Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. Становление и современной состояние системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (4 часа)





Вопросы для обсуждения

1. Преемственная связь концепции развивающего обучения с концепцией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина

2. Взаимосвязь концепций, составляющих основание системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова:

– теория периодизаций,

– теория двух типов обобщения и мышления,

– теория учебной деятельности и ее субъекта,

– теория развивающего обучения,

– концепция учебного сотрудничества

3. Развитие теории учебной деятельности в трудах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина,

4. Проекты и реализация развивающего обучения в подростковой и старшей школе.

 

Базовый учебник

Учебное пособие Коптева Н.В. Психологические основания и реализация системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, 2012.

Дополнительная литература

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел IV Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: преемственной дошкольной и начальной школьной ступеней, В.В.Давыдов Концепция гуманизации российского начального образования, Д.Б.Эльконин Интеллектуальные возможности младших школьников, Г.А.Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность?



Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел IV В.В.Давыдов, В.В.Репкин Дети растут, а вы? Как организовать развивающее обучение в 5-9 классах средней школы, Б.Д. Эльконин Кризис детства и основания проектирования форм детского развития Г.А.Цукерман Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста, К.Н. Поливанова, К проблеме ведущей деятельности в подростничестве, Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский, Е.В.Чудинова Гипотеза о содержании обучения подростка в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

 

Рекомендуемая литература

1. Концепция учебной деятельности [Электронный ресурс] http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html

2 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996. С. 145-247

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002

Ноженкина О.С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия // Вопр. Психологии. 2009. № 2,



4 Проектные задачи в начальной школе/ под ред А.Б.Ворпонцова М.:Просвещение, 2009.

5.Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?, Москва-Рига 2000.

6.Граник Г.Г.. Психолого-дидактические проблемы создания школьных учебников // Вопр. Психологии. 2009. № 3,

7. Дусавицкий А.К., КондратюкЕ.М.,Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.

Урок в развивающем обучении Вита-Пресс, 2008.

8.Подшивалова Е.Л.., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной

деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших

школьнков// Психологическая наука и образование. 2003, №2, С.57–66

9.Цукерман Г.А., Суховерша Ю.И.Поисковая активность в учебной

деятельности // Вопросы психологии. 2007, №5, С.25–38

10.Давыдов В.В. (ред.) Философско-психологические проблемы

развития образования.–М.: Педагогика 1981

11. Развивающее обучение на пути к подростковой школе/ под ред.

Б.Д.Эльконина, М.: Эврика 2004

12.Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные

программы (Система Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова)/ составитель

А.Б.Воронцов. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009

 

Задания для самостоятельной работы

Составить схему: «Основные этапы истории становления системы развивающего обучения (теоретических оснований и практики».

Возможные варианты схемы: «Взаимосвязь концепций, составляющих основание системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова».

Как связаны теория и практика системы развивающего образования

Тема 9. Гуманитарно-психологическая экспертиза в образовании. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения (4 часа)



Вопросы для обсуждения

1. Гуманитарная экспертиза в образовании

– понятие об экспертизе, эксперте

–психологические основания ГЭО

– особенности гуманитарной дисциплины в образовании, функции,

– объекты ГЭО,

– методы и средства ГЭО

2. Психологическое здоровье детей и учащихся ( подходы и критерии).

3. Проблема психологического здоровья детей и учащихся в различных образовательных системах.

Базовый учебник

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Часть третья Образование и психологическое здоровье.

Дополнительная литература

1.Братченко, С. Введение в гуманитарную экспертизу образования, М.1999.

2.Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала Методическое пособие для школьных психологов. Л., 1997

3.Братусь Б.С., К проблеме человека в психологии//ВП 1997,№5

4.Роджерс Карл, Фрейберг Джером. Свобода учиться. Москва, Смысл 2002.

5.Практикум по психологии здоровья,// под ред Г.С.Никифорова, Питер 2005,

6.Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология сиротства, Питер, 2005. часть 2. Изучение Я-концепции, 4. Диагностика социальной компетентности и адаптации.

7.Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека, ВП, 2005,№1, (файл).

8. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики //Вопр. Психологии. 2012. № 1.

9.Кравцова С.В. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа // Вопр. Психологии. 2012. № 1

10. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопр. Психологии. 2009. № 3, С. 3–12.

