее разновидности. Подходы к определению сущности человека в философии и науке: сходство и различие. Понятие природы человека.

Индивид, индивидуальность, личность. Понятие личности. Личность как предмет психологии, социологии и философии. Философия личности, его проблемы и основные течения. Личность как объект и субъект общественной жизни. Исторические типы взаимоотношений личности и общества. Проблема человеческой свободы. Философский анализ отчуждения. Проблема снятия отчуждения. Идеал гармонической целостной личности.

Тема 14. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Культура как предмет философского анализа. Философское понятие культуры. Общество и культура. Социальные функции культуры. Культура и идеология. Развитие культуры: традиции и новаторство. Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Культура и цивилизация.

Ценности и их роль в жизни общества и человека. Аксиологический аспект предмета философии: человек в аксиологическом «измерении». Проблема ценности в истории философии. Природа ценностей. Ценностные ориентиры в современном мире. Кризис ценностей. Переоценка ценностей, создание новых ориентиров в кризисные эпохи. Ценностные ориентиры современной науки и образования.

Тема 15. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Постановка проблемы сознания в философии. Специфика анализа феномена сознания в онтологии, логике, гносеологии, аксиологии. Взаимосвязь философии и частно-научного знания в исследовании генезиса сознания и его предпосылок. Социальная природа сознания.

Сознание и формы психической деятельности. Сознание и язык. Знаково-символическая основа языка. Тенденции в развитии языка как средства познания, мышления и переживания. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Духовный мир личности в контексте культурно-исторического опыта человечества. Сознание и творчество.

ЛИТЕРАТУРА

Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1994.

Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

Загадка человеческого понимания. – М., 1991.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. – М., 1981.

Культура, человек и картина мира. – М., 1987.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.

Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.

Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.

Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Проблема человека в современной философии. – М., 1969.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1981.

Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983.

Философия и ценностные формы сознания. – М., 1987.

Философские проблемы глобальной экологии. – М., 1983.

 

модуль 3. Философия научного
и ценностного познания

 

Тема 16. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта и его роль в познании. Единство образного и знакового в чувственном отражении. Формы чувственного познания. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы мышления, единство чувственного и рационального в познании. Проблема истины в философии. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Критерии истины: практика как основной и всеобщий критерий истины. Истина, оценка и их влияние на познавательный процесс.

 

ТЕМА 17. Эпистемология как теория

Научного познания

Многообразие познавательного отношения к миру. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное. Наука как специализированная форма познания. Философия и методология науки. Эпистемология как теория научного познания.

Философия и наука: точки их соприкосновения. Наука как система знаний. Особенности научного знания. Методы и средства научного познания. Общая характеристика методов и средств познания. Метод, методика и методология.

Логико-гносеологические аспекты науки. Теория как форма научного знания. Структура научной теории. Функции научной теории. Многообразие теорий. Проблема предмета и классификации наук. Взаимодействие естественных, технических и социальных наук.

Возникновение науки и ее историческое развитие. Предыстория науки и ее особенности. Понятие научной революции. Революция как коренное изменение основных понятий и принципиальных параметров науки. Социокультурные факторы развития науки.

Социология науки. Наука как вид духовного производства и специализированная форма духовного труда. Понятие научного сообщества. Наука и производство. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Наука как социальный институт.

Наука в системе культуры. Научное знание как ценность. Наука и другие формы духовной культуры: обыденное сознание, мифология, религия, искусство. Наука и политика. Наука и мировоззрение. Проблема научного мировоззрения.

Природа и особенности гуманитарного познания. Типы гуманитарного познания и его функции. Проблема истины в гуманитарных науках. Истина и ценность.

Структура гуманитарного познания. Проблема понимания и интерпретации в гуманитарном познании. Герменевтика и структурализм как философская основа гуманитарных наук. Текст, знак, символ в контексте гуманитарного познания.

Гуманизация и гуманитаризация современной науки.

Специфика художественного познания: предмет, метод, структура, функции. Эстетический идеал и его роль в познании. Отражение и творчество. Психология творчества. Талант и интуиция. Мировоззрение в структуре художественного познания. Правда действительности и правда искусства.

ЛИТЕРАТУРА

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Кн.1. – М., 1980. Кн. 2. – М., 1987.

Гносеология в системе философского мировоззрения. – М., 1983.

Исторические типы рациональности. – М., 1997.

Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – М., 1995.

Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. – М., 1988.

Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. – Ростов-на-Дону, 2004.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М., 1991.

Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. – М., 1988.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

Наука и нравственность. – М., 1971.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Ракитов А.И. Философские проблемы науки. – М., 1977.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.

Современная философия науки. – М., 1996.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М., 1986.

 

 

3. ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.