Сделай Сам Свою Работу на 5

Тенденции развития информационной индустрии

Информационный рынок становится наиболее динамичным и высокодоходным. С его помощью реализуются аудиовизуальные продукты, предоставляются доступ к базам данных, прочие услуги и продукты, которые по сути либо являются информацией, либо направлены на поиск , обработку и хранение информации. Благодаря Интернету этот рынок существенно изменился, расширился как в терминах объёма продаж, так и в географическом смысле.

Можно выделить три сегмента рынка информационных услуг: для населения, бизнеса и государства.

К услугам для населения относятся в основном развлекательные и финансовые услуги: платное телевидение, видео-по-требованию, интерактивное телевидение, музыка-по-требованию, видеоигры, электронные покупки, банковские операции и управление персональными финансами, управление домашними бытовыми приборами, охрана и наблюдение.

Услуги для бизнеса – это электронный обмен данными и электронными посланиями, видео- и компьютерные конференции, корпоративное обучение, мультимедийные базы данных, презентации и настольные издательские системы, групповые методы работы, телеработа, электронная торговля и т.п.

Услуги для государства – это электронный обмен данными и электронными посланиями; организация информационного воздействия на иные страны; использование каналов связи для предоставления гражданам государственных услуг и прочее.

Последние годы Интернет активно используется в коммерческих целях, вокруг него развиваются новые отрасли информационной индустрии. Иметь собственные «домашние страницы» в деловой части Интернета – World Wide Web (WWW) – стало делом престижа для компаний и государственных учреждений.

Технические протоколы Интернета открыты и гибки, поэтому практически любые сети могут соединяться с ним и обмениваться данными.

Деловое использование интернета растёт быстрыми темпами. Для коммерческих целей используется главным образом World Wide Web, где компании создали свои «витрины». Многие создают на WWW свои «домашние страницы». Другие арендуют «пространство» на существующих серверах WWW для рекламы своих товаров в электронных торговых центрах.



Наиболее популярное деловое использование Интернета – это электронная почта.

Главная цель компаний сетевых услуг – предоставить онлайновый доступ своим подписчикам к разного рода информации, играм, развлекательным программам в режиме прямого доступа.

Рынок сетевых услуг меняется. Происходит унификация как цены на доступ, так и основного объёма предлагаемого содержания. В качестве главных аргументов в споре за клиентов выступают теперь не столько техническое совершенство, сколько содержание предлагаемых услуг и безопасность работы в сети, что особенно важно для финансовых операций.

Общество столкнулось с массовой конвергенцией в информационной индустрии.

Кроме перелива капитала, выражающемся в бурной активности на рынке акций предприятий информационной индустрии, в последние годы можно было наблюдать не менее активный процесс слияния компаний внутри и между различными секторами информационной индустрии.

Особый интерес представляет анализ процессов конвергенции, которые происходят на технологическом и организационном уровнях и выражаются в слиянии различных отраслей информационной индустрии.

Конвергенция приводит к соединению содержания (из аудиовизуальной и печатной индустрии), инфраструктур (которые обеспечивают телевизионное вещание или телекоммуникационные услуги), возможностей компьютеров по обработке и хранению информации и бытовой электроники.

Конвергенцию можно охарактеризовать как процесс объединения различных технологий, рынков, форм регулирования различных отраслей информационной индустрии. В этом случае происходит размывание границ между секторами информационной индустрии, такими как производство телекоммуникационного оборудования, компьютеров, предоставление телекоммуникационных сетевых услуг, разработка программного обеспечения, мультимедийные (аудиовизуальные) распределительные сети, производство мультимедийного и аудиовизуального содержания.

С 1994 г. США и европейские страны переживают период активных слияний предприятий различных отраслей промышленности. Конец ХХ-го века отмечен массовым слиянием компаний в сфере информационной индустрии.

