Тема 8. Становление и современной состояние системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (4 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Преемственная связь концепции развивающего обучения с концепцией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина
2. Взаимосвязь концепций, составляющих основание системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова:
– теория периодизаций,
– теория двух типов обобщения и мышления,
– теория учебной деятельности и ее субъекта,
– теория развивающего обучения,
– концепция учебного сотрудничества
3. Развитие теории учебной деятельности в трудах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина,
4. Проекты и реализация развивающего обучения в подростковой и старшей школе.
Базовый учебник
Учебное пособие Коптева Н.В. Психологические основания и реализация системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, 2012.
Дополнительная литература
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел IV Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: преемственной дошкольной и начальной школьной ступеней, В.В.Давыдов Концепция гуманизации российского начального образования, Д.Б.Эльконин Интеллектуальные возможности младших школьников, Г.А.Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность?
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел IV В.В.Давыдов, В.В.Репкин Дети растут, а вы? Как организовать развивающее обучение в 5-9 классах средней школы, Б.Д. Эльконин Кризис детства и основания проектирования форм детского развития Г.А.Цукерман Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста, К.Н. Поливанова, К проблеме ведущей деятельности в подростничестве, Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский, Е.В.Чудинова Гипотеза о содержании обучения подростка в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Рекомендуемая литература
1. Концепция учебной деятельности [Электронный ресурс] http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html
2 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996. С. 145-247
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002
Ноженкина О.С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия // Вопр. Психологии. 2009. № 2,
4 Проектные задачи в начальной школе/ под ред А.Б.Ворпонцова М.:Просвещение, 2009.
5.Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?, Москва-Рига 2000.
6.Граник Г.Г.. Психолого-дидактические проблемы создания школьных учебников // Вопр. Психологии. 2009. № 3,
7. Дусавицкий А.К., КондратюкЕ.М.,Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.
Урок в развивающем обучении Вита-Пресс, 2008.
8.Подшивалова Е.Л.., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной
деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших
школьнков// Психологическая наука и образование. 2003, №2, С.57–66
9.Цукерман Г.А., Суховерша Ю.И.Поисковая активность в учебной
деятельности // Вопросы психологии. 2007, №5, С.25–38
10.Давыдов В.В. (ред.) Философско-психологические проблемы
развития образования.–М.: Педагогика 1981
11. Развивающее обучение на пути к подростковой школе/ под ред.
Б.Д.Эльконина, М.: Эврика 2004
12.Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные
программы (Система Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова)/ составитель
А.Б.Воронцов. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009
Задания для самостоятельной работы
Составить схему: «Основные этапы истории становления системы развивающего обучения (теоретических оснований и практики».
Возможные варианты схемы: «Взаимосвязь концепций, составляющих основание системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова».
Как связаны теория и практика системы развивающего образования
Тема 9. Гуманитарно-психологическая экспертиза в образовании. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения (4 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Гуманитарная экспертиза в образовании
– понятие об экспертизе, эксперте
–психологические основания ГЭО
– особенности гуманитарной дисциплины в образовании, функции,
– объекты ГЭО,
– методы и средства ГЭО
2. Психологическое здоровье детей и учащихся ( подходы и критерии).
3. Проблема психологического здоровья детей и учащихся в различных образовательных системах.
Базовый учебник
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Часть третья Образование и психологическое здоровье.
Дополнительная литература
1.Братченко, С. Введение в гуманитарную экспертизу образования, М.1999.
2.Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала Методическое пособие для школьных психологов. Л., 1997
3.Братусь Б.С., К проблеме человека в психологии//ВП 1997,№5
4.Роджерс Карл, Фрейберг Джером. Свобода учиться. Москва, Смысл 2002.
5.Практикум по психологии здоровья,// под ред Г.С.Никифорова, Питер 2005,
6.Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология сиротства, Питер, 2005. часть 2. Изучение Я-концепции, 4. Диагностика социальной компетентности и адаптации.
7.Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека, ВП, 2005,№1, (файл).
8. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики //Вопр. Психологии. 2012. № 1.
9.Кравцова С.В. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа // Вопр. Психологии. 2012. № 1
10. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопр. Психологии. 2009. № 3, С. 3–12.
3. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
3.1.Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины
| Наименование раздела
дисциплины
| Формы самостоятельной работы (ак. часы)
| Общая трудоемкость
|
| | Конспектирование
в рабочей тетради
| Работа с монографией и статьями
| Составление аналитическихтаблиц
| Составление глоссария по учебной дисциплине
| Подготовка доклада
|
| 11.
| РАЗДЕЛ 1. Предмет, задачи, проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования
|
|
|
|
|
|
| 22.
| РАЗДЕЛ 2. Образ новой системы образования в исследованиях западных психологов
|
|
|
|
|
|
| 3.
| РАЗДЕЛ 3. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова как образ современной системы образования.
|
|
|
|
|
|
| 4.
| РАЗДЕЛ 4. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения.
|
|
|
|
|
|
| | Итого:
|
|
|
|
|
|
|
3.2.План-график самостоятельной работы студентов
№/пп
| Формы
самостоятельной работы
| Раздел
дисциплины курса
| Вид сам.
