Динамика физических показателей в преддошкольном
И дошкольном периодах
Масса тела в 1 год составляет в среднем 10 кг.
От 1 года до 5 лет: mд = 10 + 2n, где n — число лет ребенка; к = ±3 кг.
В 5 лет масса в среднем равна 20 кг ± 6 кг.
От 5 до 10 лет: mд = 20 + 3 (n — 5), где n — число лет ребенка; к = ±6 кг.
Длина тела в 1 год составляет в среднем 75 см.
От 1 года до 5 лет: 1Д = 75 + 5n, где n — число лет ребенка; к = ±4 см.
В 5 лет длина в среднем равна 110 см ± 6 см.
От 5 до 10 лет: 1Д = 110 + 6 n — 5), где n — число лет ребенка; к = +6 см.
Окружность головы.
До 5 лет — увеличивается по 1 см в год; в 5 лет = 50 см, а затем увеличивается по 0,5 см в год.
Окружность груди увеличивается от 1 года до 10 лет — на 1,5 см в год; в 10 лет равна 63 см; после 10 лет увеличивается на 3 см в год.
Лекция №11
Тема: Период преддошкольного и дошкольного возраста
Компетенции:
ОК 5, 6, 7
ПК 1.1
Требования к представлениям:
- иметь представление об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста;
- иметь представления о закономерностях роста и развития детей дошкольного возраста;
- иметь представление о потребностях ребенка дошкольного возраста и способах их удовлетворения;
- иметь представление о возможных проблемах детей дошкольного возраста и путях их решения.
Воспитательные цели:
1. Воспитать у будущих медсестер спокойное и доброжелательное отношение к детям.
2. Через выполнение учебной деятельности воспитывать лучшие черты личности - доброту, сердечность, человечность, ответственность и дисциплинированность.
Развивающие цели:
1. Развить умение слушать и рецензировать ответы товарищей.
2. Развивать речь.
План лекции:
1. Питание ребенка старше 1 года.
2. Подготовка к поступлению в ДДУ и школу.
3. Профилактика детских инфекционных заболеваний у детей преддошкольного и дошкольного периода.
По сравнению с питанием младенцев, питание детей старше 1 года претерпевает значительные изменения. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, возрастанием функциональных возможностей пищеварительной системы. Однако во многом структура и функции желудочно-кишечного тракта еще несовершенны. Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость щажения органов пищеварения, строгого контроля качества продуктов и их кулинарной обработки.
При организации питания детей необходимо, чтобы качественный и количественный состав рациона соответствовал возрасту и отражал индивидуальные вкусовые пристрастия ребенка.
1. Ежедневно в рацион должны входить молоко, мясо, масло, хлеб, сахар,соль, овощи, фрукты и ряд продуктов.
1. Такие продукты, как рыба, творог, яйца, рекомендуется давать через 1—2 дня.
2. Животные белки должны составлять от суточного количества белка:
в 1—3 года — 75%; в 4—6 лет — 65%.
1. Молоко должно составлять не менее 0,5 л в сутки, творог — 50 г в сутки.
2. В питании необходимо использовать кисломолочные продукты: кефир, простоквашу, ряженку, варенец.
3. Мясные блюда надо готовить из мяса нежирных сортов в виде тефтелей, котлет, фрикаделек и т. д.
4. От суточного количество жиров не менее 10—15% должны составлять растительные масла.
5. В меню должны использоваться сырые овощи и фрукты, ягоды, зелень, соки.
6. Крупяные и макаронные изделия рекомендуется давать не чаще 1 раза в день.
7. К. 2 годам в меню можно ввести черный хлеб, сыр, сельдь, колбасы, квашеную капусту, огурцы, помидоры.
8. Нежелательно давать: жирное мясо, острые блюда, копчености, крепкие чай и кофе, горчицу, уксус, маргарин; следует ограничивать сладости.
По-прежнему сохраняет свое значение режим питания. Рекомендуется к 1,5 годам перейти на 4 разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Желательно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Ежедневно ребенок должен получать 2 овощных и 1 крупяное блюдо.
2. В 1-й половине дня целесообразно давать мясо, рыбу, бобы: во 2-ю половину — творог, каши, овощи.
3. Предпочтительны вареные и печеные блюда, реже — поджаренные.