Следует отметить, что отдельные отрасли информационной индустрии – массовое вещание (телевизионные и радиосети), коммуникации (кабельные, телефонные, спутниковые, беспроводные, сотовые и т.п.) и компьютинг (использование компьютеров, глобальные компьютерные сети) – исторически развивались как отдельные сектора и, соответственно, по-разному регулировались.

Однако их технологическая общность создаёт условия для организационного, корпоративного единства, т.е. слияния компаний информационной индустрии, представляющих разные её сектора. Их цель – объединить финансовую и технологическую мощь, предложить потребителю новые услуги, устранить конкурентов, получить доступ к новым рынкам.

Например, объединения телевизионных сетей обусловлены следующими причинами:

а) Увеличение коммерческого давления.

б) Дерегуляция рынка.

в) Лоббирование конкурентами своих интересов в законодательных органах приводит к отмене былых ограничений.

Поскольку программное обеспечение быстро стареет, а сам бизнес радикально меняется, возникает необходимость объединения ресурсов различных сфер информационной индустрии. Так, корпорация «Microsoft» и американская телесеть NBC объявили в 1995 г. о совместном производстве мультимедийных продуктов и услуг. Несколько дней назад (октябрь 2011 г.) компания «Дисней» заявила о желании приобрести канал «7» в России.

Наряду с вертикальной интеграцией, которая предполагает слияние компаний, занимающихся взаимодополняющим бизнесом, в информационной индустрии происходит и горизонтальная интеграция.

Союз трёх крупных телефонных операторов получил название «Global One». Его появление привело к возникновению целого нового класса «глобальных супертелекомов».

Переход на цифровые технологии становится реальностью не только в системах телефонии, но и в спутниковых программах, предназначенных для передачи изображения, в частности программ телевидения. Один и тот же спутниковый ретранслятор, который передавал один аналоговый сигнал, способен передавать четыре цифровых.

Три основных фактора, под воздействием которых происходят изменения на космическом рынке связи: глобализация проектов, применение цифровых технологий и процессы слияния и объединения в промышленности.

В конце 80-х гг. японские фирмы, производящую бытовую электронику, стремились установить контроль над Голливудом. В середине 90-х гг. американские телефонные компании инвестировали средства в развитие телевидения. У «Микрософта» появляется очевидный уклон в медиа-бизнес. Одна из причин такого поведения – стремление объединить программное обеспечение и содержание.

Общие тенденции очевидны: вертикальная и горизонтальная интеграции переплетаются, создавая новые информационные империи, в которых величина компании оказывается главным показателем. Общая либерализация рынков телекоммуникаций и средств массовой информации заставляет дальновидных предпринимателей внедряться в чужой бизнес, стремясь повысить конкурентоспособность своих компаний.

Глобальные компьютерные сети, прежде всего Интернет, помимо того что сами являются фактором, стимулирующим общий экономический рост, порождают такое явление, как электронный бизнес. Однако уже в ближайшем будущем технологии, которые сегодня предлагаются, весьма вероятно, станут общепринятыми, и тогда электронные коммерцию и бизнес ждёт большое будущее.

Позиция правительства США: со стороны государства важно обеспечить рыночный, нерегулятивный подход к её развитию. С этой целью предложены следующие принципы:

1. Частный сектор должен лидировать.

2. Государства должны избегать излишних ограничений электронной торговли.

3. Там, где необходимо государственное вмешательство, его целью должны стать поддержка и создание предсказуемой минимальной, последовательной и простой юридической базы для электронной торговли.

4. Государство должно признать уникальные свойства Интернета.

5. Электронной торговле по Интернету должны способствовать международные правила.

Для широкомасштабного внедрения электронной торговли нужно решить ряд проблем: финансовые (таможенные и налоговые сборы, электронные системы оплаты), правовые («универсальный торговый код» для торговли в Интернете, защита интеллектуальной собственности, тайны частной жизни, безопасность), доступ к рынку (телекоммуникационные инфраструктуры и их взаимодействие, содержание, технические стандарты).

