Сделай Сам Свою Работу на 5

Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание





В начале мы должны остановить внимание на то, что практически любое управления массами, которое включает и взаимоотношения внутри масс основывается на знании законов психики масс и индивида, находится в плоскости существования подобных законов, и происходит путем использования правил коммуникации, или иначе — коммуникации как между массой и индивидами, так и коммуникацией внутри массы: сообщества, больших и малых групп, коллектива, собрания людей. Коммуникацию выражается в обмене мыслями, чувствами, знаниями между индивидами. В более широком аспекте следует говорить о коммуникации — как однонаправленном процессе кодирования и передачи информации от источника к приему информации получателем сообщения. Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации - коммуникантов, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на определённые события, действия, мнения. Главной целью любой коммуникации — это передача информации, сообщения, суждения, но коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощь СМИ, научной и художественной литературы, фильмов, произведений искусства и тому подобное. Коммуникация может нести в себе различные цели и функции - информационные, развлекательные и т.п., коммуникация может предупреждать, объяснять и т.п. Главная причина почему возникла коммуникация это соответствующие потребности индивида или различных групп и сообщностей, поэтому цели коммуникации выполняют различные потребности индивидов. Исследователи Р. Димблби и Г. Бертон распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие.



Выделяют сновные функции коммуникации: 1)информационная функция: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам; 2) оценочная: выражение личных оценок и отношений; 3) аффективная: передача эмоций и чувств;

Учёный Роджер Т. Белл соотнёс с этими функциями три сферы гуманитарных наук:

1) лингвистика и философия (когнитивная функция),

2) социология и социальная психология (оценочная функция),



3) психология и литературоведение (аффективная функция).

Массовая коммуникация — означает вовлеченность в подобный процесс масс. И уже если объединить все подобное, окажется что по силе своего воздействия на психическое сознание масс средства массовой коммуникации оказывают превалирующее значение. Играют чуть ли не первостепенную роль именно в факторе задействования массовой аудитории, массового воздействия на психику. Причем многие упускают особенность воздействия информации на психику. Дело в том, что любая информация, даже если она не получил свой «отклик» у сознания, откладывается в подсознание, а позже оказывает свое воздействие на сознание. Массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений.

Рассматривая вопросы влияния массовых коммуникаций на массы, следует обратить внимание на фактор возможности внедрения установок, внедряемых в подсознания масс способами, методами и возможностями средств массовой коммуникации. Другими словами, в случае подобного воздействия происходит своего рода программирование психического сознания масс в соответствии с целями и установками, исходящими от подконтрольных тем или иным финансовым группам или политическим партиям СМИ. Можно также говорить, что во все времена средства массовой коммуникации оказывали подобного рода воздействия. Характер самого воздействия зависел от тех или иных идеологических установок.

Помимо всего прочего, следует выделить то обстоятельство, что роль средств массовой коммуникации, информации и пропаганды на самом деле весьма важна в факторе идеологии. Именно идеология во все времена была тем курсом, формированием того курса, за которым идут массы. Поэтому, если в стране появится одна идеология, то, во-первых, это значительно снизит невротичность масс (потому как известно, что если человеку необходимо выбирать между одним и другим, а то еще и третьим, это вызывает в его душе ненужное психо-эмоциональное напряжение), а во-вторых, подчинение изначально заложено в природе человека. Подчиняясь — индивид снимает напряжение, вызванное вероятностью борьбы, а значит и нарушению внутренней гармонии. Тогда как бессознательно все стремятся к гармонии и единству с окружающими. Причем тут следует действительно обратить внимание, что любое противостояние (как состоявшееся, так и только намечаемое) почти непременно вызывает в психике индивида и масс (массы — как сосредоточение индивидов) некое душевное волнение. А то и своего рода невроз. Тогда как в случае, если подобный вариант угрозы (угрозы для психики) удается девальвировать посредством любого способа, психика индивида и масс достаточно благотворно отзывается на сей факт. И симптоматика невроза (и различных проявлений его) начинает проходить.



Изучение массовой коммуникации в прагматическом аспекте предполагает прежде всего выявление механизма целенаправленного воздействия на индивида и аудиторию, а также установление факторов, обеспечивающих ожидаемый результат.

При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели «коммуникативного акта», разработанной в 1948 г. американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — чтопо какому каналукомус каким эффектом, другими словами - обязательными являются социальные компоненты: А) информационный; Б) технический; В) психологический.

Коммуникативные средства подразумеваются в однонаправленной коммуникации отсутствует указание на обратную связь. Позднее модель была усовершенствована за счет введения «обратной связи» — как обязательного вида отношений между компонентами. В результате изменилось понимание процесса коммуникации, представленного в виде замкнутой цепи, в которой все компоненты взаимосвязаны. Дальнейшему совершенствованию способствовало введение дополнительных компонентов — источников информации, условий протекания коммуникации, социального состава аудитории и, наконец, языка как средства коммуникации. В прагматическом аспекте интерес представляют те модели, в которых определен компонент, играющий основную роль в функции воздействия. Перечень таких факторов предложен американским ученым Г. Гербнером — основателем так называемой культивирующей теории коммуникации, согласно которой массовая коммуникация «культивирует» определенный образец имиджа (т.е. — социально значимое воздействие массовой коммуникации определяется не самими СМИ, а определенными социальными слоями общества — группами политиков и экономистов, конкурирующими социальными институтами, рекламодателями, экспертами и массовой аудиторией.) В модели Гербнера опосредующим и главным звеном механизма отражения факта или реального события в тексте, который воспринимает массовая аудитория, является коммуникатор (человек или машина), составляющий авторский текст. От того, какая выбрана информация, насколько тщательно проведена редакция текста, рассчитанного на определенный канал коммуникации, и какие коммуникативные средства используются, зависит идентичность реального события или факта и текста сообщения, воспринимаемого аудиторией. Модели Б.Вестли и М.Мак-Лина — при давлении со стороны источников информации коммуникатор воспринимается как главный компонент процесса коммуникации», воздействующий на аудиторию. (Этому способствуют психологические факторы общения при помощи средств коммуникации.) В этой связи полезно обратиться к психолингвистической модели речевого воздействия, предложенной А.А. Леонтьевым. Выделяются два основных способа воздействия на аудиторию — информирование и убеждение. Информирование представляет собой способ воздействие которого осуществляется за счет передачи информации, которая совершенно неизвестна аудитории и поэтому может радикальным образом изменить мнение или точку зрения получателя информации. Убеждение — более сложный способ воздействия, поскольку ставит задачу изменить мнение собеседника или массовой аудитории, не прибегая к новой информации или не располагая новыми фактами. В этом случае необходима убедительная аргументация, что предполагает хорошее знание данного индивида и аудитории. Ограниченность обратной связи в массовой коммуникации, согласно Леонтьеву, предъявляет к средствам массовой коммуникации особые требования — выработать установку на «среднего слушателя (читателя)» и обеспечить его заинтересованность, так как в любой момент он может переключить, отключить канал коммуникации или отложить газету.

Исследователи П. Лазарсфельд и Г.Годэ установили в СМК наличие «двухступенчатого потока коммуникации» (информация, передаваемая СМИ, направляется в первую очередь к «лидерам» мнение и передают его остальным в процессе межличностной коммуникации.) Т. е., массовая коммуникация — воздействует опосредованно. Выявление роли межличностной коммуникации в распространении информации массовой коммуникации получило название «повторное открытие первичной группы».

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.