Калораж лучше всего распределить так:
завтрак — 25%;
обед — 35—40%;
полдник — 10%;
ужин — 20—25%.
5. Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть следующим:
от 1 до 3 лет — 1:1,2:4;
от 3 до 6 лет = 1:1:3,5.
6. В меню обязательно должны входить горячие супы и борщи, горячие гарниры.
Для введения каждого нового блюда необходимо 2— 3 дня, чтобы ребенок привык к нему. Важно, чтобы внешний вид блюд был привлекательным и возбуждал аппетит.
Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ)
У детей старше 3 лет возникает потребность общаться со сверстниками, участвовать в cюжетно-ролевых играх. Для удовлетворения названных потребностей целесообразно, чтобы ребенок 3 лет и старше посещал ДДУ.
Однако сразу, резко это делать не рекомендуется. Необходимо подготовить ребенка к перемене обстановки, к расставанию с близкими, к изменению режима дня.
Подготовка к поступлению в ДДУ включает следующие мероприятия:
1. Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ.
2. Ликвидацию вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой и т. д.).
3. Обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания (произвольное мочеиспускание и дефекацию, самостоятельное умывание, одевание, пользование столовыми приборами и т. д.).
4. Обеспечение предварительной вакцинации в полном объеме для данного возраста.
5. Проведение оздоровительных мер (при анемии, диатезе, частых ОРВИ и т. д.).
6; Проведение санитарно-просветительной работы с родителями.
7. Обеспечение постепенного увеличения длительности пребывания ребенка в ДДУ:
в течение 1-й недели — 3—4 часа в день (до обеда);
в течение 2-й недели — 5—6 часов в день (до дневного сна);
с 3-й недели — 8—9 часов, т. е. полный день.
Необходимо помнить, что адаптация ребенка к ДДУ
протекает индивидуально, а значит, требует разного подхода.
Условно выделяют по степени тяжести следующие виды (группы) адаптации Хпо Р. В. Тонковой-Ямпольской, 1977 г.).
I группа — физиологической адаптации (дети, не болеющие в период адаптации и легко переносящие ее) — длительность — 2—3 недели;
II группа — напряженной {среднетяжелой) адаптации (дети, болеющие ОРВИ в период адаптации 1—2 раза в легкой форме, без осложнений, длительностью 5—7 дней) — длительность — от 2—3 недель до 2—3 месяцев;
III группа — патологической (тяжелой) адаптации (дети с неблагополучным социальным и биологическим анамнезом, болеющие ОРВИ 3—4 и более раз за период адаптации, обычно в тяжелой форме, часто с осложнениями; дети с психологическими переживаниями типа эмоционального стресса, извращенных поведенческих реакций, депрессии) — длительность от 2—3 месяцев до 6 месяцев и более.
Обязанности медсестры ДДУ
В содружестве с врачом и воспитателями медсестра выполняет лечебные, контрольные, профилактические функции с целью:
— профилактики заболеваний у детей;
стимуляции гармоничного развития личности ребенка в физическом, нервно-психическом и социальном аспектах;
просвещения родителей по различным актуальным вопросам.
Медсестра должна следить, чтобы в периоды бодрствования с детьми проводились следующиезанятия:
1. по развитию речи и ознакомлению с окружающей средой;
2. по совершенствованию движений;
3. по использованию в играх дидактического и строительного материала;
4. по музыке;
5. по конструированию;
6. по математике;
7. по рисованию, лепке, аппликации и т. д.
В кратком виде основные обязанности медсестры ДДУ можно представить в следующем перечне:
1. Оказание неотложной помощи (и выбор дальнейшей тактики).
2. Лечебная помощь больным детям.
3. Профилактическая работа:
организация и проведение прививок;
организация и проведение врачебных осмотров;
стационарное УФО;
посезонные профилактические мероприятия (витамины, фитонциды, фурациллин для зева и т. д.);
санитарно-просветительная работа с персоналом, детьми и родителями.
4. Контролирующая работа за:
— здоровьем персонала и заполнением санитарных книжек состоянием и работой пищеблока;
санитарным состоянием помещений и мест общего пользования;
— подбором мебели и игрушек по возрасту; — соблюдением режима дня;
— качеством работы младшего персонала (санитарок и нянь).
1. Составление меню-раскладки и контроль за приготовлением пищи.
2. Ежедневный осмотр детей.
3. Отчетно-учетная деятельность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|