работы
| Сроки
(неделя сем-ра)
| Форма контроля
| Обязат.
| Допол.
|
| Составление аналитических таблиц
| №№ 1 – 4
| +
|
| 1-18
| Обоснование на семинарах
|
| Конспект в рабочей тетради
| №№ 1 – 4
| +
|
| 1-18
| Ответы на семинарах, доклады
|
| Конспектирование и аннотирование статей и глав монографий
| № 1-4
| +
|
| 1-18
| Проверка задания
|
| Подготовка тематических докладов
| № 1 – 4
| +
|
| 1-18
| Заслушивание на семинар
|
| Составление глоссария
| №№ 1 – 4
| +
|
| По выбору, с 1-19
| Проверка глоссариев (групповые проекты)
|
Содержание и формы текущего контроля знаний
4.1. Формы текущего контроля знаний
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Форма текущего контроля
| Контрольная (проверочная) работа
| Работы на семинарских занятиях
| Работы на практических занятиях
| Лабораторная работа
| Проверка конспектов
| Парный взаимоконтроль
|
| РАЗДЕЛ 1. Актуальные проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования
| +
| +
| +
| -
| -
| +
|
| РАЗДЕЛ 2. Образ новой системы образования в исследованиях западных психологов
| +
|
| +
| -
| -
| +
|
| РАЗДЕЛ 3. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова как образ современной системы образования.
| +
|
| +
| -
| -
| +
|
| РАЗДЕЛ 4. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения.
| +
|
| +
|
| -
| +
|
| Итого:
| -
|
| +
| -
| -
| +
|
4.2. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов (вопросы к экзамену)
Место проблем возрастной и педагогической психологии в системе знания классических западных школ психологии.
Концепция Ж.Пиаже, ее значение для западной педагогической психологии.
Концепция эпигенеза идентичности Э.Эриксона как основание воспитания и самовоспитания.
Идеи гуманизации образования в концепции К.Г.Юнга (проблема воспитания, как воспитания взрослого, в том числе учителя),
Идеи гуманизации образования в концепции Э.Фромма (понятие об авторитарной и гуманистической этике, подходы к образованию),
Идеи гуманизации образования в концепции А.Маслоу (идеальный колледж, концепция подлинного научения в отличие от «внешнего обучения», представления об учителе),
Идеи гуманизации образования в концепции К.Роджерса (личностно-ориентированный подход в образовании и его принципы).
Система разноуровневых психологических концепций, лежащих в фундаменте современного развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.
Природа человеческой психики в неклассической концепции Л.С.Выготского, пересмотр границ психического, роль содержания образования. Связь общепсихологической культурно-исторической концепции и положения психологии развития.
Гипотеза о развивающем обучении Л.С.Выготского. Общие принципы концепции возрастного развития.
Проблемы психологии развития и педагогической психологии в теории деятельности А.Н.Леонтьева.
Ведущие деятельности в концепцииД.Б.Эльконина (онтогенетический и филогенетический аспекты).
Теория учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина и др.
Концепция двух видов сознания и мышления В.В.Давыдова, концепция двух видов обобщения в обучении
Строение учебной деятельности как основание педагогической технологии РО.
Развитие теоретического мышления и его составляющих (анализа, планирования и рефлексии) в процессе становления учебной деятельности.
Концепция возрастных неумирающих форм сотрудничества Г.А.Цукерман, Преемственность и отличие от концепций педагогического общения.
Концепция учебного сотрудничества Г.А.Цукерман, (со взрослым, со сверстником, с самим собой).
Характеристики коллективно-распределенной учебной деятельности в период, переходный к подростковому возрасту.
Концепция развития личности и классного коллектива в коллективно-распределенной деятельности в младшем школьном возрасте А.К.Дусавицкого.
Психолого-педагогические концепции ведущей деятельности в подростковом возрасте (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, К.Н.Поливанова, Б.Д.Эльконин,
Психолого-педагогические концепции ведущей деятельности в подростковом возрасте Г.А.Цукерман). Особенности курса психология саморазвития для подростков.
Особенности и основные направления деятельности психолога по сопровождению РО.
Гуманитарно-психологическая экспертиза в образовании. Проблема психического здоровья учащихся. Диагностика и профилактика.
Концепция кризисов возрастного развития К.Н.Поливановой.
Интегральная концепция возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман. Попытки синтеза западных и отечественных подходов к развитию в проектной модели развития субъекта.
Содержание и форма промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить разнообразные самостоятельные работы на пороговом уровне.
Форма аттестации по дисциплине: экзамен.
Подготовка к экзамену ведется по вопросам, совпадающим с вопросами для самопроверки (см. пункт 4.2.).
Учебное издание
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|