Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура капитала и его средневзвешенная цена





Предприятия и фирмы получают необходимый для своей деятельности капитал из разных источников. При этом используемые источники капитала существенно отличаются по методам привлечения и по цене (стоимости). Несмотря на разнообразие подобных источников, в общем случае все они могут быть разделены на собственные и заемные'. В этой связи под структурой капитала понимается соотношение собственного и заемного капитала в финансировании предприятия.

Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных источников средств. Управление структурой капитала является одной из наиболее важных и сложных задач финансового менеджмента. Оно заключается в создании смешанной структуры капитала фирмы, представляющей собой такое оптимальное соотношение собственных и заемных источников, при котором минимизируются общие капитальные затраты и максимизируются рыночные стоимости компании. Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку.



46. Цена источников собственного капитала

Основными элементами собственного капитала предприятий являются:

привилегированные акции; обыкновенные акции; нераспределенная прибыль и приравненные к ней средства. Теоретически стоимость собственного капитала равна норме доходности, требуемой владельцами предприятия, и могла бы определяться, например, уровнем дивидендных выплат. Однако на практике определение стоимости элементов собственного капитала является достаточно сложной задачей. Проблема заключается в том, что при общей экономической сущности элементы собственного капитала имеют различия. Если организация выпускает привилегированные акции (preferred stock- PS), размещаемые по цене Pps, и планирует выплачивать по ним фиксированный дивиденд DIVPS, то цену привлеченного таким способом капитала удобно определять как доходность бессрочной ренты с учетом всех затрат на эмиссию kps= где fc - затраты на эмиссию, %. Стоимость обыкновенных акций определить значительно сложнее, поскольку величина выплачиваемых по ним дивидендов заранее неизвестна.
47. Теории структуры капитала: теория Модельяни-Миллера, традиционный подход, компромиссная модель (теория стратегического равновесия), модели асимметричной информации, модели агентских издержек.
В соответствии с традиционным подходом оптимальная структура капитала существует, и стоимость капитала зависит от его структуры. Так как цена заемного капитала в среднем ниже цены собственного капитала, существует оптимальная структура капитала, при которой средневзвешенная цена капитала имеет минимальное значение и, значит, цена предприятия будет максимальной. Согласно теории Модильяни – Миллера в идеальной экономической среде структура капитала не влияет на стоимость предприятия, которая зависит только от рентабельности его деятельности и связанных с ней рисками.
Следовательно, структуру капитала нельзя оптимизировать. Основы компромиссной концепции структуры капитала составляет положение о том, что она формируется под воздействием ряда противоречивых условий, определяющих соотношение уровня доходности и риска использования капитала организации, которые в процессе оптимизации его структуры должны быть учтены путем соответствующего компромисса их комплексного воздействия.
Асимметричность информации проявляется в том, что менеджеры (управленческий персонал) организации получают более полную информацию по рассматриваемому аспекту, чем его инвесторы и кредиторы (менеджеры лучше осведомлены о реальном состоянии дел и перспективах развития организации, чем ее акционеры и другие инвесторы). Подобная асимметричность информации может оказывать существенное влияние на принятие решений в отношении структуры капитала.
Агентские затраты представляют собой расходы по обеспечению управления предприятием и контроля за его эффективностью. Кроме того, существуют противоречия между интересами акционеров и владельцами облигаций, которые могут наложить определенные ограничения на управляющих, что приведет к дополнительным расходам по контролю за их соблюдением. В результате увеличится цена заемного капитала и уменьшится цена акционерного капитала, что снизит эффективность привлечения заемных средств.
Оценка агентских затрат достаточно сложна и страдает определенным субъективизмом, однако их необходимо учитывать при определении цены капитала.
48. Факторы, влияющие на выбор источников финансирования
Степень риска (risk)
Ожидаемые доходы на вариабельность (income)
Сохранение контроля над бизнесом (control)
Момент времени проведения операций (timing)
Гибкость управления (flexibility) Возможность принятия гибких управленческих решений в любой области представляет значительную ценность для менеджмента фирмы. Финансовая гибкость определяется диапазоном вариантов доступных источников денежных средств и условиями их предоставления.
6. Временной фактор имеет важное значение в связи с изменчивостью цен и доходности финансовых инструментов на рынке, которые в свою очередь непосредственно влияют на издержки фирмы по привлечению и обслуживанию источников капитала.
