Сделай Сам Свою Работу на 5

Нервно-психическое развитие от 1 года до 6 лет





ТЕМА: ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Компетенции:

ОК 5, 6, 7

ПК 1.1

Требования к представлениям:

- иметь представление об анатомо-физиологических особенностях преддошкольного возраста;

- иметь представление о закономерностях роста и развития ребенка преддошкольного возраста;

- иметь представление о потребностях ребенка преддошкольного возраста и способах их удовлетворения;

иметь представление о возможных проблемах детей преддошкольного возраста и путях их решения.

Воспитательные цели:

1. Воспитывать чувство ответственности по социальной адаптации ребенка.

2. Воспитать умение контактировать с детьми преддошкольного периода.

Развивающие цели:

1. Научить выделять главное, находить ключевые слова и понятия по теме для логического осмысления материала.

2. Развивать речь.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Характеристика преддошкольного и дошкольного возраста.

2. АФО органов и систем в этих периодах.

3. Универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения.

4. Физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.



Период от 1 года до 7 лет называют периодом «молоч­ных зубов». Условно в нем выделяют две фазы:

1-я — от 1 года до 3 лет — преддошкольный, или старший ясельный возраст;

2-я — от 3 до 7 лет — дошкольный возраст.

Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием и изменением пропорций тела ребенка. В течение первых шести лет жизни закладыва­ется основа личности ребенка, формируются характер и привычки, проявляются его склонности и таланты.

Анатомо-физиологические особенности органов

И систем детей периода «молочных зубов»

Нервная система характеризуется дальнейшим раз­витием и созреванием, расширением условнорефлекторных связей, становлением и развитием второй сигналь­ной системы — речи. Дети этого возраста коммуника­бельны, активно вступают в контакт, испытывая возрас­тающую потребность в общении. Они чрезвычайно лю­бознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Необходимо помнить, что привычки, зак­репленные в этом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь.



Следует особо отметить, что дети до 3 лет удовлетво­ряются общением с членами семьи. Дети старше 3 лет нуждаются в общении со сверстникам и способны орга­низовывать с ними совместные сюжетные и ролевые игры. С учетом этого факта целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Ребенок в Ребенок в

Возрасте 1,5 лет возрасте 3 лет

Критерии оценки НПР детей периода «молочных зу­бов».

Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни.

Оценка нервно-психического развития детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1. — развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);

2. — сенсорное развитие (С);

3. — игра и действия с предметами (И);

4. — движения (Д);

5. — навыки (Н).

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 23 лет.

Оценка нервно-психического развития детей в возрас­те 2—3 лет осуществляется по следующим показателям:

1. — активная речь: грамматика (Г), вопросы (В);

2. — сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);

3. — игра (И);

4. — конструктивная деятельность (КД);

5. — изобразительная деятельность (Изод);

6. — навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);

7. — движения (Д).

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 4—6 лет.

Оценка нервно-психического развития детей в возрас­те 4—6 лет осуществляется по следующим показателям:

1. — мышление и речь (MP);

2. — внимание и память (ВП);

3. — моторика (М);

4. — социализация (С).

Нервно-психическое развитие от 1 года до 6 лет

Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев (15 мес):



РП — запас понимаемых слов быстро расширяется; РА — лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний;

СР — различает по величине 2 полых куба (разница граней — 3 см);

Д — ходит длительно, не присаживаясь, меняет положе­ние (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);

Н — самостоятельно ест гу­стую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев (18 мес):

РП — обобщает предметы по существенным признакам в по­нимании речи;

РА — облегченными или пол­ными словами правильно назы­вает предметы и действия в мо­мент сильной заинтересованнос­ти (словарный запас 30—40 слов);

СР — различает 3—4 контра­стные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма);

И — воспроизводит в игре от­дельные часто наблюдаемые дей­ствия;

Д — перешагивает (без поддержки или может пользо­ваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;

Н — самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев (21 мес):

РП — понимает вопрос взрослого о предметах и действиях,

изображенных на картинках;

РА — во время игры словами и двухсложными

предложениями обознача­ет свои действия;

PC — различает 3 — 4 контрастные величины предметов

(кубы с разни­цей граней 3 см);

Д — перешагивает приставным шагом через парал­лельно

положенные на полу 3 палки;

Н — раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.

Ребенок в возрасте 2 лет (24 мес):

РП — понимает без иллюстраций короткий рассказ

о ранее знакомых событиях;

РА — при общении со взрослыми

пользуется трех­сложными

предложениями, употребляя,

прилагательные и местоимения

(словарный запас 200—300 слов);

СР — подбирает по образ­цу и

вербальной инструкции взрослого

3 предмета разных цветов

(красный, синий, зеле­ный);

И — воспроизводит в игре ряд

последовательных дей­ствий

(начало сюжетной игры);

Д — перешагивает череду­ющимся шагом через 3 параллельно

положенные на полу палки; перешагивает без поддержки

через палку или веревку, приподнятую над по­лом на 10 см;

Н — частично надевает одежду.