 

 

3. Структура и содержание самостоятельной работы
студентов

 

3.1.Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. часы) Общая трудоемкость
    Конспектирование в рабочей тетради Работа с монографией и статьями Составление аналитическихтаблиц Составление глоссария по учебной дисциплине Подготовка доклада  
11. РАЗДЕЛ 1. Предмет, задачи, проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования
22. РАЗДЕЛ 2. Образ новой системы образования в исследованиях западных психологов
3. РАЗДЕЛ 3. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова как образ современной системы образования.
4. РАЗДЕЛ 4. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения.
  Итого:

 

 

3.2.План-график самостоятельной работы студентов

 

 

№/пп Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя сем-ра) Форма контроля
Обязат. Допол.
Составление аналитических таблиц №№ 1 – 4 +   1-18 Обоснование на семинарах
Конспект в рабочей тетради №№ 1 – 4 +   1-18 Ответы на семинарах, доклады
Конспектирование и аннотирование статей и глав монографий № 1-4 +   1-18 Проверка задания
Подготовка тематических докладов № 1 – 4 +   1-18 Заслушивание на семинар
Составление глоссария №№ 1 – 4 +   По выбору, с 1-19 Проверка глоссариев (групповые проекты)

 

 

Содержание и формы текущего контроля знаний

 

4.1. Формы текущего контроля знаний

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма текущего контроля
Контрольная (проверочная) работа Работы на семинарских занятиях Работы на практических занятиях Лабораторная работа Проверка конспектов Парный взаимоконтроль
РАЗДЕЛ 1. Актуальные проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования + + + - - +
РАЗДЕЛ 2. Образ новой системы образования в исследованиях западных психологов +   + - - +
РАЗДЕЛ 3. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова как образ современной системы образования. +   + - - +
РАЗДЕЛ 4. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения. +   +   - +
  Итого: -   + - - +

 

 

 

4.2. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов (вопросы к экзамену)

Место проблем возрастной и педагогической психологии в системе знания классических западных школ психологии.

Концепция Ж.Пиаже, ее значение для западной педагогической психологии.

Концепция эпигенеза идентичности Э.Эриксона как основание воспитания и самовоспитания.

Идеи гуманизации образования в концепции К.Г.Юнга (проблема воспитания, как воспитания взрослого, в том числе учителя),

Идеи гуманизации образования в концепции Э.Фромма (понятие об авторитарной и гуманистической этике, подходы к образованию),

Идеи гуманизации образования в концепции А.Маслоу (идеальный колледж, концепция подлинного научения в отличие от «внешнего обучения», представления об учителе),

Идеи гуманизации образования в концепции К.Роджерса (личностно-ориентированный подход в образовании и его принципы).

Система разноуровневых психологических концепций, лежащих в фундаменте современного развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.

Природа человеческой психики в неклассической концепции Л.С.Выготского, пересмотр границ психического, роль содержания образования. Связь общепсихологической культурно-исторической концепции и положения психологии развития.

Гипотеза о развивающем обучении Л.С.Выготского. Общие принципы концепции возрастного развития.

Проблемы психологии развития и педагогической психологии в теории деятельности А.Н.Леонтьева.

Ведущие деятельности в концепцииД.Б.Эльконина (онтогенетический и филогенетический аспекты).

Теория учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина и др.

Концепция двух видов сознания и мышления В.В.Давыдова, концепция двух видов обобщения в обучении

Строение учебной деятельности как основание педагогической технологии РО.

Развитие теоретического мышления и его составляющих (анализа, планирования и рефлексии) в процессе становления учебной деятельности.

Концепция возрастных неумирающих форм сотрудничества Г.А.Цукерман, Преемственность и отличие от концепций педагогического общения.

Концепция учебного сотрудничества Г.А.Цукерман, (со взрослым, со сверстником, с самим собой).

Характеристики коллективно-распределенной учебной деятельности в период, переходный к подростковому возрасту.

Концепция развития личности и классного коллектива в коллективно-распределенной деятельности в младшем школьном возрасте А.К.Дусавицкого.

Психолого-педагогические концепции ведущей деятельности в подростковом возрасте (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, К.Н.Поливанова, Б.Д.Эльконин,

Психолого-педагогические концепции ведущей деятельности в подростковом возрасте Г.А.Цукерман). Особенности курса психология саморазвития для подростков.

Особенности и основные направления деятельности психолога по сопровождению РО.

Гуманитарно-психологическая экспертиза в образовании. Проблема психического здоровья учащихся. Диагностика и профилактика.

Концепция кризисов возрастного развития К.Н.Поливановой.

Интегральная концепция возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман. Попытки синтеза западных и отечественных подходов к развитию в проектной модели развития субъекта.

 

Содержание и форма промежуточной аттестации

 

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить разнообразные самостоятельные работы на пороговом уровне.

Форма аттестации по дисциплине: экзамен.

Подготовка к экзамену ведется по вопросам, совпадающим с вопросами для самопроверки (см. пункт 4.2.).

 


 

Учебное издание

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.