7. Прибыль. Способность фирмы обслуживать тот или иной источник финансирования непосредственно зависит от результатов ее хозяйственной деятельности. Таким образом, принятие решений по структуре капитала должно базироваться на тщательном и многовариантном прогнозе доходов и расходов, исходя из чего оцениваются будущие прибыли, а также возможные темпы роста и отклонения.
49. Выбор оптимальной структуры капитала. Методика «анализ EBIT-EPS»
Основные методы выбора оптимальной структуры:
- оптимизация структуры капитала по критерию максимального уровня рентабельности собственного капитала;
- оптимизация структуры капитала на основе «анализа EBIT-EPS»;
- оптимизация структуры капитала по критерию минимальной цены капитала;
- оптимизация структуры капитала по критерию максимизации стоимости бизнеса.
анализ EBIT-EPS Позволяет определить структуру капитала, максимизирующую чистую прибыль на акцию (EPS) по ожидаемому диапазону прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT)
Основной целью такого анализа является нахождение точек равновесия, в которых EPS (ROE) будет иметь одно и то же значение, независимо от выбранной схемы финансирования. Отсюда два общих правила: Если EPS невелик, то выгоднее наращивать собственные средства. Привлечение долга обойдется дороже. Если EPS большой, то выгоднее брать в долг.
Данный метод может быть успешно применен в практике организаций, не являющих акционерными обществами. В подобном случае в знаменателе данной формулы вместо количества акций используется величина собственного капитала при альтернативных планах финансирования.
50. Типы дивидендов, формы и порядок выплат
Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим ему акциям либо долям пропорционально своему участию в уставном (складочном) капитале юридического лица.
Общая сумма чистой прибыли, подлежащая выплате в качестве дивиденда, устанавливается после уплаты налогов, отчислений в фонды расширения и модернизации производства, пополнения страховых и других резервов, выплаты процентов по облигациям и дополнительных вознаграждений директорам акционерного общества.
В мировой хозяйственной практике известны различные типы дивидендов:
- регулярные дивиденды, выплачиваемые на периодической или постоянной основе;
- дополнительные дивиденды (например, в случае получения сверхприбыли в данный период);
- специальные дивиденды (дополнительные разовые дивидендные выплаты);
- ликвидационные дивиденды, выплачиваемые в случае ликвидации предприятия или его части и др.
Порядок выплаты дивидендов и налогообложения дивидендов
Объявление дивиденда
Проведение переписи или регистрации владельцев ценных бумаг
Установление сроков потери акцией права на дивиденд (экс-дивидендная дата - — дата, начиная с которой акции продаются без права на получение объявленного дивиденда.)
Выплата дивидендов
Формы:
- выплаты в денежной форме (cash dividends);
- автоматическое реинвестирование (dividend reinvestment plans);
- выплата акциями (stock dividends);
- дробление акций (stock split) ',
- выкуп собственных акций (stock repurchase) и др.
51. Дивидендная политика и факторы, определяющие ее выбор. Основные теории дивидендной политики
Дивидендная политика – составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости компании.
Задачи:
обеспечение оптимального сочетания интересов компании и ее акционеров;
максимизация благосостояния акционеров, при сохранении достаточных объемов финансирования деятельности компании;
Повышение инвестиционной привлекательности компании и ее капитализации за счет применения различных типов дивидендной политики и способов организации дивидендных выплат;
соблюдение прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством России;
обеспечение прозрачности механизмов определения размера дивидендов;
определение наиболее выгодной для всех участников формы выплаты, а также периодов и сроков выплаты дивидендов.
Теории:
1)
1961 , Ф.Модильяни и М.Миллер- теория ирревалентности дивидендов: стоимость фирмы определяется исключительно доходностью ее активов и ее инвестиционной политикой и что пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует.
2) Теория налоговых ассиметрий (Конец 70-х – начало 80-х гг. XX в.), Р.Литценбергер и К.Рамсвами: для акционеров важнее не дивидендная доходность, а доход от капитализации стоимости
3) Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (теория эффекта клиентуры): компания должна разрабатывать такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров.
4) Сигнальная теория дивидендов (теория сигнализирования): текущая реальная рыночная стоимость акций оценивается и устанавливается на основе размера выплачиваемых по ним дивидендов. Рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход.
5) Модель агентский издержек.: увеличение дивидендных выплат является одним из способов
снижения агентских издержек, что снижает возможности менеджмента осуществлять чрезмерное инвестирование в неприбыльные проекты.
6) Теория предпочтительности дивидендов (теория «синицы в руках»), Гордон и Линтнер: дивиденды имеют меньшую степень риска, чем доход от прироста капитала, поэтому компания должна устанавливать высокий коэффициент выплат дивидендов и предлагать высокий коэффициент дивиденда на акцию, чтобы минимизировать стоимость своего капитала.