Ребенок в возрасте 2 года 6 месяцев:

Г — говорит многословными предложениями (не более трех слов);

В — появляются вопросы: «Где?», «Куда?»;

ВФ — подбирает по образцу разнообразные -предметы основных цветов;

И — игра носит сюжетный характер;

КД — самостоятельно делает простые сюжетные пост­ройки и называет их;

НО — полностью одевается, но еще не умеет застеги­вать пуговицы и завязывать шнурки;

НК — ест аккуратно;

Д - перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 3 лет:

РА — словарный запас — 1200—1300 слов;

Г _ начинает употреблять сложные придаточные пред­ложения;

В — появляются вопросы: «Почему?», «Когда?»;

ВФ — в своей деятельности использует правильно гео­метрические фигуры, по назначению;

ВЦ — называет 4 основных цвета;

И — появляются элементы простой игры;

КД — появляются сложные сюжетные постройки;

ИЗ — с помощью пластилина или карандаша изобра­жает простые предметы и называет их;

НО — самостоятельно одевается, может застегнуть пу­говицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрос­лого;

НК — пользуется салфеткой, по мере необходимости, без напоминания;

Д - перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 4 лет:

MP — группирует предметы по классам: классифици­рует картинки и определяет среди них лишнюю (непохо­жую на другие); складывает из 3 частей разрезанные кар­тинки; составляет рассказ по сюжетной картинке, отве­чая на вопросы взрослого;

ВП — из 4—5 показанных предметов вспоминает на­звание 1—2-х после того, как их убирает взрослый;

М — застегивает пуговицы, молнию, всегда или иног­да зашнуровывает шнурки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3. частей; подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 секунд на одной ноге;

С — умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол.

Ребенок в возрасте 5 лет:

MP — строит и составляет по образцу различные узо­ры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с откры­тым и скрытым смыслом;

ВП — запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4—'5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1—2 четверостишия, скороговорки или счи­талки;

М — самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3—6 частей; прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед;

С — умеет играть с детьми разного возраста, не ссо­рясь и соблюдая правила.

Ребенок в возрасте 6 лет:

РН — понимает значение всех слов из бытовой лекси­ки, называет, из чего сделаны отдельные предметы; со­ставляет рассказ по 2—3 картинкам, связанным содер­жанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду);

ВП — запоминает и рассказывает стихи и сказки; за­поминает 6—8 слов и однозначных цифр, названных взрослым;

М — рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в длину с места не менее, чем на 40 см;

С — знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т. п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.

Кожа и ее придатки продолжают развиваться. Совер­шенствуются терморегуляторная, выделительная и защит­ная функции. Отмечается снижение функции сальных же­лез, уменьшение количества и выраженности естествен­ных кожных складок (к 5—б годам они сглаживаются и

исчезают).

Отмечается значительный рост и выраженность бро­вей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (под­мывание, умывание, чистка зубов и т. д.) и пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может про­водиться реже:

в 1—4 года — 2 раза в неделю;

с 4 лет — 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система также продолжает расти и развиваться.

К 2 годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начи­нается смена их на постоянные (в 6 лет — не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет — не менее четырех).

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, имеющий неустойчивые изгибы, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций кос­тей особое внимание необходимо уделить:

рациональному питанию;

соблюдению осанки;

достаточной двигательной активности;

адекватным физическим нагрузкам;

правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно также развитие мышечной системы, на­растание силы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза). При этом отмечается пре­имущественное развитие крупных и средних мышц, обес­печивающих бег, ходьбу, прыжки. Развитие же мелких мышц и, следовательно, мелкой моторики происходит гораздо медленнее и продолжается до 9—10 лет. Для сти­муляции работы кисти детям рекомендуются специаль­ные упражнения (мозаика, кубики, рисование, штрихов­ка, лепка и т. д.).

Дыхательная система значительно развивается, со­вершенствуется функция газообмена в легких.

К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая — нежной, слабозащищенной. В свя­зи с тем, что количество контактов у детей после года увеличивается, создаются условия для заболеваний рес­пираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, ОРЗ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1—3 года.

Тип дыхания:

к 2 годам — диафрагмально-грудной;

к 5 годам — грудной.

Частота дыхания: в среднем 25—30 (до 3 лет — 28—32; после 3 —25—30) в минуту.

Дыхательная аритмия — сохраняется до 2—3 лет.

При выслушивании до 2—3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы осла­бевают и к 7 годам оно становится, как и у взрослых, — везикулярным.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в разме­рах, обогащается более разветвленной сетью капилля­ров.

Пульс составляет:

в 1—3 года — 105—115 уд. в мин;

в 4—6 лет — 90—100 уд. в мин.

ДРУГиу

АД mах составляет:

до 5 лет — 80 + 2n, где n — число лет ребенка; в 5 лет — 100 мм рт. ст.;

старше 5 лет — 100 + n, где n — число лет ребенка; АД min = 2/3-1/2 от АД mах.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции — фермента­тивная, двигательная, всасывающая и т. д. Однако сли­зистая оболочка остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами дис­пепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные желе­зы, расширяется вкусовое восприятие, появляются ин­дивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам — 16 см. Емкость желудка: в 2 года — 300—400 мл; в 3 года — 400—500 мл; в 5—6 лет — 1000 мл.

Сохраняет свое значение наличие нормальной микро­флоры в кишечнике ребенка. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет — до 1-го раза в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остают­ся менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значитель­ные изменения. К 5—6 годам почки становятся анатоми­чески зрелыми, хотя функции их еще несовершенны. Суточный объем мочи составляет: до 5 лет 600 + 100 (n — 1), где n — число лет ребен­ка;

старше 5 лет 100 х (n + 5), где n — число лет ребен­ка.

Разовый объем мочи составляет 90—120 мл в сутки. Относительная плотность мочи — 1010—1020 ед. Частота мочеиспусканий 8—10 раз в сутки. Произвольное мочеиспускание формируется:

у девочек — к 1,5—2 годам;

у мальчиков — к 3—3,5 годам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.