1. Таможенные и налоговые сборы.

2. Электронные системы оплаты.

3. Разработка «единого торгового кода».

4. Защита интеллектуальной собственности.

5. Тайна личной жизни.

6. Безопасность.

Поскольку вопрос об электронной торговле можно решить в полном объёме лишь на уровне межгосударственных соглашений, развитием её нормативных и организационных оснований занимаются международные организации.

Организация экономического сотрудничества и развития разрабатывает проблемы телекоммуникаций, экономики информационного общества, стандартов, безопасности, охраны интеллектуальной собственности, тайны личной жизни и криптографии.

Азиатско-тихоокеанская экономическая корпорация в рамках рабочей группы по телекоммуникациям разрабатывает проблемы коммуникационной политики, связанные с электронным обменом данных и электронной торговлей.

В рамках Всемирной торговой организации в 1997г. подписано соглашение о дерегуляции телекоммуникационных рынков стран, входящих в организацию.

Международный союз связипринимает большое участие в развитии Интернета, устанавливает стандарты в области телекоммуникаций, изучает проблемы инфраструктуры информационного общества и его международного регулирования.

Всемирная организация интеллектуальной собственности специализируется на проблемах охраны интеллектуальной собственности в условиях глобального информационного общества, в частности торговых марок и имён-адресов в Интернете.

ЮНЕСКО занимается такими проблемами, как универсальный доступ к информационным сетям, охрана прав на интеллектуальную собственность, безопасность информации, этические и правовые нормы информационного сообщества.

В Комиссии ООН по торговле и развитию исследуются вопросы использования информационных технологий в мировой торговле. В Мировом банке – проблемы монетарной политики в электронном мире.

В качестве средства электронной торговли давно используется электронный обмен данными (ЭОД). В отличии от Интернета ЭОД осуществляется в закрытых сетях и по стандартным торговым соглашениям и правилам.

Поскольку торговля невозможна без систем оплаты, представляют интерес имеющиеся разработки в этой области.

«Электронные» деньги (э-деньги) определяются по-разному, поскольку технология постоянно совершенствуется. Однако современные решения можно разделить на аппаратные, основанные на картах, в которых используется специальное программное обеспечение, занесённое в микросхему или магнитную полосу, и сетевые, в которых в качестве платёжного средства выступают программы компьютера, включённого в сеть.

От внедрения э-денег, которые обращаются намного быстрее и удобнее, выигрывают и потребители, и бизнесмены. Более того, поскольку э-денеги – это в основном программное обеспечение, то можно запрограммировать характер их использования.

Компании в разных странах работают над тем, чтобы торговцы могли принимать к оплате карточки со встроенным микропроцессором, словно они были бы наличными деньгами. Большинство этих инициатив связано с внедрением электронного кошелька – «умной» карточки, которая заменяет наличность при недорогих покупках.

Компании «Visa», «MasterCard» и «Europay» разрабатывают глобальный стандарт для карточек с микропроцессором. Ведётся работа и над перспективными методами электронной оплаты – «умными» телефонами, интерактивным кабельным телевидением и торговлей в Интернете.

Разработанная компанией National Westminster Bank в Великобритании система электронной оплаты «Mondex» вызывает противоречивые оценки. Критики утверждают, что она открывает дверь всякого рода мошенничествам. Однако сторонники новшества считают, что в систему можно встроить механизмы, предотвращающие её криминальное использование.

Э-деньги могут подорвать национальные финансовые системы, поэтому их выпуск и обращение необходимо регулировать. Современное регулирование денежной системы не определяет возможные формы использования э-денег. Они будут предлагаться как банками, так и небанковскими организациями. Если последние станут выдавать э-деньги непосредственно потребителям, то нанесут существенный ущерб связям банков со своими клиентами.