52. Основные методики дивидендных выплат.

1. Методика постоянного процентного распределения прибыли – данная методика подразумевает стабильный процент в течение какого-либо времени отчисляемый от ЧП на выплату дивидендов. Недостатки: курсовая стоимость акций будет постоянно колебаться, т.к. дивидендные выплаты будут меняться из года в год. Плюсы: наличие взаимосвязи между фин результами и размерами дивидендов
2. Методика фиксированных дивидендных выплат – предполагает выплаты дивидендов на одну акцию в фиксированном размере в течение какого-либо времени. Преимущества: акционеры уверены в размере выплат, исключается возможность существенного колебания курсов акций. Недостатки: отсутствует связь между дивидендными выплатами и прибылью компании, может привести к невозможности развития бизнеса.
3. Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов – каждый акционер в любом случае получит гарантированный дивиденд, но в случае, если будет сверхприбыль, то размер дивиденда увеличивается (выплата экстра-дивидендов). Недостаток: когда в течение длительного времени не выплачиваются экстра-дивиденды, теряется интерес инвесторов.
4. Методика постоянного возрастания размера дивидендов. Стабильное повышение уровня дивидендов, как правило устанавливается стабильный процент увеличения в год. Преимущества: ценная бумага привлекательна для инвесторов. Недостатки: ЧП может уменьшается
5.Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу. Подразумевает выплату дивидендов в последнюю очередь (сначала развитие, потом что осталось на дивиденды). Недостатки: потеря интереса инвесторов
6. Методика выплаты дивидендов акциями. Вынужденная в случае недостатка денег. Недостаток: большой выброс акций на рынок, курс акций может резко упасть

53. Этапы и принципы управление дебиторской задолженностью организации. Кредитная политика организации
Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.
Этапы управление ДЗ
1.
Анализ ДЗ организации в предшествующем периоде
2.
Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
3.
Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в ДЗ по товарному (коммерческому кредиту)
4.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита
5.
Формирование процедуры инкассации ДЗ
6.
Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования ДЗ
Кредитная политика
является частью финансовой политики организации и заключается в определении подходов к управлению дебиторской задолженностью в части контрактных условий продажи продукции или услуг. Во взаимоотношениях между продавцом и покупателем кредит предоставляется в виде отсрочки платежа.
Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.
54. Методы рефинансирования дебиторской задолженности
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги
Основные формы рефинансирования:
Учет векселей, выданных покупателями продукции. Учет векселей представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения и уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Факторинг- финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием-продавцом права получения факторинговой фирмой (банком) финансовой дебиторской задолженности и немедленной выплате 70 - 90 % от суммы задолженности. После того, как должники оплатят за товар, факторинговая фирма перечисляет оставшиеся 10 - 30 % средств. За эти услуги берется платеж в размере 3 – 5 % от всей суммы договора. Факторинг, прежде всего, оказывается малым и средним фирмам.
Форфейтинг - соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей. Но в отличие от факторинга форфейтинг является однократной операцией. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (до 7 лет) экспортных поставок.
Дисконтирование счетов (цессия) предполагает продажу третьему лицу с дисконтом права требования по одному или нескольким счетам.
Секъюритизация— это финансирование путем превращения активов в высоколиквидные ценные бумаги. Механизм: Для ускорения ее инкассации предприятие-поставщик создает новую компанию специального назначения и передает на ее баланс свои активы в виде дебиторской задолженности. Компания специального назначения, в свою очередь, выпускает ценные бумаги, обеспеченные дебиторской задолженностью, и основную часть дохода от их выпуска перечисляет предприятию-поставщику. При этом покупатели дебиторской задолженности исполняют свои обязательства по оплате товаров, работ.услуг в адрес компании специального назначения в сроки, установленные договором. Секъюритизация позволяет снизить средневзвешенную стоимость капитала и сохранить денежные потоки в случае банкротства предприятия-поставщика.

55. Переуступка прав требований и факторинг, как инструмент управления дебиторской задолженностью

При цессии права требований полностью передаются новой стороне, меняется контрагент договора. При цессии уступка (как правило, продажа) прав требований происходит в одностороннем порядке, то есть кредитор в простейшем случае продает права требования (денежных средств, материальных ценных и т.д.) третьей стороне, при этом согласие должника (дебитора) не требуется. При факторинге, как правило, подписывается трехстороннее соглашение между поставщиком, покупателям и факторинговой компанией.

Под «договором факторинга» следует понимать договор, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (фактором), в соответствии с которым поставщик уступает или обязуется уступать фактору денежные требования, вытекающие из договоров купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением договоров, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего

использования. Фактор выполняет следующие функции:

· финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

· ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;

· предъявление к оплате денежных требований;

· защита от неплатежеспособности должников;

· должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования.

Основная цель факторингового обслуживания – инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

Для участников факторинговой операции важен вопрос наличия прозрачной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах поставщика и покупателя товаров. Поставщик товаров, уступая дебиторскую задолженность, должен предоставить фирме-фактору сведения, реально отражающие его финансовое состояние и финансовое состояние покупателя товаров.

Преимущества применения факторинга являются:

1. Отсутствие залога. При заключении договора факторинга банк не требует предоставления залога, открытия расчетных счетов поставщика и его дебиторов в одном из своих отделений, а также не проводит длительной проверки платежеспособности клиента.

2. Снижение рисков компании-поставщика. При факторинге банк берет на себя значительную часть рисков своего клиента, в частности риски ликвидности, кредитные, валютные и процентные риски. После заключения факторингового договора и предоставления финансирования предприятию-клиенту банк полностью несет все убытки, связанные с непоступлением платы от дебиторов.

3. Управление дебиторской задолженностью.

недостаток заключается в том, что использование факторинга обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита.

56. Оборотные средства как объект и инструмент финансового управления

Активы предприятия делятся на основные (фиксированные - земля, здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы, др. ОС и вложения) и оборотные (текущие - все остальные активы баланса). Основные активы трудно реализуемы, т.к. требуется значительное время и дополнительных затраты для их реализации.

Оборотные активы (ОА) в зависимости от способности превращаться в деньги делятся на медленно реализуемые (запасы готовой продукции, сырья и материалов), быстро реализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги).

Виды оборотных активов классифицируются на:

1) запасы сырья, материалов и полуфабрикатов характеризуют объем входящих материальных потоков, обеспечивающих производственную деятельность;

2) запасы готовой продукции представляют текущий объем выходящих материальных потоков произведенной продукции, предназначенной для сбыта;

3) дебиторская задолженность представляет сумму задолженности в пользу предприятия, оформленную как финансовые обязательства юридических и физических лиц по расчетам за товары (работы, услуги), авансы и пр.