Проблемой регулирования внедрения э-денег в США занимается министерство финансов. С его точки зрения э-деньги следует регулировать по следующим моментам: нарушение существующих законов (подделка, отмывание денег, неуплата налогов), облегчение финансовых операций (снижение спроса на банкноты и монеты, выпуск э-денег от имени государства), стабильность финансовых институтов.

Поэтому необходимо представить полную информацию о том, что такое э-деньги, кто их выпускает и чем рискуют люди, ими оперирующие. Важно также предусмотреть механизм защиты от потерь, как случайных, так и в результате технических неполадок или несостоятельности эмитентов э-денег.

По оценкам, мировые доходы от электронной торговли по Интернету возросли до 200 млрд. евро к 2000 году.

В России электронная торговля используется недостаточно широко, хотя уже имеются технологические предпосылки для её развития. В настоящий момент получили развитие такие формы электронного бизнеса, как реклама в Интернете, предоставление информации о ходе биржевых торгов в реальном времени. Многие крупные банки используют системы кредитных карточек для выплаты сотрудникам заработной платы через банкоматы. Имеющиеся версии «электронных магазинов» в Интернете сродни торговле по каталогам. Выбор товаров в них сильно ограничен, оплата осуществляется, как правило, традиционными способами.

Для обеспечения межрегиональных электронных платежей проводились работы Центральным банком России. В настоящее время электронные платежи в этих регионах проводятся в течение одного дня, а в ряде регионов – в режиме реального времени.

Финансовые институты по всей Европе сталкиваются со всё большей конкуренцией и растущей требовательностью клиентов. Интерактивные экраны предлагают дешевую альтернативу содержанию дорогостоящих имущества и персонала.

Банк «Barclays Bank» ведёт бизнес в Интернете, открыв торговый центр по продаже вин, игрушек, железнодорожных билетов и других товаров. Клиенты банка могут просматривать каталог продуктов и использовать номера кредитных карточек для оплаты товаров и доставки их на дом.

На быстро растущем рынке домашних банковских услуг применяемые банками информационно-телекоммуникационные технологии позволяют клиентам с помощью компьютера проверять свои банковские счета и управлять своими финансами. Банки видят в домашних банковских услугах не только способ снижения расходов, но и увеличения числа своих клиентов. Главный вопрос в том, какое программное обеспечение станет промышленным стандартом в этой области. Банки вынуждены использовать современные информационные технологии, которые позволяют быстро, точно и экономно удовлетворить потребности клиента. В этих условиях информационные технологии становятся не вспомогательным, а ключевым элементом финансового бизнеса.

Компьютерные сети сделали электронным и процесс инвестирования. Они позволяют не только получать информацию о котировках акций и аналитические обзоры по инвестициям, но и покупать и продавать акции с помощью компьютера.

Кабельные и телефонные компании, такие как «US West», «Time Warner», «Bell Atlantic», вкладывают миллиарды в обеспечение американцев двусторонними коммуникациями, поэтому развитие систем интерактивной розничной торговли неизбежно.

Большинство компаний не может использовать Интернет как средство продажи своих продуктов, изделий, но зато они могут рекламировать свои товары и услуги. Есть и возможность обратной связи с потребителем.

Компании, которые долгие годы доминировали в сфере производства и распределения произведений искусства, кинофильмов, книг и т.п. продукции, сейчас оказываются перед лицом электронных альтернатив.

Основные записывающие музыку компании предпринимают все попытки, чтобы контролировать распространение музыки по сетям. Промышленность нуждается в международной системе защиты авторских прав и универсальном методе обнаружения нелегальных сигналов. Ведутся работы по создание обнаруживающей «нелегалов» системы. Возможно, такая система будет включать своеобразную «татуировку» цифровых сигналов и установку особых устройств в электронном оборудовании для обнаружения незаконных копий.

Студии по производству фильмов также хотят держать под контролем проникновение в свой бизнес новых технологий.