4) денежные активы включают остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте, а также сумму краткосрочных финансовых вложений;

5) прочие виды оборотных активов включают оборотные активы, не перечисленные выше, если они отражены в их общей сумме (расходы будущих периодов и пр.).

57. Этапы управления оборотными активами

Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования. Этапы:

1.Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.

2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.

3. Оптимизация объема оборотных активов.

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.

5.Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.

6.Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов. обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых вложений.

7.Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.

8.Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов. Исходя из общих принципов финансирования активов, определяющих формирование структуры и стоимости капитала, должны быть конкретизированы принципы финансирования отдельных видов и составных частей оборотных активов.

9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.

 

58. Управление запасами предприятия в системе финансового менеджмента

Управление запасами – одна из сфер финансового менеджмента, цель которой состоит в том, чтобы довести общую сумму затрат, связанных с запасами, до оптимального уровня при условии выполнения договоров.

Определение необходимого объема финансовых средств для формирования запасов товарно-материальных ценностей осуществляется путем выявления потребности в них, для чего их предварительно группируют как:
производственные запасы (запасы сырья и материалов);
запасы готовой продукции.

Существуют два подхода в управлении запасами.

Логистический подход.

Запас стали рассматривать как форму существования материального потока или часть материального потока, которыйимеет свои границы в пространстве и во времени.

2. Традиционный подход к управлению запасами рассматривал запас как локальное явление. Если пользоваться терминологией логистики, то традиционный подход замыкался на отдельном звене логистической системы, игнорировал взаимодействие звеньев на всем пути движения материального потока.

К настоящему времени сформировались три концепции управления

запасами:

1. Концепция максимизации запасов. Отечественная экономика 1970 – 1980

годов XX в. – яркий пример концепции максимизации запасов.

2. Концепция оптимизации запасов. заключается в признании

целесообразности содержания запаса в оптимальном (чаще всего по

критерию минимума совокупных затрат на создание и содержание

запасов) размере.

3. Концепция минимизации запасов. Относительно недавно предприятия и организации пришли к выводу, что запасы – проявление расточительства.

Повышению эффективности управления запасами способствуют следующие факторы:

· широкое использование автоматизированных систем управления запасами,

· развитие экономико-математического моделирования,

· повышение надежности и оперативности получения данных с помощью

современных информационных систем,

· развитие методов прогнозирования,

· рост квалификации персонала, занимающегося управлением запасами,

· сокращение продолжительности цикла производства,

· широкое использование логистической технологии JIT,

· усиление конкуренции на рынке транспортно – логистического сервиса и повышение качества обслуживания клиентов.

59. Остатки денежных средств: сущность, классификация

Денежными средствами называются остатки на банковских счетах организации (безналичные денежные средства), а также денежные средства и приравненные к ним знаки, хранимые ее администрацией самостоятельно в кассе (наличные денежные средства). Денежные средства представляют собой активы, коэффициент ликвидности которых принимается за единицу. Другими словами, если ликвидность любого актива определяется его способностью быть обмененным на деньги, то сами деньги абсолютно ликвидны.

В соответствии с нормативными актами все организации независимо от организационно-правовой формы хранят свои свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы организаций, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих организаций.

60. Применение модели Баумоля для управления остатком денежных средств

Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные финансовые инструменты. Как только запас денежных средств приближается к точке пополнения запаса, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня минимального остатка денежных средств, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины.

В соответствии с моделью Буамоля определяются:

Минимальный остаток денежных средств (принимается нулевыс);

Оптимальный (максимальный) остаток денежных активов по формуле: ДАмах= (2*Ркда)/СПкфв

Где, ДАмах – оптимальный остаток денежных активов в планируемом периоде.

Рк – средняя сумма расходов по обслуживанию одной операции с краткосрочными финансовыми вложениями.

Ода – общий расход денежных активов в предстоящем периоде.

СПкфв – банковская ставка по краткосрочным финансовым вложениям в планируемом периоде в дробном выражении.

Средний остаток денежных активов в соответствии с этой моделью планируется как половина оптимального их остатка.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.