Издательское дело также имеет цифровое будущее. Компания «Ксерокс» ведёт разработку виртуальных книжных магазинов, в которых установлены высокоскоростные принтеры, печатающие и переплетающие «твёрдые» копии с электронных. Эта технология уже используется при подготовке учебников для студентов.

Однако просматривать эти издания в поисках необходимой информации – утомительное и долгое занятие. Поэтому предлагаются различные способы отбора материала. В основном они сводятся к просьбе к пользователям указать ключевые слова или названия, имена, по которым осуществляется отбор информации. В этом отношении подбор информации можно рассматривать как первый шаг в направлении создания персональной электронной газеты.

Конкуренция на рынке товаров привела к возникновению такого явления, как информационный маркетинг, на основе баз данных. Компании собирают огромное количество информации о клиентах и покупателях, обрабатывают её с помощью компьютера, а затем полученные данные используют для подготовки персональных маркетинговых посланий.

Бизнес в электронном мире модное, но пока малоизученное предприятие. Промышленные стандарты на системы электронной торговли и оплаты только формируются, новые формы рекламы и маркетинга прибыли не приносят. Однако потенциал коммерческого использования «Всемирной паутины» весьма велик. С ростом числа её пользователей и совершенствованием технологий объём финансовых и торговых операций в открытых сетях будет неуклонно возрастать.

По мнению большинства людей, Интернету ещё далеко до современного рынка. Однако наметились перемены к лучшему. Большие деньги лежат пока не в области индивидуальных покупок, а в торговле между предприятиями, что отражает ситуацию в реальном мире, в котором деловые расчёты в десятки раз превышают потребительский рынок.

Наиболее важный вывод состоит в том, что торговля в Интернете отличается от физической торговли. Например, виртуальные торговые ряды, которые во множестве появились в Интернете, потерпели неудачу. Виртуальные «ряды» обнаружили, что товары, традиционно продаваемые через магазины или по каталогам, плохо продаются в онлайновом мире, где их нельзя «пощупать». Однако онлайновая торговля хорошо подходит для услуг.

Электронная торговля вне корпоративного сектора находит применение в следующих областях:

Финансовые услуги. Знающие любители и эксперты предоставляют торговые рекомендации бесплатно в Интернете, публикуя в нём свои собственные финансовые рейтинги и оценки. Всё большее число людей управляет своими финансами через глобальные компьютерные сети.

Транспортные агентства.

Розничная торговля.

Музыка.

Книги.

Автомобили.

Реклама и маркетинг. Интернет облегчает связь с потенциально заинтересованными покупателями.

В корпоративном мире электронная торговля используется гораздо более интенсивно и с ощутимой выгодой. Например, «Дженерал Электрик», крупнейшая американская компания, активно встраивает электронную торговлю в свои деловые операции. На корпоративном интернетовском сервере она производит торговых операций на 1 млрд долл. в год, главным образом со своими поставщиками и смежниками.

Изменения, порождаемые бурным ростом информационной индустрии, новая роль информационных и телекоммуникационных технологий в обществе нуждаются в соответствующем правовом оформлении. Строительство правового фундамента информационного общества – это уже задача государственная.

Информационное общество базируется в правовом отношении на нормативных документах, регламентирующих информационные отношения и процессы, в том числе отношения собственности на информационные ресурсы и авторские права.

К этому же блоку примыкают законы, регулирующие деятельность средств массовой информации и информационных и телекоммуникационных технологий, законы о связи, режим деятельности систем электронной торговли и оплаты, рекламы, публикаций, функционирования глобальных компьютерных сетей, Интернета.

Уровень развития информационного законодательства – один из индикаторов демократичности общества, поскольку предполагает открытость государственных институтов перед общественностью, реализацию конституционных прав личности на информацию.

Для понимания тенденций становления правового фундамента информационного общества важно иметь в виду не только нормы, декларированные в законодательстве, но и то, как они реализуются подзаконными актами в деятельности специальных государственных учреждений, например отслеживающих выполнение государственными органами законных запросов граждан на информацию.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.